Применение фасилитированной дискуссии на уроках истории и во внеурочной деятельности
статья по истории
Фасилитированная дискуссия - эффективный педагогический инструмент для мотивации исследовательской деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fasilitirovannaya_diskussiya_na_urokah_istorii.docx | 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение фасилитированной дискуссии на уроках истории и во внеурочной работе
Фасилитированная дискуссия в обучении имеет широкий спектр применения.
1. Изучение нового материала на уроке
Фасилитированная дискуссия может быть проведена в любом классе, на любом этапе урока: как способ введения учащихся в изучаемую тему, в ходе изучения темы, в качестве повторения изученного. Такая дискуссия может быть как хорошим «мотиватором», так и иллюстрацией изучаемого материала, а также сопровождать рефлексию.
В качестве предлагаемых изображений можно использовать иллюстрации, данные в учебнике (ведь именно они будут впоследствии включены в содержание ВПР), из материалов ГИА, ВОШ, но выведенные отдельно на экран. Также можно предложить для рассмотрения картины русских и зарубежных художников, которые в своем творчестве обращались к истории, сюжетам мифов, Библии и т. д. Обсуждение признанных шедевров изобразительного искусства расширит кругозор и может побудить некоторых учащихся к более глубокому изучению темы.
Если дискуссия проводится в начале урока, учитель предлагает для обсуждения изображение или объект, иллюстрирующие изучаемую тему (не называя её). Дети рассматривают изображение или объект, выделяя все детали, пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке, сформулировать тему урока. Непринужденная беседа, общение детей друг с другом, возможность высказаться и дополнить высказывания товарищей создадут доверительный психологический климат, облегчат восприятие, что позволит более продуктивно усвоить новый материал.
Таким образом, использование метода фасилитированной дискуссии в качестве мотивации, при котором дети работают самостоятельно, высказывая собственные суждения, которые не являются неправильными, позволяет заинтересовать учащихся, подвигнуть их на активную работу на протяжении всего урока. А чтобы дискуссия достигла запланированной цели, учителю необходимо сформулировать такие вопросы, на которые сможет ответить каждый ребенок без исключения. Также, данный метод очень эффективен во время проведения открытых уроков различного уровня. А детальное рассмотрение иллюстраций учебника, карт на любом этапе урока, в дальнейшем, поможет учащимся правильно выполнить соответствующие задания ВПР, ГИА, ВОШ.
2. Подготовка к ВПР, ГИА, ВОШ
Тексты ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ВОШ как по истории, так и по обществознанию, содержат задания с иллюстративным материалом. Через рассматривание изображений, анализ деталей, учащиеся могут с большей вероятностью прийти к правильному ответу, определив событие, явление, государство, памятник культуры. Можно сгруппировать изображения по историческому периоду, памятникам русской и зарубежной культуры (история 6 класс), государству(история 5 класс), темам обществознания. В этом случае, рационально использовать сравнение нескольких изображений. Практика показывает, что значительная доля ошибок, при выполнении данного вида работ, допускается учащимися из-за невнимательности (Ой, я не заметил! Ой, я не увидел!) А метод фасилитированной дискуссии нацелен, прежде всего, на обучение концентрировать внимание, находить все, казалось бы незначительные элементы изображения. Таким образом, если ученик самостоятельно нашел и проговорил все детали, то эффективность запоминания и нахождения верного решения, несомненно, возрастает.
3. Проведение внеурочных мероприятий: реальных и виртуальных образовательных экскурсий, путешествий, тематических классных часов.
Благодаря использованию фасилитированной дискуссии происходит более глубокое погружение в тему, которая даст не только новые знания, но и может вызвать у детей эмоциональный отклик, заинтересовать, подвигнуть на более глубокое изучение материала, вывести учащихся на проектную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
Доклад "Применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности как средство реализации продуктивных методов обучения"
Использование телекоммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности является средством реализации продуктивных методов обучения, что активизирует познавательную, исследов...
Алгоритм организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
В статье рассказывается о личном опыте работы автора по организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности, начиная с работы с памятками, иллюстрация...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
Применение проектной технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Презентация на тему "Применение проектной технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности"...