Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку в 6 классе по курсу
«История Отечества с древнейших времён до конца 16 века».
Учитель истории Ильина Т.Е.
Тема урока, план урока, возможная значимая проблема. | Восточные славяне в древности. План:
Возможная личностно значимая проблема: Понимание связи эпох – древние славяне и русская народность (через среду обитания, занятия и ценности). |
Цель урока. | Дать представление о древних славянах, охарактеризовать особенности занятий, общественного строя и верований славян. |
Планируемые результаты изучения материала. | Учащиеся усваивают географию расселения племенных союзов славян; понимают, как повлияли природные и климатические условия на занятия и быт восточных славян; устанавливают связи верований славян с их занятиями. |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности. | Метод критического мышления: работа с историческими источниками. Частично поисковый метод: анализ славянского «пантеона» богов и установление связи с природными особенностями и занятиями. Метод формирования исторических понятий и представлений: подсечно-огневая и переложная системы землепользования, язычество, святилище, идол, волхв. Репродуктивный метод: описание славянского поселения, занятия славян. Сигнально-логический метод: опорно-сигнальные рисунки, работа с картой «Расселение восточных славян». Форма урока: комбинированный урок. Приёмы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, сигнальные рисунки, таблица, работа с картой, организация работы с текстом учебника, источника. |
Развитие умений учащихся. | Учатся использовать ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач; учатся анализу источников, осмыслению теоретического и описанию иллюстративного материала, оценке исторических источников; развивают картографические умения, навыки устной повествовательной речи; анализируют исторические явления, процессы и факты; обобщают и систематизируют полученную информацию; дают на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними. |
Основные понятия и термины. | Союзы племён славян, подсечно-огневая и переложная система земледелия, бортничество, язычество, идол, святилище, вервь, вече, народное ополчение, быт, нравы. |
Источники информации. | Учебник «История Росси» А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. Карта «Расселение восточных племён в древности». Отрывки из летописи «Повесть временных лет», «Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах», ИКТ – презентация. |
План урока.
- Проверка домашнего задания. (10 мин.)
Назвать группы исторических источников. Привести примеры.
Заслушать 2-3 сообщения об исторических источниках.
- Актуализация знаний. (5 мин.)
Какие исторические источники мы можем применить при изучении истории Древней Руси?
(письменные: летописи, записки иностранных историков и путешественников; вещественные: данные археологических раскопок)
- Сообщение темы и цели урока. (См. технологическую карту). (2 мин.)
- Изучение нового материала. (20 мин.)
- Работа с историческим источником отрывок из летописи «Повесть временных лет» - презентация:
«И после этих братьев стал род их княжить у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами».
Вопросы:
- Назовите племена, перечисленные в летописи?
- Какие из них являются славянскими?
- Найдите их на карте.
- Работа с картой «Расселение восточных славян».
Задание: найдите территории расселения восточных славян и занесите их в таблицу.
- Работа с таблицей.
Название племенного союза | Место расселения |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
- Работа с текстом учебника.
Прочесть и выписать основные занятия и промыслы славян. (Учебник стр. 8-10).
Бортничество -
- Работа с сигнальными рисунками.
Зарисовать в тетради две системы землепользования: подсечно-огневая и переложная.
- Работа с иллюстрацией Славянский посёлок». (Презентация. Учебник стр. 10).
Составить описание расположения посёлка, жилища славян.
- Анализ исторического источника византийского писателя Прокопия Кесарийского «О восточных славянах». (Учебник стр. 13-14).
- На какие черты жизни обращает внимание византийский писатель?
- Как вы думаете, почему именно эта сторона жизни восточных славян ему особенно интересна?
- Рассказ учителя.
Древние славяне по-своему представляли мир и объясняли явления природы. Они верили, что всё в природе живое и имеет своего хозяина – бога или духа. Такое восприятие мира называется язычество.
Язычество – (словарь на стр.14).
- Закрепление понятия.
Докажите, что это было так в действительности, проанализируя текст.
- Назовите богов восточных славян и явления природы, которым они покровительствовали?
- Какие занятия отражаются в верованиях славян?
- Какую роль играли в жизни славян духи?
- Работа с понятиями.
Святилище –
Идол (истукан)-
Волхв (кудесник)-
- Закрепление изученного материала. (5 мин.)
Задание: с закрытыми учебниками, выделить главную мысль в каждом пункте плана. Выслушать ответы учащихся. Сравнить с выводом в учебнике на стр. 12:
Таким образом, в 5-8 веках просторы Восточно-Европейской равнины заселили восточнославянские племена. Их главным занятием было земледелие. Они обожествляли природу. Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе.
- Домашнее задание. (3 мин.)
& 1 , чтение, ответы на вопросы стр. 13. Сообщение о богах восточных славян.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...
Элективный курс: «История родного края с древнейших времен до конца XIX века»
Элективный предмет «История родного края с древнейших времен до конца XIX века» посвящен изучению регионального компонента по истории Отечества в рамках профильной школы и рассчитан на 34 часа. Програ...
Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»
Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....
Методическая разработка открытого урока 8 класс.
Методическая разработка открытого урока 8 класс....
Перечень обязательных понятий по курсу «История Отечества с древнейших времён до XVI века 6 класс»
6 класс...
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....
Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".
Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся....