Урок опровержение. (Методическая разработка).
методическая разработка по истории (10 класс)

Карпушова Наталия Николаевна

В последнее время Сталинградская битва оказалась в центре ожесточенной идеологической, информационной войны. Предпринимаются попытки пересмотреть итоги и значение этой судьбоносной баталии, как, впрочем, и всей Второй мировой войны. Как замечает профессор В.И. Добреньков, «переосмысливать» Вторую мировую войну одним из первых бросился всем известный Резун (псевдоним «В. Суворов») и его последователи. По мнению «резунистов», советские историки будто бы сфабриковали миф о Сталинградской битве. А мифы, как известно, содержат элементы фантазии, вымысла, искажения реальности, преувеличения. Как полагают Резун и его последователи, подвиги советских бойцов и командиров в Сталинградской битве — тоже миф. Не отстает от Резуна и современный историк Энтони Бивор. Вот как он, например, в своей книге «Сталинград» характеризует мемориал на Мамаевом кургане:«Гигантские каменные фигуры солдат встают из руин и смотрят с каменных рельефов. Это памятник не столько солдатам-героям, сколько режиму, который заставил их умирать во имя своих интересов». Таким образом, даже спустя более 70 лет Сталинградская битва продолжает привлекать к себе повышенное внимание, разводя историков по разные стороны баррикад. Это стремление нас унизить и превознести противника говорит о том, что такие исследователи сами являются гитлеровцами, как все гитлеровцы, очень сожалеют, что советские солдаты и офицеры выиграли Сталинградскую битву, и, не имея возможности ничего изменить, стремятся унизить победителей, отнять у нынешнего поколения гордость победой в Сталинградской битве. Вот почему важно: раскрыть истинные  причины победы советского народа в битве на Волге. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок - опровержение.29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок опровержение: Подвиг защитников Сталинграда.

Цель: раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге; продолжать формировать умение работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы; на примере событий Сталинградской битвы показать мужество, стойкость солдат советской армии, тружеников тыла.

Оборудование: карта Великая Отечественная война 1941 – 1945гг.; фрагменты видеофильма Кипящий котёл; мультимедийный проектор со слайдами посвящёнными Сталинградской битве; исследовательские работы учащихся по данной теме; книги.

Ход урока.

Орг. момент.

Вступительное слово учителя истории.

Наш урок посвящён сегодня Сталинградской битве. И чем дальше от нас это событие тем противоречивее оценки о причинах победы советского народа в этой великой битве. Сегодня мы попытаемся опровергнуть мнение западных историков, и на основе анализа источников сделать свои выводы о причинах победы русского народа в этой битве.

План.

1.Наступательная операция немецкой армии.

2.Контрнаступление Советской армии.

3.Причины победы Советского Союза в Сталинградской битве.

4. Выводы.

Проверка домашнего задания. (тест)

Работа с картой. Как складывалась обстановка на советско – германском фронте в 1942 году?

Учитель. Гитлер планировал взять город 25 июля, поэтому с 17 июля начались бои на подступах к городу. К назначенной дате взять город не удалось. А с 23 августа началась тотальная бомбардировка в городе наступил кромешный ад.

( Фрагмент из фильма Россия в войне: Кровь на снегу. Кипящий котёл).

Учитель. Смерть разила людей повсюду. Несгибаемая стойкость, мужество, массовый героизм срывали штурм за штурмом. Не только в стране , но и за рубежом известны Дом Павлова, Мамаев курган.

А чем же они знамениты? Ребята, которые писали исследовательские работы, дайте небольшую справку.

Ученик. ( писавший исследовательскую работу по Сталинградской битве).

В конце сентября 1942 года командир отделения сержант Павлов первым проник с тремя бойцами в 4 –ёх этажный дом, занятый гитлеровцами, выбили врага и превратили дом в опорный пункт. 58 дней штурмовали фашисты развалины дома, который стал для них неприступной крепостью. Выстояв, его защитники перешли в контрнаступление.

Ученик. (писавший исследовательскую работу по Сталинградской битве). Мамаев курган или высота 102. Здесь с 13 сентября 1942 года по 30 января 1943 годла140 дней и ночей не унималась дрожь земли от взрывов. Здесь насмерть стояли Советские воины. В сражениях за ключевую позицию обороны города решалась судьба будущей победы.

2.Учитель. Лишь спустя 4 месяца после начала битвы Советские войска перешли в контрнаступление.

Беседа

А как называлась эта операция? ( Уран.)

Каков результат операции Уран?

Ученик. 2 февраля остатки блокированной группировки противника сдались в плен. Цвет гитлеровского вермахта нашёл могилу. Противник потерял 1\4 часть своих сил. Подобной катастрофы Германия не терпела. Начался перелом в ходе ВОВ.

3.Русский солдат одержал победу в этой битве, а мы попытаемся с вами разобраться в чём причины победы нашего народа в Сталинградской битве?

В западной историографии существует точка зрения о том, что мы одержали победу лишь благодаря зиме. Опять , как в декабре 1941 или в Отечественную войну 1812 года русские выиграли лишь благодаря суровому климату. А так ли это?

Задание. Чтобы сделать выводы историки опираются на источники, вот и вы сейчас опираясь на документы определите причины победы русского народа.

Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками. Работа с документами.

Заместитель премьер – министра Великобритании

К. Эттли о Сталинградской битве.

19 января 1943 г.

Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6 –я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских.

Американский публицист М. Уэрнер

о советской победе под Сталинградом.

Весна 1943г.

19 ноября 1942 года под тяжёлыми ударами поразительного контрнаступления Красной Армии под Сталинградом рухнуло всё здание германской стратегии. Это событие послужило действительным поворотным пунктом в войне не потому. Что германская армия понесла потери и была вынуждена отступать , а потому, что германская стратегия явно обанкротилась. С тех пор русские приобрели стратегическое превосходство.

Премьер – министр южно – американского союзафельдмаршал Я Смэтс о военном искусстве советской армии в Сталинградской битве.

11 января 1943 г.

Я согласен , что действия русских великолепны и величественны по размаху и замыслу; они осуществляются с таким мастерством, на которое русские как я думал раньше не способны. Продемонстрированы более искусные действия, чем прошлой зимой. Три или четыре немецкие армии поставлены в очень опасное положение, и даже если только одна окончательно разгромлена и пленена, это будет исключительно серьёзное поражение немцев.

Немецкий обер - ефрейтор И. Цимах

о боях в Сталинграде.

20 ноября 1942 г.

здесь сущий ад. Ничего подобного мы ещё не переживали. К сожалению всего я вам описать не могу. Если судьба позволит, то я вам когда – нибудь об этом расскажу. Сталинград – могила для немецких солдат. Число солдатских кладбищ растёт. Это похоже на то, что творилось на Сомме в войну 1914 – 1918гг.. с той разницей , что все эти солдаты погибли в боях за один только город.

Заместитель главнокомандующего

сухопутными войсками США

генрал – майор Р. – П. Хортли о мужестве Советского народа.

Каждый солдат американской армии и Великобритании отностится с величайшим восхищением к мужеству, отваге и смелости Красной Армии и народов Союза Советских Социалистических республик.

Из дневника гитлеровского солдата.

14 октября 1942 года.

Русские не похожи на людей, они не знают усталости, не ведают страха не боятся огня…Матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках… Мы изнемогаем, каждый солдат считает, что следующим погибнет он сам. Быть раненым и вернуться в тыл единственная надежда.

16 ноября 1942 года.

Сегодня получил письмо от жены. Дома надеются, что до рождества мы вернёмся в Германию, и уверены что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов….Сталинград – это – ад.

Из письма ефрейтора О. Гельмана.

Описать, что здесь происходит невозможно. В Сталинграде сражаются все у кого есть голова и руки, - мужчины и женщины.

Письмо командования батареи матери воина орденоносца Н. А. Верендяева на Тамбовщину.
Декабрь 1942г.
Уважаемая Мария Григорьевна!

Ваш сын. Верендяев Николай Андреевич, в боях за Родину показал себя верным сыном Советского народа. В самые горячие минуты боя. Когда фашисты обливали нас градом снарядов, мин и пуль, наши бойцы презирая смерть, бесстрашно рвались вперёд. В этих рядах был и ваш сын. Он, командуя орудием, со своими боевыми товарищами. Самоотверженно оказывал помощь продвижению наших бойцов вперёд. В одном из боёв его орудием уничтожено две огневые точки противника и 50 немцев…

командир батареи.

Письмо политрука Н. Луткова соим землякам на Тамбовщину.

октябрь 1942 г.

Тяжёлые дни переживает наша Родина. Подлый и злобный враг остервенело рвётся к жизненным центрам нашей страны, хочет поработить нас. Мы будем также беззаветно сражаться за честь свободу, независимость как и прежде.

Письмо М. Ф. Митюкова для дочери Нади.

Надя, мне теперь надо бить фашистов. Чтобы они не грабили нас и не убивали детей, не кидали бы таких милых девочек. Как вы Надя и Эля – в горячую печку. Большим дядям и мне вашему папе, нужно дружными силами вместе бить зверских фашистов. Вот когда прогоним мы всех этих негодяев из нашей страны. Тогда должно быть. Мы потанцуем с тобой. Ну, а пока сыграй Штраусовский вальс без меня.

Октябрь 1942

На основе документов ученики формируют причины победы русского народа в Сталинградской битве. Примерные.

Военное искусство и талант советских военачальников.

Мужество и стойкость советских солдат.

Воля к победе.

Среди защитников Сталинграда, тех кто проявлял мужество и героизм были и наши земляки. Многие из которых сражались во второй гвардейской армии.

- Что входило в задачи второй гвардейской армии. ( справка ученика писавшего исследовательскую работу по Сталинградской битве).

Ученик. Остановить продвижение войск Майнштейна шедших на выручку окружённой группировки Паулюса. 24 декабря солдатами 2 – ой гвардейской армии части Манштейна

Были отброшены от Сталинграда на 125 километров. Стелла в честь 2 – ой гвардейской армии находится в пригородном лесу под Тамбовом.

Учитель. Защищали Сталинград и жители Сосновского района среди них Иван Фёдорович Казарцев.

Ученик. ( справка ученика писавшего исследовательскую работу по Сталинградской битве). И. Казарцев родился в селе Н. Грязное начал войну в трудовом фронте. После чего попал под Сталинград . Где перенёс весь ужас этой битвы при форсировании Волги был ранен , но после госпиталя вернулся в строй.

Учитель. Героизмом отличались не только на передовой. Победа ковалась ещё и в тылу. Ни секрет для вас, что в полях и на заводах без выходных работали женщины старики дети. «Всё для фронта всё для победы » - было лозунгом тех лет.

( фрагмент фильма).

Так вели себя и наши земляки.

Ученик. ( справка ученика писавшего исследовательскую работу по Сталинградской битве). В 1942 году в трудный для родины час, труженики колхоза «Красный доброволец» Избердеевского района ( ныне петровского ) Тамбовской области выступили с инициативой: организовать сбор средств на строительство танковой колонны « Тамбовский колхозник».Их призыв нашёл отклик в сердцах тружеников области. За 2 недели собрали 40 млн. рублей. Боевые машины сделанные на эти деньги сражались уже у стен Сталинграда.

Из только что изложенных фактов определите ещё причину победы в этой битве?

На основе изложенного материала ученики должны сформулировать ещё одну причину победы в Сталинградской битве. - Самоотверженность и упорство тружеников тыла.

Подведение итогов. «Скажите какие выводы можно сделать о приводимой западными историками причине победы советского народа»?

Ученик. Причины победы являются необоснованными.

А какова цель таких выводов.

Ученик. (приблизительно). Принизить значение Сталинградской битвы, и исказить истинные причины победы советского народа.

Учитель. Я надеюсь, что благодаря сегодняшнему уроку, вы усвоили истинные причины победы русского народа. Потому что, они построены на фактическом материале, а не на предположениях. Изучая историю этой битвы, вспоминаются слова Гроссмана: « Люди ли шли в атаку, смертны ли они?». Да они были простыми смертными. Фашистов охватывал ужас и страх не только перед нашим оружием и боевой техникой. сколько перед силой духа русского характера, мужеством Советского солдата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уроки вдохновения". Методические разработки уроков

Пачкина Ольга Владимировнаучитель высшей категорииМАОУ лицей пгт АфипскийМО Северский районКраснодарского края.Стаж работы учителем музыки - 31 годМноголетний опыт работы учителем музыки позволи...

«Урок доброты» Методическая разработка внеклассного мероприятия.

«Урок доброты» - игровая форма внеклассного мероприятия, имеющего социальное и творческое направление. Дети любят играть, и в процессе игры становится очевидно, что тема «урока» задевает их за живое:...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Уроки о Великой Отечественной Войне на английском языке. Образовательный проект "Самый важный человек. Урок памяти". Методическая разработка.

Урок о войне, песня о войне, сценка о войне, грамматические упражнения с военной тематикой. Описание цикла уроков английского языка для 8 класса общеобразовательных школ по программе "Спотлайт&qu...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...