Технологическая карта урока "Становление Древнерусского г-ва". Урок 2.
план-конспект урока по истории (6 класс)

Баталова Марина Юрьевна

Технологическая карта урока

Становление Древнерусского государства

(2 часа)

Урок 2

 

Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о деятельности княгини Ольги, о первой государственной реформе, о походах Святослава.

 

Планируемые результаты:

- предметные

  1. овладение базовыми историческими знаниями (датами: 945–964, 964–972, 957; понятиями: урок, погост; о правлении Ольги и Святослава;
  2. развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в учебнике и документе информацию о событиях и явлениях прошлого.

 

- метапредметные

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
  3. умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  4. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  5. смысловое чтение;
  6. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  7. умение ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее  для решения учебной задачи.

 

- личностные

  1.  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  2.  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  3.  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  4. Формирование оценочных суждений о княгине Ольге;
  5. формирование оценочных суждений о первых русских князьях;
  6.  продолжение формирования познавательного интереса к истории России.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация по теме урока, § 5 учебника «История России. 6 класс» под ред. Торкунова, видеофрагмент по ПВЛ, карта «Русь в IX–X вв».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Становление Древнерусского государства

(2 часа)

Урок 2

Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о деятельности княгини Ольги, о первой государственной реформе, о походах Святослава.

Планируемые результаты:

- предметные

  1. овладение базовыми историческими знаниями (датами: 945–964, 964–972, 957; понятиями: урок, погост; о правлении Ольги и Святослава;
  2. развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в учебнике и документе информацию о событиях и явлениях прошлого.

- метапредметные

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
  3. умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  4. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  5. смысловое чтение;
  6. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  7. умение ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее  для решения учебной задачи.

- личностные

  1.  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  2.  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  3.  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  4. Формирование оценочных суждений о княгине Ольге;
  5. формирование оценочных суждений о первых русских князьях;
  6.  продолжение формирования познавательного интереса к истории России.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ресурсы: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация по теме урока, § 5 учебника «История России. 6 класс» под ред. Торкунова, видеофрагмент по ПВЛ, карта «Русь в IX–X вв».

Ход урока:

Дидактическая структура урока / этап урока / цель этапа

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов / методы, приемы, средства

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

1. Актуализация знаний

Организационный момент.

Организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»

Приветствие учителя и учеников. Проверка посещаемости.

Подготовка рабочего места.

Проверка д. з. Выявление  пробелов в знаниях детей, затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Ребята, сегодня мы продолжим изучать становление Древнерусского государства. Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Первый ряд будет работать по карточкам в течение 5-7 минут, остальные будут отвечать на вопросы устно.

Устный опрос:

1. Какие предпосылки для возникновения государства сложились у восточных славян? (Назвать одну предпосылку и раскрыть ее содержание).

2. Торговля являлась одной из важнейших предпосылок образования г-ва. Какой главный торговый путь проходил по территории расселения восточных славян. Как он назывался? На карте покажите этот путь, откуда и куда он шел, назовите реки, по которым проходил. (Из варяг в греки)

3. Какие гос. центры образовались у восточных славян? (Новгород и Киев) Каким образом это происходило?

4. Какое событие связано с возникновением Древнерусского г-ва? (призвание варягов) (показать на карте территорию г-ва)

5. Расскажите о внешнеполитической деятельности Олега и Игоря. Чья внешняя политика была  на ваш взгляд удачнее?

Работа по карточкам.

2 и 3 ряд отвечают на вопросы к устному опросу, 1 ряд работает по карточкам. Работа с картой.

Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), известных учащимся способов деятельности. Определение степени усвоения домашнего задания.

Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Умение правильно, грамотно использовать речевые средства: пересказывать, устная и письменная речь.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

 продолжение формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

2. Создание проблемной ситуации

Подготовка учащихся к изучению нового материала, формирование появления интереса у учеников к новой теме

Сегодня мы продолжим отвечать на вопросы Нестора: «Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?».

Продолжение формирования познавательного интереса к истории России.

3. Целеполагание, версии

Активизация познавательной, учебной деятельности учеников

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

Выдвижение версий целей урока.

Деятельность киевских князей: Ольги и Святослава

Появление цели урока

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению

4. Планирование

Выстраивание логической цепочки освоения новых знаний, освоение первичных знаний

На основе совместно определенной цели урока давайте составим план изучения новой темы.

Составление плана изучения новой темы.

План урока:

1. Княжение Ольги

2. Походы Святослава

Появление плана урока

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, принятию задач урока

5. Открытие нового знания

Усвоение первичных знаний о личности княгини Ольги и ее мести древлянам

Древляне убили князя Игоря за то, что тот второй раз отправился за данью. Княгиня Ольга, его жена, оставшаяся с их малолетним сыном Святославом, жестоко отомстила древлянам. Как она это сделала, мы узнаем, посмотрев небольшой видеофрагмент.

После просмотра видео ответить на вопрос: Подумайте, почему месть княгини была настолько жестокой? Как характеризует княгиню этот видеофрагмент?

Месть княгини была жестокой, потому что она любила своего мужа, но самое главное – она хотела на примере казни древлян показать, что будет с теми, кто выкажет неповиновение, чтобы предотвратить возможный выход племен из-под власти. Жестокая, мстительная, мудрая…

Овладение базовыми историческими знаниями о личности княгини Ольги.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Формирование оценочных суждений о княгине Ольге.

6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

Формирование знаний о реформе Ольги, о личности Святослава и его походах

1. Княгиня Ольга учла печальный опыт своего супруга и изменила порядок сбора дани. Она установила точный размер дани – уроки и места ее сбора – погосты. Князь теперь собирал дань по точно определенному маршруту в строго установленный срок. Это была первая государственная реформа – важное (постепенное) изменение в жизни людей.

Ольга первой из княжеского рода приняла христианство в 957 г. В учебнике на стр. 45 вы видите картину «Крещение княгини Ольги». Внимательно посмотрите на нее.

В 964 году Ольга передала бразды правления своему сыну Святославу, который стал одним из самых выдающихся полководцев своего времени. Все свое правление он проводил в военных походах. В ПВЛ сохранилось обращение к князю: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул».

Постоянные походы закалили характер Святослава.

В 972 г., когда Святослав с небольшим отрядом возвращался в Киев, его подстерегли печенеги и убили. Печенежский хан приказал вставить череп Святослава в золотую оправу и использовал его на пирах в качестве чаши, веря, что таким образом силы и мужество врага перейдут на него.

Святослав был действительно одним из лучших полководцев своего времени. Поэтому некоторые историки называют его Александром Македонским Восточной Европы.

Запишите даты правления Ольги.

Запишите определения: урок, погост.

Какая вера была у восточных славян?

Работа с учебной картиной на стр. 45 учебника. Как вы думаете, какие чувства испытывала княгиня Ольга, приняв христианство?

Запишите дату правления Святослава.

Прочитайте в учебнике п. 5 на стр. 44-46 и подумайте, справедливы ли эти слова.

На стр. 45 прочитайте отрывок из документа. Каким предстает перед нами Святослав?

Работа с текстом учебника. Расскажите, какова была внешняя политика Святослава. На исторической карте показать походы Святослава. Каковы итоги правления Святослава? (по учебнику)

С кем из знаменитых полководцев Древнего мира его можно сравнить? (А.М.)

А теперь давайте дадим ответы на вопросы Нестора: откуда пошла земля русская? Кто первым стал в Киеве княжить?

Записывают даты правления Ольги 945–964 гг.

Записывают определения в тетрадь: уроки, погосты.

Записывают дату правления Святослава: 964 – 972 гг.

Читают документ. Святослав предстает простым, мужественным, храбрым, несамовлюбленным.

Итоги правления Святослава:

1) Расширил границы Руси, покорив вятичей.
2)Разгромил Хазарский каганат
3)Территории Руси увеличились от Поволжья до Каспия, от сев. Кавказа до Черного моря, от Балканских гор до Византии.

Овладение базовыми историческими знаниями о правлении Ольги; понятиями: урок, погост; датами: 945–964, 964–972; о правлении Святослава. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в учебнике и документе информацию о событиях и явлениях прошлого.

Смысловое чтение. Формирование умений ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее  для решения учебной задачи.

Формирование навыков речевой деятельности.

Продолжение формирования познавательного интереса к истории России. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Формирование оценочных суждений о личности Святослава.

7. Рефлексия

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образов. продуктов

Ребята, возьмите листочки с края стола и выберите один из пары предложенных ответов, соответствующих вашему отношению к уроку.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

1. активно / пассивно
2. доволен / не доволен
3. коротким / длинным
4. не устал / устал
5. стало лучше / стало хуже
6. понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Умение соотносить свои действия с планируемыми рез-ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Владение основами самоконтроля, самооценки.

Формирование умений оценочных суждений.

8. Домашнее задание

Формулировка д. з.

§ 5 читать, даты и определения знать наизусть.

Записать домашнее задание в дневник.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологической карты самостоятельной деятельности учащихся на уроке по теме: "Условие плавания тел. Архимедова сила. Закон Архимеда" на основе ЭОР

Конспект разработан для дистанционного обучения детей на основе ЭОР. Может использоваться на уроках- исследованиях по физики, с целью повышения самостоятельной деятельности учащихся и повышению интере...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА БИОЛОГИИ

В статье описаны теоретические основы и практические приемы проетирования урока с помощью ТК. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обуч...

Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»

Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»....

Технологическая карта по ФГОС нового образца урока 7 кл "Климатические пояса мира"

Технологическая карта урока, который участвовал в городском конкурсе "Мой лучший урок" и занял 3 место. Этот урок необходимо рассматривать только вместо с презенацией "Климатические пояса"....

Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе  предназначена для уроков с учетом ФГОС.  Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные...

Технологическая карта и презентация к открытому уроку по математике 5 класс в рамках региональной "Недели математики-2016"

Технологическая карта и презентация к открытому уроку математики "Прямоугольник. Ось симметрии  фигуры" в рамках региональной НЕдели математики-2016...

Понятие формы. Геометрические тела. Многообразие форм окружающего мира.Технологическая карта и раздаточный материал к уроку изобразительного искусства в 6 классе

Технологическая карта урока  разработа с учетом требований современного урока по требованиям ФГОС. Наглядно демонстрирует построение основных геометрических тел в перспективе, нанесение теней и п...