Урок истории в 7 классе.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Урок по всеобщей истории в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл niderlandy.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Тема. Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных       провинций.

Цель: объяснить учащимся причины, рассмотреть основные события, результаты и значения революции в Нидерландах; развивать умение учеников устанавливать причинно-следственные связи, составлять таблицы, работать с картой, историческими документами; донести до учащихся понимание гражданского подвига жителей Нидерландов, сумевших отстоять независимость своей страны.

Основные термины и понятия: революция, гезы, я иконоборческое движение, консистория.

Тип урока: изучение нового материала.

                                                  Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся

Беседа по вопросам.

  1. Каковы основные черты феодализма?
  2. В чём состоят главные особенности капитализма?
  3. Что такое мануфактура?
  4. Какой период всемирной истории называется Новой историей?

   В ходе беседы учитель обращает внимание учащихся на то, что основным содержанием исторического процесса в период Нового времени (конец XV-нач. XX в.) является составление, утверждение и Победа буржуазных отношений. В начале этой эпохи во многих странах черты зарождающегося капитализма соседствовали с феодальным укладом ( например, Германия в XVI веке). Если устои старого общества мешали развитию нового и выступали с ним в противоречие, происходили революции.

III. Изучение нового материала.

  1. Причины Первой буржуазной революции. Рассказ учителя .

Учитель определяет понятия, которые предлагает зафиксировать в тетрадях:

Революция - переворот в жизни людей, которые приводит к смене одного строй другим.

Буржуазная революция -  это революция, в ходе которой на смену феодальному строю приходит капиталистический.

      Первая буржуазная революция произошла в Нидерландах. Это страна располагалось в нижнем течении судоходных рек Шельды, Мааса и Рейна. Нидерланды (название означает «низовые земли») охватывали в XVI веке территории современных Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и некоторых районов Франции. С середины 16 века Нидерланды оказались под властью испанской монархии. Нидерланды в те далекие времена были самым густонаселенным государством в Европе. Здесь проживало 3 млн человек, насчитывалось около 300 городов и 6500 сел. Трудолюбивому населению Нидерландов на протяжении веков приходилось «отвоёвывать» земли у моря, осушать их и ограждать плотинами.

В стране быстро развивалось капиталистическое производство, однако иностранное господство создавало серьезные препятствия.

Самостоятельная работа по заданию.

Прочитай текст учебника и составить таблицу: в одной части перечислите явления общественно-политической и хозяйственной жизни в Нидерландах, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений, а в другой - явление, препятствующие этому процессу.

                                                  Таблица(образец)

Развитие капиталистических отношений в Нидерландах

Явления, способствующие развитию капиталистических отношений

Явления, препятствующие развитию капиталистических отношений

1.Порт Антверпен стал центром мировой торговли.

2.В городах и сёлах возникали мануфактуры, где производили сукно, ковры, парусину, корабельное снаряжение.

3.Цеховое ремесло приходило в упадок.

4.На мануфактурах, рыболовстве, мореходстве и сельском хозяйстве широко использовался наемный труд

5. Среди буржуазии и народных масс распространялась кальвинистская Вера

1. Неограниченная власть короля Испании.

2. Испанский король собиралась население Нидерландов непомерно большие налоги.

3. Вражда Испании с Англией затрудняло закупку английской шерсти.

4.Испания запрещала нидерландском купцам торговать в своих колониях

5. После вступления на испанский престол Филиппа II в Нидерландах была введена инквизиция, начались преследования протестантов.

   

   Данные, приведённые в таблице, позволяют сделать вывод, что к середине 16 века в Нидерландах всё более назревал конфликт между развивающимся капиталистическим обществом и пережитками феодальных отношений, которые олицетворяла и поддерживала Испания.

   В силу этого в 1565-1566 гг. в Нидерландах начались волнения среди городской бедноты, рабочих мануфактур, крестьян. В городах создавались кальвинистские органы управления - консистории, которыми руководили богатые буржуа. На кальвинистские проповеди приходили тысячи людей, многие из которых были вооружены. Назревало восстание.

  1. Начало революции.

Самостоятельная работа с учебником.

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с текстом учебника.

Беседа по вопросам.

  1. Какие события получили название «иконоборческое движение»?
  2. Почему было подавлена это восстание?
  3. Кто возглавил карательный поход испанских войск?

   Анализируй ответы учащихся, в ходе беседы, учитель подчеркивает, что иконоборческое движение (1566) - явилось началом Нидерландской революции. Крестьяне, ремесленники и рабочие врывались в католические храмы и монастыри, уничтожали иконы и скульптурные изображения святых, изгоняли священников. Деньги и ценности, захваченный в церквях, восставшие использовали для покупки оружия.

    Размах Восстания Напугал нидерландских дворян, и они помогли испанцам подавить его. Карательную экспедицию испанцев возглавил герцог Альба, который основал «Совет по делам о мятежах» с неограниченными полномочиями. Жертвами террора стали более 8000 человек.

Задание.

   Учитель предлагает учащимся знакомиться с фрагментом исторического документа:

«Надо ещё очень много сделать. Города должны быть наказаны за бунтарство; большие суммы должны быть выжатый из частных лиц; должно быть получено согласие [Генеральных] Штатов страны на взимание постоянного налога… Каждого нужно заставить жить в постоянном страхе, что крыша может обрушиться на его голову». (Письмо герцога Альбы Филиппу II)

Беседа по вопросам.

  1. Каким образом предполагал Альба бороться с непокорными нидерландцами?
  2. К чему могла привести такая политика?

3. Восстание на севере страны.

Самостоятельная работа по заданию.

Прочитай текст учебника и составить к нему план.

                         План (образец)

  1. Создание партизанских отрядов в лесных и морских гезов.
  2. Захват порта Брилле в 1572 году-сигнал к восстанию на севере страны
  3. Провозглашение правителем северных провинций герцога Вильгельма Оранского
  4. Героическая оборона Лейдена.

Проверка выполнения задания.

   В ходе выборочной проверки учитель обращает внимание учащихся на то, что причинами успеха в восставших на севере Нидерландов было их сплоченность, стойкость: «Каждый из нас съест свою левую руку, чтобы права и защищать свою свободу», - заявляли жители осажденного испанцами Лейдена. Восстание возглавляла буржуазии. К правителям северных провинций был провозглашен Вильгельм Оранский (1533-1584) - немецкий принц. С 1579 года до 1584 года он был штатгальтером (наместником) Голландии, практически обладает диктаторским полномочиями.

4.Восстание в южных провинциях.

Рассказ учителя.

  Поводом к восстанию на юге Нидерландов послужило самовольное наступление испанских войск на Антверпен в 1576 году.

Зверства испанцев, которые давно не получали жалование, в Антверпене вызвали возмущение нидерландцев. В больших городах вас захватывали ремесленники и бедняки, крестьяне выступали против феодалов. Это напугало нидерландских дворян, и они помогли испанцев подавить восстание на юге. Южные Нидерланды остались под властью Филиппа

5. Образование Голландской республики.

Рассказ учителя.

В 1579 году семь северных провинций Нидерландов - Голландия, Зеландия, Утрехт, Гольдерн, Оверэйссел, Фрисландия, Гронингер - заключили Утрехтскую унию с целью ведения войны против Испании.

Условиями объединения были: общее правительство, общие казна и армия.

  В результате объединения возникла независимое государство Соединённых провинций Нидерландов, которое называли также Голландией (по наименованию самой крупной из семи провинций).

   Голландия отказалась признать своим королем Филиппа II и ещё в течение 30 лет вела войну с Испанией. Лишь в 1609 году был подписан договор, согласно которому Испания признала независимость этого государства.

6. Результаты буржуазной революции.

Самостоятельная работа по заданию.

Прочитать текст учебника и подготовиться к беседе о результатах и значении революции в Нидерландах.

Беседа.

Учащиеся должны уяснить следующие моменты:

- революция в Нидерландах была первой в мировой истории победоносной революции: власть перешла от Испанской феодальной монархии к голландской буржуазии;

- увеличились темпы хозяйственного развития: создавались мануфактуры по производству тканей, стекла, кирпича, черепицы; развивались судостроение и смежные с судостроением и мореплаванием отрасли: канатная, лесопильная, кузнечная, парусиновая;

- активизировалась торговля;

- Голландия захватила много колоний (в Северной Америке, на Юге Африки, вытеснила португальцев из Индонезии);

- земли монастырей, дворян, поддержавших испанцев, королевские владение были конфискованы изданы в аренду или проданы фермерам, т. е. почти полностью были ликвидированы феодальные отношения в деревне.

IV. Закрепление новых знаний учащихся

Исторический диктант.

Заполните пропуски в тексте.

  1. Переворот в жизни людей, которые приводит к смене одного строя другим, называется…(термин)
  2. Непомерно большие налоги с Нидерландов собирал король…(страна)
  3. Отряды повстанцев в Нидерландах называли себя лесными и морскими… .
  4. Иконоборческое движение вспыхнуло в Нидерландах … году
  5. Сигналом к началу Восстания на севере Нидерландов был захват в 1572 году порта …(название)
  6. Правителем северных провинций в Нидерландах провозгласили …(имя)
  7. Восстание в Нидерландах возглавила …(сословие)
  8. В результате Восстания на юге Нидерландов восставших … (победили или потерпели поражение?)
  9. Семь северных провинций объединились в одно независимое государство в 1579 году в городе … .
  10.  В Нидерландах распространялась значение протестантизма, которое называлось … .

V.Итоги урока

Учитель проводит выборочную проверку диктанта, обращает внимание учащихся на ошибки, допущенные при выполнении работы.

VI.Домашнее задание

  1. Проработать текст учебника.
  2. Творческое задание: ответить на вопрос “ Почему в Германии борьба против феодальных устоев закончилась поражением народа, a в Нидерландах-его победой?”.
  3. Завершить выполнение таблицы «развитие капиталистических отношений в Нидерландах» (если это не было сделано в ходе урока).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....