Технологическая карта урока истории в 5 класс на тему «Единовластие Цезаря».
методическая разработка по истории (5 класс)

Степанова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории в 5 класс на тему «Единовластие Цезаря».

Тип урока: комбинированный

Цель урока:   Формирование у учащихся представления о личности Ю. Цезаря, его завоеваниях, реформах в армии, а так же его роли в истории Рима.

Образовательные – Познакомить учащихся с личностью Гая Юлия Цезаря;  Подвести учащихся к пониманию того, как Цезарю удалось прийти к власти в Риме, кто такой диктатор, почему Цезарь был убит; Учиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные, Формирование умений и навыков работы с текстом учебника: умение выделять главное в тексте параграфа, находить необходимую информацию для ответов на поставленные вопросы, продолжить формирование умений составлять план урока.

Развивающие – развивать познавательный интерес, развивать пространственное представление, развивать навык устной речи.

Воспитательные – Воспитывать на примере биографии Ю. Цезаря: целеустремленность, силу воли, находчивость, ответственность за принятые решения.

УУД:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные: Строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к обучению. Овладение механизмом решения проблемных ситуаций.

Педагогическая технология:  технология развивающего обучения с привлечением дополнительного материала, элементы проектно-исследовательской технологии, личностно - ориентированного обучение, технология нравственного воспитания.

Основные единицы знаний: понятия – диктатор, ветеран, единовластие; личности- Гай Юлий Цезарь, Брут, Красс, Помпей,  даты - 49 г. до н.э., 15 марта 44 г. до н.э.

План урока:   1) Возвышения Цезаря            2) Завоевания     3) Захват власти     4) Гибель

 Оборудование: учебник Вигасин А.А. , Годер Г.И., Свенцицкая И.С.  Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2016. §52;  проектор, презентация «Единовластие Цезаря»,  карточки с тестами, карточки для повторения (доска), рабочие листы.

Модуль урока

Задача

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный модуль.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Учитель приветствует учащихся; проверяет готовность   класса к уроку, создает благоприятную атмосферу.

Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

2. Актуализация.

Установление правильности и полноты знаний и умений учащихся, полученных на предыдущих уроках.

1) Стихотворение.

Послушаем стихотворение и подумаем, кто бы мог произносить такие слова? Чей это призыв?

2) Когда произошло восстание рабов в Риме под предводительством Спартака?  

В чем его главная особенность?

3) Повторим ход восстания и восстановим его последовательность с помощью карточек на доске.

Один  из учащихся выразительно читает стихотворение (Влад)

Свобода! Свобода! Богиня богинь!...

Когда нападут легионы врагов,-

В мечи превратишь ты оковы рабов!

И в странах позора, где царствует гнет,

Пусть самый ленивый оружье берет!

Свобода! Свобода! Богиня богинь!

Тебя, призывая, мы рвемся к мечам!

К оружью, товарищи, смерть палачам!

Отвечают на вопросы учителя:

 - Призыв Спартака и восставших рабов бороться  за свободу и к уходу из Италии

 - 73 – 71 г до н.э.

- было самым крупным в истории  Рима

Один из учащихся выходит к доске и выполняет задание, остальные проверяют.

БЕГСТВО ИЗ ГЛАДИАТОРСКОЙ

ШКОЛЫ В г. КАПУЯ

ЛАГЕРЬ НА ВЕРШИНЕ ВЕЗУВИЯ

МЯТЕЖ ОХВАТИЛЮГ ИТАЛИИ

ВОССТАВШИЕ ИДУТ К АЛЬПАМ

СПАРТАК  РАЗВОРАЧИВАЕТ ВОЙСКА ВОССТАВШИХ  НА ЮГ

ПЕРЕПРАВИТЬСЯ НА СИЦИЛИЮ НЕ УДАЛОСЬ

ЛОВУШКА КРАССА

ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА ВОССТАВШИХ

ГИБЕЛЬ СПАРТАКА

ВОССТАНИЕ ПОДАВЛЕНО

3.  Мотивация.

Подготовить и мотивировать учащихся к выполнению учебных действий и изучению новой темы.

1) Учитель сообщает учащимся тему урока и проблемное задание на урок:

     После восстания Спартака многие в Риме мечтали о сильном государстве и сильном правителе, который бы не допустил подобного в будущем. Но к великому сожалению дела в римской республике обстояли весьма плохо. Теперь консулом или народным трибуном мог стать практически любой богатый римлян, который, подкупая простой народ, мог купить себе заманчивую должность. В этих сложный обстоятельствах в истории Рима появляется одна из самых знаменитых исторических личностей древности – Гай Юлий Цезарь. Одни его боготворили, другие ненавидели всей душой. Для одних он был блестящий полководец, для других ненавистный и жестокий тиран.

Так кто же он на самом деле? Наша с вами задача сегодня на уроке в этом разобраться.

Объявляется тема урока. 

Единовластие Цезаря.

Учитель предлагает записать учащимся число и тему урока.

Давайте спланируем  работу над нашей темой и подумаем, что нам предстоит узнать?

Учащиеся слушают объяснение учителя и отвечают устно

Учащиеся записывают в тетрадях число и тему урока:

«Единовластие Цезаря». СЛАЙД1

Учащиеся отвечают:

Кто такой Цезарь? Что он сделал в истории Рима? Что такое единовластие?  (и т.д.)

4. Изучение нового материала.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания информации. Формирование представлений о причинах возвышения Цезаря; о завоеваниях Цезаря и захвате власти, причинах популярности и убийства Цезаря. Развитие навыков правильной работы с текстом.

1. Изменения в Римской армии.

Читаем пункт 1 на стр. 251.                      СЛАЙД 2

  • Как изменилась римская армия?
  • Как вы считаете, положительные или отрицательные эти изменения? Почему?
  • Как вы думаете, что важно для наемника?

2. Борьбы за власть.     СЛАЙД 3.

После победы над Спартаком Главными соперниками в борьбе за власть стали полководцы Красс и Помпей, в это же время выдвинулся Цезарь, но они не считали его серьёзным соперником.

3. Возвышение Цезаря.  (ФИЛЬМ)

   Посмотрим небольшой видеофильм о Цезаре. Во время просмотра запишите в тетрадь, какими качествами обладал Цезарь, какие из них помогали ему в борьбе за власть.

Послушаем, что у вас получилось записать.

СЛАЙД 4.

Цезарь постепенно продвигался к власти и был избран  консулом.

Прочитайте текст на стр. 252 пункт 2  расскажите, как Цезарь добился власти?

Читают текс и отвечают.

4. Цезарь завоевывает страну:

СЛАЙД 5, 6

Цезарь стал наместником в Галлии. Галлия делилась на две части. Нарисуем схему в тетрадь

Смотрим по слайду 6 -7 успехи завоеваний Цезаря в Галлии.

СЛАЙД 8.

Как характеризует Цезаря факты историка Плутарха?

СЛАЙД 9 - 12

Красс позавидовал успехам Цезаря, отправился покорять Парфянское царство и был убит, а Помпей, боялся усиления Цезаря и уговорил Сенат потребовать от Цезаря распустить войско и вернуться в Рим.

СЛАЙДЫ 13 - 13

Фразы Цезаря, ставшие крылатыми.

СЛАЙД 15.

Рим сдался без боя.   49  - 45 г. до н.э.

Установилось единовластие!

СЛАЙД 16.

Как изменилась система управления Римом?

Стр. 254

Что сделал Цезарь, придя к власти?

В чем проявлялась неограниченная власть Цезаря?

Чтение пункта 5 (по ролям) два рассказчика, слова Цезаря

СЛАЙД 17, 18, 19.

Один из учащихся читает текст вслух, остальные следят и читают про себя.

 - Стала набираться из неимущих граждан, кот. платили жалование

 - отрицательные – наемник может предать, служит тому, кто лучше плати.

Смотрят портреты Красса, Помпея, Цезаря.

Смотрят фильм и делают записи в тетрадь.

  • Дружба с народом (задабривание)
  • Обещания лучшей жизни
  • Помирил Красса с Помпеем (ему необходима поддержка)

В итоге стал консулом, через год стал управлять провинцией Галлией

Слушают объяснение учителя, зарисовывают схему с доски.

Галлия

Предальпийская        Заальпийская 

(в долине р. По)            Цезарь решил

Принадлежит Риму        завоевать

Ответы учащихся – как блестящего и талантливого полководца.

Слушают рассказ учителя.

Записи:

Единовластие

диктатор

Запись 15 марта 44 г до н.э.  – убийство Цезаря в Сенате.

5. Закрепление изученного материала.

Первичное запоминание информации, ее систематизация и обобщение, подведение итогов урока. Анализ изученного материала.

Давайте теперь обобщим и повторим то, что мы узнали сегодня на уроке.

 Работа в парах с текстом с ошибками

Подчеркнуть ошибки, сверху написать как правильно.

ЕДИНОВЛАСТИЕ ЦЕЗАРЯ В РИМЕ.

   

       Гай Юлий Цезарь происходил из  семьи простых  бедняков, был умен, блестяще образован и  красноречив.  Заручившись широкой поддержкой римлян, Цезарь был избран консулом на 4 года.

    По окончании службы консулом Цезарь получил в управление провинцию Галлию,  где ему  предстояло завоевать  Предальпийскую Галлию, еще не принадлежавшую Риму.  Узнав о военных

успехах и  усилении Цезаря, сенаторы потребовали его прибыть в Рим за наградой.  Цезарь со своими войсками подошел к реке По, отделявшей Галлию от Италии и  произнес «И ты, Брут!».

    Войска Цезаря двинулись на Рим.  Рим был занят без боя, придя к власти, Цезарь выполнил ряд обещаний, данных народу:  наделил землей десятки тысяч ветеранов -  молодых, начинающих солдат, отстроил заново Коринф и Карфаген. Сенат даровал Цезарю пожизненное звание ликтора –  правителя, обладающего неограниченной властью.  15 марта 48 года до н.э. Цезарь был убит

заговорщиками, во главе с молодым сенатором – Помпеем, прямо на заседании Сената.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и выполняют задания (исправляют  исторические ошибки в тексте).

6. Объяснение домашнего задания.

Инструктаж по правильному выполнению домашнего задания к следующему уроку.

Учитель объясняет домашнее задание и записывает его на доске.  (СЛАЙД 20)

Прочитать  §52

Устно ответить на вопросы №1 – 4 на стр. 255 и решить задачу  «поработай с датами» (писм)

Дополнительное задание для любознательных: «Познакомьтесь с документом» на стр. 256

Учащиеся слушают объяснение учителя про домашнее задание и записывают его в дневник.

7. Рефлексия.

Организация самооценки учениками собственной учебной деятельности.

СЛАЙД 21.

Продолжите фразу: 
Я научился… 
Мне было трудно…
Мне понравилось…

Оцени свою работу (подчерки нужное):  Я считаю, что на уроке:  работал активно, был пассивен, было трудно, все понял, было легко, работал с интересом, было скучно,  допустил много ошибок, большинство заданий решил верно, могу объяснить новые понятия, хочу изучать эту тему дальше,  понял не весь материал темы.

Учащиеся устно отвечают на вопросы рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III.

Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III....

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....