Применение метода проблемного обучения на уроках истории
статья по истории по теме
Сидорова С.Ю.,
учитель истории и обществознания
МБОУ Излучинская ОСШУИОП №1
Применение метода проблемного обучения на уроках истории
Главной задачей образования в современной России получить на выходе из образовательного учреждения выпускника готового к быстрой социализации в современном социуме, к самостоятельному принятию решения, определению путей достижения поставленной цели. Задача современного педагога научить ребенка самостоятельно учиться. С каждым днем поток информации увеличивается, усвоить её всю просто не возможно. Именно поэтому, главной задачей сегодня для педагога является не столь развитие навыков и умений ученика, сколько раскрытие его способностей и творческих возможностей. Только при развитии самостоятельной творческой активности ученика, при самостоятельном осмыслении информации она становится ценной для него.
Как же в таком случае мотивировать ученика на самостоятельный поиск необходимой информации? В этом случае в учебно-образовательном процессе ученик и учитель должны выступать как равноправные субъекты. В рамках традиционного урока, где ученик выступает только как объект, который должен усвоить необходимый объем знаний этого добиться не возможно. Сегодня в рамках современного урока основанного на личностно-ориентированном подходе к ученику учитель получает все шансы раскрыть способности и творческие способности обучающихся. Именно использование проблемного метода обучения позволяет научить ребенка самостоятельно находить информацию.
На своих уроках истории активно применяю этот метод обучения. Успех самостоятельной деятельности учеников в рамках таких уроков зависит, прежде всего от того, насколько успешно они овладели методологией решения проблемных задач. Во многих работах различных авторов проблемное обучение представлено в следующих последовательных этапах:
- Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи
- Активный мыслительно-познавательный поиск учащегося под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам
- Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.
- Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие
Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций. На уроках истории для создания таких ситуаций можно использовать факты, идеи, утверждения, которые вызывают удивление и поражают своей неожиданностью.
Например:
- Почему князь Владимир выбрал именно православное христианство из многих других религий?
- Почему Петр I одержав победу над шведами, противниками России в Северной войне, назвал их своими «учителями»?
- Почему монголо-татары во время ига лояльно относились к представителям русской церкви?
Повышается уровень активности учащихся когда на уроке им предлагается ситуация конфликта, то есть когда одни факты противоречат другим.
Одним из примеров может быть организация работы в 10 классе на уроке истории по теме «Зарождение Древнерусского государства», когда сталкиваются в дискуссии сторонники и противники норманнской теории.
Ситуация неопределенности, то есть когда фактов для конкретного вывода не хватает тоже способствует повышению активности учащихся на уроке.
- Известно, что русский император Петр I владел в совершенстве несколькими ремеслами. Предположите какими?
Еще одним примером может быть ситуация выбора, когда ученикам предлагается самостоятельно выбрать из предложенных вариантов, правильный по их мнению ответ, и доказать свою точку зрения.
- Петр I: реформатор или революционер на троне?
- П.А. Столыпин: консерватор или великий консерватор?
Особенность проблемного обучения является не только то, что у ученика повышается познавательная активность, но более ценно то, что происходит осмысление им процесса поиска необходимой информации и усвоения ее.
Конечно, проблемный метод обучения не состоит только из проблемных ситуаций, возможно, применять на уроке и проблемные задачи, и вопросы, проводить урок к форме проблемной лекции. Однако, хочется отметить, что особенностью метода проблемного обучения является то, что образовательный процесс при этом позволяет ученику самостоятельно выбирать пути решения проблемы, что делает полученную информацию для него ценной, а значит он усваивает ее на качественно новом уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение метода проблемного обучения на уроках и | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сидорова С.Ю.,
учитель истории и обществознания
МБОУ Излучинская ОСШУИОП №1
Применение метода проблемного обучения на уроках истории
Главной задачей образования в современной России получить на выходе из образовательного учреждения выпускника готового к быстрой социализации в современном социуме, к самостоятельному принятию решения, определению путей достижения поставленной цели. Задача современного педагога научить ребенка самостоятельно учиться. С каждым днем поток информации увеличивается, усвоить её всю просто не возможно. Именно поэтому, главной задачей сегодня для педагога является не столь развитие навыков и умений ученика, сколько раскрытие его способностей и творческих возможностей. Только при развитии самостоятельной творческой активности ученика, при самостоятельном осмыслении информации она становится ценной для него.
Как же в таком случае мотивировать ученика на самостоятельный поиск необходимой информации? В этом случае в учебно-образовательном процессе ученик и учитель должны выступать как равноправные субъекты. В рамках традиционного урока, где ученик выступает только как объект, который должен усвоить необходимый объем знаний этого добиться не возможно. Сегодня в рамках современного урока основанного на личностно-ориентированном подходе к ученику учитель получает все шансы раскрыть способности и творческие способности обучающихся. Именно использование проблемного метода обучения позволяет научить ребенка самостоятельно находить информацию.
На своих уроках истории активно применяю этот метод обучения. Успех самостоятельной деятельности учеников в рамках таких уроков зависит, прежде всего от того, насколько успешно они овладели методологией решения проблемных задач. Во многих работах различных авторов проблемное обучение представлено в следующих последовательных этапах:
- Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи
- Активный мыслительно-познавательный поиск учащегося под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам
- Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.
- Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие
Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций. На уроках истории для создания таких ситуаций можно использовать факты, идеи, утверждения, которые вызывают удивление и поражают своей неожиданностью.
Например:
- Почему князь Владимир выбрал именно православное христианство из многих других религий?
- Почему Петр I одержав победу над шведами, противниками России в Северной войне, назвал их своими «учителями»?
- Почему монголо-татары во время ига лояльно относились к представителям русской церкви?
Повышается уровень активности учащихся когда на уроке им предлагается ситуация конфликта, то есть когда одни факты противоречат другим.
Одним из примеров может быть организация работы в 10 классе на уроке истории по теме «Зарождение Древнерусского государства», когда сталкиваются в дискуссии сторонники и противники норманнской теории.
Ситуация неопределенности, то есть когда фактов для конкретного вывода не хватает тоже способствует повышению активности учащихся на уроке.
- Известно, что русский император Петр I владел в совершенстве несколькими ремеслами. Предположите какими?
Еще одним примером может быть ситуация выбора, когда ученикам предлагается самостоятельно выбрать из предложенных вариантов, правильный по их мнению ответ, и доказать свою точку зрения.
- Петр I: реформатор или революционер на троне?
- П.А. Столыпин: консерватор или великий консерватор?
Особенность проблемного обучения является не только то, что у ученика повышается познавательная активность, но более ценно то, что происходит осмысление им процесса поиска необходимой информации и усвоения ее.
Конечно, проблемный метод обучения не состоит только из проблемных ситуаций, возможно, применять на уроке и проблемные задачи, и вопросы, проводить урок к форме проблемной лекции. Однако, хочется отметить, что особенностью метода проблемного обучения является то, что образовательный процесс при этом позволяет ученику самостоятельно выбирать пути решения проблемы, что делает полученную информацию для него ценной, а значит он усваивает ее на качественно новом уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение методов проблемного обучения на уроках математики
«Каждый человек видит тем больше нерешённых проблем, чем обширнее круг его знаний». С.Л.РубинштейнУровень развития умственных способностей всегда определяет способность правильно мыслить, достиг...
Применение метода проблемного обучения на уроках физики, как средство реализации ФГОС
Применение метода проблемного обучения на уроках физики, как средство реализации ФГОС...
Применение метода проблемного обучения на уроках истории
В статье рассматриваются приемы проблемного метода, проблемных заданий. Применение данного метода направлено на формирование умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлек...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Учебно-методическая разработка определяет применение метода проблемного обучения на уроках математики в общеобразовательных учреждениях страны....
Статья по теме :"Применение технологии проблемного обучения на уроках истории"
Данная статья может быть использована для выступления на методическом объединении учителей истории и обществознания. В ней приводятся не только теоретические основы технологии проблемного обучен...
Практическое применение технологии проблемного обучения на уроках истории
Методическая разработка содержит описание приёмов технологии проблемного обучения с практическими примерами применения этих приёмов на уроках истории. А также в каждом приёме отражены основные действи...
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
laquo;ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»...