1. Организационный модуль. | Подготовка учащихся к работе на уроке. | Учитель приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку, создает благоприятную атмосферу. | Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. |
2. Актуализация. | Установление правильности и полноты знаний и умений учащихся, полученных на предыдущих уроках. | 1) Стихотворение. Послушаем стихотворение и подумаем, кто бы мог произносить такие слова? Чей это призыв?
2) Когда произошло восстание рабов в Риме под предводительством Спартака? В чем его главная особенность?
3) Повторим ход восстания и восстановим его последовательность с помощью карточек на доске. | Один из учащихся выразительно читает стихотворение (Влад) Свобода! Свобода! Богиня богинь!... Когда нападут легионы врагов,- В мечи превратишь ты оковы рабов! И в странах позора, где царствует гнет, Пусть самый ленивый оружье берет! Свобода! Свобода! Богиня богинь! Тебя, призывая, мы рвемся к мечам! К оружью, товарищи, смерть палачам!
Отвечают на вопросы учителя: - Призыв Спартака и восставших рабов бороться за свободу и к уходу из Италии
- 73 – 71 г до н.э. - было самым крупным в истории Рима
Один из учащихся выходит к доске и выполняет задание, остальные проверяют. БЕГСТВО ИЗ ГЛАДИАТОРСКОЙ ШКОЛЫ В г. КАПУЯ |
ЛАГЕРЬ НА ВЕРШИНЕ ВЕЗУВИЯ |
МЯТЕЖ ОХВАТИЛЮГ ИТАЛИИ |
ВОССТАВШИЕ ИДУТ К АЛЬПАМ |
СПАРТАК РАЗВОРАЧИВАЕТ ВОЙСКА ВОССТАВШИХ НА ЮГ |
ПЕРЕПРАВИТЬСЯ НА СИЦИЛИЮ НЕ УДАЛОСЬ |
ЛОВУШКА КРАССА |
ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА ВОССТАВШИХ |
ГИБЕЛЬ СПАРТАКА ВОССТАНИЕ ПОДАВЛЕНО |
|
3. Мотивация. | Подготовить и мотивировать учащихся к выполнению учебных действий и изучению новой темы. | 1) Учитель сообщает учащимся тему урока и проблемное задание на урок: После восстания Спартака многие в Риме мечтали о сильном государстве и сильном правителе, который бы не допустил подобного в будущем. Но к великому сожалению дела в римской республике обстояли весьма плохо. Теперь консулом или народным трибуном мог стать практически любой богатый римлян, который, подкупая простой народ, мог купить себе заманчивую должность. В этих сложный обстоятельствах в истории Рима появляется одна из самых знаменитых исторических личностей древности – Гай Юлий Цезарь. Одни его боготворили, другие ненавидели всей душой. Для одних он был блестящий полководец, для других ненавистный и жестокий тиран. Так кто же он на самом деле? Наша с вами задача сегодня на уроке в этом разобраться. Объявляется тема урока. Единовластие Цезаря. Учитель предлагает записать учащимся число и тему урока.
Давайте спланируем работу над нашей темой и подумаем, что нам предстоит узнать? | Учащиеся слушают объяснение учителя и отвечают устно
Учащиеся записывают в тетрадях число и тему урока: «Единовластие Цезаря». СЛАЙД1
Учащиеся отвечают: Кто такой Цезарь? Что он сделал в истории Рима? Что такое единовластие? (и т.д.) |
4. Изучение нового материала. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания информации. Формирование представлений о причинах возвышения Цезаря; о завоеваниях Цезаря и захвате власти, причинах популярности и убийства Цезаря. Развитие навыков правильной работы с текстом. | 1. Изменения в Римской армии. Читаем пункт 1 на стр. 251. СЛАЙД 2 - Как изменилась римская армия?
- Как вы считаете, положительные или отрицательные эти изменения? Почему?
- Как вы думаете, что важно для наемника?
2. Борьбы за власть. СЛАЙД 3. После победы над Спартаком Главными соперниками в борьбе за власть стали полководцы Красс и Помпей, в это же время выдвинулся Цезарь, но они не считали его серьёзным соперником. 3. Возвышение Цезаря. (ФИЛЬМ) Посмотрим небольшой видеофильм о Цезаре. Во время просмотра запишите в тетрадь, какими качествами обладал Цезарь, какие из них помогали ему в борьбе за власть. Послушаем, что у вас получилось записать.
СЛАЙД 4. Цезарь постепенно продвигался к власти и был избран консулом. Прочитайте текст на стр. 252 пункт 2 расскажите, как Цезарь добился власти? Читают текс и отвечают.
4. Цезарь завоевывает страну: СЛАЙД 5, 6 Цезарь стал наместником в Галлии. Галлия делилась на две части. Нарисуем схему в тетрадь
Смотрим по слайду 6 -7 успехи завоеваний Цезаря в Галлии. СЛАЙД 8. Как характеризует Цезаря факты историка Плутарха?
СЛАЙД 9 - 12 Красс позавидовал успехам Цезаря, отправился покорять Парфянское царство и был убит, а Помпей, боялся усиления Цезаря и уговорил Сенат потребовать от Цезаря распустить войско и вернуться в Рим.
СЛАЙДЫ 13 - 13 Фразы Цезаря, ставшие крылатыми.
СЛАЙД 15. Рим сдался без боя. 49 - 45 г. до н.э. Установилось единовластие!
СЛАЙД 16. Как изменилась система управления Римом?
Стр. 254 Что сделал Цезарь, придя к власти? В чем проявлялась неограниченная власть Цезаря?
Чтение пункта 5 (по ролям) два рассказчика, слова Цезаря СЛАЙД 17, 18, 19. | Один из учащихся читает текст вслух, остальные следят и читают про себя.
- Стала набираться из неимущих граждан, кот. платили жалование - отрицательные – наемник может предать, служит тому, кто лучше плати.
Смотрят портреты Красса, Помпея, Цезаря.
Смотрят фильм и делают записи в тетрадь.
- Дружба с народом (задабривание)
- Обещания лучшей жизни
- Помирил Красса с Помпеем (ему необходима поддержка)
В итоге стал консулом, через год стал управлять провинцией Галлией
Слушают объяснение учителя, зарисовывают схему с доски. Галлия
Предальпийская Заальпийская (в долине р. По) Цезарь решил Принадлежит Риму завоевать
Ответы учащихся – как блестящего и талантливого полководца.
Слушают рассказ учителя.
Записи: Единовластие диктатор
Запись 15 марта 44 г до н.э. – убийство Цезаря в Сенате.
|
5. Закрепление изученного материала. | Первичное запоминание информации, ее систематизация и обобщение, подведение итогов урока. Анализ изученного материала. | Давайте теперь обобщим и повторим то, что мы узнали сегодня на уроке.
Работа в парах с текстом с ошибками Подчеркнуть ошибки, сверху написать как правильно.
ЕДИНОВЛАСТИЕ ЦЕЗАРЯ В РИМЕ. Гай Юлий Цезарь происходил из семьи простых бедняков, был умен, блестяще образован и красноречив. Заручившись широкой поддержкой римлян, Цезарь был избран консулом на 4 года. По окончании службы консулом Цезарь получил в управление провинцию Галлию, где ему предстояло завоевать Предальпийскую Галлию, еще не принадлежавшую Риму. Узнав о военных успехах и усилении Цезаря, сенаторы потребовали его прибыть в Рим за наградой. Цезарь со своими войсками подошел к реке По, отделявшей Галлию от Италии и произнес «И ты, Брут!». Войска Цезаря двинулись на Рим. Рим был занят без боя, придя к власти, Цезарь выполнил ряд обещаний, данных народу: наделил землей десятки тысяч ветеранов - молодых, начинающих солдат, отстроил заново Коринф и Карфаген. Сенат даровал Цезарю пожизненное звание ликтора – правителя, обладающего неограниченной властью. 15 марта 48 года до н.э. Цезарь был убит заговорщиками, во главе с молодым сенатором – Помпеем, прямо на заседании Сената. |
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя и выполняют задания (исправляют исторические ошибки в тексте).
|
6. Объяснение домашнего задания. | Инструктаж по правильному выполнению домашнего задания к следующему уроку. | Учитель объясняет домашнее задание и записывает его на доске. (СЛАЙД 20) Прочитать §52 Устно ответить на вопросы №1 – 4 на стр. 255 и решить задачу «поработай с датами» (писм) Дополнительное задание для любознательных: «Познакомьтесь с документом» на стр. 256 | Учащиеся слушают объяснение учителя про домашнее задание и записывают его в дневник.
|
7. Рефлексия. | Организация самооценки учениками собственной учебной деятельности. | СЛАЙД 21. Продолжите фразу: Я научился… Мне было трудно… Мне понравилось… Оцени свою работу (подчерки нужное): Я считаю, что на уроке: работал активно, был пассивен, было трудно, все понял, было легко, работал с интересом, было скучно, допустил много ошибок, большинство заданий решил верно, могу объяснить новые понятия, хочу изучать эту тему дальше, понял не весь материал темы.
| Учащиеся устно отвечают на вопросы рефлексии. |