Индийские касты конспект урока
план-конспект урока по истории (5 класс)

Шилимов Алексей Владимирович

Материал для использования на уроках истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Планируемые образовательные результаты

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Личностные:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– самостоятельно делать выводы;
– структурировать тексты,
 включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
– планировать пути достижения целей;
– принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

– участвовать в диалоге;
–слушать и понимать других;
– работать в группах.

Понимать важность учебы и познание нового, понимают ценности других народов

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

Проектор, презентация, компьютер.

Предварительное задание:

Прочитать §21 Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2021.
Подготовить дополнительный материал о Будде и религии буддизма.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Индии.  И отправимся в необычное путешествие.
На доске вам представлены слова: жрецы, знатные войны, слуги, земледельцы.
– Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? 
(Касты)
– Поэтому сформулируйте тему нашего урока.   
(Тема нашего урока «Индийские касты»)
– Запишите тему урока в тетрадь.

2. Создание проблемной ситуации

– Продолжаем наше путешествие. Итак, давайте представим, что вы живете в Древней Индии, к какой бы касте вы бы хотели принадлежать? (Брахманы. Воины,  земледельцы, слуги)
Записывается на доске и фиксируется, сколько раз называли те или иные касты.
– В ваших ответах меня кое-что удивило, а вас? (Мы часто называли касту – брахманов)
– Поэтому, какой можно задать вопрос?
Проблема: Почему из представленных каст вы отдали предпочтение именно этой?
Проблема записывается на доске.

3. Целеполагания, версии

– Давайте предположим и ответим на вопрос нашей проблемы.
Учащиеся: 
– Брахманы – богатые, знатные, приносили жертвы богам, читали молитвы.
– Войны – умеют сражаться, смелые, а остальные касты имели очень мало
– Земледелец имел свой дом, пахали и сеяли.
– Неприкасаемые – самые бедные.
Учитель: Ребята, а как вы считаете, справедливо ли это? (Нет, поэтому и была создана религия – буддизм.)
– Таким образом, мы выделили несколько версий и для того, чтобы ответить на вопрос, мы должны составить план.

4. Планирование

Учащиеся:
1. Миф о происхождении каст.
2. Основные занятия и особенности жизни.
3. Будда – основатель религии буддизм

5. Открытие нового знания

– В Древней Индии мы столкнемся с вами с особым способом деления общества на слои, которые получили название касты. Представители этих групп от рождения получали права и обязанности, профессию и не могли поменять свое положение в обществе.
Запишите в тетрадь определение понятия:
Касты – замкнутые, наследственные, профессиональные группы людей в индийском обществе.

6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

1. Миф о происхождении каст

Индусские легенды возводят появление каст к богу Брахме, который создал людей из частей своего тела и разделил их на 4 части, каждая из которых имела свои права и обязанности.
У вас на столе лежат рабочие листы, в которых вы  должны отметить, к какой части тела принадлежала каждая каста. (
Приложение 1)

2. Основные занятия и особенности жизни

Работа по группам. Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы.

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Брахманы (I группа)

белый

Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников

Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество

Воины (кшатрии) (II группа)

красный

Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука

 

Земледельцы (вайшью) III группа)

желтый

Возделывали поля, работали в мастерских, торговали

 

Слуги (шудры) (IV группа)

черный

Служить представителям высших каст

Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам

Неприкасаемые (V группа)

Не принадлежали ни к какой касте.

Учащиеся должны подтвердить правильность заполнения таблицы цитатами из текста.

Задание №3 в рабочем листе – работа с текстом.

Найдите и подчеркните ошибки в тексте (разбор текста)

3. Будда – основатель религии буддизм

– Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей? (Нет)
– Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?  Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!
– И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.

Сообщения о Будде и о религии буддизм

– Я считаю, что Будда – основатель религии буддизма, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске) Чьи версии подтвердились?(Почетной из  каст в Индии были брахманы, т.к. во-первых, они были знатными и богатыми, во-вторых, приносили жертвы богам)

7. Рефлексия (итог урока)

Задание №4 Ответить «да» или «нет»

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да)
2. Из ступней бога вышла каста воинов.  
(Нет)
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. 
(Да)
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. 
(Нет)
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. 
(Да)

– Как оцените свою работу?  Вам на рабочих листах представлены смайлики, раскрасьте тот, который считаете нужным.

8.  Домашнее задани: § 22  сообщение о Конфуции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: "Индийские касты"

Конспект урока по Древнему миру...

Конспект урока по теме: «Индийские касты». 5 класс

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний      Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основны...

Конспект урока 5 класс "Индийские касты"

Цель: сформировать у учащихся представление о сословном делении общества в Древней Индии.Задачи:1. способствовать формированию знаний о сословном (кастовом) неравенстве в Древней Индии.2. продолжить р...

Конспект урока по истории 5 класс "Индийские касты"

Конспект урока по истории 5 класс "Индийские касты"...