Технологическая карта урока истории по теме: "Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севастополя".
план-конспект урока по истории (9 класс)

Разработка урока для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_9_klassa.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:

“КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.

ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить усвоение учащимися знаний о причинах войны, ее основных этапах, причинах поражения России в войне.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Карта “Крымская война 1853-1856 гг”, раздаточный материал, опережающее задание, портреты Нахимова и Корнилова, видеомагнитофон.

Время урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

0-1

      2-6

     

   

7 -32

33 – 43

44 - 45

ОРГМОМЕНТ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

На одном из предыдущих занятий мы рассматривали тему, связанную с внешней политикой Николая I. Вами была составлена схема по основным внешнеполитическим направлениям России при Николае I.

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Назовите эти направления?
  2. Что собой представлял восточный вопрос в период с 1826 по 1849 гг.?

В 50-е годы этот вопрос обостряется с новой силой. Апогеем этого вопроса стала Крымская война. Этому событию посвящен наш сегодняшний урок.

ОБЪЯСНЕНИЕ  НОВОГО МАТЕРИАЛА:

ПЛАН

  1. Обострение Восточного вопроса.

  1. Начальный этап войны.

  1. Вступление в войну Англии и Франции.

  1. Героическая оборона Севастополя.

  1. Борьба на Кавказе.

  1. Парижский мир. Итоги войны.

  1. Задание учащимся: Прочтите пункт №1 Параграфа №14 и ответьте на вопросы.

  1. Чего хотела добиться Россия в Восточном вопросе?
  2. Какие страны составляли конкуренцию России в решении Восточного вопроса?
  3. Перечислите внешнеполитические ошибки Николая I, приведшие Россию к дипломатической изоляции накануне войны.

 Задание учащимся:  Ознакомьтесь с целями участников войны и сформулируйте её причину.

Участники

Цель

Россия

Распространение влияния на Ближнем Востоке, достижение выгодного режима Черноморских проливов, расширение Черноморской торговли.

Турция

Ослабление России, захват Крыма и Закавказья.

Франция и Англия

Ослабление России, распространение экономического и политического влияния на Ближнем Востоке

ПРИЧИНА ВОЙНЫ: Борьба России, Франции и Англии за укрепление влияния на Ближнем Востоке.

Просмотр видеофрагмента

 Вопрос учащимся: Можно ли назвать этот конфликт ещё одной причиной для начала войны?  

  1. Начальный этап войны – октябрь 1853 – апрель 1854 гг. Основной противник Турция. Военные события разворачиваются на Балканском и Закавказском фронтах. Самым значимым из них была победа русского флота 18 ноября 1853 года в  Синопском сражении. Командовал флотом вице-адмирал П.С.Нахимов.

Сообщение учащегося о П.С.Нахимове.

Задание учащимся: Работая с документом №1 сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении.

Эта победа привела к серьезным изменениям в ходе войны.

  1. В марте 1854 года Англия и Франция объявили России войну. Основные противники России – Турция, Англия, Франция   и Сардинское королевство.

Задание для учащихся:

Соотношение готовности к войне  России и её противников

Россия

Англия и Франция

Рекрутская система

Всеобщая воинская повинность

Не развитость военной промышленности

Развитые капиталистические отношения

Парусный флот

Паровой флот

Устаревшее гладкоствольное оружие

Новейшие образцы нарезного оружия

Изучив таблицу. Ответьте на вопрос: Изменилась ли для России ситуация в ходе войны с вступлением в нее Англии и Франции?

Флот Англии и Франции атаковал русские порты Одессу, Архангельск, Петропавловск-Камчатский, Кольский залив, Соловецкие острова, Аланские острова. Эти нападения были отбиты, а турки потерпели поражение в Закавказье, но под нажимом Австрии русские войска выходят из Молдавии и Валахии. Свои войска в дунайские княжества вводит Австрия.

Сентябрь 1854 года – 60 тысяч союзников высадились в Крыму  в районе Евпатории и наступают на Севастополь. Крепость осталась один на один с противником после поражения русских войск на реке Альме.

Физкультминутка.

  1. Оборону города возглавил В.А.Корнилов.

Сообщение учащегося о В.А.Корнилове.

Видеофрагмент и вопрос для учащихся: Что было сделано командованием и населением для укрепления города?

Оборона города длилась 11 месяцев.

Задание учащимся: Работая с документом №2 ответить на вопросы

Осажденные переходили в контратаки, совершали вылазки в стан врага. Война затягивалась. Это привело к недовольству в армиях Англии и Франции.

В конце августа 1855года была предпринята последняя бомбардировка Севастополя из 800 орудий противника. Затем начался общий штурм. Был захвачен Малахов курган и южная часть города покинута его защитниками.

Противник занял Керчь, Еникале, Анапу, Кинбурн.

  1. На Кавказе русские захватили крепость Карс. Была открыта дорога на Эрзерум.

  1. Эти события заставили воюющие стороны пойти на подписание мирного договора, который был заключен  в Париже в марте 1856 года.

Условия Парижского договора

Результаты для России

В обмен на Крым и Севастополь Россия отдает Турции Карс

Сохранение за Россией Северного Причерноморья

Черное море объявляется нейтральным, т.е. открытым для торговых судов всех стран.

Россия и Турция не могут иметь военного флота и укреплений на Черном море.

Южные рубежи России остались без защиты.

Россия теряет права защитницы балканских народов

Потеря Россией влияния на Балканах

Задание учащимся: Работая с документом №3 ответить на вопрос. Каковы причины поражения России в войне

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Составьте три вопроса по изученному материалу.

Письменная работа для учащихся:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф №14 Подготовить рассказ об одном из участников обороны Севастополя.

РЕФЛЕКСИЯ: 

                               Что Вам понравилось на уроке?

                               Что вызвало особую сложность?

                                У кого не было затруднений?

Отвечают на вопросы.

Работают с пунктом №1 учебника.

Отвечают на вопросы

Читают таблицу и выполняют задание

Отвечают на вопрос.

Читают документ и отвечают на вопрос

Работают с таблицей. Отвечают на вопрос.

Заполняют таблицу

После просмотра отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы

Ознакомившись с условиями договора, формулируют результаты

Работают с документом. Отвечают на вопрос.

Составляют вопросы.

Записывают домашнее задание.

Учащиеся отвечают.

ДОКУМЕНТ №1

ВОПРОС: Сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении.

“ За залпом последовал батальонный огонь. Ставши бортом, мы, не крепя парусов, открыли огонь. Турки, кажется, этого не ожидали. Они воображали, что бросив якорь, мы пошлем людей по реям убирать паруса, а потому орудия их были наведены по мачтам и первый залп не причинил нам почти никакого вреда. Потом под нашим огнем и при густом дыме им было трудно взять верный прицел”.

ДОКУМЕНТ №2

ВОПРОС: Какую тактику применяли осаждавшие? К каким последствиям она приводила?

“…Неприятель открыл сильную бомбардировку со всех бастионов… и вскоре вся огромная зала начала наполняться раненными с ужасными ранами: оторванные руки, ноги по колена и по пояс приносились вместе с раненными на носилках; с лишком 400 раненных нанесли нам в сутки, с лишком 30 ампутаций… В первый день неприятель выпустил с лишком 30 000 снарядов; считают, что по сей день выпущено до 400 000. Бомбы падают где ни попало, но вообще вреда изломом бастионов сделали немного. На бастионах считают до 100 подбитых пушек из тысячи; разрушенные амбразуры исправляются ночью, но это стоит людей, и у нас считают в течение этого времени (от 28 марта до 7 апреля) до 6000 выбывших из строя… На перевязочный пункт, кроме солдат, приносят и женщин и детей с оторванными членами от бомб, которые падают в Корабельную слободку, часть города, где еще, несмотря на видимую опасность, продолжают жить матросские жены и дети”.

ДОКУМЕНТ №3

Задание к документам: Выделите причины поражения России в Крымской войне.

“Право, грустно становиться, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены – и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется, как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от  изучения искусства цельной пистолетной стрельбы…. У наших врагов дело другое: онис особенной ловкостью владеют своим оружие, тогда как у нас в целой дивизии едва найдется один офицер, который умел бы рубиться, и едва найдется пять человек, которые бы хорошо стреляли из пистолетов…”

“ В самом начале Восточной войны армия… столь хорошо дисциплинированная с внешней стороны, оказались без хорошего вооружения, без амуниции, разграбленная лихоимством и взяточничеством начальников, возглавляемая генералами без инициативы и без знаний. Финансы оказались истощенными, пути сообщения через огромную империю непроездными, и при проведении каждого мероприятия власть наталкивалась на трудности, создаваемые злоупотреблениями и хищениями”.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории "Войны Рима с Карфагеном". 5 класс

19 марта 2013 года на базе нашей школы прошел областной семинар "ФГОС ООО: актуальные вопросы реализации",  в рамках которого я проводила открытый урок в 5 классе. Представляю вариант технологиче...

Технологическая карта урока по теме" Первая Мировая война и история Владимирского края"

Технологическая карта урока по теме" Первая Мировая война и история Владимирского края"...

Технологическая карта урока истории на тему "Столетняя война" 6 класс

Технологическая карта  урока ФИО учителяСавкина Наталья НиколаевнаПредметИстория средних вековКласс6Номер урока№3  в Главе XVII «Образование централизованных государств в Западной Европе ( X...

"Гражданская война 1918-1922 г.г" Технологическая карта урока истории

УМК:  История России, Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров, учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.   Русское слово, 2011 гТема: «Гражданская война 1918-192...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...