Разработка урока по истории на тему "Индийские касты"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Петрова Алина Анатольевна

Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.

Задачи урока:

А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;

В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indiyskie_kasty.docx64.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Индийские касты.

Класс: 5

Тип урока:  изучение и первичное закреплению новых знаний

Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.

Задачи урока:

А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;

В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Планируемые результаты:

- предметные: умение формулировать тему и определять проблему;

формирование умения работать с исторической информацией (осуществлять поиск, систематизи-ровать и представлять результат), усвоение новых понятий;

- метапредметные: развитие речи учащихся, умение работать с различной информацией, форми-рование навыков сотрудничества в ходе групповой работы;

- личностные: формирование интереса к истории, способствовать развитию любознательности, умение выражать свою позицию.

Ход урока:

I. Актуализация знаний

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Индии.  И отправимся в необычное путешествие.
На доске вам представлены слова: бог Брахма, жрецы, касты, знатные войны, слуги, земледельцы, неприкасаемые.
– Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? 
(Касты)
– Поэтому сформулируйте тему нашего урока.   
(Тема нашего урока «Индийские касты»)
– Запишите тему урока в тетрадь.

II. Создание проблемной ситуации

– Продолжаем наше путешествие. Итак, давайте представим, что вы живете в Древней Индии, к какой бы касте вы бы хотели принадлежать? (Жрецы -брахманов, земледельцев, слуг, неприкасаемых, знатных воинов)
          (Записывается на доске и фиксируется, сколько раз называли те или иные касты).
– В ваших ответах меня кое-что удивило, а вас? (Мы часто называли касту – брахманов)
– Поэтому, какой можно задать вопрос?
Проблема: Почему из представленных каст вы отдали предпочтение именно этой?
                                              (Проблема записывается на доске).

Целеполагания, версии

– Давайте предположим и ответим на вопрос нашей проблемы.
Ответы учащихся
:
– Брахманы – богатые, знатные, приносили жертвы богам, читали молитвы.
– Воины – умеют сражаться, смелые, а остальные касты имели очень мало привелегий.
– Земледельцы- они имел свой дом, пахали и сеяли.

-  Слуги- они находятся ниже всех.
– Неприкасаемые – самые бедные, бесправные.

- Ребята, а как вы считаете, справедливо ли это? (Нет, поэтому и была создана религия – буддизм.)
Таким образом, мы выделили несколько версий и для того, чтобы ответить на вопрос, мы должны составить план.

План:

1. Миф о происхождении каст.
2. Основные занятия и особенности жизни.
3. Будда – основатель религии буддизм

III. Изучение нового материала. Открытие новых знаний.

– В Древней Индии мы столкнемся с вами с особым способом деления общества на слои, которые получили название касты. Представители этих групп от рождения получали права и обязанности, профессию и не могли поменять свое положение в обществе.
Запишите в тетрадь определение понятия:
Касты – замкнутые, наследственные, профессиональные группы людей в индийском обществе.

1. Миф о происхождении каст

- Индусские легенды возводят появление каст к богу Брахме, который создал людей из частей своего тела и разделил их на 4 части, каждая из которых имела свои права и обязанности.
У вас на столе лежат рабочие листы, в которых вы  должны отметить, к какой части тела принадлежала каждая каста.  

2. Основные занятия и особенности жизни

Работа по группам. Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы.

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Брахманы

белый

Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников

Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество

Воины

красный

Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука

Земледельцы

желтый

Возделывали поля, работали в мастерских, торговали

Слуги

черный

Служить представителям высших каст

Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам

Неприкасаемые

Не принадлежали ни к какой касте.

Учащиеся должны подтвердить правильность заполнения таблицы цитатами из текста.

- Ребята, давайте выполнить задание №3 в рабочем листе – работа с текстом.

Найдите и подчеркните ошибки в тексте (разбор текста)

3. Будда – основатель религии буддизм

– Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей? (Нет)
– Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?  Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!
– И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям. Как же звали одного из них?

- О нем мы узнаем, прочитав текст учебника п.6 (стр. 104)

 - Как звали  древнеиндийского мудреца,  который не придавал  большого значения кастовым различиям? (Будда, основатель религии буддизма)

– Чему он учил? ( Главное – личные достоинства человека, а не его происхождение).

IV. Разрешение проблемы

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Проблема: Почему из представленных каст вы отдали предпочтение именно этой?
- Чьи версии подтвердились? 

Ответ: Почетной из  каст в Индии были брахманы, т.к. во-первых, они были знатными и богатыми, во-вторых, приносили жертвы богам.

V. Закрепление изученного материала:

Задание №4. Ответить «да» или «нет»

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да)
2. Из ступней бога вышла каста воинов.  
(Нет)
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. 
(Да)
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. 
(Нет)
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. 
(Да)

VI. Рефлексия:

Закончите предложения:

  1. На уроке я работал…
  2. Я узнал…
  3. Урок мне показался…
  4. Мое настроение…

– Как вы оцениваете свою работу?  У вас на рабочих листах представлены смайлики, раскрасьте тот, который считаете нужным.

VII.  Домашнее задание: § 21(прочитать); подготовить сообщение о Конфуции.

                                                                                                                                                                                                                                                         

Приложение 1

Рабочий лист урока

Задание № 1. Заполнить схему «Касты в Индии».

Рис. 17. Учение бахрамов о сотворении людей. Аппликация и надписи мелом

Задание № 2.  Заполнить таблицу.  Работа по парам

Касты

Цвет

Основные

занятия

Особенности     жизни

Жрецы  (брахманы)

I пара

пункт  2, 3 стр 101 -102

Белый

Воины (кшатрии)

II пара

 пункт 4 стр.103-104

Красный

Земледельцы (вайшью)

III пара

пункт 4 стр.103-104

Желтый

Слуги (шудры)

IV пара

пункт 4 стр.103-104

Черный

Неприкасаемые

V пара

пункт 5 стр.104

Задание № 3. Найди и подчеркни ошибки в тексте.

Возникшее неравенство в Индии было закреплено религией. Жрецы в Индии составили Сборник правил бога Яхве, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из трёх каст. Индийцы верили, что каста жрецов произошла из рук Брахмы, каста воинов – из уст, каста земледельцев – из бёдер, слуги – из запылённых ступней ног. Неравенство между кастами казалась индийцам противоестественным и не вечным. Но некоторые мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда учил, что главное – личные достоинства человека.

Задание №4 Закрепление  ответить «Да» и «Нет»

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма.    

2. Из ступней бога вышла каста воинов.                

3. Жрецы были самой высшей и главной кастой.  

4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую.  

5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.    

ПОНРАВИЛОСЬ

НЕ ПОНРАВИЛОСЬ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»

Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Разработка урока по истории «Индийские касты», 5класс

Разработка урока по истории «Индийские касты», 5класс...

открытый урок по истории тема :"Индийские касты"

Цели урока : Предметные:·        познакомить учащихся с кастами в древней Индии;·        выяснить в чём значение деления обще...