Программа внеурочной деятельности по истории "Летописец"
рабочая программа по истории (5 класс)
Материал содержит программу и вариант КИМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letopisets_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа – детский сад» пст. Визиндор
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе Директор _______________/О.Н.Супрядкина/ ____________/О.А.Машкалева /
Приказ от ______________ №_________
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по истории
«Летописец»
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 1год (5 класс)
Составлена на основе авторской дополнительной образовательной программы клуба «Летописец» педагога дополнительного образования, кандидата искусствоведения Гусаковой В.О. СПб., 2014.
Составитель: Петухова Наталья Валерьевна,
учитель истории и обществознания.
Визиндор
2019
Пояснительная записка
Первостепенной целью современного образования является «общекультурное развитие» обучающихся, за ней следуют «личностное и познавательное»; все вместе направлены на обеспечение ключевой компетенции «научить учиться» (ФГОС. Цели образования // http://standart.edu/ru/ )
Человек, как единственное на Земле существо с биосоциальной природой, учится всю жизнь. Умножая знания, приобретая навыки и развивая умения, он «сохраняет и возделывает» свою культуру. В этом – предназначение человека в мире и конечная цель «общекультурного развития».
Сохраняемая культура – это наше прошлое, возделываемая сегодня – будущее. Без прошлого нет настоящего, а сегодняшний день определяет завтрашний. Летописное наследие свидетельствует о том, что наши далекие предки свято заботились о сохранении доброй памяти в потомках. Отечественные летописи – образец нравственного и патриотического осмысления прошлого и настоящего с целью определения путей в будущее. Главная тема летописей – Родина. Ее интересы являются главным мерилом в оценке деятельности людей, критерием их славы и величия.
Времена меняются, но ценности вечны. Сегодня патриотизм заявлен первым в числе базовых национальных ценностей (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2009.), приобщение к которым вне знания своего историко-культурного наследия невозможно.
На занятиях кружка «Летописец» обучающиеся составляют свой интерактивный календарь памятных дат настоящего года с последующим выделением в них особо значимых событий отечественной и зарубежной истории и культуры для проведения исследовательской работы. На занятиях возможно применение многообразных форм деятельности (исследование или проект по интересующей теме, конференция, выступление на празднике).
Актуальность. Составление календаря памятных дат удовлетворяет всем заявленным в современных ФГОС аспектам образовательных потребностей: государственным, общественным и индивидуальным, направленным на формирование личности, адаптированной к современным социокультурным условиям и нашедшей свое место в жизнедеятельности общества. Обучающиеся не только расширяют свой кругозор в области истории, науки и культуры, но и приобщаются к отечественным традициям, знакомятся с зарубежным наследием, осмысляют события прошлого со стороны их нравственной значимости в судьбе человечества, а так же вносят свой, пусть еще небольшой вклад в сохранении памяти о прошлом для последующих поколений. Они раскрывают личностный интеллектуально – творческий потенциал и укрепляют дружеские взаимоотношения с товарищами.
Педагогическая целесообразность. Привлечение подрастающего поколения к осмыслению культурно – исторических вех через календарную дату открывает широкие возможности для организации внеурочного досуга, в ходе которого происходит психологическая разгрузка обучающихся после напряженного учебного дня и раскрытие их творческих дарований.
Общая характеристика учебного курса.
Направленность программы: культурологическая.
Цель: создание адаптивных педагогических условий для организации работы над составлением интерактивного календаря памятных дат и поддержание мотивации обучающихся к эмоционально- ценностному переживанию историко-культурных вех.
Задачи:
Образовательные:
- предоставление обучающимся знаний о литературе и источниках для получения необходимой информации для составления календаря;
- ознакомление обучающихся с широким кругом произведений искусства для оформления календаря;
- выработка навыков отбора, систематизации, сопоставления и анализа информации и иллюстративного материала для составления календаря;
- обучение навыкам исследовательской работы.
Развивающие:
- развитие коммуникативных способностей обучающихся и актуализация их творческих дарований;
- развитие умений обучающихся работать с компьютерными программами (Power Point, Movie Maker, Adobe Premier и др.), позволяющими создать интерактивный календарь.
Воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса и умений воспринимать историко-культурное наследие с духовно-нравственной позиции;
- стимулирование заинтересованности обучающихся в познании мировой истории и культуры;
- воспитание патриотического и духовно-нравственного мироощущения, стремления к самосовершенствованию и совершенствованию мира вокруг себя.
Формы организации образовательного процесса, применяемые технологии.
При проведении кружковой работы с обучающимися применяются как технологии традиционного обучения (объяснительно-иллюстративные) так и технологии развивающего обучения (разноуровневое обучение, дискуссии, игровые технологии, проектного обучения, проблемного обучения, информационные технологии). Обучающиеся работают индивидуально или в группе. Данная программа предусматривает применение технологий: технология личностно-ориентированного и гуманно-личностного обучения (В.Сухомлинский, Ш.Амонашвили), сотрудничества (К.Ушинский, Н.Пирогов, Я.Корчак, С.Шацкий), диалога культур (В.Библер), развивающего обучения (З.Калмыкова).
методов:
в организации учебно-познавательной деятельности: словесные, репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские, метод проектов;
в стимулировании и мотивации учебно-познавательной деятельности: дискуссионный;
в осуществлении контроля: индивидуального контроля и самоконтроля.
подходов: личностно-ориентированного, событийного, аксиологического.
Занятия подразделяются на теоретические и практические. Они могут носить разные формы, как групповые, так и индивидуальные. Формами проведения занятий могут быть: эвристические беседы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, творческие отчеты, и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Общие принципы отбора содержания материала:
- выбор тематики занятий кружка обучающимися;
- доступность для обучающихся 5 класса;
- реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы (она может быть изучена в отведенное количество часов);
- инвариантность содержания (программа применима для обучающихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков).
Тематика и характер предопределяют следующие особенности его изучения:
- проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
- создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
- большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
- в ходе изучения к актуализируется ранее изученный материал
- представление изученного материала в наглядном виде (презентации, доклады), проведение внеклассных мероприятий как результат работы кружка.
Виды деятельности обучающихся в процессе кружковой работы
- анализ исторической литературы и исторических источников;
- эвристическая беседа;
- лекция;
- рассказ;
- дискуссия (дебаты);
- сюжетно-ролевые игры;
- подготовка и обсуждение докладов учащихся;
- подготовка мультимедийных презентаций;
- участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;
- экскурсии в музеи, библиотеки и др.;
- решение нестандартных задач по темам;
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Летописец» рассчитана на 1 год обучения, объемом – 35 часов, периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Особенности возрастной группы: программа ориентирована на учащихся 5 класса, набор в группу осуществляется на добровольной основе.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы и приемы обучения: словесные и наглядные, практические, организация самостоятельной работы на занятиях.
Форма проведения занятий:
- Экскурсия.
- Конференции.
- Викторины.
- Игры-путешествия.
- Работа с документами.
- Исследовательская деятельность.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Личностные:
- осознание патриотической и гражданской позиции, формирование чувства ответственности перед Родиной и людьми (товарищами, учителями, родителями, обществом);
- стремление к творческому освоению мира, систематическому изучению истории и культуры;
- умение эстетически воспринимать мир, осваивать историко-культурное наследие разных народов.
Метапредметные:
- умение находить информацию в разных источниках и работать с ней (анализировать, систематизировать, дифференцировать, конспектировать, тезировать и т.д.) для достижения поставленной цели и решения задач;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную, исследовательскую и творческую деятельность;
- умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
- готовность работать в коллективе и распространять результаты творческого и интеллектуального труда среди других людей;
Предметные:
- владение представлениями об историко-культурных вехах народов своей страны и зарубежья;
- умение выявлять в найденной информации наиболее ценные и значимые для выполнения задания и личностного развития компоненты;
- способность применять полученные знания в учебной и общественной жизни и готовность их использовать на благо родины и человечества.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в начале и в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта. Творческие работы учащихся могут быть представлены на выставках, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях.
Формы аттестации и контроля: промежуточная аттестация в виде теста на итоговом занятии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение.
Ознакомление обучающихся с целью и задачами курса, формами занятий. Беседа с обучающимися о значимости календаря в жизни людей и формирование у них заинтересованности в работе над составление интерактивного календаря.
Основные понятия темы: хронология, календарь.
Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, знакомство с источниками информации; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.
Формируемые УУД: предметные, личностные.
Тема 2. «Дела давно минувших лет…» История календаря.
Возникновение календаря в эпоху неолита. Земледельческий календарь. Календари Ромула и Нума. Астроном Созиген и юлианский календарь. Древнеримские календы. Григорианский календарь. Изображение календаря в искусстве.
Основные понятия темы: неолит, разновидности календарей.
Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, знакомство с источниками информации; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.
Формируемые УУД: предметные, метапредметные.
Тема 3. «И с каждой осенью я расцветаю вновь» (А.С.Пушкин)
Происхождение и значение названия месяца сентября. День знаний. День российской гвардии. Дни Куликовской битвы и Бородинского сражения. Церковные праздники. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.
Основные понятия темы: знаменательные, памятные, юбилейные даты; Отечественная война; гвардия.
Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.
Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.
Тема 4. «Октябрь уж наступил...» (А.С.Пушкин)
Происхождение и значение названия месяца октября. День учителя. Церковные праздники. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.
Основные понятия темы: образование, самообразование, воспитание; медицина и врачебные специальности; архитектура; Покров; экология; виды и рода войск; сельское хозяйство.
Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с иллюстративным материалом; просмотр мультфильмов; творческая работа – плакат на экологическую тематику; мини-проект – книжка-малышка «Как сберечь зрение» для младших школьников; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.
Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.
Тема 5. «За ноябрьским предзимьем Снега ждет душа скорей» (М.Садовский)
Происхождение и значение названия месяца ноября. День народного единства. День ракетных войск и артиллерии. Церковные праздники. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.
Основные понятия темы:
Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.
Тема 6. «В декабре, в декабре все деревья в серебре» (С.Маршак)
Происхождение и значение названия месяца декабря. День героев Отечества. День Конституции. «Юрьев день» и «Никола зимний». День взятия войсками А.В.Суворова крепости Измаил. Церковные праздники. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.
Основные понятия темы: Конституция; герои Отечества, «Герой России»; полководческое искусство.
Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с иллюстративным материалом; составление собственного рисованного диафильма о взятии Измаила; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.
Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.
Тема 7. «Открываем календарь – Начинается январь» (С.Маршак)
Новый год. Происхождение и значение названия месяца января. Рождество Христово. Святочные дни. Крещение Господне. День российской печати. День студента. День снятия блокады Ленинграда. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.
Основные понятия темы: Рождество, Крещение; СМИ; блокада; профессиональное образование.
Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с фото-материалами; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; составление схемы; творческая работа – открытка к Рождеству; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.
Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.
Тема 8. «Празднует февраль Армии рожденье» (С.Маршак)
Происхождение и значение названия месяца февраля. День разгрома фашистских войск в Сталинградской битве. Сретение Господне. День российской науки. День защитника Отечества. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.
Основные понятия темы: воинская обязанность, «священный долг»; коренной перелом, контрнаступление; Сретение; народные приметы; наука, ученый, научные методы.
Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с фото-материалами; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; поиск информации в Интернете или библиотеке – народные приметы на Сретение; творческая работа – открытка к Дню защитника Отечества; мини-проект -проведение и презентация собственного эксперимента; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.
Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.
Тема 9. «Тепло на солнышке. Весна берет свои права» (А.Фет)
Происхождение и значение названия месяца марта. Международный женский день. День работника культуры. День внутренних войск МВД РФ. Церковные праздники. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.
Основные понятия темы: культура; структура и функции МВД; геодезия и картография; Масленичная неделя; театр, виды театров.
Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы; квест по школе; творческая работа – подарок маме или бабушке; виртуальная экскурсия в театр; викторина по книге В. Дурова «Мои звери»; мини-проект «Мой придуманный остров»; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.
Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.
Тема 10. «Апрель, апрель! На дворе звенит капель» (С.Маршак)
Происхождение и значение названия месяца апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы. День космонавтики. День победы войск Александра Невского над немецкими рыцарями. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.
Основные понятия темы: освоение космоса, космонавты, астронавты, орбитальная станция; Благовещение; Вербное воскресение, Пасха; «Ледовое побоище»;
Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; творческая работа – рисунок «Как я представляю себе космос»; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.
Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.
Тема 11. «Люблю грозу в начале мая» (Ф.Тютчев)
Происхождение и значение названия месяца мая. Праздник весны и труда. День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Никола Вешний». День славянской письменности и культуры. Общероссийский день библиотек. День пограничника. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.
Основные понятия темы: Великая Отечественная война, День Победы; парад Победы, «Маршал Победы»; пограничные войска; письменность и культура; библиотеки и музеи, работники музеев и библиотек.
Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; практическая работа с древнеславянской азбукой; виртуальная экскурсия в музей; экскурсия в библиотеку; мини-проект «Я помню. Я горжусь»; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.
Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.
Тема 12. «Что ты мне подаришь, лето? – Много солнечного света!» (В.Орлов)
Происхождение и значение названий летних месяцев. Пушкинский день – День русского языка. День России. День скорби – День начала Великой Отечественной войны. Всероссийский день семьи, любви и верности – День Петра и Февронии. День победы русских войск под Полтавой. День военно-морского флота. Медовый и Яблочный Спас. День воздушно – десантных войск. День флага России. День разгрома фашистских войск в Курской битве. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.
Основные понятия темы: Россия; русский язык – язык государственный язык РФ; Спас; баталия; виды и рода войск Российской армии.
Виды деятельности: коллективный проект - «Устный журнал «Мы расскажем вам о лете».
Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.
Итоговое занятие. «Мой календарь». Промежуточная аттестация. Итоговый тест.
Основные понятия темы: все понятия курса.
Виды деятельности: выполнение итогового теста и обсуждение результатов. Презентация своего календаря.
Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.
Тематическое планирование
№ | Темы | Всего часов | В том числе | УУД | Основные понятия темы | Виды деятельности | Форма контроля | |
теория | ||||||||
1 | Введение | 1 | 1 | предметные, личностные | хронология, календарь | эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, знакомство с источниками информации; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами | ||
2 | «Дела давно минувших лет…» История календаря. | 1 | 1 | предметные, метапредметные | неолит, разновидности календарей. | эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, знакомство с источниками информации; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами. | ||
3 | «И с каждой осенью я расцветаю вновь» | 2 | 1 | предметные, личностные, метапредметные | знаменательные, памятные, юбилейные даты; Отечественная война; гвардия. | эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами. | ||
4 | «Октябрь уж наступил...» | 4 | 2 | предметные, личностные, метапредметные | образование, самообразование, воспитание; медицина и врачебные специальности; архитектура; Покров; экология; виды и рода войск; сельское хозяйство. | эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с иллюстративным материалом; просмотр мультфильмов; творческая работа – плакат на экологическую тематику; мини-проект – книжка-малышка «Как сберечь зрение» для младших школьников; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами. | ||
5 | «За ноябрьским предзимьем Снега ждет душа скорей» | 3 | 2 | предметные, личностные, метапредметные | народное ополчение; народное единство; виды и рода войск; артиллерия. | эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с иллюстративным материалом; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами. | ||
6 | «В декабре, в декабре все деревья в серебре» | 4 | 2 | предметные, личностные, метапредметные | Конституция; герои Отечества, «Герой России»; полководческое искусство. | эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с иллюстративным материалом; составление собственного рисованного диафильма о взятии Измаила; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами. | ||
7 | «Открываем календарь – Начинается январь» | 3 | 2 | предметные, личностные, метапредметные | Рождество, Крещение; СМИ; блокада; профессиональное образование. | эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с фото-материалами; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; составление схемы; творческая работа – открытка к Рождеству; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами. | ||
8 | «Празднует февраль Армии рожденье» | 4 | 2 | предметные, личностные, метапредметные | воинская обязанность, «священный долг»; коренной перелом, контрнаступление; Сретение; народные приметы; наука, ученый, научные методы. | эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с фото-материалами; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; поиск информации в Интернете или библиотеке – народные приметы на Сретение; творческая работа – открытка к Дню защитника Отечества; мини-проект -проведение и презентация собственного эксперимента; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами. | ||
9 | «Тепло на солнышке. Весна берет свои права» | 3 | 1 | предметные, личностные, метапредметные | культура; структура и функции МВД; геодезия и картография; Масленичная неделя; театр, виды театров. | эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы; квест по школе; творческая работа – подарок маме или бабушке; виртуальная экскурсия в театр; викторина по книге В. Дурова «Мои звери»; мини-проект «Мой придуманный остров»; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами. | ||
10 | «Апрель, апрель! На дворе звенит капель» | 4 | 2 | предметные, личностные, метапредметные | освоение космоса, космонавты, астронавты, орбитальная станция; Благовещение; Вербное воскресение, Пасха; «Ледовое побоище»; | эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; творческая работа – рисунок «Как я представляю себе космос»; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами | ||
11 | «Люблю грозу в начале мая» | 4 | 2 | предметные, личностные, метапредметные | Великая Отечественная война, День Победы; парад Победы, «Маршал Победы»; пограничные войска; письменность и культура; библиотеки и музеи, работники музеев и библиотек. | эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; практическая работа с древнеславянской азбукой; виртуальная экскурсия в музей; экскурсия в библиотеку; мини-проект «Я помню. Я горжусь»; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами. | ||
12 | «Что ты мне подаришь, лето? – Много солнечного света!» | 1 | - | предметные, личностные, метапредметные | Россия; русский язык – язык государственный язык РФ; Спас; баталия; виды и рода войск Российской армии | коллективный проект - «Устный журнал «Мы расскажем вам о лете». | ||
Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. | 1 | предметные, личностные, метапредметные | все понятия курса. | выполнение итогового теста и обсуждение результатов. Презентация своего календаря. | тест | |||
ИТОГО | 35 | 18 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для проведения учебных занятий: учебный класс, компьютер с выходом в Интернет, мульмедийный проектор, экран, колонки, доска. Обучающимся предлагаются фрагменты адаптированных источников, подготовленных и распечатанных учителем.
Литература и источники:
1. Варакина И. И., Парецкова С. В. Календарь памятных дат. 5-11 кл. Классные часы на патриотические темы. М., 2007
2. Великая Отечественная война, 1941-1945: Энциклопедия для школьников / Сост. И.Дамаскин, П.Кошель. – М., 2001.
3. Гусакова В.О. Клуб «Летописец». Программа внеурочной деятельности для учащихся. //Программы внеурочной деятельности младших школьников в образовательном учреждении: методическое пособие / Под ред. Е.Н.Шавриновой. СПб., 2012.
4. Загребина Г.В. Энциклопедия любимых праздников. Календарь памятных дат, народный календарь. Ярославль, 2008.
5.Календарь памятных дат Российской военной истории: люди, события, факты. /Под ред. Г.Кальченко. М., 2001.
6. Календарь русской славы и памяти. /Сост. А.Пецко. М., 2006.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2009.
8. http://standart.edu/ru/
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об истории своей семьи, Отечества, человечества; о государственных, конфессиональных и народных праздниках; об истории календаря; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки исследовательских мини-проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, истории и культуре, труду, знаниям, своему внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Контрольно-измерительные материалы
по курсу внеурочной деятельности «Летописец».
Спецификация
промежуточной (проверочной) работы для обучающихся 5 класса
1.Назначение КИМ.
Контрольные измерительные материалы предназначены для определения уровня теоретических знаний и практических умений учащихся 5 класса по курсу внеурочной деятельности «Летописец» за курс 5 класса. Результаты тестирования используются для определения уровня знаний обучающихся по итогам изучения курса.
2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Каждый тест состоит из заданий базового и повышенного уровня сложности.
Тест позволит измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений по итогам по итогам изучения курса внеурочной деятельности, заявленными в программе курса.
Содержание работы определяется на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897), программы кружка на основе авторской дополнительной образовательной программы клуба «Летописец» педагога дополнительного образования, кандидата искусствоведения Гусаковой В.О. СПб., 2014.
3. Структура КИМ – тест.
В тест включено 8 заданий. Все вопросы и задания разделены на 3 блока по типу заданий: 1 блок (А) содержит 5 заданий с выбором ответа (задания А1 - А5); 2 блок (Б) содержит 2 задания на выбор объекта и соотнесение информации (задания Б1, Б2); 3 блок (С) содержит 1 задание с развернутым ответом.
4.Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности.
Характеристика структуры и содержания работа.
Работа состоит из трех частей:
-часть 1 содержит 5 заданий с выбором ответа базового уровня сложности;
-часть 2 содержит 2 задания с выбором ответа повышенного уровня сложности;
-часть 3 содержит 1 задание, при выполнении которого необходимо записать развернутый ответ.
Распределение заданий по частям работы:
№ | Часть работы | Число заданий | Максимальныйбалл | Тип заданий |
1 | часть 1 | 5 | 5 | 5 заданий с выбором ответа базового уровня сложности |
2 | часть 2 | 2 | 4 | 2 задания с выбором ответа повышенного уровня сложности |
3 | часть 3 | 1 | 3 | 1 задание высокого уровня сложности с развернутым ответом |
Итого | 8 | 12 |
Содержание | Проверяемые умения | Номера заданий |
Соответствует программе учебного курса и предметному содержанию конкретного урока. | овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений) | Б1, Б2, С1 |
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях духовных традиций России | А1-А5, Б2 | |
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно | Б1,Б2, С1 | |
знание изучаемых терминов и понятий | А1- А5, Б2 |
5. Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Номера заданий |
Базовый | 5 | А1-А5 |
Повышенный | 2 | Б1-Б2 |
Высокий | 1 | С1 |
Итого: | 8 |
6. Время выполнения варианта КИМ
На выполнение проверочной работы отводится до 15 минут.
7. Дополнительные материалы и оборудование: не требуется.
8. Условия проведения.
Проверочная работа в виде теста выполняется непосредственно в бланке с текстами заданий или на рабочих листах.
В заданиях с выбором ответа ученик отмечает (записывает номер) тот ответ, который считает верным.
В заданиях на соотнесение, в которых устанавливается соответствие между рассматриваемыми объектами, для каждой цифры подбирает соответствующую букву.
В заданиях с развернутым ответом ученик выражает личное мнение в виде законченного высказывания и аргументирует его.
Задания с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом.
По усмотрению учителя учащимся может быть предложено выполнение только 1 (А) и 2 (Б) частей работы. Часть 3 (С) может быть предложена в качестве итогового вопроса урока или домашнего задания.
Оценивание работы представлено в таблице:
Часть работы | Критерии оценивания |
1 (А) | При указании цифры правильного ответа – 1 балл. Если указано 2 и более цифры, одна из которых является правильной, ИЛИ указана неверная цифра – 0 баллов. |
2 (Б) | При оценивании задания применяется дихотомическая система. При указании правильной последовательности букв / цифр – 2 балла. В случае, если ответ состоит из одной буквы/ цифры и она указана правильно, – 2 балла. Наличие одной ошибки в последовательности – 1 балл. Более двух ошибок – 0 баллов. |
3 (С) | Свободный ответ на вопрос оценивается учителем в диапазоне от 1 до 3 баллов в зависимости от четкости аргументации и изложения собственной позиции учащегося. Если в задании требуется указание 3 аргументов, фактов, причин и т.п. – каждая верно указанная позиция оценивается в 1 балл. Если в задании требуется указание 2 аргументов – каждая верно указанная позиция оценивается в 1,5 балла. |
За выполнение проверочной работы оценки не выставляются, набранные баллы переводятся в соответствующий уровень. Переводная шкала приведена в таблице.
Переводная шкала (при выполнении 3 частей работы)
Количество набранных баллов в тесте | Уровень |
10-12 | Высокий уровень |
7-9 | Повышенный уровень |
4-6 | Базовый уровень |
Менее 4 | Ниже базового |
Вариант 1.
А1.Кто создал первый печатный российский календарь? 1) Петр I 2) Иван Федоров 3) Екатерина II.
А2. В каком году в Росси стали впервые наряжать елку? 1) 988 г. 2) 1700 г. 3)1934 г.
А3. В каком ряду перечислены летние праздники? 1) Рождество, Крещение, Сретение; 2) Сороки, Благовещение, Пасха; 3)Троица, Ильин день, медовый Спас.
А4. Какой русский композитор является создателем музыкального календаря? 1) М.И.Глинка 2) Н.А.Римский — Корсаков 3)П. И. Чайковский.
А5. 27 июня - день воинской славы России. Какую победу одержала Россия в этот день? 1) в Куликовской битве 2) в Полтавской битве 3) в Бородинском сражении.
Б1. В нашем календаре много праздников, связанных с профессиями. Соотнесите профессиональный праздник и месяц, когда он празднуется.
1. День учителя | А. март |
2.День работников геодезии и картографии | Б. май |
3. День работников леса | В. октябрь |
4. День пограничника | Г. сентябрь |
Б2. Выберите из списка характерные особенности празднования Масленицы: 1) длится целую неделю, 2) наряжают берёзу, 3) наряжают ёлку, 4) устраивают гуляния, веселые поединки, 5) колядуют, 6) делают и сжигают чучело.
С1. Верно ли, что древние греки, даже далекие от спорта, вынуждены были ежегодно вспоминать Первые Олимпийские игры?
Вариант 2.
А1.Кто издал указ о праздновании Нового года 1 января? 1) Петр I 2) Иван IV 3) Екатерина II .
А2. В каком веке в России появился первый печатный календарь? 1) X в. 2) XVI в. 3) XVIII в.
А3. В каком ряду перечислены зимние праздники? 1) Рождество, Крещение, Сретение; 2) Сороки, Благовещение, Пасха; 3)Троица, Ильин день, медовый Спас.
А4. Кто автор пьесы «Двенадцать месяцев»? 1) С. В. Михалков 2) А.Л.Барто 3) С.Я. Маршак.
А5. 8 сентября - день воинской славы России. Какую победу одержала Россия в этот день? 1) в Куликовской битве 2) в Полтавской битве 3) в Бородинском сражении.
Б1. В нашем календаре много праздников, связанных с профессиями. Соотнесите профессиональный праздник и месяц, когда он празднуется.
1. День воспитателя и всех дошкольных работников | А. ноябрь |
2.День железнодорожника | Б. апрель |
3. День геолога | В. сентябрь |
4. День военного разведчика | Г. август |
Б2. Выберите из списка характерные особенности празднования Троицы: 1) длится три дня, 2) наряжают берёзу, приносят в храм березовые ветки, 3) наряжают ёлку, 4) устраивают гуляния, качаются на качелях, 5) колядуют, 6) делают и сжигают чучело.
С1. Справедливо ли предположение, что слово «неделя» восходит к глаголу «не делать»?
Ключи к итоговому тесту
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
А1 | 2 | 1 |
А2 | 2 | 2 |
А3 | 3 | 1 |
А4 | 3 | 3 |
А5 | 2 | 3 |
В1 | ВАГБ | ВГБА |
В2 | 146 | 124 |
С1 | Да, это было начало их летосчисления. | Да. Неделей в Древней Руси называли воскресенье, то есть свободный от работы день, день отдыха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...