ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ЦЕНА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
рабочая программа по истории (10, 11 класс)
Программа внеурочной деятельности "Цена Великой Победы" реализуется по духовно-нравственному направлению развития личности, разработана в соответствии с учебными программами с учётом возрастных особенностей. ориетированна на целенаправленное изучение истории Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_tsena_velikoy_pobedy.docx | 198.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОВЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КУПИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ЦЕНА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Мосейкова Наталья Леонидовна,
учитель истории и обществознания
МКОУ Советской СОШ
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка 3-5
- Результаты освоения курса 6-7
- Содержание курса 8-10
- Тематическое планирование 11-12
- Список литературы и источников 13
- Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Цена Великой Победы» реализуется по духовно–нравственному направлению развития личности. Программа ориентирована на развитие духовно-нравственных и гражданско–патриотических ценностей обучающихся 10-11 классов.
Нормативно-правовая база программы внеурочной деятельности «Цена Великой Победы":
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- ФГОС СОО, утверждённые приказом Министерства образования и науки РФ;
- Программа «Цена великой Победы» составлена на основе концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников с учётом требований к результатам основной образовательной программы СОО, и основной образовательной программы МКОУ Советской СОШ.
Цели состоят в том, чтобы дать учащимся 10-11 классов возможность глубже ознакомиться с основными вехами Великой Отечественной войны, осознать последствия, полнее усвоить значение победы для истории страны и личности, составить целостное представление о войне, итогах победы.
Задачи:
-изучение исторических событий в стране и в своем крае 1941-1945гг.,
- критически подходить к анализу различных точек зрения на источники великой Победы;
-поиск и восстановление данных о подвигах, наградах ветеранов Великой Отечественной войны;
-поиск информации о погибших и пропавших без вести, местах их захоронений;
-сохранении и увековечении памяти имен защитников Отечества;
-создание банка данных о ветеранах п. Советский, оформление в Книгу Памяти.
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными страницами истории в переломный, героический период жизни страны с 1941г. по 1945г.
В 2020 г. наша страна и весь прогрессивный мир отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Это была самая страшная и кровопролитная война, из всех войн, которые когда - либо были на земном шаре. Она унесла 27 миллионов жизней наших соотечественников, оставила неизгладимый след в каждой семье. Поэтому важно, чтобы молодое поколение помнило, какую опасность несет фашизм, какой ценой досталась Победа. Это важно особенно в современных условиях, когда мы сталкиваемся с фактами фальсификации истории Великой Отечественной войны и ее итогов, роли советского народа в разгроме фашизма.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Программа способствует глубокому изучению истории страны в военный период, своей семьи и региона, восстановлению утерянной со временем информации о вкладе каждого человека в историю страны, развивает у обучающихся интерес к истории и научно-исследовательской деятельности.
Особенности реализации программы.
Срок реализации -1 год, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Занятия проводятся 1 раз в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеках. Программа сочетает теоретические и практические занятия. Предусматривает комплексное использование разнообразных форм: лекции, беседы, экскурсии, виртуальные экскурсии с использованием мультимедийных материалов, связанных с историей Великой Отечественной войны, викторины и др.
Межпредметные связи: в результате изучения курса реализуются межпредметные связи с курсом обществознания, литературы, географии, МХК, искусства.
Формы подведения итогов работы.
- Создание Книги памяти.
- Пополнение базы данных в архив «Бессмертного полка».
- Участие в мероприятиях разного уровня посвящённых юбилею Победы.
- Подготовка докладов и выступление с ними перед своими сверстниками, учителями, родителями.
- Тестирование по теоретическому материалу
- Обновление и пополнение школьного музея новыми экспонатами.
- Изготовление на основе собранного материала различных наглядных пособий (таблицы, стендов. презентаций).
Возможность распространения и использования программы «Цена Великой Победы».
Программа «Цена Великой Победы» ориентирована на целенаправленное приобщение учащейся молодежи к изучению истории Великой Отечественной войны, представляет собой дополнение к курсу по истории России и разработана в соответствии с учебными программами и с учетом возрастных особенностей. Данная тематика поможет учителям в подготовке и проведении уроков истории, уроков мужества, лекций, бесед, различных массовых мероприятий, занятий, классных часов и пр., сделать их более содержательными, насыщенными новыми фактами и увлекательными по форме. Программа размещена на сайте https://nsportal.ru/moseykova-natalya-leonidovna
- Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению к истории страны, старшему поколению, материальным и духовным ценностям;
- повышение социальной активности и гражданского самосознания;
- формирование гражданско-патриотического сознания, готовность к
выполнению воинского долга, достойному служению Отечеству.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- уметь самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
Познавательные УУД
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников;
Коммуникативные УУД
- использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, навыками публичных выступлений;
- приобретать навык работы с различными Интернет – ресурсами по обозначенной проблеме;
- искать информацию, её анализировать и представлять публично.
Предметные результаты:
В процессе реализации программы, обучающиеся рассмотрят:
- дискуссионные вопросы истории Великой Отечественной войны;
- причины победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне;
- военный и трудовой подвиг народа, используя федеральные порталы, созданные по инициативе Министерства обороны РФ и инициативных граждан;
- военный и трудовой подвиг жителей п. Советский Купинского района;
- расширят свои представления о событиях Великой Отечественной войны.
3.Содержание курса
Тема 1. Накануне мирового пожара.
Приход к власти Гитлера в Германии. Идеология фашизма. Фашизм – главный источник агрессии.
Групповая работа учащихся, проблемный диалог.
Тема 2. Кровавое лето 1941-го…
Оборонительные сражения летом – осенью 1941 г. Поражения советских войск в Белоруссии, Прибалтике, на Украине. Просчеты и ошибки Ставки Верховного главнокомандования в руководстве военными действиями, в определении стратегии отпора врагу.
Работа с документами. Поиск необходимой информации.
Тема 3. Укрощение « Тайфуна»: перелом под Москвой.
Битва под Москвой, ее историческое значение. Подвиг и героизм советских людей – защитников Москвы. Земляки – участники битвы за Москву.
Работа с фондами школьного музея, пополнение базы данных в архив «Бессмертного полка».
Тема 4. Жаркое лето 1942 года
Военные действия летом – осенью 1942 года. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Материальные и людские потери.
Подготовка докладов, демонстрационных схем.
Тема 5. « Кольцо» Сталинграда.
Военные действия на советско- германском фронте в конце 1942 года. Окружение и разгром немецко – фашистских войск под Сталинградом. Начало коренного перелома в войне.
Сбор информации для Книги Памяти о земляках – участниках Сталинградской битвы.
Тема 6. Твердыня на Неве.
Блокада Ленинграда. « Дорога жизни». Героическая оборона Ленинграда. Самоотверженный подвиг ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.
Оформление папки «Земляки освобождавшие Ленинград».
Тема 7. Крах « Цитадели»: « Огненная дуга».
Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сражение на Курской дуге. Международное значение разгрома немецко- фашистских войск под Курском.
Поиск информации и оформление стенда «Ветераны – участники Курской битвы».
Тема 8. «След войны в моём селе»
Война как величайшая народная трагедия. Жизнь и быт людей в условиях войны. Особенности развития хозяйства. Героизм тружеников тыла.
Беседы с тружениками тыла, анкетирование, запись воспоминаний.
Тема 9. Будни тыла.
Борьба в тылу врага. Оккупационный режим. Подвиги героев подполья. Партизанское движение. Подвиги советских военнопленных.
Исследование, проблемный диалог.
Тема 10. Об этом не говорилось…
Война и народы страны. Репрессии.
Работа с различными источниками, обсуждение.
Тема 11. Церковь и война.
Роль Церкви в войне. Гражданский подвиг служителей церкви.
Выборка необходимого материала и оформление презентации.
Тема 12. У войны не женское лицо
Женщины на войне. Самоотверженный подвиг советских женщин. Женщины – герои войны. Женщины – медсестры, актрисы, поэтессы…
Подбор информации для оформление стенда в школьном музее.
Тема 13. Мы и союзники
Расширение масштабов войны. Образование антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе.
Подготовка и обсуждение докладов.
Тема 14. Удар « Багратиона»
Военно- стратегические операции советских войск в 1944-1945 гг. Восстановление границы СССР. Земляки – участники этих событий.
Поиск информации о земляках - участниках военной операции «Багратион»
Тема 15. Партизанское движение.
Партизанские отряды. “Концерт”, “Рельсовая война”.
Работа с документами, анализ противоречивой информации.
Тема 16. Боевые медали и ордена эпохи Великой Отечественной войны
Подробное изучение статусов орденов и медалей на примере награждённых земляков.
Тема 17. Советская наука и культура в годы войны.
Достижения науки и культуры в годы войны.
Работа в сельской библиотеке подготовка докладов по теме.
Тема 18. Радость со слезами на глазах.
Боевые действия в Европе весной 1945 года. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. Парад Победы в Москве.
Работа с картой и документальными источниками.
Тема 19. Кто сыграл решающую роль в Победе: подходы и оценки.
Круглый стол. Анализ различных источников.
Тема 20. Источники великой Победы.
Фальсификация истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.
Работа с различными источниками. Дискуссия.
Тема 21. Цена Великой Победы.
Оформление Книги Памяти.
4.Тематическое планирование
№п.п. | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Накануне мирового пожара. | 1 | 1 | |
2. | Кровавое лето 1941-го… | 2 | 1 | 1 |
3. | Укрощение « Тайфуна»: перелом под Москвой. | 1 | 1 | |
4. | Жаркое лето 1942 года | 2 | 1 | 1 |
5. | « Кольцо» Сталинграда. | 2 | 1 | 1 |
6. | Твердыня на Неве. | 2 | 1 | 1 |
7. | Крах « Цитадели»: « Огненная дуга». | 2 | 1 | 1 |
8. | «След войны в моём селе» | 2 | 1 | 1 |
9. | Будни тыла. | 2 | 1 | 1 |
10. | Об этом не говорилось… | 1 | 1 | |
11. | Церковь и война. | 1 | 1 | |
12. | У войны не женское лицо | 1 | 1 | |
13. | Мы и союзники | 1 | 1 | |
14. | Удар « Багратиона» | 2 | 1 | 1 |
15. | Партизанское движение. | 1 | 1 | |
16. | Боевые медали и ордена эпохи Великой Отечественной войны | 2 | 1 | 1 |
17. | Советская наука и культура в годы войны. | 1 | 1 | |
18. | Радость со слезами на глазах. | 2 | 1 | 1 |
19. | Кто сыграл решающую роль в Победе: подходы и оценки. | 2 | 1 | 1 |
20. | Источники великой Победы. | 2 | 1 | 1 |
21 | Цена Великой Победы | 2 | 1 | 1 |
Всего: 34 | 34 | 20 | 14 |
5.Список литературы и источников
- Великая Отечественная война. 1941—1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. М., 1998—1999.
- Война и общество в ХХ веке. В 3 кн. Кн.2. Война и общество накануне и в период Второй мировой войны. М.,2008.
- Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны: Очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны. – М., 1995г.
- Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России : учеб. пособие. Изд-во Проспект, 2006
- Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3 т., Агентство печати новости, М., 1986.
- Хисамутдинова Р. Р. Великая Отечественная война Советского Союза (1941—1945 годы) : военно-исторические очерки. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2014.
Интернет - ресурсы
http://podvignaroda.ru – Подвиг народа
https://pamyat-naroda.ru – Память народа
https://obd-memorial.ru – Мемориал
http://sibmemorial.ru – Новосибирская Книга Памяти
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" духовно - нравственное направление
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как ...
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"...
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 1 класс.
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой.Цель курса психо...
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 2 класс.
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой. Цель курс...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...