Технологическая карта урока по теме "Сталинская модернизация страны", 10 класс
методическая разработка по истории (10 класс)
Урок по теме "Сталинская модернизация страны" проводится в 10 классе в рамках изучения раздела "Советский Союз в 1920-1930-х гг." На данном уроке мною применена технология проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stalinskaya_modernizatsi.doc | 502 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по учебному предмету «История» в 10-ом классе с применением технологии проблемного обучения по теме:
«Модернизация экономики в 1930-е годы»
Тип урока: | Урок усвоения новых знаний |
Авторы УМК: | А.В. Торкунов, Н.М. Арсентьев |
Цели урока: | 1. Охарактеризовать причины, сущность и две составные части (коллективизация, индустриализация) социалистического строительства в СССР эпохи «Великого перелома». 2. Научить объяснять причинно-следственные связи модернизации экономики в 1930-е годы. 3. Продолжить формирование умений аргументировано излагать свою точку зрения на политику модернизации. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Личностные – аргументировано излагать свою точку зрения и оценивать свои и чужие поступки в неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, прочувствовать трагизм коллективизации и насаждения образа «врага народа»; Предметные – уяснить цели и особенности сталинской модернизации, спрогнозировать социальные, экономические и политические последствия сталинской модернизации; Метапредметные – определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, устанавливать причинно-следственные связи, находить в источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач, умение вести диалог, уметь сравнивать данные различных источников; называть признаки явлений; делать выводы. |
Оборудование: | Интерактивная доска |
Образовательные ресурсы: | https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_о_трёх_колосках Видео фильм Обратный отсчёт. Спецпоселенцы. Крестьянская трагедия. Фильм второй. Плакаты периода модернизации в СССР. Презентация по теме. |
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | - В 1925 году ВКП(б) провозгласила переход к индустриализации как главному, решающему звену в борьбе за модернизацию советской экономики. Советский вариант модернизации СССР состоял из следующих частей: индустриализация, коллективизация, культурная революция, создание хорошо вооруженной армии, способность отстаивать независимость страны, находившейся в капиталистическом окружении. Работаем с цитатой Сталина («…Отсталых бьют… Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут») Существует две точки зрения на политику модернизации: 1. Проведение политики модернизации в конце 1920-х гг. стало единственной возможностью для сохранения и развития СССР. 2. Политика модернизации стала подлинной национальной катастрофой и, в определенной степени предопределила дальнейшее крушение СССР. – Какой возникает вопрос? – Что нам сегодня предстоит выяснить? Фиксирует на доске: Модернизацию можно рассматривать как успех, или как полный провал? | Формулируют вопрос (учебную проблему в разных вариантах). Например: – Зачем проводить модернизацию? – В чем ее особенности и как она осуществлялась? | Регулятивные УУД Определять цель, проблему в деятельности. |
II. Актуализация знаний. Планирование деятельности. | – Давайте вспомним, что такое модернизация? – Когда в России начала проводиться индустриализация? – Назовите причины модернизации, используя текст учебника на стр. 148 (п.17-18). – 1929 год в истории нашей страны принято считать переломным, так как в этом году произошли принципиальные изменения в социально-экономической политике сталинского руководства. Сталин берет курс на форсирование социалистического строительства, на ускорение темпов индустриализации и проведение сплошной коллективизации сельского хозяйства. – Каковы причины ускорения темпов индустриализации? Вспомните причины свертывания нэпа (стр. 129, п.14). – Какие бы вы предложили критерии для характеристики следующих частей модернизации: индустриализация, коллективизация? Демонстрирует незаполненную таблицу на слайде презентации. | Примерный ответ: Модернизация – процесс коренного изменения экономического, политического и социального развития страны, начавшийся в России в 90-е гг. XIX в. Индустриализация в России начала проводиться в 1890-е гг., но из-за революций и войн завершена не была. Причины модернизации по тексту учебника: 1. Обеспечить полную экономическую независимость Советского Союза от зарубежных стран. 2. Создать базу развития Вооруженных сил, оснащенную самой передовой техникой. 3. Добиться роста численности промышленного рабочего класса, подорвать экономическое влияние нэпманов и зажиточных крестьян. 4. Повысить уровень жизни населения. Примерный ответ: 1. Последствия внешнеполитического кризиса 1927-1928гг.: разрыв дипломатических отношений с Англией, убийство советского дипломата П.Л. Войкова в Польше, призывы к «крестовому походу» против СССР. Был выдвинут лозунг «Либо за несколько лет мы построим мощную промышленность, либо нас раздавят». 2. Хлебозаготовительный кризис зимы 1927/28 г. (отказ крестьян продавать государству хлеб по низким ценам был воспринят как «удар в спину» советской власти) Определяют критерии сравнительной характеристики. Например: – Понятие – На каком съезде ВКП(б) принято решение о проведении – Этапы – Цели – Основные источники – Итоги Чертят таблицу «Модернизация экономики в 1930-е годы» в тетради. | Метапредметные УУД Устанавливать причинно-следственные связи. Метапредметные УУД Планировать деятельность в учебной ситуации. |
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | – Давайте узнаем, какое соотношение имеют понятия «индустриализация» и «коллективизация». Прочитайте последний абзац на с. 148. – Самостоятельно сформулируйте определения данных понятий и покажите их взаимосвязь. Предлагает сравнить определения понятий с культурно-историческими аналогами (на слайде презентации). | Работают с текстом, составляют свои определения и записывают их в таблицу в тетради. Примерный ответ: Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности (производство средств производства), в целях перехода от аграрного к индустриальному обществу. Коллективизация – процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы). Взаимосвязь: коллективизация являлась источником проведения форсированной индустриализации. | Метапредметные УУД Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. |
– В ходе групповой работы (объединившись по 2 или 4 человека) покажите особенности проведения коллективизации, связав иллюстративный ряд из плакатов в единый рассказ. При выполнении задания используйте источники: 1) фрагмент видео фильма «Обратный отсчёт. Спецпоселенцы. Крестьянская трагедия. Фильм второй» (3 минуты); 2) плакаты периода модернизации в СССР; 3) текст учебника (стр. 148-152); 4) Интернет –ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_о_трёх_колосках Предлагает группе, справившейся быстрее других, представить результаты своей работы и дополнить его предложениями других групп. - Можно выделить два этапа коллективизации: 1) ноябрь 1929-март 1930г. – от статьи Сталина в «Правде» «Год великого перелома» (призыв к проведению сплошной коллективизации) до его статьи «Головокружение от успехов» (вина за все перегибы возложена на местное руководство). Коллективизировано около половины хозяйств. Это вызвало массовое недовольство крестьян и их вооруженное выступление. В марте 1930г. коллективизация была приостановлена. 2) 1931-1937гг. – практически все хозяйства в стране были коллективизированы. – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать по отношению к коллективизации: «Коллективизация - успех, или полный провал»? Предлагает сравнить аргументы в защиту каждой точки зрения с культурно-историческими аналогами (на слайде презентации). | В групповой работе выполняют творческое задание: сначала смотрят фрагмент видео фильма, затем связывают иллюстративный ряд из плакатов в единый рассказ (плакаты могут быть напечатаны для работы в группах или демонстрироваться в виде презентации) на основе текста учебника. Представляют результаты работы. Например: В декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) взял курс на проведение коллективизации на добровольной основе (плакат 1). В 1929г. был взят курс на проведение сплошной коллективизации, представлявшей собой два взаимосвязанных процесса – насильственный сгон крестьян в колхозы и раскулачивание (плакат 2,3), т.е. конфискацию имущества у всех нежелающих вступать в колхозы и их выселение в отдаленные районы: на Урал, в Сибирь и Казахстан (плакат 4). «Закон о тех колосках» предусматривал за хищение колхозного и кооперативного имущества, хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте расстрел с конфискацией имущества, который при смягчающих обстоятельствах мог быть заменён на лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. В качестве "меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны «кулацких элементов» предусматривалось лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Осуждённые по этому закону не подлежали амнистии. Приводят аргументы «за» и «против». Примерный ответ: Аргументы «за»: - были решены социально-экономические проблемы страны в течение длительного периода за счет сельского хозяйства (колхозный строй – удобная форма изъятия максимальных объемов с/х продукции, перекачки средств из деревни в промышленность); - переход к плановому хозяйству в деревне повышал мобилизационные возможности страны, была отменена карточная система распределения продуктов в 1935г.; - коллективизация способствовала механизации с/х; позволила увеличить площадь обрабатываемых земель; - коллективизация способствовала распространению в деревне бесплатной медицины и образования, агротехнических знаний, привела к увеличению числа агрономов и других специалистов на селе; - создание в колхозах клубов, кружков и др. способствовало повышению культурного уровня деревни и т.д. Аргументы «против»: - массовая коллективизация привела к огромным лишениям и насилию в деревне; - были уничтожены самые хозяйственные крестьяне; - произошло обнищание деревни в результате выкачки средств из нее; - скотоводство понесло огромные потери; - советская деревня пребывала в затяжном кризисе на протяжении всего существования СССР; - отрыв работника от результатов своего труда, произошедший в результате коллективизации, стал одной из главных причин экономической неэффективности социалистической системы; - дефицит квалифицированной рабочей силы, молодежи на селе; - в 1932-1933 гг. из-за голода на Украине и в Поволжье погибло от 3,5 до 5 млн. человек, при этом почти все зерно продавалось за рубеж; - крестьяне были превращены фактически в крепостных: в 1937 г. колхозникам не выдали паспортов, они не могли покидать место жительства, труд колхозников оплачивался не деньгами, а натуральной продукцией за отработанные трудодни и т.д. | Метапредметные УУД Работать по плану, сверяясь с целью. Организовывать работу в группах или парах. Устанавливать причинно-следственные связи. Личностные УУД Прочувствовать трагизм коллективизации и насаждения образа «врага народа». Метапредметные УУД Умение вести диалог, уметь сравнивать данные различных источников; называть признаки явлений; обобщать, делать выводы. Личностные УУД Аргументировано излагать свою точку зрения. | |
- Коллективизация стала одним из основных средств проведения форсированной индустриализации. Назовите еще несколько внутренних источников для ее проведения, используя иллюстрацию на стр. 151. - Такими же неоднозначными были последствия индустриализации. Найдите в тексте учебника (стр. 152-154) подтверждение в защиту и опровержение следующей точки зрения: «Индустриализация СССР подняла экономическое и социальное развитие страны на качественно новый уровень, заложила фундамент последующих экономических успехов страны». Предлагает сравнить аргументы в защиту и опровержение с культурно-историческими аналогами (на слайде презентации). | Примерный ответ: Внутренние: - добровольные и принудительные займы у населения; - продажа культурных ценностей за рубеж; - использование труда заключенных (это стимулировало массовые репрессии); - трудовой энтузиазм населения (стахановское движение и т.д.). Работают с текстом учебника. Приводят аргументы «за» и «против». Примерный ответ: Аргументы «за»: - превращение СССР в мощную индустриальную державу: к концу 30-х гг. СССР по объему промышленной продукции обогнал Англию, Германию, Францию, занял первое место в Европе, а в мире уступал только США); - за годы предвоенных пятилеток в СССР было построено несколько тысяч новых предприятий (Днепрогэс, Магнитогорский комбинат, Кузнецкий комбинат, Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, крупные угольные шахты Донбасса и Кузбасса, Турксиб и др.); - были построенные десятки новых городов – Комсомольск-на-Амуре, Караганда, Кемерово, Магнитогорск, Новокузнецк и др.; - возникли новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, производство самолётов, синтетического каучука и др.; - индустриализация в конечном счёте обеспечила экономическую базу для победы СССР над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны; - создан мощный военно-промышленный комплекс (ВПК), сформированы многочисленные бронетанковые и авиационные силы. Аргументы «против»: - в СССР развивались преимущественно отрасли тяжелой и оборонной промышленности; - в условиях сформировавшейся в СССР административно-командной экономики трудящиеся не были материально заинтересованы в совершенствовании производства, улучшении качества и ассортимента продукции; - промышленность СССР была сосредоточена в тот период в основном в западных районах страны, что снижало ее обороноспособность, а в мирное время существенно увеличивало затраты на доставку промышленной продукции потребителям. | Метапредметные УУД Умение вести диалог, уметь сравнивать данные различных источников; называть признаки явлений; обобщать, делать выводы. Личностные УУД Аргументировано излагать свою точку зрения. | |
IV. Решение проблемы. Применение нового знания. | – Какой вывод по проблеме мы можем сделать? Модернизацию можно рассматривать как успех, или как полный провал? – Как бы вы сформулировали тему урока? | Приводят аргументы «за» и «против». Аргументы «за»: - за восемь лет страна «пробежала» путь, который у других стан занимал от 50 до 100 лет; - была создана мощная тяжелая промышленность, возникли новые отрасли: электротехническая, химическая, авиационная промышленность, автомобилестроение и т.д., что обеспечило экономическую независимость страны, резко усилена ее обороноспособность; - модернизация способствовала механизации сельского хозяйства; позволила увеличить площадь обрабатываемых земель; - модернизация способствовала распространению в деревне бесплатной медицины и образования, агротехнических знаний, привела к увеличению числа агрономов и других специалистов на селе; создание в колхозах клубов, кружков и др. способствовало повышению культурного уровня деревни и т.д. Аргументы «против»: - успехи модернизации были достигнуты за счет жесточайшей эксплуатации населения и огромных человеческих жертв; - советская деревня пребывала в затяжном кризисе на протяжении всего существования СССР; - отрыв работника от результатов своего труда, произошедший в результате коллективизации, стал одной из главных причин экономической неэффективности социалистической системы; - крестьяне были превращены фактически в крепостных: в 1937 г. колхозникам не выдали паспортов, они не могли покидать место жительства, труд колхозников оплачивался не деньгами, а натуральной продукцией за отработанные трудодни; - в условиях сформировавшейся в СССР административно-командной экономики трудящиеся не были материально заинтересованы в совершенствовании производства, улучшении качества и ассортимента продукции; - промышленность СССР была сосредоточена в тот период в основном в западных районах страны, что снижало ее обороноспособность, а в мирное время существенно увеличивало затраты на доставку промышленной продукции потребителям и т.д. Формулируют уточненную тему урока. | Метапредметные УУД Умение вести диалог, уметь сравнивать данные различных источников; называть признаки явлений; обобщать, делать выводы. Личностные УУД Аргументировано излагать свою точку зрения. |
V. Домашнее задание. | - Продолжить заполнение таблицы в тетради; - написать аргументы «за» и «против» по проблеме «Модернизацию можно рассматривать как успех, или как полный провал?» | Записываю домашнее задание, уточняют. | Личностные УУД Аргументировано излагать свою точку зрения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по теме «Сталинская модернизация» 9 класс
Для успешного усвоения темы "сталинская модернизация" (9класс) предлагается выполнить последовательно задания, работая по учебнику История россия 9 класс (автор Данилов). Учащиеся осуществ...
Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по теме " Знакомство с англоязычными странами"
Урок совершенствования знаний, умений и навыков по теме: «Англоязычные страны» в 7 «В» классе по УМК М.З.Биболетовой «Enjoy English» из раздела «Встреча с победителями международного сорев...
Технологическая карта урока Английского языка в 5 классе по теме: «Покупка сувениров. Англоговорящие страны »
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Английского языка в 5 классе1. Ф.И.О. преподавателя: Герасимова Юлия Андреевна2. Класс: 5 Дата: ...
Технологическая карта урока "Витамины из разных стран"
Урок был проведен в рамках проекта "Витаминная корзина" для параллели 5-9 классов. Проект разработан учителями методического объединения естественно-математического цикла и включ...
Технологическая карта урока" Открытка из другой страны. Англия или Великобритания?" с использованием электронной формы учебников
урок усвоения новых знаний с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
Технологическая карта урока по теме Англоговорящие страны
Урок разработан и проведен в 10 классе в разделе Межпредметный блок...