Технологическая карта урока по истории 10 класс
план-конспект урока по истории (10 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта 10 класс
Тема урока | Последняя операция Великой Отечественной Войны. Цель: Прага. |
Тип урока | Комбинированный |
Дата урока | - |
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности | Основной компонент. Горинов М.М., Данилов А.А. История России часть 2. М.:2018, 176 с. Методические пособия. Андреевская Т.П. История России 10 класс, М.:2018, 240 с. ИКТ-компонент. Презентация «Освобождение Праги и окончание Войны» Раздаточный материал |
План урока |
|
Цель урока | Сформировать историческое сознание и исторический стиль мышления с помощью комбинированных методов игровых технологий и методов развития критического мышления на основе изучения темы «Разгром милитаристской Японии» |
Формы и методы обучения | Игровые формы обучения, Эвристическая, обобщающая, вводная беседы. Работа дополнительным материалом. |
Основные понятия и термины | Потсдамская конференция, Пражское восстание |
Личностные результаты | Формирование у учащихся уважительного отношения к знанию как важной части жизни человека. Формирование у ученика уважительного отношения к роли СССР в освобождении Европы на примере Чехословакии. |
Предметные результаты | В познавательной сфере: Ученик имеет представление о роли СССР в освобождении Чехословакии и отвечает для себя вопрос. «Оценён ли по достоинству вклад СССР в освобождении Праги?» В ценностно-мотивационной сфере: Ученик понимает важность изучения истории Афинской демократии при Перикла как этапа развития мировой истории в многих ее сферах. В эстетической сфере: формирование культуры диалога и ответа .В коммуникативной сфере:формирование умения вести диалог, диспут по установленным правилам. Выработка умения слушать, работать с фактами, уметь обобщать и делать выводы. Способность формировать цельную идею и подкреплять ее доказательствами. |
Ключевые результаты | Ценностно-смысловые: ученик понимает окружающий мир, законы исторического развития и существования , человеческого сообщества рамках цивилизации и исторического развития. Учащийся ориентируется на социальное взаимодействие. Старается ориентироваться в мире и делает выбор на основе внутренних нравственных позиций. Установка на нравственный рост и саморазвитие. Учебно-познавательные: умеет поставить учебную цель и добиться ее. умением рефлексии и абстрагирования. Воспринимает знания как высшую духовную ценность. Учащийся постоянно пополняет свои знания как школе, так и вне ее. Умеет ставить вопросы. Имеет опыт восприятия картины исторического развития мировой цивилизации. Социокультурные: определение своего места и роли в окружающем мире, обществе и ученическом коллективе. Коммуникативные:владение способамивербального взаимодействия. Формирование умения выстраивать диалоги и иные формы речевых сообщений. Умение вести беседу и диалог. Овладение методами поиска компромисса с другими людьми, имеющими отличное мнение. Умеет выступать с устным сообщением. Информационные: старается работать с разноуровневой и разносторонней информацией. Овладевает основными приемами работы с информацией сбор, анализ синтез обобщение и т.д. Здоровьесберегающие: самоконтроль и регуляция. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Доброе утро ребята, сегодня мы будем проходить очень интересную тему, довольно необычным образом. Сегодня речь пойдёт о Перикле – одном из самых знаменитых стратегов Афин. Но для начала изучения новой темы необходимо вспомнить несколько моментов.
Этапы урока | Время,мин. | Содержание заданий | Работа учителя | Работа учащихся | Формирование ууд | Формы контроля |
I. Организационный момент | 2 мин. | Приветствие, раздача раздаточного материала, проверка готовности к уроку | Приветствие | |||
II. Повторение изученного материала | 8 мин. | Опрос | Проверяет сформированность знаний у учеников касательно роли СССР в освобождении стран Европы | С помощью устного ответа показывается оперирование понятиями | Регулятивная (Осуществление контроля текущих знаний.) | Фронтальный опрос |
III. Сообщение темы и целей задач | 5 мин. | Вводное слово Постановка проблемного вопроса | Доброе утро ребята, сегодня мы будем проходить очень интересную тему, довольно необычным образом. Сегодня речь пойдёт о Пражской стратегической наступательной операции – последней в Великой отечественной войне. Но для Помогает ученикам сформулировать проблемный вопрос «Оценён ли по достоинству вклад СССР в освобождении Праги?» | За партами индивидуально | Коммуникатив-ное Вступают в учебное сотрудничество Познавательные (умение ставитьучебную проблему) | Вводная беседа |
IV. Усвоение новых знаний | 15 мин. | Работа с текстами Постановка ролевой игры, где учитель играет роль Конева, а дети – штаба фронта. Обсуждение подготовки операции, выступление с отчётом об итогах операции. Эвристическая беседа Работа с текстами | Выяснение особенностей проведения Пражской наступательной операции | За партами индивидуально Записи раздаточном материале | Коммуникативное (умение вести диалог, искать ответы) Познавательные Умение работать с информацией структурирование полученных знаний. Познавательные Умение анализировать новые знания устанавливать причинно-следственнПые связи. Здоровьесберегающие: самоконтроль и регуляция. Познавательные умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; Познавательные: Умение логически обрабатывать информацию Личностные: самоопределе-ние, ценностно-смысловая ориентация учащихс) | Фронтальный Беседа Анализ текста фронтальный |
V. Закрепление знаний | 5 мин. | Обобщающая беседа, проведение голосования | Помогает систематизировать полученные знания | систематизация знаний. | Познавательные: Умение логически обрабатывать информацию | Фронтальный опрос |
VI. Итог урока | 5 мин. | Задача домашнего задания. Анализ деятельности учеников, ответ на проблемный вопрос. | Регулятивная (Фиксация учебной задачи) |
Приложение 1
Карточка.
В Праге действовал подпольный____________, который проводил подготовку к восстанию. Само восстание в Праге началось_____. Маршал_______________ приказал начать операцию 6 мая. Операция была официально завершена _____.
В борьбе за город против армий группы ________ , приняли части _____________, которые самовольно покинули фронт. Однако, узнав о приближении советских войск эти войска покинули город. Основная тяжесть сражений легла на плечи 1-ого _______________ фронта.
Советские солдаты захоронены с почестями на ______________________ в Праге
10-11 мая основные силы войск противника начали сдаваться в плен, а всего в ходе операции было пленено _______. фашистских солдат и офицеров. В то же время наши войска вошли в соприкосновение с ___________ армией, завершив тем самым бои по уничтожению немецких войск на территории Чехословакии. Всего за освобождение этой страны погибли более 140 тыс. советских воинов. Эта была последняя операция советских войск в Европе в годы Второй мировой войны.
Приложение 2.
Тексты для работы
Что касается Праги, то третья американская армия была остановлена на восточном фронте Чехословакии в конце апреля по причинам, мне не совсем понятным. Когда, наконец, в начале мая им разрешили пересечь фронт, пишет Брэдли в своих «Записках солдата», им было приказано не продвигаться дальше Пльзени, «потому, что Чехословакия уже была предназначена Красной Армии для освобождения». Он добавил, что если бы Главнокомандование союзных войск в Европе отозвало свой приказ, Паттон «возможно мог бы быть в Праге через 24 часа».
Американцы не могли понять, что было мало пользы из того, что мы выиграем войну стратегически, если проиграем ее политически. Из-за их странной позиции нам был нанесен ущерб в канун дня Победы в Европе, и мы все еще продолжаем нести от этого определенные потери. Война — это политический инструмент...
(из воспоминаний маршала Монтгомери)
В 4.00 утра 9.5.45 года 10-й гвардейский танковый корпус зашел в г. Прага и вышел на северо-восточную окраину ее, восточную и юго-восточную окраину. 6-й гвардейский механизированный корпус — на южную и юго-западную окраину г. Прага. 5-й гвардейский механизированный корпус — на западную окраину. Захвачено много пленных и трофеев. Оказавшие сопротивление уничтожены. Связь с повстанцами через бригадного генерала Ведера. Американских войск нет. Соседей нет. Веду разведку в северовосточной части, в южном направлении. Навожу порядок. Я с оперативной группой на западной окраине Праги.
(из донесения командующего 4-ой гвардейской танковой армии Д.Д. Лелюшенко)
— Мы обязаны, — подчеркнул Иван Степанович, — провести операцию так, чтобы разгром врага и освобождение братской Чехословакии, и особенно овладение ее столицей Прагой, были осуществлены в самые сжатые сроки. Поэтому следует исключить всякую методичность подготовки наступления, всю организацию боевых действий провести в кратчайшее время, исходное положение войскам, включая и артиллерию, занимать с ходу. Наступление вести решительно, в высоких темпах, не допуская линейности; танковым частям и соединениям смело вырываться вперед, стрелковым частям и соединениям, используя автотранспорт, от них не отставать, широко применять сильные передовые отряды.
(Из воспоминаний генерала армии Жадова А.С.)
«В ночь на 8 мая 1945 г. 10-я гвардейская механизированная бригада 5-го гвардейского механизированного корпуса под командованием полковника В.Н.Буслаева, действуя в качестве передового отряда, ворвалась в Жатец (60 км северо-западнее Праги). Заметив в полумраке длинную неприятельскую колонну автомашин, командир танкового полка подполковник О.Н.Гребенников с ходу атаковал противника. Вскоре сюда подошли другие бригады 5-го гвардейского механизированного корпуса и завершили дело, начатое Гребенниковым. Как потом выяснилось, это был штаб группы армий «Центр» Шернера, который спешил из Яромержа (100 км северо-восточнее Праги) в Пльзен, чтобы оттуда пробраться на запад.
Вот на этом пути и постигла противника катастрофа. Буквально за несколько минут под ударами танков старшего лейтенанта В.С.Деревянко и лейтенанта С.П.Бедненко, штаб генерал-фельдмаршала Шернера перестал существовать. На улицах Жатеца разыгралось нечто вроде бумажной метели: ветер кружил и раскидывал во все стороны охапки штабных документов. Большинство гитлеровцев сдалось в плен, в их числе 9 генералов. Но многие, как стая испуганных шакалов, пытались спрятаться в подворотнях, на огородах, в канавах и на чердаках. Чехословацкие друзья помогли нам выловить их»
(из донесения командующего 4-ой гвардейской танковой армии Д.Д. Лелюшенко)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"
Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" ФГОС ООО...
Технологическая карта урока по истории Древнего мира "Олимпийские игры" и презентация, 5 класс ФГОСа
Задачи урока: подвести учащихся к пониманию места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества; дать представление об основных правилах проведения игр; видах спортивных состязаний, выдающих...
Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)
Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающи...
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...
Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»
Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»...
Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."
Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX века с проблемами совремнных горожа...