Разработка урока. Первый властелин единого Китая.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Цель - формирование представления о создании нового государства в Китае, создать представление о Цинь Шихуане, как об основателе новой державы.  Тип урока - изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervyy_vlastelin_edinogo_kitaya.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского к-на

Разработка урока:

Первый властелин единого Китая.

Разработчик:

Монгуш Идегел Сарыг-ооловна –

учитель истории, обществознания и права

МБОУ СОШ с.Бай-Хаак

Тандинского к-на высшей категории.

2019 г.

№ 23. Первый властелин единого Китая.

Цель урока: формирование представления  об одном из этапов исторического развития Древнего Китая – создание единого государства.

 

Задачи урока:

Образовательные:

А. создать  представление о Цинь Шихуане - первом императоре Китая, его политике;

Б. научить определять  причины народных восстаний в Китае и их последствия;

В. обогащение понятийного, словарного запаса учащихся.

Развивающие:

А. совершенствовать навыки   работы с исторической картой, хронологией;

Б. обобщать материал, подводить итоги;

В. формирование УУД.

Воспитательные:

А. воспитание познавательного интереса к математическим и историческим знаниям,

Б. воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;.

В. воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Тип урока: изучение нового материала.

Кол-во часов: 1 час.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

1. развитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями;

2. я реализация умения давать образную характеристику исторической личности Цинь Шихуанди;

3. высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру;

4. характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей различных слоев.

Познавательные:

1.умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию;

2.формулирование  ответов на вопросы учителя;

3.развивать вычислительные навыки, способность учащихся сравнивать математическую и историческую информацию.

Коммуникативные:

1.умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

2.принятие другого мнения и позиции, допускать существование другого мнения.

Регулятивные:

1.умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

2.умение самостоятельно осуществлять , контролировать и корректировать деятельность;

3. умение самостоятельно оценивать и принимать решения.

1. уважение истории другого народа;

2. выражение  своей позиции на уровне положительного отношения к учебному процессу;

3. принятие и реализация ценностей  здорового образа жизни.

Оборудование урока:

1. учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер История Древнего мира, 5 класс, М.: «Просвещение», 2013;

2.компьютер, проектор, интерактивная доска;

3.презентация к теме.

Эпиграф урока

«Китай – волшебная страна,

Загадок древних полон он.

Стоит Великая страна,

Над ней летит большой дракон».

                      Андрей Рассказов.

Организационная структура урока.

Этап урока:

Цель этапа, формирование УУД.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.Организационный.

Приветствует детей. Проверяет готовность детей к занятию и раздает необходимые материалы к уроку. Группы занимают свои рабочие места.

Приветствуют учителя.

2.Актуализация необходимых знаний.

Постановка учебной задачи.

Формулировка темы, целей и задач урока, создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса.

Умение учащимися планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм решений.

Сложив и вычитав натуральные числа, расшифруйте и отгадайте название нашего урока.

А= 34-16           П=18+25                О= 90-27

Д  =79-32          И= 55-7                  С =21-6

Е= 25+67          Н= 68+20                Р=29+4

В=37-29            Ы=96-91                 Й=13+59

Л=39+48           Т=67-47                  Г=82-80

К=36+14           Я=57+17

43

92

33

8

5

72

8

87

18

15

20

92

87

48

88

92

47

48

88

63

2

63

50

48

20

18

74

Приложение № 1.

Ответ: Первый властелин единого Китая.

Сегодня мы рассмотрим  № 23. Первый властелин единого Китая.

  Используя жизненный опыт обучающихся, учитель помогает им самостоятельно сформулировать цель урока. Для этого задаёт следующие наводящие вопросы учащимся: а) Что мы знаем по теме?  б) Какие задачи мы поставим перед собой? В) Чему новому вы научитесь на уроке?

Затем, учитель предлагает учащимся самостоятельно составить план урока в тетрадях.

Учитель раздает группам оценочные листы. Приложение № 3

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Дети слагают и вычитают  натуральные числа, находят какая буква, соответствует, какой цифре, а затем ставят в таблицу.

Дети называют название урока.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся записывают в тетради свои варианты изучения нового материала.

В течение урока поэтапно каждый ученик заполняет свой оценочный лист.

3. Изучение нового материала. Постановка и  решение учебной задачи.

Развитие умения работать с различными источниками (текст учебника, исторический документ), извлекать и анализировать конкретную информацию, работать в парах и группах, давать определения новым понятиям, умение выступать перед классом.

Постановка проблемного вопроса:

Почему объединение Китая завершилось восстанием народа? Показывает проблему на интерактивной доске.

Мозговой штурм: Для раскрытия проблемного вопроса, давайте в первую очередь ответим на вопрос «Какие ассоциации вызывает у вас понятие «властелин»? Записывает на листе ватмана возникающие ассоциации.

Мы раскрыли смысл понятия «властелин», а сейчас рассмотрим, когда и  кто стал первым властелином единого Китая?

.

 

       Дети отвечают на вопросы учителя, знакомятся с проблемой урока.

       «Набрасывают» соответствующие ассоциации, не критикуя товарищей.

.

Работа с картой.

  • На какой равнине находится государство Китай?
  •  Какие моря омывают его ?
  • Какие две большие реки протекают по территории Китая?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Цинь Шихуан (Ин Чжэн) – объединитель Китая

 (258-209 гг. до н.э.) – правитель царства Цин, установивший единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая, первый правитель централизованного китайского государства.

Работа по приему

«Математическая история». Связь истории с математикой.

Развитие вычислительных навыков.

    Сейчас давайте угадаем год объединения Китая, выполнив арифметическое действие с натуральными числами.

Ученики выполняют арифметическое действие с натуральными числами.

( 4 * 50 - 19) + 40 = ?

Ответ: 221.

(Приложение № )

221 год до н. э. - объединение Китая:

В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться              

   « Второй властелин Цинь», потом третий – и так десятки тысяч его наследников.

Столицей Китая стал город  Саньян

Наследникам не удалось править десятки тысяч поколений, после смерти императора вспыхнуло восстание.

Великая Китайская стена :

На севере противниками Китая были племена гуннов, которые кочевали со своими стадами. Они жили в лёгких войлочных шатрах, питались молоком и варёным мясом.

Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.

Великий шёлковый путь-

     караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и Средние века. В первую очередь, использовался для вывоза шелка из Китая(Сиань- Ланьчжоу-Дуньхуан)

Реформы Цинь Шихуан:

. Вся страна разделена на 36 областей, а те, в свою очередь, - на уезды.

2.  Введена единая монета (если в прежних шести царствах в качестве денег в ходу были панцири черепах, раковины, куски яшмы, то теперь рассчитывались только золотыми и серебряными монетами).

3. Введены единые письменные знаки.

4.  Упорядочены меры веса и длины.

5. Установлена одинаковая ширина колеи для повозок.

6.  Утверждены обязательные для всех законы.

Захоронение Цинь Шихуан.

         В  1974 г. китайский крестьянин Янь Джи Ван решил выкопать на своем участке колодец. На глубине 5 метров Янь Дживан наткнулся на статую древнего воина в полный рост.

«Терракотовая армия»  — принятое название захоронения по меньшей мере 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея императора Цинь Шихуан в Сиане.

Формирование и закрепление навыков работы в группе.

Развитие умения работать с учебником.

Учитель раздает задание группам.

4. Динамическая пауза

(физ. минутка).

Принятие и реализация ценностей  здорового образа жизни.

Физкультурная разминка проходит под музыкальное сопровождение и представляет собой упражнение Цигун "Подъем неба".

5. Разрешение проблемы. Обобщение знаний.

Установление усвоения учащимися связи между фактами; проверка глубины понимания учащимися учебного материала; обобщение и систематизирование материала, формулирование вывода.

Направляет учащихся на формулировку решения проблемы

Затем учитель дает ученикам 5 минут для самостоятельной работы по приему

 «Незаконченные предложения - ПОПС»:

П – позиция /Я считаю, что…/

О – обоснование /Потому что/

П – пример /Я могу это доказать тем, что /

С – суждение /Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…/  

Ученики решают учебную задачу, отвечая на вопросы учителя.

Ученики письменно кратко и точно выражают собственную позицию по названной проблеме.

Обсуждают свои позиции в течение 3-х минут.

6. Закрепление изученного материала.

Составление синквейна

Одна группа составляет синквейн слова Цинь:

  1. заголовок - тема урока, ключевое слово (одно существительное в именительном падеже);
  2. два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом;
  3. три глагола - по тому же принципу;
  4. 4. фраза, несущая смысловую нагрузку (законченная фраза, выражающая отношение автора синквейна к явлению, предмету, поскольку здесь могут выражаются чувства, то в конце могут стоять такие знаки препинания, как вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, фраза состоит из четырёх слов, которые могут относиться к любым частям речи);
  5. вывод  

Вторая играет в игру «ДА-НЕТ!»

  1. Первого правителя единого Китая звали Цинь Шихуан?
  2. Объединение произошло Китая в 231 г. до н. э?

3. Столица при Цинь Шихуане -  Ляон?

4. Великий шёлковый путь- путь торговли из Китая до Средиземноморья?

5. Правда ли, что ширина Великой Китайской стены была такая, что поверху могли разъехаться две повозки?

Третья группа Метод «Семантическая карта».

Составляют синквейн слова Цинь.

Примерный ответ:

Цинь

Могущественный, сильный

Изобретает, строит, воюет.

Китай - страна великих изобретений.

Единое государство

7.Рефлексия. Прием «Лесенка успеха».

Умение осуществлять рефлексию

(оценивать собственную учебную деятельность; адекватно понимать причины успешности-неуспешности учебной деятельности).

Учитель объясняет правила работы.

Дети прикрепляют смайлики на лестнице:

  1. Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось,
  2. Средняя ступенька – у меня были проблемы,
  3. Верхняя ступенька - мне все удалось.

8. Домашнее задание.

Разъяснение методики выполнения домашнего задания.

   Дифференцированное задание:      

  1. Для сильных учеников – «Объединение Китая – прогресс или регресс». Письменная   работа должна иметь следующую структуру: ваша позиция; ее обоснование (аргументы); примеры, иллюстрирующие вашу точку зрения; выводы. 
  2. Для средних учеников -  написать эссе «В чем, по-моему, состоит загадка Цинь Шихуана?». Структура свободная.
  3. Для слабых учеников -  используя Интернет, подготовить сообщение о завоеваниях Цинь Шихуана.

Записывают домашнее задание в дневник.

Использованная литература:

  1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: ВАКО, 2007.
  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Мерзлова В.С. Викторины по истории древнего мира и средних веков. – Минск: Народная асвета, 1969.
  5. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1990.
  6. Российский исторический журнал «Родина». - № 10, 2004.
  7. Приложение к газете «Первое сентября». История. - № 39, 1997.

Приложение № 1. Математическая история.

Сложив и вычитав натуральные числа, расшифруйте и отгадайте название нашего урока.

  1. А= 34-16           П=18+25                О= 90-27
  2. Д  =79-32          И= 55-7                  С =21-6
  3. Е= 25+67           Н= 68+20               Р=29+4
  4. В=37-29             Ы=96-91                Й=13+59
  5. Л=39+48            Т=67-47                Г=82-80
  6. К=36+14            Я=57+17

43

92

33

8

5

72

8

87

18

15

20

92

87

48

88

92

47

48

88

63

2

63

50

48

20

18

74

Приложение 2. Оценочный лист группы.

№ группы__________________________________

Как составили планирование урока? (До 3-х баллов).

Как работали в группе?

(До 3-х баллов).

Как отвечали на вопросы учителя?

(До 3-х баллов).

Как заполнили таблицу «Рефлексия. Лестница успеха» ?  

(До 3-х баллов).

Каковы результаты работы закрепления материала?

(До 5-и баллов).

Итоги:

Критерии оценки: 15-17 баллов оценка «5», 12-14 баллов – оценка «4»,  9-11 баллов – оценка - «3».

Приложение № 4.

В древнем Китае появилось искусство Цигун  (ци — энергия, гунн — умение) -  это искусство применения энергии ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания, а также может применяться в бою.

Сейчас под звуки древнекитайской мелодии мы выполним одно из лучших упражнений Цигун "Подъем неба".

Встаньте прямо, расслабьте мышцы, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Поверните кисти рук пальцами навстречу друг другу. Ладони направьте к земле и держите их перед собой. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направьте вверх, к небу. Выполняя движение руками, плавно вдохните через нос. Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Плавно задержите дыхание. Затем через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Одновременно опустите голову и посмотрите вперед. Каждый раз, двигая ладони навстречу небу, чувствуйте, как распрямляется спина.

На основании фактов, определите  причины недовольства народа .

Факт 1. Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.

Причина 1: огромные налоги и поборы.

Факт 2. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили или наказывали всю семью

Причина 2: недовольство населения своим тяжёлым положением.

Факт 3. Цинь Шихуан не отказывал себе в  прихотях. Когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя.

 Усыпальница Цинь Шихуана может потягаться с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720000 человек строили её на горе Ли.

Причина 3: неограниченная власть правителя.

 - Попробуем сделать вывод.

Вывод: Массовое недовольство вызвали  жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Поэтому в Китае началось восстание и через несколько лет после смерти Цинь Шихуана народ сверг ненавистных угнетателей.Следующим правителям пришлось пойти на уступки и облегчить его положение.

Первая группа составляет синквейн слова Цинь:

  1. заголовок - тема урока, ключевое слово (одно существительное в именительном падеже);
  2. два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом;
  3. три глагола - по тому же принципу;
  4. фраза, несущая смысловую нагрузку (законченная фраза, выражающая отношение автора синквейна к явлению, предмету, поскольку здесь могут выражаются чувства, то в конце могут стоять такие знаки препинания, как вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, фраза состоит из четырёх слов, которые могут относиться к любым частям речи);
  5. вывод.  

Вторая играет в игру «ДА-НЕТ!»

  1. Первого правителя единого Китая звали Цинь Шихуан? (да/нет)
  2. Объединение произошло Китая в 231 г. до н. э? (да/нет)
  3. Столица при Цинь Шихуане -  Ляон? (да/нет)
  4.  Великий шёлковый путь- путь торговли из Китая до Средиземноморья? (да/нет)
  5. Правда ли, что ширина Великой Китайской стены была такая, что поверху могли разъехаться две повозки? (да/нет)

Приложение № 3.  Почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

«Незаконченные предложения - ПОПС»:

П – позиция /Я считаю, что…/

О – обоснование /Потому что/

П – пример /Я могу это доказать тем, что /

С – суждение /Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый властелин единого Китая

Изучая историю в 5-м классе, предлагаю уделять внимание наглядному обучению. С помощью изображений у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. На уроке по теме «Пе...

Презентация к уроку "Первый властелин единого Китая"

Презентация к урока в 5 классе по УМК  Вигасин А.А и др....

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Первый властелин единого Китая"

Материал содержит подробный план ведения урока по заявленной теме....

Урок в 5 классе. Первый властелин единого Китая.

Урок в 5 классе по теме: Первый властелин единого Китая по ФГОС....

Презентация к уроку "Первый властелин единого Китая"

Презентация к уроку истории Первый властелин Единого Китая. 5 класс...

Тема урока: Первый властелин единого Китая.

Задачи урока: .    1.На основе работы с текстом учебника и презентации научиться работать с иллюстрациями, с картой.2.На основе анализа полученной из различных источников информации прийти к...