Технологическая карта и презентация к открытому уроку по математике 5 класс в рамках региональной "Недели математики-2016"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Гайдукова Галина Геннадьевна

Технологическая карта и презентация к открытому уроку математики "Прямоугольник. Ось симметрии  фигуры" в рамках региональной НЕдели математики-2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_gaydukova.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики 5 класс

Подготовил: учитель математики МБОУ СОШ№3 г.Льгова Гайдукова Г.Г.

Тема урока «Прямоугольник .Ось симметрии»

Форма организации учебной деятельности , фронтальная, групповая, парная с элементами исследования

Целеполагания для ученика:

  1. Узнать, что такое симметрия.
  2. Извлечь информацию из дополнительных источников  о видах симметрии.
  3. Наблюдать за симметричными фигурами в окружающем нас мире.
  4. Научиться строить симметричные фигуры и проводить ось симметрии.

Целеполагание для учителя(управленческие задачи)

  1. Организовать работу для открытия учащимися понятия «симметрия» и умения моделировать из бумаги симметричные фигуры.
  2. Организовать активную познавательную деятельность учащихся через проблемное обучение.
  3. Использовать интерес учащихся при изучении нового материала.
  4. Стимулировать детей к полным ответам.
  5. Формировать навык парной и групповой работы.

Планируемые результаты:

Предметные – закрепить навыки распознавания, построения прямоугольника, квадрата, нахождения периметров, научить учащихся находить на рисунках фигуры, имеющие ось симметрии, и в окружающем мире объекты, имеющие ось симметрии, освоение способов построения и моделирования симметричных фигур.

Личностные – формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, воспитывать любовь к малой родине, её природным ресурсам.

Метапредметные- осознание симметричности предметов в пространстве, развивать познавательный интерес к математике, умение использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Основные понятия: прямоугольник, периметр прямоугольника, квадрата; фигуры, симметричные относительно прямой, ось симметрии фигуры.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация ,раздаточный материал.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуализация

1.Самоопределение к деятельности

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

(Слайд 1)

-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

-Мне очень приятно видеть вас сегодня.

-У меня прекрасное настроение. А у вас?

Рефлексия (показ настроения) .

Математика пришла,

Занимай свои места!

Математика сложна,

Но скажу с почтением:

Математика нужна

Всем без исключения.

Да, математика - наука сложная. Сегодня перед нами нелегкое испытание. А готовы ли мы к нему? Давайте проверим.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Настроить учащихся на интересную плодотворную работу.

2.Проверка д/з

Слайд2,3,4,5

№1.На клетчатой бумаге изображена фигура. Сторона клетки 1 см. Найдите площадь и периметр фигуры.

№2. Участок земли для строительства санатория имеет форму прямоугольника, стороны которого равны 800м и 400м. Одна из больших сторон участка идет вдоль моря , а три остальные стороны нужно отгородить забором. Найти длину этого забора. Ответ дайте в метрах.

№3Расположите величины в порядке убывания

  1. км 70м

2)70000м

3)1007м

4)7км 100м

В ответе запишите их номера, в нужном порядке без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

№4.Выберите верные утверждения:

1)Если в четырехугольнике все углы прямые, то его называют прямоугольником

2)Стороны прямоугольника, имеющие общую вершину, называют противоположными.

3)Периметр прямоугольника вычисляют по формуле Р=4а

4)Противоположные стороны прямоугольника равны.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Цель:мотивация учащихся на осознание потребности к построению нового способа действий.

Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке.

Одним я нравлюсь, другие

Находят меня скучной.

Но все признают, что

Я – элемент красоты.

(Слайд 6)

- О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании? (о симметрии).

- Почему вы решили, что в этих словах речь идет о симметрии? (подсказки в рисунках).

- Догадались, какова тема урока?

(«Симметрия вокруг нас») (Слайд 7)

-Давайте подумаем, о чем будет наш урок?

-Какую цель мы поставим?

-Сегодня мы будем работать по плану.

(составление плана)

  1. Что такое симметрия.
  2. Где встречается симметрия в окружающем нас мире.

(Слайд 8)

Активизировать мыслительные операции, внимание, память и т.д., стимулировать к активной работе

-аргументация своего решения

-работа над понятиями

3. «Открытие» детьми нового знания

Цель: построение детьми нового знания на основе жизненного опыта

Так что же такое «симметрия»?

- Обратимся к словарям.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой:

СИММЕТРИЯ - соразмерное, пропорциональное расположение частей чего-либо по отношению к центру, середине.

Толковый словарь В.Даля:

СИММЕТРИЯ - одинаковость, либо соразмерное подобие расположенья частей целого, двух половин.

Словарь С.И.Ожегова:

СИММЕТРИЯ - соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости..

(Слайд 9)

-Что общего в этих определениях? (одинаковость, соразмерность)

- Вспомните, как называется линия, которая делит фигуры пополам?

(ось симметрии).

-Верно, ОСЬ СИММЕТРИИ – линия, которая делит фигуру пополам.

(Слайд 10)

-Мы не зря вспоминали эти понятия. Они нам сегодня пригодятся.

-Приступим к практической работе.

Построить процесс осознанного представления об осевой симметрии.

-наблюдение над фигурами относительно линии сгиба

- развитие аналитических умений

-непрямая подсказка со стороны учителя

4.Первичное закрепление.

Практическая работа.

Цель: усвоение нового способа действий

Схематическое проведение оси симметрии фигур.

- У вас на столе лежат конверт №1.

Достаньте квадрат. Давайте попробуем найти у него оси симметрии.

- Сложим его пополам и четко обозначим линию сгиба.

- Что мы получили? Покажите!

- Обведём цветным карандашом получившуюся прямую. Это 1 ось симметрии.

- Давайте попробуем сложить квадрат вновь пополам, но по-другому.

- Что получили?

- Покажите!

- Как еще можно сложить квадрат?

- Так сколько же осей симметрии у квадрата? (4)

- Проверим! (Слайд 11)

- Сейчас проведем исследование, сколько осей симметрии имеют другие фигуры. Работать будем в группах:

1. Работа с прямоугольником. (2)

2. Работа с кругом. (множество)

3. Работа с равносторонним треугольником.(3)

4. Работа с прямоугольным треугольником. (неравносторонним)

(нисколько)

5.Равнобедренный треугольник(1)

- Что можете сказать о каждой фигуре? (микровыводы) (выступление 1 представителя от группы)

- Все ли фигуры имеют оси симметрии?

- Проверим! (Слайд 12)

-Все верно?

Работать с определением количества осей симметрии у фигур.

- работают в группах, извлекают информацию об одном из видов симметрии

-принимают решение о возможности или невозможности проведения оси симметрии

- развитие коммуникативных умений

5. Включение в систему знаний и повторение

Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторения и закрепление ранее изученного

- Мы выяснили, что симметрия в математике существует, но не у всех фигур. Только ли в этой науке она может быть?

- Оказывается, все в мире, и даже в нашей Галактике, построено по принципу симметрии. Древние греки считали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна. Наблюдая россыпь звезд на ночном небе, мы понимаем, что за внешним хаосом скрываются вполне симметричные структуры галактик, а в них - симметричные структуры планетных систем.


 «Галактика» (Слайд 13)

- Симметрия – это красота, равновесие, гармония. Согласны?

Давайте это докажем. Продолжим нашу исследовательскую работу.

Знакомство с симметрией вокруг нас.

-выполнение задания, основанного на ранее изученном

-четкое произношение алгоритма

Физкультминутка.

  1. Проектная деятельность.

- Вам нужно провести исследование каждой группе - в своей области. Доказать, или опровергнуть наличие симметричности и, конечно же, сделать выводы о проделанной работе.

- Каждая группа получает свойконверт. К работе предъявлены следующие требования. (Слайд 14).

1. Соответствует ли результат теме проекта. 
2. Сотрудничество. 
4. Аккуратность выполнения. 
5. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории).

-Требования записаны у вас на 
маршрутном листе.

-Возьмите в руки конверт №2.

-Каждая группа, выполнив задания, приклеивает свою работу на лист А-3 и готовится к защите.

-Темы вслух не оглашаются.

-Выберем руководителя группы. Руководитель следит за выполнением, участием всех в проекте, организует работу группы. Не забудьте распределить роли в группе!

-Время работы – 5 минут.

Маршрутные листы:

1 группа. Симметрия в мире животных.

  • На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии.
  • Определить оси симметрии у данных животных.

2 группа. Симметрия в мире растений.

  • Перед вами – одна половинка известного всем растения, вторая его половинка рассыпалась в виде мозаики. Склейте растение и проведите оси симметрии.
  • Определить оси симметрии у данных растений.

3 группа. Симметрия в мире архитектуры.

  • Построить с учетом воображаемой линии симметрии необычный замок, в котором вам хотелось бы жить.
  • Определить оси симметрии у данных памятников архитектуры.

4 группа. Симметрия в русском языке.

  • Вспомнить и записать 3 слова или фразы – палиндромы (читаемые слева направо и справа налево одинаково). Определить у них оси симметрии.
  • Определить оси симметрии у данных букв русского языка и разбить их на группы:

1 ось симметрии;

2 оси симметрии;

нет осей симметрии.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

(в начале каждого –слайд, в конце - микровывод)

- Каждая из групп работала над своим проектом, определить его тему нам поможет слайд. Внимание!

-Руководителя группы, которая работала над этой темой, прошу приступить к защите. Итак, тема вашего проекта …

1 группа – слайд 12-13

-Как вы считаете, справилась ли 1 группа с заданием? Аплодисменты!

- Смотрим следующий cлайд. (повтор)

2 группа – слайд 17

3 группа – слайд 18

4 группа – слайд 19

ВЫВОД:

Симметрия может встречаться не только в указанных группах, но и в другой окружающей нас действительности.(Слайд 20)

-Посмотрите, сколько областей жизни, и где только не встречается симметрия!

Каждой группе – карандаши, клей

Приготовить: цветные карандаши, фломастеры.

Приготовить: клей.

Сообщение:

Птица драхва, которых в окрестностях сего города плодится много

Приготовить

карточки

Сообщение:

триумфальная арка г.Курск-города воинской славы башня Шамиля ,визитная карточка города Льгова

Приготовить лист с буквами + чистый лист.

Подсказки на карточках.

7. Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка результатов деятельности

Рефлексия

- Завершим наш урок  интервью.

Сегодня на уроке нам:

-было интересно…

-было трудно…

-больше всего понравились задания…

(Слайд 20)

Рефлексия настроения.

Мотивирует к рефлексии.

-учащиеся оценивают свою деятельность

-обозначают проблемные места

-стимулировать к ответам учащихся с низкой мотивацией

(Слайд 21)

Прекрасный, безграничный,

На взгляд совсем привычный,

Но чем-то необычный,

Со словом «симметричный»

Открылся мир вокруг!

- Сегодня каждая группа потрудилась на славу, и позвольте нам вручить заслуженную награду.

(дипломы)

Молодцы! Спасибо за урок!

Ребята сейчас мы с вами работали над проектом и в частности говорили о природе. А ведь 2017г. объявлен в России годом экологии. Совсем недавно я с группой учащихся вашего класса поучаствовали в проекте по защите окружающей среды. Я вам предлагаю видеоролик.

Список использованных источников:

  1. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. – М.: ВАКО. 2004.
  2. Курс комплексного развития школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандашев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель. 2012.
  3. Гильде В. Зеркальный мир. — М.: Мир, 2002г.
  4. Советский энциклопедический словарь — М.: Советская энциклопедия, 1980г.
  5. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии — М.: Мысль, 1999г.
  6. Справочник по математике для средних учебных заведений. А.Г. Цыпкин. Под редакцией С.А. Степанова. – Издательство «Наука». – Москва 1984г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 1 классе в рамках городского семинара-практикума по теме "Преемственность в физическом воспитании и здоровьесбережению детей в ДОУ и начальной школе"

План-конспект был разработан для открытого урока городского семинара-практикума. Урок был проведен 11марта 2009г., для инструкторов физической культуры ДОУ и учителей ФЗК, преподающих в начальной школ...

Открытый урок в 7 классе в рамках семинара "Воспитательный аспект урока"

В архиве содержится подробный план урока, учебная карта для учащегося, презентация к уроку....

Открытый урок в 6 классе в рамках региональной педагогической ассамблеи по теме: Делимость чисел.

Конспект урока, презентация и тесты по теме: "Делимость натуральных чисел 6 класс"...

Презентация к открытому уроку по математике в 6 классе Тема «Решение уравнений и задач»

Презентация к открытому уроку по математике в 6 классе Тема  «Решение уравнений и задач»...

Технологическая карта и презентация к открытому уроку по обществознанию на тему "Правовые основы семейных отношений"

Технологическая карта урока с дидактической структурой и презентация по теме...