Урок истории в 7 классе.
план-конспект урока по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
7 класс
Тема. Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.
Цель: объяснить учащимся причины, рассмотреть основные события, результаты и значения революции в Нидерландах; развивать умение учеников устанавливать причинно-следственные связи, составлять таблицы, работать с картой, историческими документами; донести до учащихся понимание гражданского подвига жителей Нидерландов, сумевших отстоять независимость своей страны.
Основные термины и понятия: революция, гезы, я иконоборческое движение, консистория.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа по вопросам.
- Каковы основные черты феодализма?
- В чём состоят главные особенности капитализма?
- Что такое мануфактура?
- Какой период всемирной истории называется Новой историей?
В ходе беседы учитель обращает внимание учащихся на то, что основным содержанием исторического процесса в период Нового времени (конец XV-нач. XX в.) является составление, утверждение и Победа буржуазных отношений. В начале этой эпохи во многих странах черты зарождающегося капитализма соседствовали с феодальным укладом ( например, Германия в XVI веке). Если устои старого общества мешали развитию нового и выступали с ним в противоречие, происходили революции.
III. Изучение нового материала.
- Причины Первой буржуазной революции. Рассказ учителя .
Учитель определяет понятия, которые предлагает зафиксировать в тетрадях:
Революция - переворот в жизни людей, которые приводит к смене одного строй другим.
Буржуазная революция - это революция, в ходе которой на смену феодальному строю приходит капиталистический.
Первая буржуазная революция произошла в Нидерландах. Это страна располагалось в нижнем течении судоходных рек Шельды, Мааса и Рейна. Нидерланды (название означает «низовые земли») охватывали в XVI веке территории современных Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и некоторых районов Франции. С середины 16 века Нидерланды оказались под властью испанской монархии. Нидерланды в те далекие времена были самым густонаселенным государством в Европе. Здесь проживало 3 млн человек, насчитывалось около 300 городов и 6500 сел. Трудолюбивому населению Нидерландов на протяжении веков приходилось «отвоёвывать» земли у моря, осушать их и ограждать плотинами.
В стране быстро развивалось капиталистическое производство, однако иностранное господство создавало серьезные препятствия.
Самостоятельная работа по заданию.
Прочитай текст учебника и составить таблицу: в одной части перечислите явления общественно-политической и хозяйственной жизни в Нидерландах, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений, а в другой - явление, препятствующие этому процессу.
Таблица(образец)
Развитие капиталистических отношений в Нидерландах | |
Явления, способствующие развитию капиталистических отношений | Явления, препятствующие развитию капиталистических отношений |
1.Порт Антверпен стал центром мировой торговли. 2.В городах и сёлах возникали мануфактуры, где производили сукно, ковры, парусину, корабельное снаряжение. 3.Цеховое ремесло приходило в упадок. 4.На мануфактурах, рыболовстве, мореходстве и сельском хозяйстве широко использовался наемный труд 5. Среди буржуазии и народных масс распространялась кальвинистская Вера | 1. Неограниченная власть короля Испании. 2. Испанский король собиралась население Нидерландов непомерно большие налоги. 3. Вражда Испании с Англией затрудняло закупку английской шерсти. 4.Испания запрещала нидерландском купцам торговать в своих колониях 5. После вступления на испанский престол Филиппа II в Нидерландах была введена инквизиция, начались преследования протестантов. |
Данные, приведённые в таблице, позволяют сделать вывод, что к середине 16 века в Нидерландах всё более назревал конфликт между развивающимся капиталистическим обществом и пережитками феодальных отношений, которые олицетворяла и поддерживала Испания.
В силу этого в 1565-1566 гг. в Нидерландах начались волнения среди городской бедноты, рабочих мануфактур, крестьян. В городах создавались кальвинистские органы управления - консистории, которыми руководили богатые буржуа. На кальвинистские проповеди приходили тысячи людей, многие из которых были вооружены. Назревало восстание.
- Начало революции.
Самостоятельная работа с учебником.
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с текстом учебника.
Беседа по вопросам.
- Какие события получили название «иконоборческое движение»?
- Почему было подавлена это восстание?
- Кто возглавил карательный поход испанских войск?
Анализируй ответы учащихся, в ходе беседы, учитель подчеркивает, что иконоборческое движение (1566) - явилось началом Нидерландской революции. Крестьяне, ремесленники и рабочие врывались в католические храмы и монастыри, уничтожали иконы и скульптурные изображения святых, изгоняли священников. Деньги и ценности, захваченный в церквях, восставшие использовали для покупки оружия.
Размах Восстания Напугал нидерландских дворян, и они помогли испанцам подавить его. Карательную экспедицию испанцев возглавил герцог Альба, который основал «Совет по делам о мятежах» с неограниченными полномочиями. Жертвами террора стали более 8000 человек.
Задание.
Учитель предлагает учащимся знакомиться с фрагментом исторического документа:
«Надо ещё очень много сделать. Города должны быть наказаны за бунтарство; большие суммы должны быть выжатый из частных лиц; должно быть получено согласие [Генеральных] Штатов страны на взимание постоянного налога… Каждого нужно заставить жить в постоянном страхе, что крыша может обрушиться на его голову». (Письмо герцога Альбы Филиппу II)
Беседа по вопросам.
- Каким образом предполагал Альба бороться с непокорными нидерландцами?
- К чему могла привести такая политика?
3. Восстание на севере страны.
Самостоятельная работа по заданию.
Прочитай текст учебника и составить к нему план.
План (образец)
- Создание партизанских отрядов в лесных и морских гезов.
- Захват порта Брилле в 1572 году-сигнал к восстанию на севере страны
- Провозглашение правителем северных провинций герцога Вильгельма Оранского
- Героическая оборона Лейдена.
Проверка выполнения задания.
В ходе выборочной проверки учитель обращает внимание учащихся на то, что причинами успеха в восставших на севере Нидерландов было их сплоченность, стойкость: «Каждый из нас съест свою левую руку, чтобы права и защищать свою свободу», - заявляли жители осажденного испанцами Лейдена. Восстание возглавляла буржуазии. К правителям северных провинций был провозглашен Вильгельм Оранский (1533-1584) - немецкий принц. С 1579 года до 1584 года он был штатгальтером (наместником) Голландии, практически обладает диктаторским полномочиями.
4.Восстание в южных провинциях.
Рассказ учителя.
Поводом к восстанию на юге Нидерландов послужило самовольное наступление испанских войск на Антверпен в 1576 году.
Зверства испанцев, которые давно не получали жалование, в Антверпене вызвали возмущение нидерландцев. В больших городах вас захватывали ремесленники и бедняки, крестьяне выступали против феодалов. Это напугало нидерландских дворян, и они помогли испанцев подавить восстание на юге. Южные Нидерланды остались под властью Филиппа
5. Образование Голландской республики.
Рассказ учителя.
В 1579 году семь северных провинций Нидерландов - Голландия, Зеландия, Утрехт, Гольдерн, Оверэйссел, Фрисландия, Гронингер - заключили Утрехтскую унию с целью ведения войны против Испании.
Условиями объединения были: общее правительство, общие казна и армия.
В результате объединения возникла независимое государство Соединённых провинций Нидерландов, которое называли также Голландией (по наименованию самой крупной из семи провинций).
Голландия отказалась признать своим королем Филиппа II и ещё в течение 30 лет вела войну с Испанией. Лишь в 1609 году был подписан договор, согласно которому Испания признала независимость этого государства.
6. Результаты буржуазной революции.
Самостоятельная работа по заданию.
Прочитать текст учебника и подготовиться к беседе о результатах и значении революции в Нидерландах.
Беседа.
Учащиеся должны уяснить следующие моменты:
- революция в Нидерландах была первой в мировой истории победоносной революции: власть перешла от Испанской феодальной монархии к голландской буржуазии;
- увеличились темпы хозяйственного развития: создавались мануфактуры по производству тканей, стекла, кирпича, черепицы; развивались судостроение и смежные с судостроением и мореплаванием отрасли: канатная, лесопильная, кузнечная, парусиновая;
- активизировалась торговля;
- Голландия захватила много колоний (в Северной Америке, на Юге Африки, вытеснила португальцев из Индонезии);
- земли монастырей, дворян, поддержавших испанцев, королевские владение были конфискованы изданы в аренду или проданы фермерам, т. е. почти полностью были ликвидированы феодальные отношения в деревне.
IV. Закрепление новых знаний учащихся
Исторический диктант.
Заполните пропуски в тексте.
- Переворот в жизни людей, которые приводит к смене одного строя другим, называется…(термин)
- Непомерно большие налоги с Нидерландов собирал король…(страна)
- Отряды повстанцев в Нидерландах называли себя лесными и морскими… .
- Иконоборческое движение вспыхнуло в Нидерландах … году
- Сигналом к началу Восстания на севере Нидерландов был захват в 1572 году порта …(название)
- Правителем северных провинций в Нидерландах провозгласили …(имя)
- Восстание в Нидерландах возглавила …(сословие)
- В результате Восстания на юге Нидерландов восставших … (победили или потерпели поражение?)
- Семь северных провинций объединились в одно независимое государство в 1579 году в городе … .
- В Нидерландах распространялась значение протестантизма, которое называлось … .
V.Итоги урока
Учитель проводит выборочную проверку диктанта, обращает внимание учащихся на ошибки, допущенные при выполнении работы.
VI.Домашнее задание
- Проработать текст учебника.
- Творческое задание: ответить на вопрос “ Почему в Германии борьба против феодальных устоев закончилась поражением народа, a в Нидерландах-его победой?”.
- Завершить выполнение таблицы «развитие капиталистических отношений в Нидерландах» (если это не было сделано в ходе урока).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"
1. Цель урока: Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
"Поднебесная империя" План-конспект урока истории,6 класс. Шарипова Зиля Ринатовна,учитель истории и обществознания МБОУ"Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ
Тема урока: Поднебесная империя....
Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"
Задачи урока:· сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...
презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира
Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...
Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"
Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....