Программа "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"
методическая разработка по теме
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
Пояснительная записка.
Актуальность.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» ст. 9,14,32 (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г.№12 – ФЗ с последующими изменениями), Устава школы. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить
Задачи:
- приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
Принципы:
- интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
- непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
- межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Характеристика программы.
Целевые ориентации инновационной деятельности направлены на работу над методической темой: «Повышение качества обучения через интеграцию основного и дополнительного образования».
В этом ключе разрабатываются следующие направления деятельности:
- повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
- организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;
- вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
- сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
- глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
- формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
- приобретение коммуникативных умений;
- выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;
Содержание дополнительной образовательной программы
Раздел 1.Введение. -6 часов
Тема 1.1Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности
Раздел 2. Организация исследовательской деятельности.-58 часов
Тема 2.1.Тема и проблема исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.
Тема 2.2.Гипотеза исследования.
Объект исследования. Цели и задачи исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы.
Тема 2.3.Основные методы исследования, их классификация.
Понятие «методы исследования». Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования.
Тема 2.4.Этапы исследовательского процесса.
Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе.
Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности.-33 часа
Тема 3.1.Библиографическая характеристика источника
Основные элементы библиографического описания. Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, идекс, библиографическая группировка; элементы библиографического описания: областьзаглавия и сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область серии, область применений.
Тема 3.2.Методы работы в научной библиотеке.
Справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей); библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические. МБА и его возможности) Технология работы с ними.
Тема 3.3.Специфика работы исследователя с периодической печатью.
Тема 3.4.Систематизация научной информации.
Работа с информацией библиографического характера, тематические карточки исследователя, этапы работы с ними: этап накопления материала, этап осмысления. Личная карточка исследователя. Источники библиографических сведений. Библиографические ссылки. Цитаты и их использование.
Тема 3.5.Основные приемы сохранения информации
Работа с источником. Аннотация, реферат, конспект, тезисы, план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование. План и конспект литературного источника. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам. Использование компьютера для хранения информации.
Раздел 4 Компьютерный практикум
Раздел 5 Подготовка и участие в школьных и городских конференциях
Раздел 6 Анализ работ
Раздел 7 План работы на следующий учебный год
Учебно - тематический план
Перечень разделов/тем | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Раздел 1.Введение | 6 | 6 | |
Раздел 2. Организация исследовательской деятельности | 58 | 37 | 21 |
Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности | 33 | 16 | 17 |
Раздел 4. Компьютерный практикум | 34 | 14 | 20 |
Раздел 5. Подготовка и участие в школьных и городских конференциях | 18 | 18 | |
Раздел 6. Анализ работ | 8 | 5 | 3 |
Раздел 7 План работы на следующий учебный год | 3 | 3 | |
Практическое занятие в городской библиотеке | 1 | 1 | |
Экскурсия | 1 | 1 | |
Итого | 162 | 78 | 84 |
Календарно – тематический план
№/ Дата план /факт | Тема | Элемент содержания |
Раздел 1.Введение 6 часов | ||
1/1-04.09 | Что такое исследовательская деятельность. | Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы учащихся. |
2/1-04.09 | Цели и задачи научного общества | Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы учащихся. |
3/1-04.09 | Цели и задачи научного общества | Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы учащихся. |
4/1-04.09 | Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. | Обсуждение перспективности предложенных тем. |
5/1-04.09 | Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. | Обсуждение перспективности предложенных тем. |
6/6-11.09 | Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности | Анализ работы ШНО в 2009-2010 учебном году. |
Раздел 2. Организация исследовательской деятельности 58 часов | ||
7/6-11.09 | Тема и проблема исследования | Определение целей и задач перед каждым членом школьного научного общества |
8/6-11.09 | Тема и проблема исследования | Определение целей и задач перед каждым членом школьного научного общества |
9/6-11.09 | Тема и проблема исследования | Определение целей и задач перед каждым членом школьного научного общества |
10/6-11.09 | Поиск и формулировка проблемы | Поиск и подбор информации по выбранным темам |
11/13-18.09 | Поиск и формулировка проблемы Практическое занятие | Поиск и подбор информации по выбранным темам |
12/13-18.09 | Поиск и формулировка проблемы Практическое занятие | Поиск и подбор информации по выбранным темам |
13/13-18.09 | Поиск и формулировка проблемы Практическое занятие | Поиск и подбор информации по выбранным темам |
14/13-18.09 | Поиск и формулировка проблемы Практическое занятие | Выбор источников информации |
15/13-18.09 | Поиск и формулировка проблемы Практическое занятие | Выбор источников информации |
16/20-25.09 | Актуальность, новизна, значимость темы | Обоснование новизны, значимости выбранных тем |
17/20-25.09 | Актуальность, новизна, значимость темы. Практическое занятие | Обоснование новизны, значимости выбранных тем |
18/20-25.09 | Актуальность, новизна, значимость темы Практическое занятие | Обоснование новизны, значимости выбранных тем |
19/20-25.09 | Обоснование актуальности выбранной проблемы. | Обоснование актуальности выбранной проблемы. |
20/20-25.09 | Обоснование актуальности выбранной проблемы Практическое занятие | Обоснование актуальности выбранной проблемы. |
21/27-02.10 | Гипотеза исследования | Виды гипотез |
22/27-02.10 | Гипотеза исследования | Виды гипотез |
23/27-02.10 | Понятие о гипотезе Практическое занятие | Формулировка гипотезы исследования |
24/27-02.10 | Типы гипотез Практическое занятие | Формулировка гипотезы исследования |
25/27-02.10 | Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерной связи исследуемых явлений. | Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ |
26/4 -09.10 | Гипотеза исследования | Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ |
27/4 -09.10 | Техника формулирования гипотезы | Формулировка гипотезы исследования |
28/4 -09.10 | Техника формулирования гипотезы | Формулировка гипотезы исследования |
29/4 -09.10 | Основные методы исследования, их классификация | Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым членом школьного научного общества |
30/4 -09.10 | Основные методы исследования, их классификация | Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым членом школьного научного общества |
31/11 -16.10 | Понятие «методы исследования» | Теоретический анализ и синтез |
32/11 -16.10 | Понятие «методы исследования» | Абстрагирование |
33/11 -16.10 | Понятие «методы исследования» | Конкретизация и идеализация |
34/11 -16.10 | Понятие «методы исследования» | Индукция и дедукция |
35/11 -16.10 | Понятие «методы исследования» | Аналогия, моделирование |
36/18 -23.10 | Понятие «методы исследования» | Сравнительный и ретроспективный анализ |
37/18 -23.10 | Эмпирические методы | Наблюдение, включенное наблюдение |
38/18 -23.10 | Эмпирические методы | Беседа, рейтинг |
39/18 -23.10 | Эмпирические методы Практическое занятие | Анкетирование |
40/18 -23.10 | Эмпирические методы Практическое занятие | Интервьюирование |
41/25 -30.10 | Эмпирические методы | Тестирование |
42/25 -30.10 | Эмпирические методы | Самооценка |
43/25 -30.10 | Эмпирические методы | Эксперимент |
44/25 -30.10 | Эмпирические методы | Экспертиза |
45/25 -30.10 | Эмпирические методы | Социометрия |
46/8-13.11 | Эмпирические методы Практическое занятие | Описание |
47/8-13.11 | Эмпирические методы Практическое занятие | Изучение документации |
48/8-13.11 | Применение методов на различных этапах исследования. | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
49/8-13.11 | Применение методов на различных этапах исследования Практическое занятие | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
50/8-13.11 | Применение методов на различных этапах исследования Практическое занятие | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
51/15 -20.11 | Применение методов на различных этапах исследования Практическое занятие | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
52/15 -20.11 | Этапы исследовательского процесса. | Основные требования, предъявляемые к учебным проектам. |
53/15 -20.11 | Основные этапы исследовательского процесса. | Аналитический прогностический |
54/15 -20.11 | Основные этапы исследовательского процесса | Организаторский |
55/15 -20.11 | Основные этапы исследовательского процесса | Обобщающий |
56/22 -27.11 | Основные этапы исследовательского процесса | Внедренческий |
57/22 -27.11 | Основные этапы исследовательского процесса | Специфика каждого этапа исследовательского процесса |
58/22 -27.11 | Цели и задачи каждого из этапов. | Исследовательская работа: структура, содержание, этапы. |
59/22 -27.11 | Планирование процесса исследования. | Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися. |
60/22 -27.11 | Планирование процесса исследования. | Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися. |
61/29 -04.12 | Планирование процесса исследования. | Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися. |
62/29 -04.12 | Планирование процесса исследования. | Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися. |
63/29 -04.12 | Роль и позиция исследователя на каждом этапе. Практическое занятие | Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися. |
64/29 -04.12 | Роль и позиция исследователя на каждом этапе Практическое занятие | Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися. |
Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности | ||
65/29 -04.12 | Библиографическая характеристика источника. | Основные элементы библиографического описания. |
66/6 -11.12 | Методы библиографирования | Общий библиографический анализ источника |
67/6 -11.12 | Методы библиографирования | Библиографическое описание |
68/6 -11.12 | Методы библиографирования | Индекс, библиографическая группировка |
69/6 -11.12 | Методы библиографирования | Элементы библиографического описания: область заглавия и сведений об авторе, область издания, область входных данных, область серии, область применений. |
70/6 -11.12 | Практическое занятие в городской библиотеке | Проверка надежности источников информации по темам. |
71/13 -18.12 | Методы работы в научной библиотеке. | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем. |
72/13 -18.12 | Справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей) Практическое занятие | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
73/13 -18.12 | Библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические. МБА и его возможности.) | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
74/13 -18.12 | Технология работы с библиографическими пособиями и материалами. | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
75/13 -18.12 | Специфика работы исследователя с периодической печатью | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
76/20 -25.12 | Практическое занятие в городской библиотеке | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
77/20 -25.12 | Систематизация научной информации. | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
78/20 -25.12 | Работа с информацией библиографического характера | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
79/20 -25.12 | Тематические карточки исследователя, этапы работы с ними. Практическое занятие | Этап накопления материала Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
80/20 -25.12 | Тематические карточки исследователя, этапы работы с ними Практическое занятие | Этап осмысления Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
81/12-15.01 | Личная карточка исследователя Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования. |
82/12-15.01 | Источники библиографических сведений. Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
83/12-15.01 | Библиографические ссылки Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
84/12-15.01 | Цитаты и их использование. Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
85/12-15.01 | Основные приемы сохранения информации Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
86/17 -22.01 | Работа с источником Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
87/17 -22.01 | Аннотация Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
88/17 -22.01 | Реферат Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
89/17 -22.01 | Конспект | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
90/17 -22.01 | Тезисы Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
91/24 -29.01 | План Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
92/24 -29.01 | Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
93/24 -29.01 | Технология работы над рефератом, виды рефератов. | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
94/24 -29.01 | Тезирование | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
95/24 -29.01 | План и конспект литературного источника. Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
96/31 -05.02 | Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
97/31 -05.02 | Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
98/31 -05.02 | Использование компьютера для хранения информации | Подготовка презентации исследовательской работы. |
99/31 -05.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
100/31 -05.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
101/07 -12.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
102/07 -12.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
103/07 -12.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
104/07 -12.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
105/07 -12.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
106/14-19.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
107/14-19.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
108/14-19.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
109/14-19.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
110/14-19.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
111/21 -26.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
112/21 -26.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
113/21 -26.02 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft Word |
114/21 -26.02 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft Word |
115/21 -26.02 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft Word |
116/28 -05.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft Word |
117/28 -05.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
118/28 -05.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
119/28 -05.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
120/28 -05.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
121/07 -12.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
122/07 -12.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
123/07 -12.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
124/07 -12.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
125/14 -19.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
126/14 -19.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
127/14 -19.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
128/14 -19.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
129/21 -26.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
130/21 -26.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
131/21 -26.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
132/21 -26.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
Раздел 5. Подготовка и участие в школьных и городских конференциях 18 часов | ||
133/4 -09.04 | Подготовка к выступлению на конференции Практическое занятие | Заслушивание полученных результатов |
134/4 -09.04 | Подготовка к выступлению на конференции Практическое занятие | Заслушивание полученных результатов |
135/4 -09.04 | Подготовка к выступлению на конференции Практическое занятие | Заслушивание полученных результатов |
136/4 -09.04 | Подготовка к выступлению на конференции Практическое занятие | Заслушивание полученных результатов |
137/11 -16.04 | Подготовка и проведение научно – практической конференции «Ступень в будущее» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности |
138/11 -16.04 | Подготовка и проведение научно – практической конференции «Ступень в будущее» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности |
139/11 -16.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности. Риторическая отработка выступления |
140/11 -16.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
141/18 -23.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
142/18 -23.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
143/18 -23.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
144/18 -23.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
145/25 -30.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
146/25 -30.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
147/25 -30.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
148/25 -30.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
149/02 -07.05 | Участие в городской конференции проектных работ Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности |
150/02 -07.05 | Участие в городской конференции проектных работ Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности |
Раздел 6. Анализ работ 8 часов | ||
151/02 -07.05 | Анализ работ | Различный стиль изложения материала на примере работ - победителей |
152/02 -07.05 | Анализ работ | Формы представления результатов исследовательской работы |
153/09 -14.05 | Анализ работ | Формулировка цели, конкретных задач, гипотез исследований по материалу исследовательских работ - победителей |
154/09 -14.05 | Анализ работ | Образцы и структуры работ - победителей |
155/09 -14.05 | Анализ работ | Методы исследования, их классификация по материалу исследовательских работ - победителей |
156/09 -14.05 | Анализ работ Практическое занятие | Знакомство с анализом литературы работ - победителей |
157/16 -21.05 | Анализ работ за прошедший год Практическое занятие | Анализ результатов собственной деятельности, самооценка. |
158/16 -21.05 | Анализ работ за прошедший год Практическое занятие | Анализ результатов собственной деятельности, самооценка. |
Раздел 7 План работы на следующий учебный год 3 часа | ||
159/16 -21.05 | План работы на следующий учебный год Практическое занятие | Формулировка интересных проблем, решение которых носит практический характер и имеет важный прикладной характер. |
160/16 -21.05 | План работы на следующий учебный год Практическое занятие | Формулировка интересных проблем, решение которых носит практический характер и имеет важный прикладной характер |
161/23 -28.05 | План работы на следующий учебный год Практическое занятие | Формирование творческих групп |
162/23 -28.05 | Экскурсия | Формирование творческих групп |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Рекомендуемые формы обучения
- Мозговой штурм
- Индивидуальная
- Групповая
- Экскурсия
- Конкурсы
- Коллективно – творческое дело
Методы и средства педагогической диагностики
- Наблюдение
- Тестирование
- Анкетирование
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Овладение курсом позволит учащимся знать:
- структуру учебно-исследовательской деятельности,
- основное отличие цели и задач УИР, объекта и предмета исследования,
- основные информационные источники поиска необходимой информации.
А также уметь:
- определять характеристику объекта познания,
- разделять УИД на этапы,
- самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.
- выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
- планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный),
- пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Реализация программы предусматривает
- Обобщение результатов
- Формирование банка данных
- Создание копилки…
Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня
Техническое обеспечение программы
- Учебные столы
- Видеомагнитофон
- Ученическая доска
- Магнитная доска
- Интерактивная доска
- Компьютер
- Диски СД, СДR и другие электронные носители.
Список литературы
- Балюк В.А., Мосин Е.Ф. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа как факторы развития познавательной активности учащихся и студентов. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов: Межвуз. Научн. Сб. вып. 1. – Саратов, 1979. –
- Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – Народное образование, 2000, №3.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся
Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.
В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....
Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...
Исследовательская деятельность учащихся во внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности на уроках химии
основные принципы работы исследовательской деятельности учащихся во внеурочной время....
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....