Программа кружка "Юный краевед"
рабочая программа по истории (6, 7 класс)
Программа кружка "Юный краевед" предназначена для учащихся 6-7 классов и рассчитана на 34 часа. Она знакомит учащихся с историей, культурой города Ельни и Ельнинского района с первого упоминания до наших дней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp.kruzhok.yunyy_kraeved.docx | 48.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Юный краевед» предназначена для обучающихся 6-7-х классов и рассчитана на 1 час в неделю, курс обучения – 34 часа
Разработана Фоменковой Галиной Алексеевной, учителем истории, обществознания, немецкого языка МБОУ Ельнинской СШ № 2 им. К.И. Ракутина
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории – вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Д.С.Лихачев
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фз от 29.12.2012)
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08. 2013г. №1008)
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
- Письмом Минобрнауки РФ от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)
-Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ
- Основной образовательной программой основного общего образования Ельнинской средней школы №2 им. К. И. Ракутина;
- Учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ельнинской средней школы №2 им. К. И. Ракутина на 2017-2018 уч.гг.
- Программа «Юный краевед» реализует интеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 7 классе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Направленность программы: краеведческая
Актуальность: Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей обучающихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения:
- заинтересованности содержанием работы кружка не только обучающимися, но и родителями; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучению жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;
- развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Краеведение играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Отличительной особенностью данной программы
Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена, призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные обучающимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Объём программы: 34 ч.
Форма организации образовательного процесса: очная
Формы организации работы:
− индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
− фронтальная (работа в коллективе для обобщения и систематизации собранного материала;
− групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы).
Виды занятий: экскурсионная, оформительская, поисковая, игровая, исследовательская, проектная, экспериментальная.
Срок освоения программы: 1 год
Режим занятий: 1 раз в неделю, 45 минут.
Цель программы:
Создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой работы, формирование чувства ответственности за сохранение сопричастности к прошлому и настоящему Родины, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Задачи программы:
образовательные:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа;
- развивающие:
- развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
- формировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; воспитательные:
- воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
- воспитывать бережное отношение к истории своего родного края.
Основные направления курса – краеведение, изучение родного края и знакомство с проектной деятельностью.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести обучающихся в мир истории и культуры своего родного края.
Основные принципы, положенные в основу программы:
∙ принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
∙ принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
∙ научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
∙ систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Методы работы:
∙ словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
∙ наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
∙ практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, создание презентаций, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему своего края, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе своего народа);
- осознание этнической принадлежности, знание истории, культуры, основ культурного наследия своего края;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, культурным ценностям своего края, народов России и мира;
- оценивание жизненных ситуаций (поступков людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;
- приобретать опыт создания презентаций, проектов;
- формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности, преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения, взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; готовность к преодолению трудностей;
- формировать умение адекватно оценивать свою деятельность;учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи; - делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи;
- добывать новые знания: находить и извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
-слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии и в жизни;
- учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях;
- учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
- включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели;
- сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку;
- осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Предметные результаты:
- понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном крае, о Ельни и Ельнинском районе;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;
- использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;
- умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного края.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Учащиеся научатся:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять поставленную перед ними задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять кроссворды, ребусы, сообщения, презентации;
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать;
- обобщать и классифицировать краеведческий и исторический материал;
- находить закономерность;
- определять истинность высказываний;
- решать исторические задачи, ребусы, задачи-шутки, кроссворды.
Условия реализации программы:
-кабинет истории;
-школьный историко-краеведческий музей;
-школьная библиотека;
- фото, видеоматериалы;
-методическая литература;
- интернет-ресурсы
Основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; участие в исторических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; парад умников; брейн-ринги, викторины и т.д.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение в краеведение. Поход в природу на реку Десна.
Тема 2. Ельнинский район на карте России и Смоленской области. Тема 3. Первое упоминание о Ельне. Тема 4. Ельнинское городище. Тема 5. Ельнинский край до революции 1917 года. Тема 6. Ельнинский край в годы гражданской войны. Тема 7. Ельнинский край в годы Великой Отечественной войны. Тема 8. Ельнинский край после Великой Отечественной войны. Тема 9. Ельнинский край в 20 век. Тема 10.Культурное наследие Ельнинского края . Тема 11. Великие люди Ельнинского края. Тема 12.Традиции, обряды Ельнинского края. Тема 13.Ельнинский край в начале 21 века. Тема 14.Архитектурные сооружения Ельнинского края. Тема 15. История исчезнувших деревень. Тема 16. Памятники Ельнинского края. Тема 17. Ельня – Родина Гвардии. Тема 18. Ельня – город Воинской Славы . Тема 19.Его имя носит наша школа Викторина (2 часа) Тема 20.Ельня – родина М.И. Глинки. Тема 21. Викторина «Знаешь ли ты Ельнинский край?»
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
1-2. | Вводное занятие. Введение в краеведение. Поход в природу на реку Десна | 2 | |||
3. | Ельнинский район на карте России и Смоленской области | 1 | |||
4. | Первое упоминание о Ельне | 1 | |||
5. | Ельнинское городище | 1 | |||
6. | Ельнинский край до революции 1917 года | 1 | |||
7. | Ельнинский край в годы гражданской войны | 1 | |||
8-10. | Ельнинский край в годы Великой Отечественной войны | 3 | |||
11-12. | Ельнинский край после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 2 | |||
13-14. | Ельнинский край в 20 веке | 2 | |||
15. | Культурное наследие Ельнинского края | 1 | |||
16-18. | Великие люди Ельнинского края | 3 | |||
19-20. | Традиции, обряды Ельнинского края | 2 | |||
21. | Ельнинский край в начале 21 века | 1 | |||
22. | Архитектурные сооружения Ельнинского края | 1 | |||
23-24. | История исчезнувших деревень | 2 | |||
25-27. | Памятники Ельнинского края | 3 | |||
28. | Ельня – Родина Гвардии | 1 | |||
29. | Ельня – город Воинской Славы | 1 | |||
30-31. | Его имя носит наша школа | 2 | |||
32-33 | Ельня – родина М.И.Глинки | 2 | |||
34. | Викторина «Знаешь ли ты Ельнинский край | 1 | |||
Итого: | 34 |
Используемые технологии:
- элементы технологии группового обучения (В.К.Дьяченко, И.Б.Первин, М.Д.Виноградова, Н.Е. Щуркова.,)
- элементы технологии дифференцированного обучения (Л. С. Выготский, В. В. Фирсов (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов); Н. П. Гузик (модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации),
- элементы технологии разноуровневого обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.),
- элементы технологии проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
- элементы технологии коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).
Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия.
Список литературы:
1. Ельня // Города России: энциклопедия / [под ред. Г. М. Лаппо]. - [Репр. изд.]. - Москва, 2008. - С. 134. - (Золотой фонд).
2. Лит.: Алексеев Л.В. Смоленская земля в IХ–ХIII вв. – М., 1980;
3.Шмидт Е.А. Древнерусские археологические памятники Смоленской области. – М., 1982;
4.Орлов В.С., Чернобаев А.В. Ельня. – Смоленск, 1955; Рябков Г.Т. Города Смоленской губ. в последней четверти ХVIII – начале ХIХ столетия // Материалы по изучению Смоленской области. – Вып. 2, 1957.
5.Г. Хорошилов, А. Баженов. Ельнинская наступательная операция 1941 года. // «Военно-исторический журнал». — 1974. — № 9. 6.М. Лубягов. Под Ельней в сорок первом. — Смоленск: Русич, 2005. ISBN 5-8138-0640-7
7.С. Александров. 43-я армия в боях на Десне летом-осенью 1941 года.
8.Баженов А. Н. О ликвидации ельнинского выступа немецко-фашистских войск в 1941 году. // «Военно-исторический журнал». — 1986. — № 10. — С.20-28.
9.Ельня [Электронный ресурс] http://srgvs.ru/elnya-v-vov // Союз городов воинской славы [Сайт]. - Режим доступа: http://ordenrf.ru/geroi-rossii/goroda-voinskoy-slavy/elnya.php
10.https://ru.wikipedia.org/wiki/Ельня (20.06.2017)
11.Ельня // Великая Отечественная война, 1941-1945 : энцикл. / гл. ред. М. М. Козлов. - М. : Сов. энцикл., 1985. - С. 259.
12.Воробьёв М., Титов В., Храпченков А. Смоляне – герои Советского Союза
Московский рабочий, 1982 г.
13.Воробьев М., Усов В. Подвигам жить в веках Москва Московский рабочий, 1985г.
14.Война народная Очерки истории всенародной борьбы на оккупированной территории Смоленщины 1941-1943гг., Московский рабочий, 1985г.
15.Гнездилов Ф. Нам дороги эти позабыть нельзя, Харьков-Витебск,1979г.
16.Гнездилов Ф.С. На высотах мужества Минск, «Беларусь», 1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Краевед"
Материал содержит программу кружка "Краевед"...
Программа юный краевед
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».
Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"
В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...
адаптированная программа "Юный краевед"
адаптированная программа "Юный краевед"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"
Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...