Технологическая карта урока "Становление Древнерусского г-ва". Урок 1.
план-конспект урока по истории (6 класс)

Баталова Марина Юрьевна

Технологическая карта урока

Становление Древнерусского государства

(2 часа)

Урок 1

 

Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о предпосылках возникновения Древнерусского государства, об образовании гос. центров, Древнерусского г-ва, деятельности первых князей (Олега и Игоря).

 

Планируемые результаты:

- предметные

  1. овладение базовыми историческими знаниями (датами: 882, 882-912, 907, 911, 912–945, 941, 944; понятиями: государство, князь, дружина, дань, полюдье; предпосылок возникновения Древнерусского г-ва; о двух государственных центрах; о возникновении Древнерусского г-ва; о деятельности первых киевских князей: Олега и Игоря;
  2. Развитие умений искать, анализировать, содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

 

- метапредметные

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  3. умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  4. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  5. умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  6. смысловое чтение;
  7. формирование умений ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее  для решения учебной задачи;
  8. формирование умений владения устной речью;
  9. владение основами самоконтроля, самооценки;
  10. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

 

- личностные

  1.  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, принятию задач урока;
  2.  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  3.  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  4. формирование умений оценочных суждений;
  5. воспитание уважения к Отечеству;
  6. формирование нравственных чувств гордости за свое государство;
  7.  продолжение формирования познавательного интереса к истории России.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация «Становление Древнерусского г-ва», § 5 учебника «История России. 6 класс» под ред. Торкунова, карта «Русь в IX – X вв.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Становление Древнерусского государства

(2 часа)

Урок 1

Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о предпосылках возникновения Древнерусского государства, об образовании гос. центров, Древнерусского г-ва, деятельности первых князей (Олега и Игоря).

Планируемые результаты:

- предметные

  1. овладение базовыми историческими знаниями (датами: 882, 882-912, 907, 911, 912–945, 941, 944; понятиями: государство, князь, дружина, дань, полюдье; предпосылок возникновения Древнерусского г-ва; о двух государственных центрах; о возникновении Древнерусского г-ва; о деятельности первых киевских князей: Олега и Игоря;
  2. Развитие умений искать, анализировать, содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

- метапредметные

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  3. умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  4. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  5. умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  6. смысловое чтение;
  7. формирование умений ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее  для решения учебной задачи;
  8. формирование умений владения устной речью;
  9. владение основами самоконтроля, самооценки;
  10. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

- личностные

  1.  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, принятию задач урока;
  2.  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  3.  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  4. формирование умений оценочных суждений;
  5. воспитание уважения к Отечеству;
  6. формирование нравственных чувств гордости за свое государство;
  7.  продолжение формирования познавательного интереса к истории России.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ресурсы: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация «Становление Древнерусского г-ва», § 5 учебника «История России. 6 класс» под ред. Торкунова, видеофрагмент по ПВЛ (серия 2), карта «Русь в IX – X вв.»

Ход урока:

Дидактическая структура урока / этап урока / цель этапа

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов / методы, приемы, средства

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

1. Актуализация знаний

Организационный момент.

Организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»

Приветствие учителя и учеников. Проверка посещаемости.

Подготовка рабочего места.

2. Создание проблемной ситуации

Подготовка учащихся к изучению нового материала, формирование появления интереса у учеников к новой теме

Тема нашего урока «Становление Древнерусского государства». «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?». Эти три вопроса, задаёт Нестор, начиная свой летописный рассказ. На эти вопросы нам и предстоит сегодня ответить.

Прочитать вопросы.

Записать тему урока.

Записывают тему урока. Читают вопросы со слайда.

Продолжение формирования познавательного интереса к истории России.

3. Целеполагание, версии

Активизация познавательной, учебной деятельности учеников

Как вы думаете, что мы должны будем узнать на уроке?

Выдвижение версий целей урока.

Примерный ответ: о возникновении государства у восточных славян.

Появление цели урока.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению

4. Планирование

Выстраивание логической цепочки освоения новых знаний, освоение первичных знаний

На основе совместно определенной цели урока давайте составим план изучения новой темы.

Составить план изучения новой темы.

1.Предпосылки возникновения Древнерусского г-ва.

2. Образование государственных центров.

3. Образование Древнерусского г-ва.

4. Первые князья Древнерусского г-ва (Олег, Игорь)

Появление плана урока

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, принятию задач урока

5. Открытие нового знания

Усвоение первичных знаний о предпосылках возникновения Древнерусского государства

Для начала давайте вспомним, что такое государство, и назовем его признаки.

А теперь, опираясь на перечисленные признаки, скажите мне, было ли государство у восточных славян?

Отвечают на вопросы:

1) Что такое г-во, каковы его признаки?

2) была ли у восточных славян единая территория?

3) Платили ли они единые налоги?

4) Была ли у них армия?

5) На одном ли языке разговаривали?

6) Были ли единые законы у восточных славян?

Примерный ответ:

Г-во – особая организация власти и управления, характеризующаяся следующими признаками:

1)единая территория;

2)налоги;

3)армия (ополчение);

4)единый язык;

5)единые законы. Учащиеся соотносят признаки государства с организацией восточных славян и приходят к выводу, что г-ва у восточных славян не было.

Овладение базовыми историческими знаниями о предпосылках возникновения Древнерусского г-ва.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Смысловое чтение.

Формирование умений использовать информацию источника, анализировать, выделять ее  для решения учебной задачи.

Формирование умений владения устной речью.

Воспитание уважения к Отечеству.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Образование г-ва  - длительный и сложный процесс. Г-во возникает тогда, когда в нем появляется необходимость, когда складываются определенные предпосылки.

Запишите предпосылки в тетрадь.

Слушать учителя, записать предпосылки в рабочую тетрадь.

Схема 1.

6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

Формирование знаний о появлении гос. центров, образовании Древнерусского г-ва, о правлении Олега и Игоря.

Единое Древнерусское государство образовалось не сразу – сначала появились 2 государственных центра, не связанных между собой.

Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент о возникновении первых государственных центров, а затем его обсудим.

Смотрят видеофрагмент. После просмотра отвечают на вопросы учителя:

1. Какие 2 гос. центра возникли у восточных славян?

2. Кто является основателями Киева?

3. Расскажите, почему славяне призвали варягов? В каком году это произошло?

4. Как звали варягов, которые пришли княжить к славянам?

5. Кто из братьев стал княжить в Новгороде?

Примерные ответы:

1. Новгород и Киев.

2. Кий, Щек, Хорив, Лыбедь.

3. Пригласили князя из варягов, чтобы он прекратил усобицы, навел порядок в 862 г.

4. Рюрик, Трувор и Синеус.

5. Рюрик стал княжить в Новгороде.

Овладение базовыми историческими знаниями о двух государственных центрах; о возникновении Древнерусс. г-ва; о деятельности первых киевских князей: Олега и Игоря; понятиями «дань», «полюдье»; датами: 882, 882-912, 907, 911, 912–945, 941, 944. Развитие умений искать, анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

Смысловое чтение. Формирование умений ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее  для решения учебной задачи.

Формирование навыков речевой деятельности.

Воспитание уважения к Отечеству. Продолжение формирования познавательного интереса к истории России. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Формирование нравственных чувств гордости за свое г-во.

Так, были образованы 2 гос. центра – северный в Новгороде и южный в Киеве.

Объединение этих центров в 882 г. считается датой образования г-ва, которое получило название Русь. Как это произошло, прочитайте в учебнике на стр. 41. второй абзац.

Киев стал столицей г-ва восточных славян. Историки называют его Древнерусское г-во или Киевская Русь. Главой г-ва стал великий киевский князь, который опирался на свое войско – дружину, с помощью которой собирал с подвластных племен дань во время полюдья.

Первые киевские князья вели активную внутреннюю и внешнюю политику. Откройте карту на стр. 47 и проследите походы князя Олега. В результате похода Олега на Царьград (Константинополь) греки выплатили большую дань. В 911 г. в результате еще одного похода Олега был подписан выгодный торговый договор с Царьградом.

В 912 г. Олег умер в результате укуса змеи, выползшей из черепа его коня.

После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь.

Он также совершил 2 похода на Византию в 941 и 944 гг. Эти походы были также успешными.

Читают учебник и отвечают на вопросы:

1. Кто такой Олег и Игорь?

2. В каком году Олег объединил Новгород и Киев? (запишите эту дату в тетрадь)

3. Что означали слова Олега, который назвал Киев «матерью городов русских»?

Записать определение в тетрадь.

Работа с исторической картой.

Записать дату правления Игоря.

Записать даты походов Игоря.

Ответы:

1. Олег – родственник или дружинник Рюрика, Игорь – его малолетний сын.

2. 882 г.(записывают в тетрадь)

3. Киев – главный город на Руси, столица г-ва.

Записывают определения в тетрадь.

Дань – выплата определенной части доходов и продуктов.

Полюдье – объезд князем с дружиной подвластной территории с целью сбора дани.

Записывают дату правление Олега 882-912.

Рассказывают о походах Олега: покорение восточнославянских племен, походы на Византию 907 г.

Записывают: 912-945 – правление князя Игоря; 941 г., 944 г. – походы Игоря на Византию.

7. Рефлексия

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов

Ребята, у себя на столе вы видите листочки со списком из 12 слов. Выберите из списка 3 слова, которые наиболее точно передают ваше состояние на уроке. Отметьте эти слова галочкой или +.

Рефлексия «Одним словом». Список слов:

- раздражение;

- злость;

- радость;

- равнодушие;

- удовлетворение;

- вдохновение;

- скука;

- тревога;

- покой;

- уверенность;

- неуверенность;

- наслаждение.

Выполняют задание на рефлексию. Примерные ответы:

1) радость, удовлетворение, уверенность.

2) равнодушие, скука, неуверенность.

3) наслаждение, покой, вдохновение.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Владение основами самоконтроля, самооценки.

Формирование умений оценочных суждений.

8. Домашнее задание

Формулировка д. з.

§5 (до 4 пункта), на контурной карте отметить путь «из варяг в греки».

Записать домашнее задание в дневник.

Записывают домашнее задание.

Схема 1.

Предпосылки возникновения Древнерусского государства:

1. Географические и природно-климатические условия: крупные реки, плодородная почва 
↓ 
наиболее быстрая концентрация населения 

2. Имущественное расслоение 
↓ 
появление знати – богатой прослойки, взявшей на себя функции власти 

3. Излишки продуктов стали предметом обмена и торговли 
↓ 
налаживание торговых связей между племенами и экономическое объединение территории. 

4. Появляется частная собственность 
↓ 
она закрепляется в виде устных норм, а затем и законов. 

5. Постоянная борьба с кочевниками 
↓ 
создания сильной власти, способной организовать отпор с помощью вооружённой силы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологической карты самостоятельной деятельности учащихся на уроке по теме: "Условие плавания тел. Архимедова сила. Закон Архимеда" на основе ЭОР

Конспект разработан для дистанционного обучения детей на основе ЭОР. Может использоваться на уроках- исследованиях по физики, с целью повышения самостоятельной деятельности учащихся и повышению интере...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА БИОЛОГИИ

В статье описаны теоретические основы и практические приемы проетирования урока с помощью ТК. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обуч...

Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»

Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»....

Технологическая карта по ФГОС нового образца урока 7 кл "Климатические пояса мира"

Технологическая карта урока, который участвовал в городском конкурсе "Мой лучший урок" и занял 3 место. Этот урок необходимо рассматривать только вместо с презенацией "Климатические пояса"....

Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе  предназначена для уроков с учетом ФГОС.  Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные...

Технологическая карта и презентация к открытому уроку по математике 5 класс в рамках региональной "Недели математики-2016"

Технологическая карта и презентация к открытому уроку математики "Прямоугольник. Ось симметрии  фигуры" в рамках региональной НЕдели математики-2016...

Понятие формы. Геометрические тела. Многообразие форм окружающего мира.Технологическая карта и раздаточный материал к уроку изобразительного искусства в 6 классе

Технологическая карта урока  разработа с учетом требований современного урока по требованиям ФГОС. Наглядно демонстрирует построение основных геометрических тел в перспективе, нанесение теней и п...