Технологическая карта урока "Становление Древнерусского г-ва". Урок 1.
план-конспект урока по истории (6 класс)
Технологическая карта урока
Становление Древнерусского государства
(2 часа)
Урок 1
Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о предпосылках возникновения Древнерусского государства, об образовании гос. центров, Древнерусского г-ва, деятельности первых князей (Олега и Игоря).
Планируемые результаты:
- предметные
- овладение базовыми историческими знаниями (датами: 882, 882-912, 907, 911, 912–945, 941, 944; понятиями: государство, князь, дружина, дань, полюдье; предпосылок возникновения Древнерусского г-ва; о двух государственных центрах; о возникновении Древнерусского г-ва; о деятельности первых киевских князей: Олега и Игоря;
- Развитие умений искать, анализировать, содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.
- метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- смысловое чтение;
- формирование умений ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее для решения учебной задачи;
- формирование умений владения устной речью;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
- личностные
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, принятию задач урока;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование умений оценочных суждений;
- воспитание уважения к Отечеству;
- формирование нравственных чувств гордости за свое государство;
- продолжение формирования познавательного интереса к истории России.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация «Становление Древнерусского г-ва», § 5 учебника «История России. 6 класс» под ред. Торкунова, карта «Русь в IX – X вв.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx | 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Становление Древнерусского государства
(2 часа)
Урок 1
Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о предпосылках возникновения Древнерусского государства, об образовании гос. центров, Древнерусского г-ва, деятельности первых князей (Олега и Игоря).
Планируемые результаты:
- предметные
- овладение базовыми историческими знаниями (датами: 882, 882-912, 907, 911, 912–945, 941, 944; понятиями: государство, князь, дружина, дань, полюдье; предпосылок возникновения Древнерусского г-ва; о двух государственных центрах; о возникновении Древнерусского г-ва; о деятельности первых киевских князей: Олега и Игоря;
- Развитие умений искать, анализировать, содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.
- метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- смысловое чтение;
- формирование умений ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее для решения учебной задачи;
- формирование умений владения устной речью;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
- личностные
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, принятию задач урока;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование умений оценочных суждений;
- воспитание уважения к Отечеству;
- формирование нравственных чувств гордости за свое государство;
- продолжение формирования познавательного интереса к истории России.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ресурсы: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация «Становление Древнерусского г-ва», § 5 учебника «История России. 6 класс» под ред. Торкунова, видеофрагмент по ПВЛ (серия 2), карта «Русь в IX – X вв.»
Ход урока:
Дидактическая структура урока / этап урока / цель этапа | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов / методы, приемы, средства | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | Личностные | ||||
1. Актуализация знаний | ||||||
Организационный момент. Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания» | Приветствие учителя и учеников. Проверка посещаемости. | Подготовка рабочего места. | ||||
2. Создание проблемной ситуации | ||||||
Подготовка учащихся к изучению нового материала, формирование появления интереса у учеников к новой теме | Тема нашего урока «Становление Древнерусского государства». «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?». Эти три вопроса, задаёт Нестор, начиная свой летописный рассказ. На эти вопросы нам и предстоит сегодня ответить. | Прочитать вопросы. Записать тему урока. | Записывают тему урока. Читают вопросы со слайда. | Продолжение формирования познавательного интереса к истории России. | ||
3. Целеполагание, версии | ||||||
Активизация познавательной, учебной деятельности учеников | Как вы думаете, что мы должны будем узнать на уроке? | Выдвижение версий целей урока. | Примерный ответ: о возникновении государства у восточных славян. | Появление цели урока. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению |
4. Планирование | ||||||
Выстраивание логической цепочки освоения новых знаний, освоение первичных знаний | На основе совместно определенной цели урока давайте составим план изучения новой темы. | Составить план изучения новой темы. | 1.Предпосылки возникновения Древнерусского г-ва. 2. Образование государственных центров. 3. Образование Древнерусского г-ва. 4. Первые князья Древнерусского г-ва (Олег, Игорь) | Появление плана урока | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, принятию задач урока |
5. Открытие нового знания | ||||||
Усвоение первичных знаний о предпосылках возникновения Древнерусского государства | Для начала давайте вспомним, что такое государство, и назовем его признаки. А теперь, опираясь на перечисленные признаки, скажите мне, было ли государство у восточных славян? | Отвечают на вопросы: 1) Что такое г-во, каковы его признаки? 2) была ли у восточных славян единая территория? 3) Платили ли они единые налоги? 4) Была ли у них армия? 5) На одном ли языке разговаривали? 6) Были ли единые законы у восточных славян? | Примерный ответ: Г-во – особая организация власти и управления, характеризующаяся следующими признаками: 1)единая территория; 2)налоги; 3)армия (ополчение); 4)единый язык; 5)единые законы. Учащиеся соотносят признаки государства с организацией восточных славян и приходят к выводу, что г-ва у восточных славян не было. | Овладение базовыми историческими знаниями о предпосылках возникновения Древнерусского г-ва. | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Смысловое чтение. Формирование умений использовать информацию источника, анализировать, выделять ее для решения учебной задачи. Формирование умений владения устной речью. | Воспитание уважения к Отечеству. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. |
Образование г-ва - длительный и сложный процесс. Г-во возникает тогда, когда в нем появляется необходимость, когда складываются определенные предпосылки. Запишите предпосылки в тетрадь. | Слушать учителя, записать предпосылки в рабочую тетрадь. | Схема 1. | ||||
6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания | ||||||
Формирование знаний о появлении гос. центров, образовании Древнерусского г-ва, о правлении Олега и Игоря. | Единое Древнерусское государство образовалось не сразу – сначала появились 2 государственных центра, не связанных между собой. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент о возникновении первых государственных центров, а затем его обсудим. | Смотрят видеофрагмент. После просмотра отвечают на вопросы учителя: 1. Какие 2 гос. центра возникли у восточных славян? 2. Кто является основателями Киева? 3. Расскажите, почему славяне призвали варягов? В каком году это произошло? 4. Как звали варягов, которые пришли княжить к славянам? 5. Кто из братьев стал княжить в Новгороде? | Примерные ответы: 1. Новгород и Киев. 2. Кий, Щек, Хорив, Лыбедь. 3. Пригласили князя из варягов, чтобы он прекратил усобицы, навел порядок в 862 г. 4. Рюрик, Трувор и Синеус. 5. Рюрик стал княжить в Новгороде. | Овладение базовыми историческими знаниями о двух государственных центрах; о возникновении Древнерусс. г-ва; о деятельности первых киевских князей: Олега и Игоря; понятиями «дань», «полюдье»; датами: 882, 882-912, 907, 911, 912–945, 941, 944. Развитие умений искать, анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. | Смысловое чтение. Формирование умений ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее для решения учебной задачи. Формирование навыков речевой деятельности. | Воспитание уважения к Отечеству. Продолжение формирования познавательного интереса к истории России. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Формирование нравственных чувств гордости за свое г-во. |
Так, были образованы 2 гос. центра – северный в Новгороде и южный в Киеве. Объединение этих центров в 882 г. считается датой образования г-ва, которое получило название Русь. Как это произошло, прочитайте в учебнике на стр. 41. второй абзац. Киев стал столицей г-ва восточных славян. Историки называют его Древнерусское г-во или Киевская Русь. Главой г-ва стал великий киевский князь, который опирался на свое войско – дружину, с помощью которой собирал с подвластных племен дань во время полюдья. Первые киевские князья вели активную внутреннюю и внешнюю политику. Откройте карту на стр. 47 и проследите походы князя Олега. В результате похода Олега на Царьград (Константинополь) греки выплатили большую дань. В 911 г. в результате еще одного похода Олега был подписан выгодный торговый договор с Царьградом. В 912 г. Олег умер в результате укуса змеи, выползшей из черепа его коня. После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь. Он также совершил 2 похода на Византию в 941 и 944 гг. Эти походы были также успешными. | Читают учебник и отвечают на вопросы: 1. Кто такой Олег и Игорь? 2. В каком году Олег объединил Новгород и Киев? (запишите эту дату в тетрадь) 3. Что означали слова Олега, который назвал Киев «матерью городов русских»? Записать определение в тетрадь. Работа с исторической картой. Записать дату правления Игоря. Записать даты походов Игоря. | Ответы: 1. Олег – родственник или дружинник Рюрика, Игорь – его малолетний сын. 2. 882 г.(записывают в тетрадь) 3. Киев – главный город на Руси, столица г-ва. Записывают определения в тетрадь. Дань – выплата определенной части доходов и продуктов. Полюдье – объезд князем с дружиной подвластной территории с целью сбора дани. Записывают дату правление Олега 882-912. Рассказывают о походах Олега: покорение восточнославянских племен, походы на Византию 907 г. Записывают: 912-945 – правление князя Игоря; 941 г., 944 г. – походы Игоря на Византию. | ||||
7. Рефлексия | ||||||
Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов | Ребята, у себя на столе вы видите листочки со списком из 12 слов. Выберите из списка 3 слова, которые наиболее точно передают ваше состояние на уроке. Отметьте эти слова галочкой или +. | Рефлексия «Одним словом». Список слов: - раздражение; - злость; - радость; - равнодушие; - удовлетворение; - вдохновение; - скука; - тревога; - покой; - уверенность; - неуверенность; - наслаждение. | Выполняют задание на рефлексию. Примерные ответы: 1) радость, удовлетворение, уверенность. 2) равнодушие, скука, неуверенность. 3) наслаждение, покой, вдохновение. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Владение основами самоконтроля, самооценки. | Формирование умений оценочных суждений. | |
8. Домашнее задание | ||||||
Формулировка д. з. | §5 (до 4 пункта), на контурной карте отметить путь «из варяг в греки». | Записать домашнее задание в дневник. | Записывают домашнее задание. |
Схема 1.
Предпосылки возникновения Древнерусского государства:
1. Географические и природно-климатические условия: крупные реки, плодородная почва
↓
наиболее быстрая концентрация населения
2. Имущественное расслоение
↓
появление знати – богатой прослойки, взявшей на себя функции власти
3. Излишки продуктов стали предметом обмена и торговли
↓
налаживание торговых связей между племенами и экономическое объединение территории.
4. Появляется частная собственность
↓
она закрепляется в виде устных норм, а затем и законов.
5. Постоянная борьба с кочевниками
↓
создания сильной власти, способной организовать отпор с помощью вооружённой силы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка технологической карты самостоятельной деятельности учащихся на уроке по теме: "Условие плавания тел. Архимедова сила. Закон Архимеда" на основе ЭОР
Конспект разработан для дистанционного обучения детей на основе ЭОР. Может использоваться на уроках- исследованиях по физики, с целью повышения самостоятельной деятельности учащихся и повышению интере...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА БИОЛОГИИ
В статье описаны теоретические основы и практические приемы проетирования урока с помощью ТК. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обуч...
Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»
Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»....
Технологическая карта по ФГОС нового образца урока 7 кл "Климатические пояса мира"
Технологическая карта урока, который участвовал в городском конкурсе "Мой лучший урок" и занял 3 место. Этот урок необходимо рассматривать только вместо с презенацией "Климатические пояса"....
Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.
Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе предназначена для уроков с учетом ФГОС. Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные...
Технологическая карта и презентация к открытому уроку по математике 5 класс в рамках региональной "Недели математики-2016"
Технологическая карта и презентация к открытому уроку математики "Прямоугольник. Ось симметрии фигуры" в рамках региональной НЕдели математики-2016...
Понятие формы. Геометрические тела. Многообразие форм окружающего мира.Технологическая карта и раздаточный материал к уроку изобразительного искусства в 6 классе
Технологическая карта урока разработа с учетом требований современного урока по требованиям ФГОС. Наглядно демонстрирует построение основных геометрических тел в перспективе, нанесение теней и п...