Программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности"
рабочая программа по истории (5 класс)

Дороднова Елена Александровна

    Методологической основой данной Программы является личностно-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход. Применение современных образовательных технологий позволяет определять исследовательскую деятельность ученика как процесс самостоятельного познания окружающего мира,   посредством изучения его объектов, процессов и явлений. Учебно-исследовательская деятельность способствует развитию творчества ребёнка, целью которого является построение учеником нового субъективного знания.

         Психологической основой данного курса является поисковая активность, которая становится условием исследовательского поведения. Такое поведение имеет значение при возникновении противоречивых, проблемных ситуаций, требующихся для разрешения сложных задач различного характера.                  

    Направленность программы «Основы исследовательской деятельности»» предназначена для обучающихся средней школы (5-6 кл.), интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, их родителей, педагогов по учебным предметам, для одаренных учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorodnova_ea_osnovy_issledovatelskoy_deyatelnosti_5_klass.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы                  Н.В. Антонова

Приказ № 01-06/285   от 01.09.2015 г.      

СОГЛАСОВАНО

          Руководитель МО          Е. А. Дороднова

                                                                           

Протокол № 1 от  29. 08. 2015 г.

Программа курса

«Основы исследовательской деятельности»

в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности

в 5 а,б,в,г,д  классах

Дородновой Елены Александровны

            2015-2016 учебный год

г. Ярославль

2015

Раздел № 1. Пояснительная записка

          Данная рабочая программа  составлена на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» от 01. 12. 2012 г,  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( Приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17. 12. 10 г), Приказа Минобрнауки № 373 и 1060 от 06.10.09г , Приказа Минобрнауки № 253 от 31. 03.14г.,  Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, методических рекомендаций Департамента образования ярославской области «О внеурочной деятельности» от 11.08.2014 г. Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

     Программа прошла экспертизу педагога-организатора отдела краеведения ГОУ ЯО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Фролова И. В.

    Актуальность программы. В современном обществе конкурентноспособность и успешность человека зависит от умения адаптироваться  к постоянно изменяющимся условиям, овладевать и использовать новые методы и приёмы. Поэтому в образовательном процессе необходимо внедрение новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельного ориентирования в многообразии информации. Важно формировать у учащихся универсального умения создавать и разрешать проблемные ситуации для самореализации в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

  Формирование у детей способности самостоятельно добывать и применять знания, осознанно принимать решения, планировать действия способствует эффективному сотрудничеству в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для деловых, межличностных контактов и социокультурных связей.

     Актуальность программы также обусловлена ее методологической и психологической значимостью.   

    Методологической основой данной Программы является личностно-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход. Применение современных образовательных технологий позволяет определять исследовательскую деятельность ученика как процесс самостоятельного познания окружающего мира,   посредством изучения его объектов, процессов и явлений. Учебно-исследовательская деятельность способствует развитию творчества ребёнка, целью которого является построение учеником нового субъективного знания.

         Психологической основой данного курса является поисковая активность, которая становится условием исследовательского поведения. Такое поведение имеет значение при возникновении противоречивых, проблемных ситуаций, требующихся для разрешения сложных задач различного характера.                  

    Направленность программы «Основы исследовательской деятельности»» предназначена для обучающихся средней школы (5-6 кл.), интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, их родителей, педагогов по учебным предметам, для одаренных учащихся.

Программа  направлена на формирование у учеников:

  • организационных деятельностных качеств: умение поставить цель и планировать ее достижение.
  •  креативных качеств – творчество, оригинальность подхода в решении задач.
  • прогностичности – выдвижение гипотез, проведение экспериментов и наблюдений.
  • критичности -  наличие своего мнения, умение оппонировать и принимать отличную точку зрения на поставленную проблему.
  • коммуникативных качеств - необходимость взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

    Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребёнком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребёнок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать

    Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими.

     Главным смыслом исследования в сфере образования является то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, приобретении школьниками функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний

     Цель программы: развитие познавательных интересов, творческих и коммуникативных навыков учащихся, обуславливающих формирование компетентной личности, способной к адаптации, активной деятельности и самоопределению в современном обществе,  адекватно представляющей свои ресурсные возможности и способы их реализации.

    Задачи:

  1. Создать оптимальные условия для развития и реализации способностей детей в сфере проектной и исследовательской деятельности.
  2. Развивать навыки поиска необходимой для исследования информации; обработки полученных результатов, их презентации.
  3. Формировать у учащихся основные метапредметные компетенции: ценностно-смысловую, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную.
  4. Формировать у учеников систему знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, умений и навыков в избранном направлении деятельности.
  5. Развивать опыт творческой, инновационной деятельности, творческих способностей.
  6. Развивать опыт информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю – 34 часа в год (как первый период обучения)

Первый период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате – создание групповой  исследовательской  работы. Предполагает обучение школьников 5 классов, а также консультации родителей учеников. План работы представлен теоретическим и практическим направлением деятельности с использованием ИКТ, архивных и библиотечных ресурсов.

     Формы  и режим занятий научно-исследовательской деятельности:

  • разработка проектов;
  • презентация творческих работ на школьном конкурсе проектов в рамках Дней правовых знаний и гражданского опыта (ежегодно)
  • участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в науку» (ежегодно);
  • участие в научно-практических конференциях «Отечество» и «Открытие» и др.
  • участие в творческих конкурсах различного уровня;
  • сотрудничество с образовательными и социальными учреждениями города.

Педагогические технологии и методики курса:

  • Проблемное обучение
  • Исследовательские методы обучения
  • Разноуровневая дифференциация
  • Система инновационной оценки «портфолио»
  • ИКТ
  • Технология неформального образования
  • Здоровьесберегающие технологии

Формы организации обучения

  • Мозговой штурм
  • Индивидуальная работа
  • Групповая работа
  • Практические занятия:
  1. в МУК «Централизованная система детских библиотек» филиал детская библиотека № 6 (работа с каталогами и литературой).
  2. с банком исследовательских работ и проектов участников конференций и конкурсов прошлых лет.
  3. В специализированном компьютерном классе МОУ СОШ № 18
  • Экскурсии
  • Конкурсы, игры
  • Коллективное творческое дело

Ценностные ориентиры содержания курса

  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции.

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков

• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

       Вовлечение родителей в проектную и исследовательскую деятельность повышает педагогическую и психологическую культуру родителей, развивает творческий потенциал, помогает выстраивать отношения между родителями и детьми.

Формы работы с родителями:

  1. Проведение анкетирования родителей на собраниях с целью определения тематики обучения методам проекта и исследования.
  2. Организация и проведение занятий для родителей по обучению методам проектной и исследовательской деятельности.
  3. Создание совместных ученическо - родительских проектов и исследований, проведение консультаций.
  4. Представление проектов и исследований на школьной конференции «Шаг в науку», Днях правовых знаний, муниципальных, региональных и всероссийских конференциях и конкурсах.
  5. Оценивание родителями детских проектов в качестве членов жюри, экспертов и проведение рефлексии на школьных мероприятиях.

Сотрудничество с образовательными и культурными учреждениями г. Ярославля

  • МУК «Централизованная система детских библиотек» филиал детская библиотека № 6: исследовательские проекты и практические занятия.
  • ГОУ ЯО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»: ежегодное участие в конференции «Отечество».
  • МУК г. Ярославля «Культурно-просветительским центром имени В. В. Терешковой»:  участие учеников в творческих конкурсах.

Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса: 

Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем. 

Регулятивные УУД: 

  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
  • адекватность и дифференцированность самооценки;
  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Воспитательные результаты программы представлены на трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Формы и виды контроля

      Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.

   В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, организованы следующие мероприятия:

  • творческое «портфолио» ученика;
  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;
  • школьная научно – практическая конференция.
  • муниципальные и региональные конкурсы и конференции.

Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности:

  • Индивидуальная оценка результатов внеурочной исследовательской деятельности каждого обучающего:
  1. на основании экспертной оценки личного портфолио.
  2.   на основании  суммирования индивидуальных результатов обучающего.
  • Представление результата деятельности группы (банк данных, коллективная результативность и успешность в урочной и внеурочной деятельности)
  • Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей.
  • Виды оценивания:
  1. Критериальное оценивание: модель оценивания портфолио, модель оценивания проекта.
  2. Неформальное наблюдение за работой групп и отдельных учеников

Раздел № 2. Тематическое планирование

раздела (главы)

Наименование темы

Всего часов

Сроки

прохождения

Планируемы результаты

1

2

3

4

5

Тема

№ 1

Требования к ученической научно-исследовательской работе (структура, оформление)

2

сентябрь

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоя тельно создают алгоритмы деятельности

Тема №2  

Тема научно-исследовательской работы, проекта

2

сентябрь

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями,

Тема №3  

 Введение в исследовательской работе:

(цель, задачи, актуальность, проблема гипотеза)

7

октябрь-ноябрь

Познавательные: самостоя тельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Регулятивные:

Определяют цели и лично-значимую проблему исследования.

Тема №4  

Теоретическая часть проекта (литература, источники, систематизация материала)

5

декабрь

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные:

планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность с учётом возникших трудностей.

Тема №5  

Заключение в исследовательской работе

2

январь

Коммуникативные:

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Регулятивные:

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Тема № 6  

Оформление списка литературы, приложения

1

январь

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные:

выстраивают алгоритм действий;

Тема №  7  

Представление работ на научно-практических конференциях

7

февраль-март

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач Коммуникативные:

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Тема №8  

Оформление тезисов

4

апрель

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные:

выстраивают алгоритм действий;

Тема № 9  

Подведение итогов, составление перспективного плана

4

май

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Раздел № 3. Календарно-тематическое планирование

дата

Направления деятельности

Формы деятельности

Практическая работа

1

 

1.Вводное занятие: формирование основных направлений деятельности кружка

2. Ознакомление с понятием «Исследовательская деятельность».

Обучающий семинар «Исследовательская деятельность школьников» 

Практикум:

«Исследование ученика – это…?»

 

2

 

Изучение требований  к ученической исследовательской работе.

(содержание, оформление, критерии)

Семинар практикум «Типичные ошибки в исследовательских работах».

 

Анализ исследовательских работ прошлых лет.

3-4

Выбор темы проекта, исследования

Теоретическое занятие «Как правильно выбрать тему работы?»

Практикум «Тема моей работы»

5

Работа над Введением ученической исследовательской работы:

актуальность, новизна, практическая значимость.

Теоретическое занятие (презентация)

«Структура Введения проекта»

Практическое занятие «Обоснование актуальности выбранной темы»

6-7

Работа над Введением ученической исследовательской работы: цели и задачи, объект и предмет исследования.

Теоретическое занятие (презентация)

«Структура Введения проекта»

Практическое занятие «Формулировка цели и задач работы»

8-9

Определение проблемы исследования и создание проблемной ситуации, введение гипотезы.

Представление работ на научно-практиче6ской конференции «Отечество» (2010-2011гг.)  

Теоретическое занятие «Виды проблемных ситуаций и пути их решения»

Практикум «Проблема как противоречие – основа исследовательской работы»

 10-11

Работа над теоретической частью проекта:

Подбор и обзор  научной литературой и ресурсами Internet в целях накопления материала по проблеме.

Библиотечные занятия «Правила работы с каталогом». Internet – занятия «Поиск информации в научной литературе и СМИ»

Практикум «Анализ научной литературы, исторических источников, интернет-ресурсов»

12-14

 Работа над теоретической частью проекта:

Сбор и систематизация материала по проблемам исследований.

Обучающий семинар: «Правила оформления основной части работы»

Практическое занятие «План исследования»

15-16

 Работа над заключением (оформление, выводы)

Теоретическое занятие «Обобщение результатов работы».

Практикум «Решение поставленных в работе задач»

17

 Правила оформления списка использованной литературы и приложений. 

Теоретическое занятие «Оформление списка литературы и приложений»

Практикум «Построение графиков, диаграмм, таблиц»

18-19

Правила представления проекта.

Представление работ на научно-практической конференции школьников «Открытие»

Обучающий семинар «Публичное выступление и презентация работы»

Практическое занятие «Электронная презентация»

20-23

Представление исследовательских, творческих работ и проектов учащихся на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку».

Индивидуальные консультации с учащимися и родителями.

Выступления на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку»

24-25

Анализ результатов представления исследовательских работ и проектов на конференции.

Представление работ на научно-практической конференции школьников «Открытие»

Практический семинар «Моя научно-исследовательская работа»

Практикум «Достоинства и недостатки творческой работы»

26-29

Представление  тезисов научно-исследовательской работы для публикации

Теоретический семинар «Правила оформления тезисов работы»

Практикум «Оформление тезисов «

30-34

1.Подведение итогов работы группы.

2.Составление перспективного планирования деятельности группы на следующий учебный год.

1.Анкетирование учеников, педагогов и родителей школы (что понравилось, что изменить, предложения).

2.Создание банка исследовательских работ и методических рекомендаций.

Практическое занятие «Перспективный план организации научно-исследовательской деятельности»

Раздел № 4. Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
  • общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
  • что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный проект;
  • что такое учебное сотрудничество;

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • выбирать пути решения задачи исследования ;
  • составлять план действий совместного коллективного исследования;
  • адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности

Раздел  № 5. Учебно-методический материал и техническое обеспечение

Литература

  1. Леонтович А.ВИсследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. — М.: Издание МГДД (Ю) Т, 2003.
  2. Муравьев, Е.М. Психологические основы подготовки учителя к исследовательской деятельности / Е.М.Муравьев //Завуч.- 2004.- №5- С.19-28.
  3. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. -2003.- №4. -С. 18-23.
  4. Обухов А.С. Ученик в школе – уникальная личность в уникальных условиях // Исследовательская работа школьников. 2004. -№2.- С.- 27-29.
  5. Рождественская, И.В. Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся  /И.В. Рождественская  //Исследовательская работа школьников.-2006.- №1- С.165-174.
  6. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. — М.: Генезис, 2005.

Интернет –ресурсы

  1.      http:/www.mon.gov.ru  -  сайт Министерства образования и науки РФ
  2.      http://pedsovet.org  - Всероссийский Интернет-педсовет.
  3.      http://mlis.ru   - методико-литературный Интернет-сервис
  4.  http://www .center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы).
  5. http://vernadsky.info/info/to_participants/work_writing/ Конкурс им. В.И.Вернадского. Рекомендации по написанию исследовательских работ.

Техническое обеспечение

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса

Данный  элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный  курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...

Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»

Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...

Программа "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренны...

рабочая программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренны...

программа «Организация научно-исследовательской деятельности

Одна из основных задач обучения одаренных школьников – это создание такого образовательного пространства, которое бы им позволяло, во-первых, овладеть методами исследовательской работы, необходимыми и...

Методическая разработка внеурочной проектно-исследовательской деятельности по экологии «Река Моген-Бурен и озеро Хиндиктиг-Холь как водная экосистема».

Актуальность этой программы связано с возрастанием в республике антропогенного пресса или пресса хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе и на реки и озера....

Внеурочная проектно-исследовательская деятельность обучающихся, как фактор развития основных учебных компетенций при изучении истории и обществознания

Особенности организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Её влияние на развитие сновных учебных компетенций при изучении истории и обществознания....