открытый урок по истории тема :"Индийские касты"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Цели урока :
Предметные:
· познакомить учащихся с кастами в древней Индии;
· выяснить в чём значение деления общества на касты;
· определить в чьих интересах было деление на касты.
· подвести учащихся к пониманию того, что деление общества на касты было несправедливым;
Метапредметные
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать в группах;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
- развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями;
- способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать.
Личностные
- создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
- воспитывать чувство уважения к истории;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnyy_list_1.docx | 424.09 КБ |
pererab_urok.docx | 59.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя ученика________________________
Каста кшатрии-воины
Оценка : «______»
Фамилия Имя ученика________________________
Каста брахманы-жрецы
ЗАДАНИЯ | УМЕНИЯ | МОЯ ОЦЕНКА | ОТМЕТКА УЧИТЕЛЯ | |||||||||
Индия расположена на полуострове _____________. В долине реки Ганг произрастают непроходимые леса - __________. Индийцы занимались _______________. Индийцы верили в _____________ душ. У индийцев священной считалась_____. | показать знание карты, знания учебного материала по теме, дать оценку ответам по критериями. | |||||||||||
2.Записка путешественника, анализ документа: «Индийцы всегда верили, что их боги разделили всех людей на несколько групп. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы, такая религия стала называться -брахманизм. Жрецы (брахманы) появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы, их основное занятие жертвоприношение, чтение заклинаний. Воины (кшатрии) произошли из могучих рук Брахмы – они умеют сражаться, охотиться, состязаться в стрельбе из лука. Земледельцы (вайшью) которые обрабатывают землю, пасут скот , торгуют и работают в мастерских– появились из его бедер. Слуги(шудры и неприкасаемые), находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног, служат жрецам и воинам, не имеют право накапливать имущество и совершать жертвопреподношения. Принадлежность к касте передавалась по наследству, поэтому человек, рожденный слугой, мог стать только слугой ,что указывало на разделение индийского общества от высшего к низшему- социальную иерархию. Но были и такие мудрецы, которые отвергали религию брахманизм, религию кастового различия. Они учили, что главное не происхождение, а достоинства человека(правдивость, доброта, сострадание, милосердие), и тогда любой может спастись от страданий и новых рождений. И таким основателем данного учения был Будда, а его религия получила название буддизм.» | первичное осмысление новых знаний | |||||||||||
3. Привести слова (брахма, кшатрии, брахманы, шудры, вайшьи, )в систему , составив дерево предсказаний, на котором подписать: ствол– это «Брахма»,ветви- это каста с обоснованием занятий человека | открытие нового знания, выполнение задания | |||||||||||
4. Игра «Крестики-нолики»
X-да O- нет | закрепление нового знания, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||||||||
5 .Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению и поставьте напротив строчки знак + Урок полезен, все понятно._____ Лишь кое-что чуть-чуть неясно.______ Еще придется потрудиться.______ Да, трудно все-таки учиться!______ | оценить себя, свою работу на уроке, охарактеризовать своё отношение к уроку. |
Оценка : «______»
Фамилия Имя ученика________________________
Каста вайшью-земледельцы
ЗАДАНИЯ | УМЕНИЯ | МОЯ ОЦЕНКА | ОТМЕТКА УЧИТЕЛЯ | |||||||||
1.Вставить нужные слова. Индия расположена на полуострове _____________. В долине реки Ганг произрастают непроходимые леса - __________. Индийцы занимались _______________. Индийцы верили в _____________ душ. У индийцев священной считалась_____. | показать знание карты, знания учебного материала по теме, дать оценку ответам по критериями. | |||||||||||
2.Записка путешественника, анализ документа: «Индийцы всегда верили, что их боги разделили всех людей на несколько групп. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы, такая религия стала называться -брахманизм. Жрецы (брахманы) появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы, их основное занятие жертвоприношение, чтение заклинаний. Воины (кшатрии) произошли из могучих рук Брахмы – они умеют сражаться, охотиться, состязаться в стрельбе из лука. Земледельцы (вайшью) которые обрабатывают землю, пасут скот , торгуют и работают в мастерских– появились из его бедер. Слуги(шудры и неприкасаемые), находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног, служат жрецам и воинам, не имеют право накапливать имущество и совершать жертвопреподношения. Принадлежность к касте передавалась по наследству, поэтому человек, рожденный слугой, мог стать только слугой ,что указывало на разделение индийского общества от высшего к низшему- социальную иерархию. Но были и такие мудрецы, которые отвергали религию брахманизм, религию кастового различия. Они учили, что главное не происхождение, а достоинства человека(правдивость, доброта, сострадание, милосердие), и тогда любой может спастись от страданий и новых рождений. И таким основателем данного учения был Будда, а его религия получила название буддизм.» | первичное осмысление новых знаний | |||||||||||
3.«Оставьте за нами последнее слово», ответьте на вопрос: Какое учение - брахманизм или буддизм - в отношении жизни людей в обществе вам кажется более справедливым с современной точки зрения?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | открытие нового знания, выполнение задания | |||||||||||
4. Игра «Крестики-нолики»
X-да O- нет | закрепление нового знания, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||||||||
5. Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению и поставьте напротив строчки знак + Урок полезен, все понятно._____ Лишь кое-что чуть-чуть неясно._____ Еще придется потрудиться.______ Да, трудно все-таки учиться!______ | оценить себя, свою работу на уроке, охарактеризовать своё отношение к уроку. |
Оценка : «______»
Предварительный просмотр:
Тема урока :Индийские касты
Класс : 5 г
Предмет: история
Тип урока. Урок открытия новых знаний
Цели :
Предметные:
- познакомить учащихся с кастами в древней Индии;
- выяснить в чём значение деления общества на касты;
- определить в чьих интересах было деление на касты.
- подвести учащихся к пониманию того, что деление общества на касты было несправедливым;
Метапредметные
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать в группах;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
- развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями;
- способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать.
Личностные
- создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
- воспитывать чувство уважения к истории;
- вызвать способность к сопереживанию к бедным людям и необходимость защищать обездоленных.
Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||||||
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Посвящение в касты. На лбу у ребят рисуется капля – бинди зеленого, желтого и красного цвета, вручаются информационные карты. Добрый день, ребята! Прозвенел уже звонок, Все готовы начать урок? Проверьте все ль на месте Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Присаживайтесь! Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие в ту страну, которую вы изучали на предыдущем занятии. О какой стране вы говорили? Правильно об Индии и сегодня мы продолжим это увлекательное путешествие. Кто готов показать на карте где расположена Индия? Молодцы! | Индия Выходят, показывают на карте Индию | Самоопределение(Л), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества (К) | |||||||||
Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», развития ранее приобретённых умений, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Индия – страна, которая поражает всех, кто ее увидит. «Волшебная земля», «край чудес и несметных богатств» – так говорили об Индии путешественники. Путешествуя по стране Индия, странники оставили вам записки и свои очерки об этой стране. Их содержание в информационных картах , которые лежат у вас на столах .Запишите пожалуйста в графе фамилия и имя ваши инициалы. Часть записок попала под дождь, и некоторые слова стерлись, я предлагаю вам самостоятельно заполнить пропуски в тексте карты в задании номер один. Приступаем к работе: Индия расположена на полуострове _____________. В долине реки Ганг произрастают непроходимые леса - __________. Индийцы занимались _______________. Индийцы верили в _____________ душ. У индийцев священной считалась_____. Взаимопроверка – сверка с экраном. Оцените себя. Все правильно знак +, не верный ответ знак – Итак, мы повторили все, что уже знаем об Индии.
| Вставляют нужные слова, показывают знание карты, знания учебного материала по теме, дают оценку ответам по памятке с критериями. Осуществляют самопроверку по ключам и критериям Индия расположена на полуострове Индостан. В долине реки Ганг произрастают непроходимые леса - джунгли Индийцы занимались земледелием. Индийцы верили в _перерождение душ. У индийцев священной считалась корова. Высказывают версии, что они знают, а что надо узнать. | Отбор информации, анализ, сопоставление, умение сравнивать, умение делать выводы, умение передавать содержание в сжатом виде. (П). Владение диалоговой формой речи, владение устной и письменной речью, ее оформление(К). Оценка результатов собственной и чужой деятельности, умение работать с критериями (Р) | |||||||||
Цель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач. | Мы продолжаем свое путешествие по Индии, представьте, что мы с вами познакомились с семьёй земледельца, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать его сыновья. На что глава семьи ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и он, работать на земле. Какой вопрос у вас возник к крестьянину. Почему его дети не могут стать воинами? - Так мы не из той касты, - ответил он. Какое новое слово? Помогите мне определить тему урока Индийские касты. Запишем тему урока в тетрадь. Каста определение стр.100 Скажите, какова будет цель нашего урока? | Предполагаемые ответы учащихся: Почему его дети не могут стать воинами? Каста определение стр. 100 Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность к которой передавалась по наследству. Индийские касты Предполагаемые ответы ребят: Знакомство с индийскими кастами и различиями между ними. | Самостоятельно формулировать тему, цель, задачи(Р). Владение диалоговой, устной формой речи(К). Ориентация в учебнике, в полученной информации. | |||||||||
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний | Путешественники также нам передали очерки об Индии, давайте внимательно в парах их изучим, это задание номер два в информационной карте. Слово учителя , эти очерки нам говорят о социальной иерархии в Индии–делении общества на касты , о происхождении каст. (Слово сопровождается слайдами из презентации). Сколько было каст в Индии? Кастовую принадлежность можно было узнать по цвету одежды либо цвету бинди-капельки на лбу, символа ума и мудрости. Белый цвет-это цвет жрецов, красный- воинов, желтый-земледельцев, а черный -слуг. У вас тоже на лбу есть капельки посмотрите в кого я вас сегодня посвятила?Цвет информационных карт также символизирует кастовую принадлежность. Красный цвет- это воины, поднимите руки представители этой касты ,вы у нас самые смелые и ловкие. Белый цвет-жрецы, поднимите руки представители этой касты , вы самые мудрые. Желтый-земледельцы, поднимите руки представители касты, вы самые трудолюбивые. Какие религии говорили о кастовом делении? Какая религия говорила о том, что люди произошли из частей тела бога Брахмы и кастовая принадлежность передается по наследству? А чему учил буддизм? Молодцы, а сейчас мы немного отдохнем. Физминутка Ребята, прогуляемся по джунглям(вспомните, что это такое?)Представьте, что мы в Индии:
А сейчас я вам предлагаю в парах, выполнить третье задание в информационной карте, а несколько ребят, я приглашая поработать с таким же заданиями у доски. Дети получают задания:
Какое учение - брахманизм или буддизм - в жизни людей вам кажется более справедливым с современной точки зрения А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием, посмотрим на доску, сверяют ответы. | Записывают в тетрадь определение социальная иерархия –деление общества от высшего к низшему. Каст было четыре Брахманизм и буддизм Брахманизм Буддизм учил, что главное не происхождение человека, а его достоинства. 1.представители касты воинов - кшатрии составляют фишбоун (почему дети индийского воина, никогда не станут земледельцами),отчитываются по нему. Предполагаемый ответ: Брахманы-жрецы, кшатрии-воины, вайшью-земледельцы, шудры-слуги, неприкасаемые- вне каст ;потому что кастовая принадлежность передавалась по наследству. 2.представители касты жрецов –брахманы, приводят слова в систему , составляют дерево предсказаний (брахма- ствол, ветви- касты и объяснение их занятий) Предполагаемый ответ: жрецы-брахманы они знают, как произносить молитвы. Воины– они умеют сражаться. Земледельцы обрабатывают землю, пасут скот .Слуги, служат жрецам и воинам. Предполагаемый ответы: буддизм, так как это учение не ограничивает свободы и права людей на выбор какую вести жизнь и говорит, что все люди должны помогать друг другу. | Ориентация в документе, в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, умение работать с письменным текстом, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение (П). Владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К). Итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности (Р). | |||||||||
Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию | У вас в информационных картах под цифрой 4 изображены шаблоны для игры в «Крестики - нолики». Я читаю предложение, а вы самостоятельно отвечаете, если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик. 1.Всё население Индии делилось на 5 каст. 2.Высшей кастой была каста воинов. 3.Только брахманы могли разговаривать с богом. 4.Принадлежность к касте передавалась по наследству. 5. По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей тела – Брахма 6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев. 7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги. 8.Воины были созданы из рук бога Брахмы. 9.Все касты произошли из частей тела бога Будды. Давайте проверим, как вы выполнили (самопроверка).
Нет ни одной ошибки знак +, ошиблись значит знак -. | Оценивают себя, свою работу на уроке, характеризуют своё отношение к уроку, считают баллы, оценивают работу других | Владение диалоговой формой речи, адекватное использование речевых средств , для решения коммуникативных задач (К). Умение делать выводы, перерабатывать информацию, перерабатывать ее (П). Умение соотносить информацию и факты. (Р) | |||||||||
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса |
Опросить кто сколько набрал ( три+ отметка 5, два + отметка 4, а те, у кого меньше двух+ подготовят домашнее задание и на следующий урок обязательно получат хорошую отметку) , выставление оценок, задать вопрос классу «Что нового узнали о великой стране Индии?» 2.Рефлексия деятельности «Для меня сегодняшний урок…»
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! | Предполагаемые ответы учащихся: В Индии общество было разделено на касты. Каждая каста обладала своими правами и обязанностями. Переход из одной касты в другую, по учению брахманизм был практически невозможен. Буддизм учил, что перерождение в другую касту возможно, возможно даже закончить перерождение если вести себя достойно. | Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими.(Р) | |||||||||
Домашнее задание | Параграф 21 подробный пересказ, с 105 вопрос 1 письменно, по желанию – составить кроссворд по теме «Индийские касты» , или выполнить творческое задание на с 105 «Подготовьте сообщение». | Записывают домашнее задание. | Планирование собственной деятельности в соответствии с полученными знаниями на уроке (Р) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Открытый урок по истории. Тема урока: «Куликовская битва»
Данный урок посвящён Куликовской битве 1380 года. Он ставит основной целью развтие творческого подхода студентов к выполнению заданий, умения рассуждать, формирование интереса к самостоятельной поиско...
Открытый урок по истории. Тема урока: "От киевской Руси к Московскому государству".
Повторительно-обобщающий урок по истории на тему "От киевской Руси к Московскому государству" с применением информационных технологий....
Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»
Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»...
Разработка урока,5 класс, предмет -история. Тема: Индийские касты
Тема урока : Индийские кастыТип урока. Урок открытия новых знанийЦели :Предметные:· познакомить учащихся с кастами в древн...
Открытый урок по истории. Тема "Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси"
Открытый урок по теме "Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси" был создан для студентов первого курса СПО, но он также подойдет и для учащихся шк...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ДИСЦИПЛИНА: «ИСТОРИЯ» ТЕМА: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.»
Тема урока: «Отечественная война 1812 г.».Тип урока: изучение нового материалаВид урока: беседа с элементом игры(экскурсия).Планируемые результаты:Личностные: воспитывать уваже...