РП по истории
рабочая программа по истории (8 класс)

Грибова Анна Николаевна

РП по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx92.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса «Загадки истории» в 6 классе

Составитель: учитель истории 1 квалификационной категории МБОУ «Красноармейская основная общеобразовательная школа» Федулкина М.В.

2014 год

Пояснительная записка.

В художественной литературе и кинематографе не ослабевает интерес к истории, особенно к ее «белым пятнам», спорным вопросам, нераскрытым тайнам. Реализация данной программы позволит учащимся ориентироваться в современном потоке исторической информации, критически оценивать ее, отличать историю от отстаивать.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам элективных курсов, и на основе справочника учителя "История 5-11 классы"/М.П.Чернова, М.: издательство "Экзамен", 2012 г.

Общая характеристика элективного курса «Загадки истории»

Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории, "белых пятен" малоизученных страниц, роли личности в истории.

Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы не возможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие, углубленно изучить территориальные, административные изменения в связи с большим объёмом программного материала и ограниченным количеством часов. Между тем, именно углубленное изучение истории даёт целостную и объективную оценку исторических событий и явлений, позволяет сформировать собственную точку зрения на происходившее, выявить причинно-следственные связи, дать оценку современным событиям.

В современной исторической науке сосуществуют разные трактовки и оценки исторических событий и деятелей, полемика порой настолько острая, что вновь и вновь встает вопрос о познаваемости общественной жизни, об истинности наших исторических знаний. Психологи и социологи отмечают, что все более массовым становится склонность к отрицанию общепринятых представлений и понятий. В художественной литературе и кинематографе не ослабевает интерес к истории, выходит в свет огромное количество книг и фильмов со своей интерпретацией истории. При этом степень соответствия историческим реалиям зачастую обратно пропорциональна степени интереса к ним, так как книги и фильмы рассчитаны на массового, не очень образованного потребителя. Цель данного элективного курса сформировать у учащихся стойкий «иммунитет» против псевдоистории, научить их «отделять зерна от плевел», критически относиться к любой информации, воспитывать уважительное отношение к истории как науке, к труду ученых – историков, аргументировано защищать свою точку зрения.

Особенностью курса является его актуальность, практическая направленность, личностно-ориентированный подход. Содержание элективного курса выходит далеко за рамки школьного курса истории, расширяет и углубляет исторические знания учащихся, знакомит их с методами исторических исследований, способствует развитию критического мышления и творческих способностей учащихся.

Курс способствует формированию у учащихся навыков исследовательской работы, дает возможность удовлетворить их познавательные интересы, использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Место курса в учебном плане.

Рабочая программа по элективному курсу «Загадки истории» для 6 класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ «Красноармейская основная общеобразовательная школа», отводящего на изучение данного курса 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Цели курса:

1. расширение знаний учащихся по малоизученным вопросам истории;

2. развитие познавательного интереса к предмету;

3.создание банка методических пособий, который будет использоваться как дополнительный, расширяющий область знаний материал на уроках и во внеурочной деятельности;

4. дать возможность учащимся самостоятельно ориентироваться в современном информационном потоке исторических сведений, критически оценивать их.

Задачи курса:

- углубленное изучение документов, роли и значение наиболее ярких личностей в развитии государства, важных экономических, политических и административно-территориальных изменений;

- развитие навыков самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской работы, выявление причинно следственных связей в истории, умение составлять содержательный, логический рассказ;

- воспитание гражданских качеств, патриотизма, любви к Родине, гордости за своё прошлое.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

К важнейшим личностным результатам изучения курса относятся следующие качества:

  • осознание роли и значения деятельности исторической личности;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения курса выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную, познавательную;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения курса обучающимися включают:

  • овладение целостными представлениями о характерных чертах наиболее ярких личностей в истории, как положительных, так и отрицательных;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Методы изучения курса:

  • Работа с первоисточниками, документами, энциклопедическими словарями и другой дополнительной литературой;
  • Изучение монографии, исследование о жизни и деятельности исторических личностей;
  • Работа с историческими картами;
  • Беседа;
  • Комментированное чтение;
  • Рассказ учителя;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Выполнение практических и творческих работ.

Формы уроков: диспут, учебный диалог, конференция, практическая работа, исследование, урок-путешествие, урок-анализ, работа с документами, смысловой анализ текста, проблемные семинары, подготовка и презентация творческих проектов, занятия в режиме компьютерных технологий.

Система оценивания и формы контроля:

На протяжении всего курса обучения учащиеся работают с историческими и контурными картами, выполняют практические и творческие работы. В конце изучения курса учащиеся защищают проектную работу «Они были первыми» (Открытие Америки, Австралии, Северного полюса, покорение Эвереста, первая фотография, как мы научились летать и др).

псевдоистории.

Элективный курс «Загадки истории» предназначен для учащихся 6 класса, увлекающихся историей, стремящихся иметь собственную точку зрения и уметь аргументировано ее

Содержание элективного курса «Загадки истории»(34 часа). 

Вводный урок. Знакомство с предметом, формами работы.

Кто изобрел письмо и счет. Календарь: майя, арабский, юлианский, григорианский. Счет лет в истории. Лента времени. Шумеры. Идиографическое письмо. Пиктограммы. Алфавит. Древние руны. Славянская письменность.

В поисках прошлого. Троя: географическое положение, история открытия. Заслуга Г. Шлимана в открытии и изучении объекта, значение открытия. Аркаим. Дольмены. Скифские курганы.

Памятники из камня. Стоунхендж, остров Пасхи: географическое положение, возраст каменных сооружений, гипотезы происхождения, современное состояние. Просмотр видеофильма «Стоунхендж».

Вечные творения. Мавзолей Тадж-Махал, Великая Китайская стена: географическое положение, история создания, возраст. Просмотр видеофильма «Тадж- Махал», «Великая Китайская стена».

Как возникли пирамиды. Древний Египет. «Проклятие фараонов» или роковая случайность? Пирамиды Хефрена. Загадки Большого Сфинкса. Гробница Тутанхамона. Заслуга Г. Картера в открытии и изучении объекта.

Лики живого бога. Буддийские памятники архитектуры. Ангкор. Индокитайский полуостров. Буддизм. Хинаяна. Махаяна. Храм Байон. Буддийские ступы. Пагоды. Буддийские храмы и монастыри: лакханг, гомпа.

Колизей. Римская империя. Династия Флавиев. Амфитеатр, цирк. Гладиаторы. Виртуальная экскурсия.

Петергоф. Дворцово–парковый ансамбль. Просмотр видеофильма «Петергоф».

Московский Кремль. Финно-угорское поселение. Самая крупная крепость Европы. История и современность. Музейный комплекс. Архитектура Кремля. Резиденция президента РФ.

Мистические рисунки на Земле. Великаны Холмов линии Наска: географическое положение, возраст, гипотеза происхождения, современное состояние. Загадочные рисунки на земле в США (штат Огайо), в Англии, на плато Устюрт (Казахстан), Урале, на Алтае, в Африке (южнее оз. Виктория), в Эфиопии.

Существовала ли Атлантида? Страна атлантов. Теория Платона. Предположительное географическое местонахождение. Атлантида и современные гипотезы.

Кто написал Библию? Канонические книги Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Моисей. Книжник Ездра. Новый Завет. Священное Писание. Евангелие. Тридентский собор. Иисус Христос. Иудаизм. Христианство.

Александр Македонский. Македония. Династия Аргеадов. Поход на Восток. Царь Азии. Основанные города. Эллинизм. Война диадохов. Образ Александра Македонского в истории и культуре.

Последний день Помпеи. Этруски, самниты. Рим. Геркуланум. Стабии. Везувий. Город – музей. К.П.Брюллов.

Мираж Эльдорадо. Южная Америка. Конкистадоры: Ф.Писарро, Э.Кортес,  Себастьян де Белалькасар. Инки. Перу. Семь золотых городов Сагеней.

Саги викингов. Скандинавия. Путешествия и завоевания норманнов. «Хеймскрингла» («Круг земной»). Герои скандинавского эпоса.

Король Артур и рыцари круглого стола. Бритты. Саксы. Рыцарские романы. Камелот. Мерилин. «История королей Британии» Гальфрида Монмутского. «Хроника королей Англии» Уильяма Мальмсберийского. Образ Артура в литературе, музыке, изобразительном искусстве, массовой культуре.

Легенды Древней Руси. Славянская мифология. Боги славян-русичей. Былинный эпос. Влияние христианства на мировоззрение и устное народное творчество Древней Руси. Герои русских былин. Образ защитника Родины.

История одной вражды. Японская империя XII-XIII вв. Дом Фудзивара. Диктатура Тайра. Династия Минамото. Военное сословие самураев. Сёгунат и эпоха Камакура.

Мертвый город. Пустыня Гоби. Город Хара – Хото (Черный город). П.К.Козлов. Государство тангутов Си Ся. Город-крепость Эдзина. Субурган «Знаменитый».

Старец горы. Ислам. Шииты, сунниты, исмаилиты. Хасан ибн Саббах. Крепость Аламут. Ассасины, низариты.

Крестоносцы и сарацины. Крестовые походы. «Так хочет Бог!» Арабы. Иерусалимское королевство. Салах ад-Дин. Триполи, Антиохия, Эдесса. Духовно-рыцарские ордены.

Ричард Львиное Сердце. Династия Плантагенетов. Третий крестовый поход. Замок Дюрнштайн. «Последний рыцарь Европы». Образ Ричарда Львиное Сердце в истории и культуре.

У берегов Балтики. Новгородская земля. Дания. Швеция. Бранденбург. Саксония. Польша. Тевтонский орден. Миссионеры. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Просмотр фильма «Александр».

Чингисхан и Монгольская империя. Род Борджигин. Темучжин. Борьба за власть в степи. Тумен. Улусы. Курултай. Монгольская империя. Каракорум. «Сокровенное сказание». Великая Яса. Чингизиды.

Отец атомной бомбы. Радиоактивность. Ядерное оружие. Р.Оппенгеймер. Проект «Манхэттен». Белый поезд. Хиросима. Нагасаки. И.Курчатов. Ядерный клуб. МАГАТЭ. Мирный атом.

Пришествие компьютеров. Абак. «Считающие часы» В.Шиккарда. Логарифмическая линейка Р.Деламейна. «Паскалина». Механический калькулятор Лейбница. Разностная машина Ч.Бэббиджа. Арифмометр Чебышева. Компьютер ЭНИАК. МЭСМ С.А.Лебедева. 4 поколения ЭВМ.

1185. Самостоятельная работа «Один год в мировой истории» (таблица).

География чудес и загадок. Практическая работа «Обозначение на контурной карте уникальных объектов».

Они были первыми. Проектная работа учащихся. Варианты тем исследования: Открытие Америки, Австралии, Северного полюса, покорение Эвереста, первая фотография, как мы научились летать. Защита проектов.

Календарно – тематическое планирование элективного курса «Загадки истории».

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Формы контроля

план.

факт.

1

Вводный урок

1

Вводная лекция

2

Кто изобрел письмо и счет

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

опрос

3

В поисках прошлого

1

учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

опрос

4

Памятники из камня

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

опрос

5

Вечные творения

1

самостоят. работа

презентация

6

Как возникли пирамиды

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

опрос

7

Лики живого бога. Буддийские памятники архитектуры

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

опрос

8

Колизей

1

виртуал. экскурсия

опрос

9

Петергоф

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

опрос

10

Московский Кремль

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

опрос

11

Мистические рисунки на Земле

1

подготовка сообщений

индивид. работа

12

Существовала ли Атлантида?

1

учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

опрос

13

Кто написал Библию?

1

учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

опрос

14

Александр Македонский

1

учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

опрос

15

Последний день Помпеи

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

опрос

16

Мираж Эльдорадо

1

учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

опрос

17

Саги викингов

1

учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

опрос

18

Король Артур и рыцари круглого стола

1

учебный диалог, смысловой анализ текста

опрос

19

Легенды Древней Руси

1

учебный диалог, работа с документом, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

опрос

20

История одной вражды

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

опрос

21

Мертвый город

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

опрос

22

Старец горы

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

опрос

23

Крестоносцы и сарацины

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

опрос

24

Ричард Львиное Сердце

1

учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

опрос

25

У берегов Балтики

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

опрос

26

Чингисхан и Монгольская империя

1

учебный диалог, просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма

опрос

27

Отец атомной бомбы

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

опрос

28

Пришествие компьютеров

1

учебный диалог, работа с материалом презентации

опрос

29

1185

1

работа в парах

групповая работа

30

География чудес и загадок

1

работа с картой

самостоят. работа

31-34

Они были первыми

4

Исследовательская работа

проект

Учебно-методический комплект

1. Абдуллаев Э. Н. Параистория в школе: техника безопасности.//Преподавание истории в школе. 2006. №9. с.3.

2. Абрамов А. Тайны древних цивилизаций.- М.: «Белый город», 1998.

3. Альбедиль М. Ф. До нашей эры.- СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993.

4. Асанов Л. Н. Тайны первобытного мира.- М.: «Вече», 2002.

5. Бабанин В. П. Самые большие загадки прошлого. М.: 1996, СПб.: 2000.

6. Бабанин В. П. Тайны великих пирамид. – СПб.: 1999.

7. Богданов В. Историческая наука и ее особенности.// История и обществознание для школьников. 2004. №2. с. 40- 46.

8. Валянский С. И. , Калюжный Д. В. Забытая история Руси. – 2006.

9. Великие тайны прошлого. – М. – 1996.

10. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.:»Школа-пресс»,1995.

11. Горяйнов С.Г. «Задачник по истории России» - «Феникс» Москва – 1997 г.

12. Демин В. Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.- М. 1997.

13. Демин В. Н. Тайны земли русской. – М., 2000.

14. Загадки истории. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2004.

15. Загадки истории – 2. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2005.

16. Загадки и тайны истории. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Олимп, 2000.

17. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. - М.: Просвещение, 1994.

18. Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. – М.: «Вече», 2002.

19. Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба. М.: Вече, 2001.

20. Планета Чудес и загадок. Издат. доп. «Ридерз Дайджест», 1997 г.

21. Справочник учителя. История. 5-11 классы. Издательство "Экзамен", Москва , 2012 г.

22. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – «ВЛАДОС»,2003.

23. Энциклопедический словарь. Всемирная история. М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.

24. Энциклопедия чудес природы. Издат. Доп. «Ридерз Дайджест», 2000 г.

25. Энциклопедия школьника по истории Отечества. – Москва, 2000 г.

Материально – техническое обеспечение

Электронные пособия: 

1. Электронное издание «Всеобщая история». «1С»   Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).

2.  Программа «Энциклопедия истории России 862-1917».- «Интерактивный мир», Коминфо.

3.  Шедевры русской живописи. «Кирилл и Мефодий», 2009.

4. Электронное учебное издание «Отечественная история (до начала ХХ в.)»

5. Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН».

6. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008.     

Кинофильмы для просмотра и обсуждения:

Научно-популярные:

  1. «Атлантида», пр-во ВВС, из цикла «История цивилизаций».
  2. «Падение империй ацтеков и майя», из цикла «История цивилизаций».
  3. «Троя. Древние мифы и нераскрытые тайны»
  4. «Тайны ордена тамплиеров»
  5. «Сокровище да Винчи»
  6. «Античные секреты и тайны»
  7. «Пирамиды»
  8. «Прогулки с чудовищами»
  9. «Александр Великий»
  10. Сериал пр-ва ВВС «Исчезнувшие цивилизации»
  11. «Воспоминания о будущем» (режиссер Л. Райнль)
  12. «80 чудес света»
  13. «Тайны забытых побед»

Художественные:

  1. «Код да Винчи».
  2. «Троя».
  3. «Александр Македонский»
  4. «300 спартанцев»
  5. «Турецкий гамбит»
  6. «Слуга государев».
  7. «1612»
  8. «Золото Трои и Всемирная Коллекция Древностей Генриха Шлимана»
  9. «Северный сфинкс»
  10. «Саги викингов»
  11. «Чингисхан»
  12. «Страсти Христовы»
  13. «Новый Свет»
  14. «Когда солнце было богом»

Список источников

1. Абдуллаев Э. Н. Параистория в школе: техника безопасности.//Преподавание истории в школе. 2006. №9. с.3.

2. Абрамов А. Тайны древних цивилизаций.- М.: «Белый город», 1998.

3. Альбедиль М. Ф. До нашей эры.- СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993.

4. Асанов Л. Н. Тайны первобытного мира.- М.: «Вече», 2002.

5. Бабанин В. П. Самые большие загадки прошлого. М.: 1996, СПб.: 2000.

6. Бабанин В. П. Тайны великих пирамид. – СПб.: 1999.

7. Богданов В. Историческая наука и ее особенности.// История и обществознание для школьников. 2004. №2. с. 40- 46.

8. Валянский С. И. , Калюжный Д. В. Забытая история Руси. – 2006.

9. Великие тайны прошлого. – М. – 1996.

10. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.:»Школа-пресс»,1995.

11. Горяйнов С.Г. «Задачник по истории России» - «Феникс» Москва – 1997 г.

12. Демин В. Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.- М. 1997.

13. Демин В. Н. Тайны земли русской. – М., 2000.

14. Загадки истории. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2004.

15. Загадки истории – 2. Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2005.

16. Загадки и тайны истории. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Олимп, 2000.

17. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. - М.: Просвещение, 1994.

18. Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. – М.: «Вече», 2002.

19. Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба. М.: Вече, 2001.

20. Планета Чудес и загадок. Издат. доп. «Ридерз Дайджест», 1997 г.

21. Справочник учителя. История. 5-11 классы. Издательство "Экзамен", Москва , 2012 г.

22. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – «ВЛАДОС»,2003.

23. Энциклопедический словарь. Всемирная история. М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.

24. Энциклопедия чудес природы. Издат. Доп. «Ридерз Дайджест», 2000 г.

25. Энциклопедия школьника по истории Отечества. – Москва, 2000 г.

Интернет-ресурсы:

www. edu.ru. [ Каталог образовательных ресурсов];

www.km.ru. [Сайт энциклопедии Кирилла и Мефодия];

http://www.lants.tellur.ru/history/klassic.htm [Полные тексты лекций Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского];

http://hronos.km.ru [Хронос – всемирная история];

http://historydoc.edu.ru [Коллекция: исторические документы];

http://museum.ru/  [Портал «Музеи России];

http://historyru.com/  [История государства Российского в документах и фактах];
http://rushistory.stsland.ru [История России с древнейших времен до наших дней];

http ://www.bylina. info/  [Русь изначальная];
http ://www.historic.ru http://www.withhistory.com/ [Всемирная история];
http://www.pish.ru/  [Преподавание истории в школе];


абочая программа

элективного курса

«Личность в истории»

Курс внеурочной деятельности «Личность в истории» (направление – духовно-нравственной) реализуется в рамках основной образовательной программы основного общего образования и является продолжением учебного предмета « История. История России».

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения.

Программа элективного курса разработана на основе нормативных Федеральных документов,:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован Минюстом' России 04 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

3. Министерство образования и науки РФ «Изменения ФГОС 2016».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года, № 233 (ред. от 10 марта 2009 года) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей".

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196 (ред. от 10 марта 2009 года) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении".

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003года, № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»

7. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

8. Требований к оснащённости (письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 24.11.2011 №МД -1552/03)

9.СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993).

10.Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол от 08.04.15 г. № 1/15);

11...Фундаментального ядра содержания общего образования (Федеральное ядро содержания общего образования/Рос.акад.наук, Рос.акад.образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондратьева. – М.: Просвещение, 2011),

12.Примерная программа по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

13.Примерное тематическое планирование. История. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).

14.Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение,

15. Устав МБОУ ООШ №269.

16. Годовой План работы ОУ на 2016-2017 учебный год.

17. Программа развития школы.

18. Программа духовно-нравственного развития школьников МБОУ ООШ № 269

Программа элективного курса «История России в лицах X – XVII в.в.» способствует расширению знаний учащихся о роли личности в истории Данная программа дополнительного образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения обучающихся. Она не повторяет образовательную программу общеобразовательной школы. Данная программа выполняет функцию расширения возможностей образовательных стандартов.

Актуальность курса состоит в трактовке противоречивых исторических событий с позиций гражданственности, центральное место уделяется проблемам человека, события рассматриваются с цивилизационной позиции, многопланово, изучение строится на документальной основе. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперёд требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащихся могут формировать в себе необходимые качества личности.

Данная программа способствует изучению истории на углубленном уровне и подготовке к олимпиадам, конкурсам, обусловлена в соответствии с желаниями, интересами и потенциальными возможностями обучающихся

Цель курса: развитие исторического мышления, понимания таких философских категорий как причина, следствие, необходимость, возможность и действительность. Она ориентирована не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей: знать события прошлого и настоящего, при признании самобытности России на фоне развития мировой цивилизации. Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории

Основное предназначение программы – удовлетворять изменяющиеся индивидуальные социокультурные, образовательные и профессиональные потребности, основное внимание уделяется проблемам философии истории, обучению учащихся видеть закономерности, вариативность исторического процесса, умение читать исторические источники. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 7-9-х классов. Курс рассчитан на повышенный уровень сложности, т.е. его главной целью является подготовка учащихся для поступления в гуманитарную или социально - экономическую профильную школу.

Задачи:

Воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта обучающихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории России.

Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.

Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Срок реализации:_1год.

Количество часов: 34 часа.

Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час

Формы и методы обучения: технология социального развития через лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа.

Основные методы работы:

междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

обучение через опыт и сотрудничество;

интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);

личностно - деятельностный подход в обучении;

лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели.

По уровню усвоения – ознакомительный.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; кейс-папки, тесты для этапа контроля Элективный курс предназначен для учащихся седьмого класса и соответствует возрастными особенностям детей 13 – 14 лет (познавательная активность, любознательность, чрезмерная чувствительность).

Умение и навыки, отрабатываемые на занятиях:

отстаивать свою точку зрения,

взаимодействовать в группе,

применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Содержание курса.

Ведение – 1 час

Знакомство с курсом.

Раздел 1. Земля русская (16 часов)

Тема 1. Рюрик (2 ч.)

Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Тема 2. Первые князья (2 ч.)

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 3. Владимир Святой (2 ч.)

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Тема 4. Первые святые на Руси (1 ч.)

Борис и Глеб – князья мученики.

Тема 5. Ярослав Мудрый (2 ч.)

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.)

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (3 ч.)

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.

Повторение – 1 час

Тестирование, игра.

Раздел 2. Московская Русь (8 часов)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.)

Сергий Радонежский.

Тема 4. Иван III (1 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 5. Иван IV Грозный (2 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

Повторение – 1 час

Тестирование, игра.

Раздел 3. Россия в XVII веке (7 часов)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 2. Минин и Пожарский (2 ч.)

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.)

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Итоговое занятие - 2 часа

Обобщить знания, полученные на занятиях. Защита проектов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД (универсальные учебные действия)

.Планируемые результаты освоения курса истории

Предметные результаты.

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Выпускник научится:

локализовать во времени общие рамки и события, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях.

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной.

• показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

Выпускник получит возможность научиться

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государства Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России,

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «История».

Личностные результаты

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты

определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;

- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

- различать факт и мнение;

- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;

- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;

- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;

- выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина

Познавательные

- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;

- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

- различать факт и мнение;

- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;

- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;

- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;

- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- понимать и воспроизводить структуру научного понятия;

- конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;

- находить основание для сравнения фактов, явлений;

- выделять характерные причинно-следственные связи;

- различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

- разделять процессы на этапы, звенья;

-комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

- строить рассуждение с доказательством от противного;

- решать проблемы, используя предоставленную информацию;

- объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;

- критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис

Регулятивные

- осуществлять задания под непосредственным контролем/руководством и демонстрировать эффективность в простых и стабильных контекстах;

- принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают);

- планировать деятельность, формулировать ее цель;

- оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу;

- организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место;

- осознанно принимать установленные правила поведения;

- взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности;

- участвовать в проектной деятельности;

- знать, понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни

- осуществлять самоконтроль, самооценку;

- брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп;

- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой);

- анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач;

- взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности;

- формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности;

- управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность;

- предвидеть возможные результаты своих действий;

- делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния;

- понимать свою роль в процессе групповой деятельности;

- делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах)

- вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и возможной противоположности мнений;

- выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;

- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

- брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы;

- воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

- высказывать и защищать свою точку зрения;

- осуществлять самокоррекцию

Коммуникативные

- создавать краткие публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала;

- корректно вести учебный диалог (в том числе при работе в малой группе сотрудничества)

- создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений)

Формы представления результатов внеурочной деятельности

1.Составление кроссвордов,

Индивидуальные и групповые проекты,

5 Написание эссе,

Карта достижений учащихся в форме портфолио.

Творческий отчет.

Система оценки результатов внеурочной деятельности - диагностирующая и корректирующая

Формы и методы контроля образовательного результата.

В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний, умений и навыков по истории России. В ходе курса предполагается после каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования.

Формы контроля:

1 устный опрос,

2 тестирование,

3 викторины,

4 выполнение заданий на выявление операционных умений,

5 моделирование жизненных ситуаций,

6 составление кроссвордов, ребусов;

7 защита проектов.

Нормы оценки предметные результатов

Критерии оценивания учащихся

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы

удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя;

противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже

задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Оценка проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.

Примерное содержательное описание каждого критерия

 

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Критерий

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:

1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;

2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:

1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;

2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;

3) даны ответы на вопросы.

В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.

Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

При необходимости использования аналитического подхода к описанию результатов вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Входной контроль

1

0

1

2

Раздел 1. Земля русская

8

8

16

3

Раздел 2. Московская Русь

4

4

8

4

Раздел 3. Россия в XVII веке

3

4

7

5

Раздел 4. Повторение

0

2

2

 

ИТОГО

16

18

34

Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности

п/п

Тема учебного занятия

Дата

Всего

часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

Введение

 

1

Знакомство со структурой курсом.

Просмотр фильма «Зачем нужно знать историю»»

Раздел 1. Земля русская

16

 

 

2-3

Рюрик

 

2

Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Работа с источниками.

4-5

Первые князья

 

2

Расширять знания детей о борьбе Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Создание проектов, презентаций. Работа с источниками.

6-7

Владимир Святой

 

2

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Видеофильм. Проектная деятельность.

8

Первые святые на Руси

 

1

Борис и Глеб – князья мученики.

Оценка сообщений

9-10

Ярослав Мудрый

 

2

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Работа с источниками.

11

Владимир Мономах

 

1

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Оценивание выступлений по критериям.

12-13-14

Князья периода феодальной раздробленности

 

3

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

.

Проверка конспекта в форме плана

15

Александр Невский

 

1

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

Видеофильм. Проектная деятельность.

16

Деятели русской церкви и культуры

 

1

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.

Оценивание выступлений, работа с источниками.

17

Повторение

 

2

Обобщение, систематизация и закрепление знаний о правах ребенка.

Защита проектов,

Тестирование.

Раздел 2. Московская Русь

8

 

 

18

Иван Калита.

 

1

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

.

Оценка результатов проекта

19

Дмитрий Донской

 

1

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Видеофильм. Проектная деятельность. 

20

Сергий Радонежский

 

1

Сергий Радонежский: жизнь и судьба

Проверка конспекта в форме плана

21

Иван III.

 

1

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Видеофильм. Проектная деятельность. Работа с источником.

22-23

Иван IV Грозный

 

2

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Видеофильм, оценка деятельности личности.

24

Великие живописцы

 

1

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий

Оценка выступлений по критериям

25

Повторение

 

1

Обобщение, систематизация и закрепление знаний о правах ребенка.

Защита проектов,

Тестирование.

Раздел 3. Россия в XVII веке

7

 

 

26

Борис Годунов

 

1

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Оценка результатов проекта 

27-28

Минин и Пожарский.

 

2

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Практикум, тестирование по теме: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

29

Алексей Михайлович “Тишайший”

 

1

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Работа с источником

30

Степан Разин

 

1

XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

Оценка результатов проекта

31

Церковный раскол

 

1

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Оценка выступлений по критериям

32

Деятели культуры

 

1

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Оценка выступлений по критериям

Раздел 4

Повторение

2

 

 

33-34

Итоговое занятие - 2 часа

.

 

2

Обобщить знания, полученные на занятиях

Защита проектов, игра.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат.

В процессе изучения элективного курса «Личность в истории» учащиеся 7-ого класса будут

знать:

причины и логику развития исторических процессов, вариативность исторического развития, фаты, понятия, имена, осмысленное восприятие всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире.

Смогут научиться:

выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

формировать готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентации и социального положения.

Учебно-методическое обеспечение элективного курса

Литература для учащихся

- Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Москва: «Эксмо», 2007.

- Л.Н.Гумилев. Древняя Русь и великая степь. АСТ. Москва. 2008.

- Православные святыни России. Минск: «Харвест», 2006.

- Л.Болоболичева. Герои русской истории. Москва: «Белый город», 2006.

- Города России. Москва: «Белый город», 2005.

- А.В.Терещенко. История культуры русского народа. Москва: «Эксмо», 2007.

- Ушакова О.Д. Великие ученые. Справочник школьника. Санкт-Петербург.: «Литера». 2005.

-

- Шедевры русской живописи, Москва, «Белый город», 2006.

100 чудес Китая. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах. Москва «Мир книги», 2007.

- Новая энциклопедия школьника. Москва: «Махаон», 2005.

- История Отечества с древнейших времен до наших дней. Энциклопедический словарь./ Сот.: Б.Ю.Иванова, В.М.Карев, Е.И.Куксина, А.С.Орешников, О.В.Сухарева. – Москва НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000.

- Большая Российская энциклопедия. (Том 1-9), Москва, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2005.

- Школьная энциклопедия. История России. Москва «ОЛМА – ПРЕСС Образование», 2003

- Ф.А.Брокгауз, И.А.Еврон, Энциклопедический словарь (Современная версия), Москва ЭКСМО, 2007.

- Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса света по странам и континентам. Москва, «Белый город», 2008.

- Настольная книга эрудита. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Смоленск, «Русичи», 2007.

- Большая детская энциклопедия. Москва «РОСМЭН», 2005.

- Я познаю мир. Москва «Астель», 2001. Том 1-9.

- Современная школьная энциклопедия/под ред. А.А.Кузнецова и М.В.Рыжакова. – М.: Олма Медиа Групп.

информационные ресурсы:

- CD «Тесные врата. Свято-Серафимо-Саровский мужской монастырь»

- CD Символы Российской государственности. Компьютерная игра для детей старшего школьного возраста.

- CD Презентация «День народного единства».

- DVD Энциклопедия истории России 862-1917

DVD Фильм “Тарас Бульба»

- DVD Иллюстрированная история Российского государства (862-1918 гг). 30 серий. 2005.

- CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

- CD Интерактивная энциклопедия – открытая дверь в мир науки и техники.

- CD Энциклопедия классической музыки

- CD Шедевры русской живописи

- CD История искусства

- CD Государственная символика России. История и современность

Литература для учителя:

Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М.,1990.

История династии Романовых. М., 1991.

Исторические силуэты. М., 1991.

История Отечества в лицах с древнейших времен до конца XVII в./под ред. А.П.Ряскина. М., 1994.

Каргалов В.В. Полководцы X-XVI вв. М., 1989.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993.

Соболевская З.К. 400 биографий ученых. М., 1988.

Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв. М.,1996.

Специальное сопровождение (оборудование):

- набор приспособлений для крепления таблиц;

- таблицы;

- магнитная доска;

-компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"

 Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...