ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ЦЕНА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
рабочая программа по истории (10, 11 класс)

Мосейкова Наталья Леонидовна

Программа внеурочной деятельности  "Цена Великой Победы" реализуется по духовно-нравственному направлению развития личности, разработана в соответствии с учебными программами с учётом возрастных особенностей. ориетированна на целенаправленное изучение истории Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_tsena_velikoy_pobedy.docx198.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОВЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КУПИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«ЦЕНА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:

Мосейкова Наталья Леонидовна,

учитель истории и обществознания

МКОУ Советской СОШ

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка                                                                      3-5
  2. Результаты освоения курса                                                                6-7
  3. Содержание курса                                                                                8-10
  4. Тематическое планирование                                                             11-12  
  5.  Список литературы и источников                                                   13                                                        

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Цена Великой Победы» реализуется по духовно–нравственному направлению  развития личности. Программа ориентирована на развитие духовно-нравственных и гражданско–патриотических ценностей обучающихся 10-11 классов.

     Нормативно-правовая база  программы внеурочной деятельности «Цена Великой Победы":

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
  • ФГОС СОО, утверждённые приказом Министерства образования и науки РФ;
  • Программа «Цена великой Победы» составлена на основе концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников с учётом требований к результатам основной образовательной программы СОО, и основной образовательной программы МКОУ Советской СОШ.

Цели  состоят в том, чтобы дать учащимся 10-11 классов возможность глубже ознакомиться с основными вехами Великой Отечественной войны, осознать последствия, полнее усвоить значение победы для истории страны и личности, составить целостное представление о войне, итогах победы.

Задачи:

-изучение исторических событий в стране и в своем крае 1941-1945гг.,

- критически подходить к анализу различных точек зрения на источники великой Победы;

-поиск и восстановление данных о подвигах, наградах ветеранов Великой Отечественной войны;

-поиск информации о погибших и пропавших без вести, местах их захоронений;

-сохранении и увековечении памяти имен защитников Отечества;

-создание банка данных о ветеранах п. Советский, оформление в Книгу Памяти.

Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными страницами истории в переломный, героический период жизни страны с 1941г. по 1945г.

В 2020 г. наша страна и весь прогрессивный мир отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Это была самая страшная и кровопролитная война, из всех войн, которые когда - либо были на земном шаре. Она унесла 27 миллионов жизней наших соотечественников, оставила неизгладимый след в каждой семье. Поэтому важно, чтобы молодое поколение помнило, какую опасность несет фашизм, какой ценой досталась Победа.  Это важно особенно в современных условиях, когда мы сталкиваемся с фактами фальсификации истории Великой Отечественной войны и ее итогов, роли советского народа в разгроме фашизма.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Программа способствует глубокому изучению истории страны в военный период, своей семьи и региона, восстановлению утерянной со временем информации о вкладе каждого человека в историю страны, развивает у обучающихся интерес к истории и научно-исследовательской деятельности.

Особенности реализации программы.

Срок реализации -1 год, 1 час в неделю, 34 часа в год.

 Занятия проводятся 1 раз   в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеках. Программа сочетает теоретические и практические занятия.  Предусматривает комплексное использование разнообразных  форм: лекции, беседы, экскурсии, виртуальные экскурсии с использованием мультимедийных  материалов, связанных с историей Великой Отечественной войны, викторины и др.

Межпредметные связи: в результате изучения  курса реализуются межпредметные связи с курсом обществознания,   литературы, географии, МХК, искусства.

Формы подведения итогов работы.                                                                                       

  • Создание Книги памяти.                                                                    
  • Пополнение базы данных в архив «Бессмертного полка».
  • Участие в   мероприятиях  разного уровня посвящённых юбилею Победы.                                    
  • Подготовка докладов и выступление с ними перед своими сверстниками,  учителями, родителями.  
  •   Тестирование по теоретическому материалу
  •   Обновление и пополнение школьного музея новыми экспонатами.
  •   Изготовление на основе собранного  материала различных наглядных пособий  (таблицы, стендов. презентаций).

                                                                                                                                                                                                                                Возможность распространения и использования программы «Цена Великой Победы».

 Программа «Цена Великой Победы»  ориентирована на целенаправленное приобщение учащейся молодежи к изучению истории Великой Отечественной войны, представляет собой дополнение к курсу по истории России и разработана в соответствии с учебными программами и с учетом возрастных особенностей. Данная тематика поможет учителям  в подготовке и проведении уроков истории, уроков мужества, лекций, бесед, различных массовых мероприятий, занятий, классных часов и пр., сделать их более содержательными, насыщенными новыми фактами и увлекательными по форме. Программа размещена на сайте https://nsportal.ru/moseykova-natalya-leonidovna
 

  1. Результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  •  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  •  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  •  наличие мотивации к  работе на результат, бережному отношению к истории страны, старшему поколению, материальным и духовным ценностям;
  •  повышение социальной активности и гражданского самосознания;
  •  формирование гражданско-патриотического сознания, готовность к

выполнению воинского долга, достойному служению Отечеству.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • уметь самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

Познавательные УУД

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием  различных источников;

Коммуникативные УУД

  • использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, навыками публичных выступлений;
  • приобретать навык работы с различными Интернет – ресурсами по обозначенной проблеме;
  •  искать информацию, её анализировать и представлять публично.

Предметные результаты:

В процессе реализации программы, обучающиеся рассмотрят:

  • дискуссионные вопросы истории Великой Отечественной войны;
  • причины победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне;
  • военный и трудовой подвиг народа,  используя федеральные порталы, созданные по инициативе Министерства обороны РФ и инициативных граждан;
  • военный и трудовой подвиг жителей п. Советский Купинского  района;
  • расширят свои представления о событиях Великой Отечественной войны.

3.Содержание курса

Тема 1. Накануне мирового пожара.

Приход к власти Гитлера в Германии. Идеология фашизма. Фашизм – главный источник агрессии.

Групповая работа учащихся, проблемный диалог.

Тема 2. Кровавое  лето 1941-го…

 Оборонительные сражения летом – осенью 1941 г. Поражения советских войск в Белоруссии, Прибалтике, на Украине. Просчеты и ошибки Ставки Верховного главнокомандования в руководстве военными действиями, в определении стратегии отпора врагу.

Работа с документами. Поиск необходимой информации.

Тема 3. Укрощение « Тайфуна»: перелом под Москвой.

Битва под Москвой, ее историческое значение. Подвиг и  героизм советских людей – защитников Москвы. Земляки – участники битвы за Москву.

Работа с фондами школьного музея, пополнение базы данных в архив «Бессмертного полка».

Тема 4. Жаркое лето 1942 года

Военные действия летом – осенью 1942 года. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Материальные и людские потери.

Подготовка докладов, демонстрационных схем.

Тема 5.  « Кольцо» Сталинграда.

Военные действия на  советско- германском фронте в конце 1942 года. Окружение и разгром немецко – фашистских войск под Сталинградом. Начало коренного перелома в войне.

Сбор информации для Книги Памяти о земляках – участниках Сталинградской  битвы.

Тема 6. Твердыня на Неве.

Блокада Ленинграда. « Дорога жизни». Героическая  оборона Ленинграда.  Самоотверженный подвиг ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.

Оформление папки «Земляки освобождавшие Ленинград».

Тема 7. Крах « Цитадели»: « Огненная дуга».

Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сражение на Курской дуге. Международное  значение разгрома немецко- фашистских войск под Курском.

 Поиск информации и оформление стенда  «Ветераны – участники Курской битвы».

Тема 8. «След войны в моём селе»

Война как величайшая народная трагедия. Жизнь и быт людей в условиях войны. Особенности развития  хозяйства. Героизм тружеников тыла.

Беседы с тружениками тыла, анкетирование, запись воспоминаний.

Тема 9. Будни тыла.

Борьба в тылу врага. Оккупационный режим. Подвиги героев подполья. Партизанское движение. Подвиги советских военнопленных.

Исследование, проблемный диалог.

Тема 10. Об этом не говорилось…

Война и народы страны. Репрессии.

Работа с различными источниками, обсуждение.

Тема 11. Церковь и война.

Роль Церкви в  войне. Гражданский подвиг служителей церкви.

Выборка необходимого материала и оформление презентации.

Тема 12. У войны не женское лицо

Женщины на войне. Самоотверженный подвиг советских женщин. Женщины – герои войны. Женщины – медсестры, актрисы, поэтессы…

Подбор информации для оформление стенда в школьном музее.

Тема 13. Мы и союзники

Расширение масштабов войны. Образование антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе.

Подготовка и обсуждение докладов.

Тема 14. Удар « Багратиона»

Военно- стратегические операции советских войск в 1944-1945 гг.  Восстановление границы СССР. Земляки – участники этих событий.

Поиск информации о земляках - участниках военной операции «Багратион»

Тема 15. Партизанское движение.

Партизанские отряды. “Концерт”, “Рельсовая война”.

Работа с документами, анализ противоречивой информации.

Тема 16. Боевые медали и ордена эпохи Великой Отечественной войны

Подробное изучение статусов орденов и медалей на примере награждённых земляков.

Тема 17. Советская наука  и культура в годы войны.

Достижения науки и культуры в годы войны.

Работа в сельской библиотеке подготовка докладов по теме.

Тема 18. Радость со слезами на глазах.

Боевые действия в Европе  весной 1945 года. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. Парад Победы в Москве.

Работа с картой и документальными источниками.

Тема 19. Кто сыграл решающую роль в Победе: подходы и оценки.

 Круглый стол. Анализ различных источников.

Тема 20. Источники великой Победы.

Фальсификация истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.

Работа с различными источниками. Дискуссия.

Тема 21. Цена Великой Победы.

Оформление Книги Памяти.

4.Тематическое планирование

№п.п.

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Накануне мирового пожара.

1

1

2.

Кровавое  лето 1941-го…

2

1

1

3.

Укрощение « Тайфуна»: перелом под Москвой.

1

1

4.

Жаркое лето 1942 года

2

1

1

5.

« Кольцо» Сталинграда.

2

1

1

6.

Твердыня на Неве.

2

1

1

7.

Крах « Цитадели»: « Огненная дуга».

2

1

1

8.

«След войны в моём селе»

2

1

1

9.

Будни тыла.

2

1

1

10.

Об этом не говорилось…

1

1

11.

Церковь и война.

1

1

12.

У войны не женское лицо

1

1

13.

Мы и союзники

1

1

14.

Удар « Багратиона»

2

1

1

15.

Партизанское движение.

1

1

16.

Боевые медали и ордена эпохи Великой Отечественной войны

2

1

1

17.

Советская наука  и культура в годы войны.

1

1

18.

Радость со слезами на глазах.

2

1

1

19.

Кто сыграл решающую роль в Победе: подходы и оценки.

2

1

1

20.

Источники великой Победы.

2

1

1

21

Цена Великой Победы

2

1

1

Всего: 34

34

20

14

5.Список литературы и источников

  • Великая Отечественная война. 1941—1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. М., 1998—1999.
  • Война и общество в ХХ веке. В 3 кн. Кн.2. Война и общество накануне и в период Второй мировой войны. М.,2008.
  • Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны: Очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны. – М., 1995г.
  • Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России : учеб. пособие.  Изд-во Проспект, 2006
  • Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3 т., Агентство печати новости, М., 1986.

  • Хисамутдинова Р. Р. Великая Отечественная война Советского Союза (1941—1945 годы) : военно-исторические очерки. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2014.

Интернет - ресурсы

 http://podvignaroda.ru – Подвиг народа

 https://pamyat-naroda.ru – Память народа

 https://obd-memorial.ru – Мемориал

 http://sibmemorial.ru – Новосибирская Книга Памяти

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" духовно - нравственное направление

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как ...

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"...

Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 1 класс.

Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и  программы «Жизненные навыки» под  ред. С.В. Кривцовой.Цель курса психо...

Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 2 класс.

Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и  программы «Жизненные навыки» под  ред. С.В. Кривцовой.  Цель курс...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...