Конспект урока 5 класс "Индийские касты"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Цель: сформировать у учащихся представление о сословном делении общества в Древней Индии.
Задачи:
1. способствовать формированию знаний о сословном (кастовом) неравенстве в Древней Индии.
2. продолжить развитие умений анализировать источники и литературу, выделять главное, формулировать выводы, умений оценивать имеющиеся знания.
3. способствовать формированию коммуникативных качеств через умение работать в группах, выступать, вести диалог с учителем и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_indiyskite_kasty.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс. Тема урока: «Индийские касты»
Цель: сформировать у учащихся представление о сословном делении общества в Древней Индии.
Задачи:
1. способствовать формированию знаний о сословном (кастовом) неравенстве в Древней Индии.
2. продолжить развитие умений анализировать источники и литературу, выделять главное, формулировать выводы, умений оценивать имеющиеся знания.
3. способствовать формированию коммуникативных качеств через умение работать в группах, выступать, вести диалог с учителем и сверстниками.
Методы: частично-поисковый, репродуктивный.
Оборудование: карта «Индия и Китай в древности», учебник, пректор, презентация, тетради, рабочие и оценочные листы.
Тип урока: урок «открытия нового знания» с элементами рефлексии. Развитие УУД.
Личностные:
Формирование собственного отношения к сословно-кастовой системе в Индии.
Коммуникативные:
1) Определение функций участников группы, способов взаимодействия;
2) Инициативное сотрудничество с членами группы в поиске информации;
3) Умение участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других.
Познавательные:
1) умение самостоятельно сформулировать познавательную цель;
2) умение работать с текстом учебника и дополнительными источниками, таблицами;
3) умение сравнивать предметы и объекты, находить сходства и различия;
4) умение высказывать суждения, пересказывать прочитанное, задавать вопросы.
Регулятивные:
1) соотносить известное и неизвестное
2) прогнозировать результат усвоения знаний
3) оценивать результаты работы
Планируемые образовательные результаты:
– осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– самостоятельно делать выводы;
– структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. – самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
– планировать пути достижения целей;
– принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. – участвовать в диалоге;
–слушать и понимать других;
– работать в группах. Понимать важность учебы и познание нового, понимают ценности других народов
Основные понятия: Каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.
Ход урока.
- Актуализация знаний.
Приветствие. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Индии.
Проверка Домашнего задания.
1) Какую страну мы начали изучать на прошлом уроке? (Индия) 2)Почему страна имеет такое название? (Индия — в честь реки Инд) 3)Покажите на карте страну Индию, опишите её местоположение. (Индия находится в Южной Азии, с запада, востока и юга её омывает Индийский океан, а с севера границей служат горы Гималаи) 4) Какие главные реки в Индии? (Инд и Ганг) 5)Охарактеризуйте природные условия Индии. Что общего в природных условиях Египта, Двуречья, Индия? 6) Что выращивают в Индии? (Хлопчатник, сахарный тростник, рис) 7)Из какой детской книги мы можем узнать о животных, обитающих в джунглях? (Киплинг «Маугли»)
Задание: найти в тексте исторические ошибки (подчеркнуть историческую ошибку и исправить). «Индия располагается на западе Азии и омывается Средиземным и Красным морями. Природные условия Индии очень разнообразны. Самыми широкими и многоводными реками Индии являются Тигр и Ганг. Первые города в Индии возникли в долине реки Ганг. А в III тысячелетии до н. э. возникло единое государство под властью царя Хаммурапи. Главными занятиями жителей Индии было мореплавание и земледелие. Индийцы выращивали картофель, рис, оливковые деревья. Поклонялись богам Ганешу и Яхве и считали, что после смерти человек переселяется в царство мертвых».
А сейчас мы отправимся в необычное путешествие.
На доске вам представлены слова: бог Брахма, жрецы, касты, знатные воины, слуги, земледельцы, неприкасаемые. Обращение к классу: Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым? Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? А хотите узнать? Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке. – Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? (Касты)Сословия, группы людей
– Поэтому? Сформулируйте тему нашего урока. (Тема нашего урока «Индийские касты»)
2. Создание проблемной ситуации
– Продолжаем наше путешествие. Итак, давайте представим, что вы живете в Древней Индии, к какой бы касте вы бы хотели принадлежать? (Брахманы, земледельцы, слуги, неприкасаемые, воины). Ответы учащихся.
– В ваших ответах меня кое-что удивило, а вас? (Вы часто называли касту – брахманов)
– Поэтому, какой можно задать вопрос?
Проблема: Почему из представленных каст вы отдали предпочтение именно этой?
Проблема записывается на доске.
3. Целеполагания, версии
– Давайте предположим и ответим на вопрос нашей проблемы.
Учащиеся:
– Брахманы – богатые, знатные, приносили жертвы богам, читали молитвы.
– Воины – умеют сражаться, смелые.
– Земледелец имел свой дом, пахали и сеяли. – Слуги – прислуга в доме. – Неприкасаемые – самые бедные.
Учитель: а как вы считаете, справедливо ли это? – Таким образом, мы выделили несколько версий и для того, чтобы ответить на вопрос, мы должны составить план.
4. Планирование Учащиеся:
1. Миф о происхождении каст.
2. Основные занятия и особенности жизни.
3. Будда – основатель религии буддизм
5. Открытие нового знания
– В Древней Индии мы столкнемся с вами с особым способом деления общества на слои, которые получили название касты. Представители этих групп от рождения получали права и обязанности, профессию и не могли поменять свое положение в обществе.
Запишите в тетрадь определение понятия:
Касты – замкнутые, наследственные, профессиональные группы людей в индийском обществе.
6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания
1. Миф о происхождении каст
Индуизм (брахманизм) - древнейшая мировая религия, вера в бога Брахму, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э. Индусские легенды возводят появление каст к богу Брахме, который создал людей из частей своего тела и разделил их на 4 части, каждая из которых имела свои права и обязанности.
У вас на столе лежат рабочие листы, в которых вы должны отметить, к какой части тела принадлежала каждая каста.
2. Основные занятия и особенности жизни
Работа по группам. Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы.
Название касты | Цвет касты | Основные занятия | Особенности жизни |
(I группа) Брахманы | белый | Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников | Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество |
II группа Воины (кшатрии) | красный | Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука |
|
III группа Земледельцы (вайшью) | желтый | Возделывали поля, работали в мастерских, торговали |
|
IV группа Слуги (шудры) | черный | Служить представителям высших каст | Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам |
V группа Неприкасаемые | Не принадлежали ни к какой касте. |
- Чье положение было самым тяжелым? /Слуг/
Но, оказывается, были люди, чье положение было еще хуже! Хотите узнать, чье?
Организация работы с учебником: какая группа быстрее найдет и расскажет о положении «неприкасаемых». Физкультминутка
- В рабочем листе – работа с текстом.
«Законы Ману» - сборник предписаний о долге, правилах поведения индийца в частной и общественной жизни. Проанализируйте содержание статей, сделайте выводы об общественной жизни древних индийцев, о положении различных категорий населения.
– Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей? (Нет)
– Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно! – И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.
7. Итог урока
– Как оцените свою работу? Вам на рабочих листах представлены смайлики, раскрасьте тот, который считаете нужным.
8. Домашнее задание: § 21 прочитать, ответить на вопросы. Подготовить рассказ от имени представителя одной из каст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: "Индийские касты"
Конспект урока по Древнему миру...
Индийские касты (план- конспект урока)
План-конспект урока....
конспект урока Индийские касты
конспект урока...
Конспект урока по теме: «Индийские касты». 5 класс
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основны...
Индийские касты конспект урока
Материал для использования на уроках истории в 5 классе...
конспект урока "Касты. Индия"
конспект урока "Касты. Индия"...