Природа и люди Древней Индии (конспект - урока)
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon indiya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                          Тема урока:       Природа и люди Древней Индии.

Цель урока:       образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения темы:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической;

 - воспитание учащихся в духе толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

К личностным результатам изучения темы относятся следующие убеждения и качества:

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения темы выражаются в следующих качествах:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, документы, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи;

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

 

Предметные результаты изучения темы включают:

· овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

Учебное    оборудование:   современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. - IIIв. н. э.»;

Компьютер, проектор, экран.

Литература: Вигасин А. А. История Древнего мира. 5 кл. учебник. М.: Просвещение, 2012.

Г. И. Годер. История Древнего мира. Раб. тетрадь. Ч. 1. М:. Просвещение, 2013.

О. В. Арасланова. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 кл. М:. «ВАКО», 2004.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Персидская держава «Царя царей».

1. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Сравните письменность и школьное обучение в Древнем Египте и Двуречье. Какая была у детей мотивация к учению?

2. Какая   письменность   способствовала  появлению   нашего алфавита?

3. Вы узнали, что первые законы появились очень давно, ещё до нашей эры. Подумайте, что может быть общего между современными законами и принятыми во времена царя Хаммурапи.

4. Какой правитель носил титул  «великий царь,  царь царей»? Почему его так называли?

2.КАРТОЧКА (вывести на экран)

Подготовьте развернутые ответы на вопросы:

  1. Почему многие народы принимали персидского царя как освободителя?
  2. Кого при Дарии Iназывали «глаза и уши царя»? Почему этих людей так называли?
  3. Какая дорога была прозвана царской? В чем ее достоинства?

3.   Работа с классом.

а) Решение задачи (вывести на экран)

В результате завоевания образовалось огромное Персидское царство.  Наибольшего могущества оно достигло при царе Дарий I. Многие народы Дарий держал в повиновении и выколачивал из них богатую дань. Во все концы государства он посылал шпионов, которых называли «глаза и уши царя».

—  Какими средствами Дарий I держал в повиновении покоренные народы? Охарактеризуйте положение завоеванных стран. (Действительно, Дарий I содержал огромную армию шпионов, но, кроме них, в каждом округе (а их было 20) находилась часть его армии. Каждый год он лично устраивал смотр своих вооруженных сил, держал армию в боевой готовности. Жители покоренных стран должны были платить ему налоги золотом или серебром?)

 

б) Решение задачи (вывести на экран).

Вот как описывается строительство дворца Дария I в его надписи: «Я - Дарий. Царь великий, царь царей, царь стран, царь этой земли. Этот дворец... я построил в Сузах. Все работы по рытью земли, по засыпке гравия  по ломке кирпича выполнял народ вавилонский. Недр был доставлен горы, называемой Ливанской. Золото, здесь употребленное,  доставляло из Сард и из Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик доставлены из Согдианы. Темно-синий самоцвет доставлен из Хорезма. Серебро и бронза из Египта... слоновая кость доставлена из Эфиопии и Индии. Рабочие, которые тесали камень, были панийцы и мидяне. Золотых дел мастера, которые работали над золотом, были мидяне и египтяне...»

—  Какие выводы можно сделать на основе этого документа? (Географические объекты, названные в документе, перечисление народов разных стран позволяют судить о громадных масштабах державы  Дария I. Перечисление драгоценных камней, металлов, других отделочных и строительных материалов позволяет судить о масштабах: строительства дворцов для Дария I.)

в) Работа с историческим документом (вывести на экран).

В надписи персидского царя Дария I говорится: «по воле Аурамазды, я -царь. Аурамазда дал мне царство. Следующие провинции достались мне воле Аурамазды, я стал над ними царем: Персия, Элам, Вавилония, Ассирия,  Каппадония, Парфия, Дрангиана, Ареста, Хорезм, Бакрия, Согдиана, Гандара, Скифия, Саттагидия, Арахозия, Мака, всего 23 провинции».

—  Какие выводы можно сделать из этой надписи? (Дарий I утверждает, что власть ему дана богом. По воле бога он правит огромными территориями. Также можем узнать, какие государства существовали в то время. )

Физминутка

III. Изучение новой темы.

План

1) Географическое положение и природные условия Индии.

2) Занятия жителей Индии.

3) Религиозные верования индийцев. На доске записана тема урока.

  1. Посмотрите на карту “Индия и Китай в древности”. Найдите на карте:

—  Индию  (Индия расположена на юге Азии.)

—  Океан, омывающий  Индию с запада, востока и юга (Индийский океан).

—  Горы, защищающие Индию с севера (Гималаи, самые высокие горы в мире).

—  Реки, текущие по территории Индии (Инд и Ганг).

—  Начало этих реки (Они берут начало в Гималаях.)

Мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь было много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Неоценимый вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи, которые собрали мифы и предания своего народа и создали Библию... А как жили древние люди на юге Азии? Изучением истории народов Индии и Китая мы займемся на следующих уроках.

  1. Рабочая тетрадь. Ч.1. Задание №81

2. Самостоятельное изучение п.2-3.

Составить план п. 2. (письменно)

План

  1. Деревья в джунглях
  2. Яркие и душистые цветы.
  3. Опасности в джунглях

Рабочая тетрадь. Ч. 1. Задание №79

3. Работа с документом (стр.98) (вывести на экран)

Древнейшие города Индии

В долине реки Инд археологи решили провести раскопки холма, который местные жители называли «Холм мёртвых». Перед глазами учёных предстала удивительная «картина: под землёй скрывался целый город. Двухэтажные кирпичные дома стояли вдоль широких улиц. В комнатах — золотые украшения, глиняные фигурки идолов и детские игрушки, каменные печати с загадочными письменами. А в самом большом доме нашли бюст бородатого мужчины. На левое плечо его накинута одежда со священным знаком трилистника. Вероятно, это жрец или царь.

Было найдено несколько таких городов. Все они опустели около четырёх тысяч лет тому назад. И сейчас никто не может с уверенностью сказать, что за люди построили эти города и почему они были вынуждены их покинуть.

Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок

(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные  дома. Дома двухэтажные, улицы широкие, значит, люди обладали математическими знаниями. По перечисленным  вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Каменные печати с письменами говорят о наличии письменности. Наличие  бюста бородатого мужчины позволяет судить о развитии искусств, священный знак трилистника предполагает, что здесь было уже государство.)

V. Закрепление изученного материала

В начале первого тысячелетия до нашей эры наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.                                                               

— Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия? (Все выше  перечисленные работы можно было производить только железными орудиями труда, поэтому с освоением железа связаны, очевидно, успехи в развитии хозяйства индийцев, живущих в долине реки Ганг. Сходные природные условия были в Египте, Междуречье.)

Д/з

1.  Прочитать § 20 учебника А. А. Вигасина.

2.  Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие занятия  существовали у древних индийцев?».

3.  Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Ч.1. Задание № 80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс

Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии для 5 класса по учебнику Вигасина А.А. и др....

Контрольная работа на курсах повышения квалификации.План-конспект урока: Природа и люди Древней Индии", в соответствии с ФГОС ООО

План-конспект «Природа и люди Древней Индии», в соответствии с ФГОС ООО, приложениеТаблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР...

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии"

Разработка  урока  по истории " Природа и люди Древней Индии"  может быть использована на уроках истории в 5 классе.Урок создает образное представление учащихся  о природе, о...

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Конспект урока по теме "Природа и люди Древней Индии"

Урок по технологии АМО знакомит с географическим положением, природой Индии,  занятиями её жителей....

Конспект урока на тему: "Природа и люди Древней Индии"

Конспект урока по истории 5 класс, на тему "Природа и люди Древней Индии". Осовение программного материала с помощью игры-путешествия....