урок по истории России в 7 классе "Северная война 1700-1721 гг."
план-конспект урока по истории по теме

Колупаев Андрей Анатольевич

План-конспект урока

 

Цели урока:

  • познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;
  • охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны;
  • оценить значение победы в Северной войне для России.

Задачи урока:

  • Образовательная – познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ, активизировать познавательную активность учащихся.
  • Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой,картой.
  • Воспитательная – воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину.

Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.

Форма урока: проблемно-исследовательская.

Оборудование урока: карта «Российское государство в XVIII века, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Северная война».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»

Похожее изображение

Урок по истории России

в 7 классе  на тему:

«Северная война 1700-1721 гг.»

Колупаев Андрей Анатольевич,

учитель истории и обществознания

Курский район д. В. Медведица

2017

План-конспект урока

Цели урока:

  • познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;
  • охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны;
  • оценить значение победы в Северной войне для России.

Задачи урока:

  • Образовательная – познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ, активизировать познавательную активность учащихся.
  • Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой,картой.
  • Воспитательная – воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину.

Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.

Форма урока: проблемно-исследовательская.

Оборудование урока: карта «Российское государство в XVIII века, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Северная война».

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний учащихся

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века. Именно это событие открывало век и стало началом новой жизни России. Речь пойдет о Северной войне . Но для начала давайте вспомним основные события , которые предшествовали этой войне. (Слайды 1-8) Сегодня мы узнаем с вами, что явилось предпосылками войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны. (Слайд 9) В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи – какие? (Слайд 10)  – Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую? (Выход в Черное море) – Что было сделано для её решения? (Азовские походы 1695, 1696 гг.) – Когда и как закончилась эта война? – Вспомните дальнейшее действие Петра I. (Великое посольство) – Его итоги?– Каковы были причины войны России со Швецией? (Слайд 11)

II. Изучение нового материала

1. Начало войны. Сражение под Нарвой

– Абсолютно верно, после поездки сформировался «Северный союз», в который вошли Россия, Дания, Саксония (Слайд 12). – Давайте посмотрим на причины создания Северного союза – что было общего у этих стран?(Слайд 13) 
– Действительно, всех союзников связывало Балтийское море, а также недовольство агрессивной политикой Швеции.  Рассматривая военные события, давайте определим, какая из двух стран была наиболее подготовленной? (Слайд 14). Швеция была страной передового военного искусства. Её армия насчитывала 150 тыс. человек, но это была регулярная армия с отличным вооружением, богатым опытом военных действий и считалась лучшей в Европе. Шведский военный флот насчитывал 42 линейных корабля и 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек, а также Швеция имела сильно развитую промышленность. Россия имела армию численностью в 200 тыс. человек. Какая это была армия, нам расскажет …

2. Выступление учащегося с сообщением о состоянии русской армии (выступление сопровождается презентацией)

Темой моего исследования стала русская армия конца XVII – первой четверти XVIII века. Армия, которую унаследовал Петр, была сложной и несколько разнородной по составу сил: (Слайд 15) кроме казаков, башкир, она состояла из трех различных элементов. Самой старой и теперь наименее полезной из них была конница (дворянское ополчение), вербуемая по долгу перед отечеством из землевладельцев (помещиков). С 1550-х годов эта служба была укреплена стрельцами, но они стали только не надежны, о чем свидетельствовали стрелецкие бунты. Наконец, имелись полки «нового строя», организованные на манер западноевропейских сил и руководимые преимущественно иностранными офицерами, доверие к которым было небольшим.Первый шаг к превращению России в великую державу был предпринят ещё в конце 1699 года (Слайд 16). Петр издал приказ относительно набора на военную службу в крупном масштабе из добровольцев и рекрутов-крестьян ( рекрутской повинности подлежат все сословияи все классы населения; срок службы – пожизненный), а также о формировании из них новых полков. Добровольцы должны были получать удивительно высокую плату – 11 рублей в год вместе с пособием на продовольствие. Выполнить до конца эти изменения Петру Первому перед войной не удалось, но Северная война заставит коренным образом изменить армию. (Слайд 17)К этому можно добавить ещё то, что Россия имела недостаточное количество вооружения (в основном зарубежного производства), слабую боеготовность, сюда можно также добавить отсутствие современного военно-морского флота, слабую промышленную базу.

Учитель: Так была ли Россия готова к войне со Швецией? Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась в августе 1700 года. В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов.

3. Первый этап войны (1700-1701)

Военная слабость и несогласованность в действиях союзников привели к их крупным неудачам в начале войны. (Слайд 18)  При активном содействии англо-голландского флота, Карл XII, шведский король, высадился у Копенгагена, столицы Дании и заставил датского короля выйти из войны. В это время русские войска осадила Нарву (35 тыс. солдат, 145 орудий против 12 тыс. шведов). Осада затянулась до осени. 19 ноября Карл XII, перебросив свои войска, внезапно атаковал русских. Слабая выучка дворянской конницы и недавно сформированной пехоты, а также измена иностранных офицеров привели к поражению русских войск. И только мужество, и стойкость двух гвардейских полков – Семеновского и Преображенского – не дали превратить сражение в простое избиение бегущих людей. Итоги: русская армия разбита, офицеры сдались в плен, артиллерия потеряна. Так закончился этот этап для Дании и России. (Слайд 19) Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой (Слайд 20) «Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать»

– Чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой?

 – Считал ли он это поражение окончательным?

 – Какие выводы были сделаны?

4. Новые преобразования Петра

Второй этап – 1701-1706. (Слайд 21) До вторжения в Россию Карл II решил вывести из войны польского короля Августа II. Тем более, он считал русских неспособными на серьезное сопротивление (Слайд 10). Карл XII, начав войну с Польшей, по словам Петра Первого, увяз в ней до 1706 года, тем самым дал передышку России. Петр I, правильно оценив обстановку, начинает заново создавать армию (регулярную, за счет рекрутских наборов), создает заново артиллерию (даже за счет церковных колоколов), развертывает строительство флота и стремится занять прочные позиции в Прибалтике. Армия под командованием Б. П. Шереметьева продолжала воевать в Прибалтике, где оставались незначительные силы шведов.  Первые победы не заставили себя ждать (Слайд 24). В июне 1701 года отряд русских лодок под командованием офицера Животовского посадил на мель и захватил в плен 5 фрегатов и 2 яхты шведов.Декабрь 1701 года взят Эрестфер (Шереметьев получил высший орден Святого Андрея Первозданного и чин фельдмаршала).В октябре 1702 года взят Нотебург (бывшая русская крепость Орешек). Петр I сам командовал штурмом и после победы писал:

«Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен» –переименован в Шлиссельбург – «ключ-город»

В мае 1703 года русские вышли к устью Невы и после осады овладели крепостью Ниеншанц. Случилось это 1 мая, а 16 мая Петром I был заложен Санкт-Петербург. (Слайд 25)

А.С. Пушкин «Медный всадник»:

Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу проложить окно, Ногою твердой стать при море.

Затем были Дерпт (июнь 1704 года) и Нарва (июнь 1704 года), та самая Нарва, которая стала первой неудачей в войне. Падение Нарвы очень обрадовала царя: «Нарву, которая четыре года нарывала, ныне, слава Богу, прорвало».

Действительно после действий в Прибалтике русские практически выполнили свои первоначальные задачи – вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные в XVII веке. Так закончился второй этап войны. Усвоив уроки «нарвской конфузии» Петр провел реорганизацию армии. О том каковы были новые преобразования Петра нам расскажет … ученик. (Слайды 22-23)

5. Полтавская битва

Начинается третий этап – 1708-1709 (Слайд 26). 24 сентября 1706 года Карл XII заключил сепаратный мирный договор с Августом II, посадив на польский престол Станислава Лещинского, тем самым обеспечил себе надежный тыл и выступил походом на Россию. В январе 1708 года 45-тысячная армия двинулась на Москву. По плану, составленному Петром I, русская армия должна была уклоняться от решительных сражений и изматывать шведов. Но одна жаркая стычка произошла близ деревни Раевка. В схватке участвовали отряд русских драгун и шведский кавалерийский полк. Шведы понесли большие потери, а под Карлом XII была убита лошадь, и он чуть не попал в плен. После сражения наступление на Москву прекратилось, а шведский король повернул на Украину, где ожидал получить от 30 до 50 тысяч человек, обещанных гетманом Мазепой, изменившим русскому царю. Но в этот момент произошло событие, имевшее роковые для шведов последствия.

(Слайд 27).

Битва при Лесной, произошедшая 28 сентября 1708 года, в которой Петр I с отрядом в 12 тысяч человек разбил корпус генерала Левенгаупта (16 тысяч человек), лишила шведов значительных материальных ресурсов и отрезала их от баз в Прибалтике. А боевой дух русских солдат, наоборот, возрос, не случайно Петр I назвал сражение у Лесной «матерью Полтавской баталии». А что это за баталия нам расскажет…

III. Выступление учащихся

Ученик 1: Темой нашего исследования стало одно из крупнейших и очень важных по значению событий Северной войны – Полтавская битва (Слайд 28). План шведского короля – достигнуть Москвы через Смоленск – был сорван искусной обороной русских войск, действующих при поддержке населения. Шведские войска оторвались от своих баз и шли по опустошенной земле. Крестьяне зарывали хлеб в ямы, уводили скот, а сами уходили в леса. Дальнейший путь по прямой дороге на Москву по "оголоженной" местности грозил шведской армии гибелью. Карл XII повернул армию, следуя на Украину. Весной 1709 г. Карл XII, находясь со своей армией на Украине, решил возобновить наступление на Москву через Харьков и Белгород. Силы его армии значительно уменьшились и составляли 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, Карл решает быстро овладеть Полтавой, расположенной на правом берегу Ворсклы. Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат, кроме того, были вооружены 2500 жителей. Героическая оборона Полтавы */*под руководством полковника Келина имела большое стратегическое значение, так как приковала к Полтаве шведские силы на*/* три месяца (апрель – июнь) и дала возможность русской армии выиграть время для подготовки к генеральному сражению. Немногочисленный гарнизон Полтавы отбил около 20 штурмов, нанося значительные потери противнику. 
В июне Петр I прибыл в армию, которая располагалась неподалеку от Полтавы и решил дать шведам генеральное сражение. Вечером 25 июня русская армия перешла ближе к Полтаве, к оврагу севернее деревни Яковцы, находившейся в 5 км от Полтавы, и устроила здесь укрепленный лагерь. На открытом пространстве (до 1,5 км), окруженном лесом, было построено шесть редутов в линию и четыре редута перпендикулярно линии первых шести, из них два редута не были полностью закончены. В битве участвовало со стороны русских до 42 тыс. человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов – до 30 тыс. человек. */*Русская конница состояла из 23 драгунских полков и 1 эскадрона. */

Ученик 2: Замысел Петра I сводился к тому, чтобы измотать противника на передовой позиции и затем разбить его в главной баталии. 27 июня в 2 часа утра шведский король двинул свою армию к месту расположения русских войск. Впервой линии шла пехота, построенная в четыре колонны, во второй – конница в шесть колонн. На подступах к русским укреплениям передовой позиции завязался бой за передние (продольные) редуты. Карл XII приказал коннице пройти между пехотными колоннами и выбить русских с занимаемых позиций. Так началась знаменитая Полтавская битва.

Учитель: Перед сражением Петр обратился к солдатам со следующими словами:
«Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь своя не дорога, только бы жили Россия и российское благочестие, слава и благосостояние». 
(Слайды 29, 30).

Учитель:Итак, 27 июня 1709 г. началась Полтавская битва. (Слайд 31).

Пушкин в своем произведении «Полтава» так описал бой– стихотворение читает ученица …(Слайд 32).

И грянул бой, Полтавской бой!  В огне, под градом раскаленным,  Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй  Штыки смыкает. Тяжкой тучей  Отряды конницы летучей,  Браздами, саблями звуча,  Сшибаясь, рубятся с плеча.  Бросая груды тел на груду,  Шары чугунные повсюду  Меж ними прыгают, разят,  Прах роют и в крови шипят.  Швед, русский – колет, рубит, режет.  Бой барабанный, клики, скрежет,  Гром пушек, топот, ржанье, стон,  И смерть и ад со всех сторон.

Ученик 2 (продолжает): В девятом часу утра русская и шведская армии пошли на сближение и после непродолжительного залпового ружейного огня бросились врукопашную. */Правое крыло шведских войск, при котором находился Карл XII, потеснило новгородский батальон, прорвав русскую линию почти у самого центра. В это время Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, который стремительным броском смял прорвавшихся шведов, закрыв образовавшийся прорыв.*/ Ожесточенный рукопашный бой шел по всему фронту. Между тем русская конница, ведя успешно бой, охватывала фланги шведов, угрожая их тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое время обратились в паническое бегство к Будищенскому лесу. К 11 часам утра после почти двухчасовой главной баталии шведы были разгромлены.

Просмотр анимации Полтавская битва (см. архив полной версии Презентации)

Учитель: Более 15 тыс. человек во главе с Левенгауптом без боя сложили оружие, Карл XII вместе с изменником гетманом Мазепой и небольшой охраной в ночь на 30 июня переправился через Днепр и бежал в Турцию. Шведский король потерял всю свою армию. На поле боя осталось 9234 убитых; взято в плен вместе со сдавшимися полками Левенгаупта 19 тыс. человек, в том числе весь генералитет и более тысячи офицеров. Русская армия потеряла 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Сложно переоценить значение Полтавской Победы, которая подтвердила факт рождения и укрепления нового, молодого Российского государства. Полтавская Победа коренным образом изменила ход войны и европейской политики. 
Знаменитый французский мыслитель 
Вольтер впоследствии так сказал об этой победе русского оружия: «Из всех сражений, обагрявших когда-либо кровью землю, это единственное, которое... послужило к счастью людей, потому что даровало царю свободу благоустраивать огромную часть света. Ни одна война, бывшая между нынешними народами, не искупила хотя бы малым добром причиненное ею зло, а следствием Полтавского сражения было шествие наипространнейшей империи». В 2009 году победе в Полтавской битве исполнилось 300 лет. (Слайд 33 – значение битвы).

6. Прутский поход

– Так закончился третий переломный этап войны. Тем временем Карл XII, укрывшись в Турции, отказался от мирного договора с Петром и в 1710 году Турция, подстрекаемая западными державами, объявила России войну. Начался четвертый этап войны. (Слайд 34) Новая война с Турцией стала неизбежна. К причинам войны можно отнести: (Слайд 35) – требование Петра I выдворить Карла XII из Турции; – подстрекательство Турции со стороны западных держав; – захват Азова в 1696 году; – появление русского флота в Азовском море.

Дабы упредить противника, в феврале 1711 Россия двинула свою армию в Молдавию, на Дунай (Прутский поход) (Слайд 36), стремясь как можно дальше отодвинуть театр военных действий от Украины и Польши. Молдавский господарь Дмитрий Кантемир обещал Петру поддержку и, в случае победы, присоединение Молдавии к России. Одновременно русские агенты развернули широкую антитурецкую пропаганду на Балканах, в результате чего вспыхнули восстания в Сербии, Черногории и Албании, впрочем, быстро подавленные османами. Русские чувствовали себя уверенно и не сомневались в победе, но 7 июля 1711 в районе реки Прут турки отрезали русскую кавалерию от основной части армии, которая, попав в тяжелые условия безводной, опустошенной саранчой степи, вынуждена была отступить. По пятам наступали турки, постоянно атакуя шедший в арьергарде Преображенский полк. Пройдя лишь 7 верст, армии Петра пришлось остановиться лагерем на берегу реки Прут. Тут 38 тысяч русских оказались со всех сторон окруженными в три с половиной раза численно превосходящим их противником. Турецкая артиллерия беспрерывно обстреливала лагерь, и все русские парламентеры, которых Петр посылал с предложениями о перемирии, возвращались ни с чем. Царь решил любой ценой прорвать окружение, и только тогда, видя его решимость, турки согласились на переговоры. Согласно существующей легенде, сопровождавшая Петра в походе его жена Екатерина втайне от царя передала в подарок визирю все свои деньги и драгоценности, что сделало турецкого военачальника более сговорчивым. Петр готов был на любые уступки, за исключением капитуляции и возвращения шведам Петербурга с прилегающими землями. Но золото и драгоценности, по-видимому, подействовали, и условия подписанного 12 июля 1711 мирного договора были легче, чем можно было предполагать. И все же это был один из самых тяжелых мирных договоров в истории России (Cлайд 37 – итоги похода). По нему Турции возвращался Азов, надлежало уничтожить построенные там укрепления и флот, уничтожались также крепости Таганрог, Каменный Затон . Россия обещала не вмешиваться в польские дела и беспрепятственно пропустить на родину Карла XII.
– Как вы думаете, неудача Прутского похода повлияла на ход Северной войны?
Действительно, эта неудача не отразилась на ходе Северной войны. Ликвидация шведской армии под Полтавой хотя и изменила её ход, но Швеция продолжала контролировать Финляндию и её флот продолжал господствовать на Балтийском море.

– Выберите правильный вариант дальнейших действий Петра I (Cлайд 38):

А) Высадить десант в Швеции и заставить её сдаться. 
Б) Победить Швецию на море и окончательно упрочить победу.
В) Прекратить дальнейшие действия, так как Россия выполнила свои задачи.

Чаще всего учащиеся выбирают ответ Б, поэтому учителю можно сообщить о попытке высадить десант в 1716 году, который был сорван из-за бездействия союзников.

7. Сражения на море

Создав военно-морской флот, русские уже располагали гребным и парусным флотом, Россия стала способной противостоять шведам на море. Но меняется международная обстановка. После окончания войны за Испанское наследство (в 1713-1714 гг.) усилилось вмешательство великих держав в ход войны. Отозвав своего посла из России, Великобритания снарядила эскадру в помощь шведскому флоту и пыталась принудить Данию к заключению сепаратного мира со Швецией. Франция возобновила союзный договор со Швецией с выплатой ей крупных денежных субсидий. Русская дипломатия активно противодействовала враждебным акциям, умело используя противоречия между державами. Но не только действия дипломатии приносили успехи России. Это были и победы на море (Слайды 39-40).

Самыми крупными из них стали Гангутское (27 июля 1714 г.) .  Бой при Гангуте Петр назвал морской Полтавой. (Слайды 41-42): – Пётр боясь столкновения со шведами решил перетянуть корабли в самом узком месте полуострова.
– Шведы двинулись навстречу, но ветер стих и они остановились. – Пётр обошёл шведов и обогнув полуостров воссоединил эскадру. А когда русские заняли Аландские острова в Балтийском море, угроза нависла над самой Швецией.
– Как вы думаете, что мог предпринять в этих условиях Карл XII? Карл XII пытался исправить положение, но безуспешно и в 1718 году начались мирные переговоры, прекратившиеся с гибелью Карла XII. Пришедшая к власти Ульрика Элеонора, сестра Карла, и её муж, заручившись поддержкой Англии, продолжили войну. Ни распад антишведской коалиции ,ни угроза нападения британского флота, не помешали Петру I. Как доказательство этому служит 
Гренгамское сражение (27 июля 1720 г.). (Cлайд 43), в котором на глазах британцев русские галеры под командованием  М. М. Голицына вступили в бой с превосходящими силами противника и выиграли.  Начавшись на суше, Северная война завершилась на море.

8. Ништадтский мир

Не надеясь больше на свои возможности (Cлайд 44), шведы возобновили переговоры, и 30 августа 1721 года был заключен Ништадский мирный договор, по которому

  • к России отходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом;
  • к Швеции отходила Финляндия, а Россия выплачивала 2 млн. рублей за полученные земли.

9. Значение Северной войны трудно переоценить (Cлайд 45). Именно она дала России выход в Балтийское море и позволила встать в разряд мировых держав, став великой морской страной. Созданы условия для морской торговли с Европой. (Cлайд 46). В октябре 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия провозглашена империей. – А как вы думаете, могла ли война закончиться быстрее?  – Что помогло России выиграть, несмотря на первые проигрыши и распад Северного союза? – Остались ли ещё нерешенные внешнеполитические задачи?

IV. Закрепление

А узнать, как вы запомнили события войны, нам помогут слайды с вопросами. (Слайды 47-57).

V. Обобщение

Вот и закончился славный период нашей истории, но это было только начало великих дел великого человека.

VI. Домашнее задание (Cлайд 58)

1. Параграф 14 2.Написать сочинение «Северная война глазами её участников» (по выбору).

VII. Подведение итогов урока

VIII. Звукорефлексия

– Отреагируйте на победу в Северной войне так, как по вашему мнению реагировали люди в 18 в. – Всем спасибо за сотрудничество! (Cлайды 59-60)



Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»

Похожее изображение

Открытый урок по истории России

9 класс на тему:

«Начальный период Великой Отечественной войны»

Колупаев Андрей Анатольевич,

учитель истории и обществознания

Курский район д. В. Медведица

2017

ТЕМА УРОКА: Начало Великой Отечественной войны

ЦЕЛИ:

  1. Образовательные:

- охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны

- выяснить причины неудач красной армии летом- осенью 1941г

- рассмотреть ход военных событий   начального периода войны

2. Развивающие

- формировать умения извлекать информацию с разных источников, анализировать ее, делать выводы

- развивать логическое мышление и речь

- формировать ИКТ- компетентности

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, чувства уважения к тем, кто победил в войне с фашистами на примере мужества советских солдат

Тип урока: изучение нового материала

Методическое оснощение: презентация на тему: «Начало ВОВ», диск «Битва за Москву», аудиозапись выступления Молотова, сообщение « Оборона Ленинграда», учебник АА. Данилов, Л.Г. Косулина по Истории России, рабочий лист.

Оборудование: компьютер, проектор

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы; новые слова: «Тайфун»; даты: 22 июня 1941г, 30 сентября 1941г, 5 декабря 1941г, январь 1943.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте. Ребята,  на прошлом уроке вы хорошо поработали и получили хорошие оценки. Я  уверенна в том, что сегодняшний урок пройдет как обычно продуктивно и интересно.

ВВОДНО-  МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА

-Какой раздел мы начали изучать?

Я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте сформулировать тему урока и записать ее в рабочий лист.

 Июнь. Россия. Воскресенье.

 Рассвет в объятьях тишины.

 Осталось хрупкое мгновенье

 До первых выстрелов войны.

 Безумный шквал огня и стали

 Не повернётся сам назад.

 Два «супербога»: Гитлер – Сталин,

 А между ними страшный ад.

 Июнь. Россия. Воскресенье.

 Страна на грани: быть не быть…

 И это жуткое мгновенье

 Нам никогда не позабыть…

                                                (Д. Попов)

ВОПРОС К УЧЕНИКАМ: Чтобы вы хотели узнать на уроке?

Чтобы достичь, поставленные цели, нам надо проявить умения анализировать, делать выводы, работать с картой, учебником и видеозаписями.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Весь ход военных действий историки делят на три периода:

 1. Начальный период (22 июня 1941-18 ноября 1942 гг.).

 2. Период коренного перелома (19 ноября 1942-конец 1943 гг.).

 3. Период освобождения СССР и разгрома фашистской Германии (1944-9 мая 1945 гг.).

Мы сегодня изучим начальный период ВОВ. Обратимся к плану урока.

ПЛАН.

  1. Начало войны. Силы сторон
  2. Неудачи Красной армии в начале войны
  3. Оборона Ленинграда
  4. Битва за Москву

ПРОБЛЕМА: Почему начальный период ВОВ называется периодом стратегической обороны?

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

- Почему Сталин был уверен, что война с Германией начнется не скоро?

- Как назывался план нападения Германии на СССР?

- Каковы направления захвата?

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: На рассвете 22 июня 1941г. без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германская армия обрушилась на территорию СССР. В полдень этого же дня  с обращением к народу выступил первый заместитель председателя СНК, нарком иностранных дел В. М. Молотов.

ЗАДАНИЕ: прослушайте аудиозапись выступления и ответте на вопрос: Какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: В тот же день была объявлена всеобщая  мобилизация военнообязанных, введено военное положение в стране. Были образованы фронты: Северный, Северо- Западный, Западный, Южный, Юго- Западный. Для руководства ими была образована ставка главного командования, в состав которой вошли Сталин, Молотов, Тимошенко, Ворошилов, Шапошников, Жуков. Верховным главнокомандующим  назначен Сталин.

Для того   чтобы узнать готовность Германии и СССР к войне, обратимся к таблице.

ЗАДАНИЕ: Используя таблицу, оцените силы Германии и СССР в начале войны  и сделайте выводы.

Признаки для сравнения

Германия

СССР

Численность

5,5 млн. чел.

2,9 млн. чел.

Личный состав

190 дивизий

170 дивизий

Танки

4300

9500

Самолеты

5000

8500

Орудие и минометы

48000

4700

 ВЫВОД:_________________________________________________

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Внезапность и мощь удара противника привели к трагическому началу войны. Красная армия потерпела поражения.

ЗАДАНИЕ: Просмотрите  фрагмент фильма «Трагическое начало»  и выполните задание №

 ПРОСМОТР ФИЛЬМА «Трагическое начало»

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Мы переходим к третьему пункту плана. Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Гитлер рассчитывал на то, что с падением Ленинграда в СССР может наступить полная катастрофа.

ЗАДАНИЕ:  Прослушав сообщение одноклассника, выполните задание №  

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: еще одним главным событием начального этапа стала Московская битва.

ЗАДАНИЕ: Просмотрев фильм «Битва за Москву»,  выполните задание №  

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Битва за Москву»

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Мы рассмотрели все пункты плана. Обратимся к проблеме, поставленной в начале урока.

ПРОБЛЕМА: Почему начальный период ВОВ называется периодом стратегической обороны?

ЗАДАНИЕ: сделайте небольшой вывод по теме урока для этого выполните задание №  

ИТОГОВОЕ СЛОВО: Начальный этап войны был самым тяжелым для страны. Советский союз был не готов к войне. Велики были жертвы и утраты. Ценой огромных усилий советскив войскам удалось сорвать планы немцев и перейти в контрнаступление, создав условия коренного перелома в ходе войны.

III ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.         Когда началась Великая Отчественная война?

        1.1 сентября 1939  2.2 сентября 1945   3.22 июня 1941   4.3 августа 1941

2.         Кто сообщил в полдень 22 июня населению по радио о начале войны?

        1 Сталин   2 Жданов   3 Каганович    4 Молотов

3.         Как называлась организация,созданная 23 июня 1941?

        1.Ставка Верховного Командования        2. Совет Безопасности

        3.Государственный Комитет Обороны   4. Народный комиссариат обороны

4.         В каком направлении должна была наносить удар (и нанесла) группа армий    "Север" по плану "Барбаросса"?

        1.Москва      2.Киев    3.Ленинград, Приалтика    4.Баку

5.         Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

        1. 2988 с 8 сентября 1960 по 27 января 1956

        2. 872  с 8 сентября 1941 по 27 января 1944

        3. 100 с 8 сентября 1941 по 27 января 1999

        3. 55   с 8 сентября 1941 по 27 января 1948

6.         Как назывался план немцев по захвату Москвы ?

        1."Барбаросса"    2."Ост"    3."Тайфун"   4."Цитадель"

        

IV. РЕФЛЕКСИЯ

-Ребята, мы ответили на все вопросы, поставленные в начале урока?

Пришло время оценить как вы поработали.

Выставьте себе оценки в рабочем листе за урок,  используя оценочную шкалу.

- Чему вы научились?

- Что вы сумели сделать?

1. Я научился________________________________________________________________

2. Я узнал____________________________________________________________________

3. Я смог_____________________________________________________________________

Ребята! Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от урока. Для этого дорисуйте смайлику выражения лица.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Прочитать § 29 и составить рассказ « Крупнейшие сражения 1941 г»

2. Творческое задание:

1. Создание агитационного плаката на тему "Битва за Москву". Советую вам познакомиться с коллекцией советских плакатов военного времени на сайте "Плакаты советского времени" по адресу http://www.krasnoyeznamya.ru/

2. Создание презентаций по темам:  "Улицы Москвы, названные именами москвичей - защитников Родины";   "Герои и военачальники Московской битвы".

3.На своем странице в интернете создать  альбом "Мой музей истории Великой Отечественной войны" (в этом альбоме можно разместить, найденные в сети фотографии, изображения боевой техники, документы, карты, интересные факты)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Молодцы, ребята! Вы успешно преодолели все трудности. Спасибо за урок!

Рабочий по лист по теме “                                                                                         

ЦЕЛИ

                               

        

ПЛАН

1.Начало войны. Силы сторон

2.Неудачи Красной армии в начале войны

3.Оборона Ленинграда

4.Битва за Москву

ПРОБЛЕМА: Почему начальный период ВОВ называется периодом стратегической обороны?

ЗАДАНИЕ № 1 (по аудиозаписи) Какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная?

ЗАДАНИЕ № 2: Используя таблицу, оцените силы Германии и СССР в начале войны  и сделайте выводы.

«Соотношение сил Германии и СССР в начале войны»

Признаки для сравнения

Германия

СССР

Численность

5,5 млн. чел.

2,9 млн. чел.

Личный состав

190 дивизий

170 дивизий

Танки

4300

9500

Самолеты

5000

8500

Орудие и минометы

48000

4700

 ВЫВОД:_________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 3: Отметте причины неудач Красной Армии впервые месяцы войны

  1. Опоздание советского руководства с приведением пограничных военных округов в полную боевую готовность
  2. Введение 7-дневной рабочей недели
  3. Внезапность нападения Германии
  4. Неточная информация советских разведчиков о дате нападения врагов
  5. Численность превосходства войск Германии над численностью Красной Армии
  6. Слабая оснащенность советских войск военной техникой
  7. активная поддержка немецкого наступления западными районами СССР
  8. Ослабление Красной Армии массовыми репрессиями среди командного состава

ЗАДАНИЕ № 4: Подбери эпитеты к словосочетанию Блокада Ленинграда  ___________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 5.   Заполните пропуски в тексте

……………. гитлеровские дивизии начали наступление на Москву. Операция по захвату Москвы проходила под кодовым названием  ………………   …. Фашистам удалось захватить ряд городов.  В ходе Смоленского  сражения немецким войскам пришлось временно перейти к обороне. Гитлеровцем удалось прорваться на 100 км вперед. Для руководства Красной Армией из Ленинграда был вызван  генерал………………………..  С 20 октября в Москве было введено ………………………. положение. В битве особо отличилась 316-я дивизия под командованием…………………………. 5-6 декабря 1941г советские войска начали……………………….. Враг был отброшен на 250 км от Москвы. Итогом стало: …………………………………………………………………………………………………………………….

ЗАДАНИЕ № 6: Из слов составьте предложения

  1. потери, и, людские, большие, материальные
  2. лад, экономики, военный, на, переход
  3. поражения, Армии, Красной
  4. плана, «блицкриг», провал, молниеносного

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Когда началась Великая Отечественная война?

        1. 1 сентября 1939  2.2 сентября 1945   3.22 июня 1941   4.3 августа 1941

2. Кто сообщил в полдень 22 июня населению по радио о начале войны?

        1 Сталин   2 Жданов   3 Каганович    4 Молотов

3. Как называлась организация,созданная 23 июня 1941?

        1.Ставка Верховного Командования        2. Совет Безопасности

        3.Государственный Комитет Обороны    4. Народный комиссариат обороны

4. В каком направлении должна была наносить удар (и нанесла) группа армий    "Север" по плану "Барбаросса"?

        1.Москва      2.Киев    3.Ленинград  4.Баку

5. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

        1. 2988 с 8 сентября 1960 по 27 января 1956

        2. 872  с 8 сентября 1941 по 27 января 1943

        3. 100 с 8 сентября 1941 по 27 января 1999

        3. 55   с 8 сентября 1941 по 27 января 1948

6. Как назывался план немцев по захвату Москвы ?

        1."Барбаросса"    2."Ост"    3."Тайфун"   4."Цитадель"

        

РЕФЛЕКСИЯ

1. Я научился________________________________________________________________

2. Я узнал____________________________________________________________________

3. Я смог_____________________________________________________________________

 МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по истории России "Русско-японская война"

Презентация к уроку по новейшей отечественной истории  "Русско-японская война"...

Урок истории в 7 классе по теме "Северная война 1700-1721 " с использованием ЭОР

Готовая разработка урока в 7 классе "Северная война" со ссылками на разные информационные источники.ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР№Название ресурсаТип, вид ресурсаФорма предъявления информа...

Урок по истории России « Человек на войне. Жизнь и борьба советского народа на оккупированной территории»

урок создает условия для развития  познавательной  деятельности  учащихся , развивает умение работать с  разнообразными историческими, документальными  источниками   ...

8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."

Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...

Северная война 1700-1721

Конспект урока,поможет и учителю и ученику в изучении и закреплении материала...

Презентация к уроку по истории России "Начало Гражданской войны" 9 класс.

Данная презентация предназначена для учащихся 9 классов, изучающих тему "Начало Гражданской войны" по  истории России....

"Северная война 1700–1721 гг."

На уроке рассматривается события и ход Северной войны. Выделяются причины и итоги войны....