Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы истории»
рабочая программа (11 класс)
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы истории»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_voprosy_istorii.docx | 45.98 КБ |
Предварительный просмотр:
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЗАВЕТИНСКИЙ РАЙОН, Х.САВДЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САВДЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМ.И.Т.ТАРАНОВА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Савдянская СОШ
им И.Т. Таранова
Приказ от 30.08.2022 № 152
___________ Славгородская Ю.В.
М.П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Актуальные вопросы истории»
Уровень общего образования (11 класс) Среднее общее образование__
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _33___
Учитель __Гилаева Р.М.___
(ФИО)
Программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне и авторской программы «История России в лицах» 10-11 классы /сост. Н.И. Чеботарева, 2017
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ»
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Образовательная программа среднего общего образования МБОУ Савдянской СОШ им.И.Т.Таранова на 2022-2023 учебный год.
-Учебный план МБОУ Савдянской СОШ им.И.Т.Таранова на 2022-2023 уч.год.
-Положение о рабочей программе:
Рабочая программа для 11-го класса составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования.
В учебной программе используется следующий УМК:
-Ю.А.Петров, Н.В. Загладин "ИСТОРИЯ конец XIX- начало XXI века" 11 класс: - М.: ООО "Русское слово-учебник" , 2017.-448 с.: ил. – (Инновационная школа).
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений, учащихся по истории России для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачами курса являются:
- Систематизация и обобщение знаний курса истории
- Организация познавательной деятельности учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ по истории.
- Приобретение учащимися навыков критического анализа учебного текста и освоение приемов работы с текстом.
- Изучение демонстрационных материалов ЕГЭ по истории.
- Приобретение навыков работы с электронными тренажерами ЕГЭ по истории.
- Формирование навыков работы с алгоритмами выполнения заданий разных типов и уровней сложности.
- Практический тренинг выполнения заданий части А, В, С по истории
«Общая характеристика предмета»
Программа «Актуальные вопросы истории» предназначена для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету.
Программа призвана оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с древнейших времен до XII в.», «История России. XII-ХIII в.», «История России с начала XIV до конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.» «Россия в XIX вв.».
В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий.
Работа над темой включает два этапа:
1. Работа с модульным блоком и выполнение тренировочных заданий.
2. Контроль и коррекция полученного результата.
По каждому периоду учащимся предлагается:
1) блок обобщения
2) тренинг, практическое занятие (упражнения по отработке базовых знаний дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике
3)проверочный контроль. Блок обобщения является главным и чрезвычайно важным инструментом формирования общего представления о периоде.
Место и роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит по 1 учебному часу в неделю в 11 классе. Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная система.
Рабочая программа составлена с учетом обязательного минимума исторического образования, в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану.
Программа «Актуальные вопросы истории» рассчитана на 34 часа; 1 час в неделю в соответствии с учебным планом МБОУ Савдянской СОШ им. И.Т. Таранова на 2022-2023 учебный год, фактическим количеством учебных дней (исключая 9.05.2023) с учетом годового календарного графика МБОУ Савдянской СОШ им. И.Т. Таранова на 2022-2023 учебный год, расписания занятий для 1-11 классов МБОУ Савдянской СОШ им. И.Т. Таранова на 2022-2023 учебный год, фактическое количество за год составляет 33. Выполнение рабочих программ в полном объеме обеспечивается за счет уплотнения на 1 час раздела «Россия и мир на современном этапе развития».
Раздел 2. Содержание
«Актуальные вопросы истории», 11 класс
Введение. Роль личности в истории
История России начала XX века
Экономическое развитие России в начале XX века
Николай II- последний российский император
Кризис империи: русско-японская война и революции 1905-1907 гг.
Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина
Культура России в конце XIX-начале XX в.
Россия в Первой мировой войне
Контрольная работа по теме «История России начала XX века»
Россия и мир между двумя мировыми войнами
Февральская революция в России 1917 г.
Переход власти к партии большевиков
Гражданская война и интервенция
Завершение Гражданской войны и образование СССР
От военного коммунизма к нэпу
Культ личности И.В. Сталина и массовые репрессии
Культура и искусство СССР в межвоенные годы
Человечество во второй мировой войне
Начальный период ВОВ
Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г.
Коренной перелом в Великой Отечественной войне
Наступление Красной армии на заключительном этапе войны
Причины, цена и значение великой Победы
Контрольная работа по теме: «Человечество во второй мировой войне»
Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия
Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина
Первые попытки реформ и XX съезд КПСС
Духовная жизнь в СССР в первые послевоенные десятилетия
«Холодная война» и международные конфликты 1940-1970-х гг.
Россия и мир в 1960-1990-е гг.
СССР: от реформ- к застою
Начало политики перестройки
Развитие гласности и демократии в СССР
Кризис и распад советского общества
Контрольная работа по теме: «Россия и мир в 1960-1990-е гг.»
России: курс реформ и политический кризис 1993 г.
Российская Федерация в начале XXI в.
Итоговое занятие
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
«Актуальные вопросы истории», 11 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля. | Дата |
Введение. Роль личности в истории | 1 | Текущий | 6.09 | |
История России начала XX века | ||||
Экономическое развитие России в начале XX века | 1 | Текущий | 13.09 | |
Николай II- последний российский император | 1 | Текущий | 20.09 | |
Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг. | 1 | Текущий | 27.09 | |
Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина | 1 | Текущий | 4.10 | |
Культура России в начале XX века | 1 | Текущий | 11.10 | |
Россия в Первой мировой войне | 1 | Текущий | 18.10 | |
Контрольная работа по теме «История России начала XX в.» | 1 | Тематический | 25.10 | |
Россия и мир между двумя мировыми войнами | ||||
Февральская революция в России 1917 г. | 1 | Текущий | 8.11 | |
Переход власти к партии большевиков | 1 | Текущий | 15.11 | |
Гражданская война и интервенция | 1 | Текущий | 22.11 | |
Завершение Гражданской войны и образование СССР | 1 | Текущий | 29.11 | |
От военного коммунизма к нэпу | 1 | Текущий | 6.12 | |
Культ личности И.В. Сталина и массовые репрессии | 1 | Текущий | 13.12 | |
Культура и искусство СССР в межвоенные годы | 1 | Текущий | 20.12 | |
Человечество во второй мировой войне | ||||
Начальный период ВОВ | 1 | Текущий | 10.01 | |
Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г. | 1 | Текущий | 17.01 | |
Коренной перелом в Великой Отечественной войне | 1 | Текущий | 24.01 | |
Наступление Красной армии на заключительном этапе войны | 1 | Текущий | 31.01 | |
Причины, цена и значение великой Победы | 1 | Текущий | 7.02 | |
Контрольная работа по теме: «Человечество во второй мировой войне» | 1 | Тематический | 14.02 | |
Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия | ||||
Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина | 1 | Текущий | 21.02 | |
Первые попытки реформ и XX съезд КПСС | 1 | Текущий | 28.02 | |
Духовная жизнь в СССР в первые послевоенные десятилетия | 1 | Текущий | 7.03 | |
«Холодная война» и международные конфликты 1940-1970-х гг. | 1 | Текущий | 14.03 | |
Россия и мир в 1960-1990-е гг. | ||||
СССР: от реформ- к застою | 1 | Текущий | 21.03 | |
Начало политики перестройки | 1 | Текущий | 4.04 | |
Развитие гласности и демократии в СССР | 1 | Текущий | 11.04 | |
Кризис и распад советского общества | 1 | Текущий | 18.04 | |
Контрольная работа по теме: «Россия и мир в 1960-1990-е гг.» | 1 | Тематический | 25.04 | |
России: курс реформ и политический кризис 1993 г. | 1 | Текущий | 2.05 | |
Российская Федерация в начале XXI в. | 1 | Текущий | 16.05 | |
Итоговое занятие | 1 | Итоговый | 23.05 |
Лист корректировки
календарно-тематического планирования
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля. | Дата |
Форма и средства контроля
Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая.
Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), курса 11 класса.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся в 11 классе являются устный опрос и письменные работы.
Письменная проверка осуществляется в виде тестов, контрольных и самостоятельных работ.
Раздел 4. Планируемые результаты освоения
программы и система оценки:
Предполагается, что результатом изучения курса в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной
Результаты изучения курса включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Личностными результатами освоения обучающимися курса «Актуальные вопросы истории» в 10 классе являются:
• формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;
• приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода,
интерес к его познанию за рамками учебного курса;
• освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;
• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:
• способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;
• способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
• умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
• овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
На предметном уровне в результате освоения курса «Актуальные вопросы истории» обучающиеся научатся:
• датировать важнейшие события и процессы в истории России, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;
• читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
• характеризовать важные факты отечественной истории, классифицировать и группировать их по различным признакам;
• рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;
• составлять описание образа жизни различных групп населения Руси, памятников материальной и
художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России
В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:
• целостное представление об историческом пути России как о важном периоде отечественной истории, в течение которого развивалась российская цивилизация, складывались основы
российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоидентификации;
• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории
Система оценки планируемых результатов.
Для проверки знаний учащихся предусмотрены следующие формы проверки: отсроченная проверка, первоначальная проверка, итоговая проверка.
Формы учета знаний: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
«5» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов; речь грамотная; выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа.
«4» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение материала недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретически знания и умения.
«3» - усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
изложение недостаточно самостоятельное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, речь бедная.
«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Схема анализа ответа учащегося:
- Знание фактического материала.
- Знание исторических персоналий
- Владение основными терминами и понятиями
- Глубина аргументации
- Самостоятельность оценок и суждений
- Уровень сформированности практических умений
- Умение обобщать, сравнивать, анализировать
- Культура речи
Критерии оценивания письменных работ:
«5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.
«4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
«3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания зам. директора по УВР
Методического совета ________ Колесникова Т.Н.
МБОУ Савдянская СОШ подпись
им И.Т. Таранова
от_____20__ года №____ от_____20__ года
________/ _____________/
подпись ФИО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Актуальные вопросы теоретической общей химии"
Объем курса 34 часа. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обобщить и систематизировать у учащихся знания основных понятий и законов общей и неорганической химии, с...
Программа элективного курса "Актуальные вопросы органической химии"
Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля. Цель - формирование знаний в области органической химии, обеспечение выработки естественнонаучного мировоззре...
Программа элективного курса "Актуальные вопросы современного обществознания"
программа для подготовки к ЕГЭ учащихся 11- х классов...
Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...
Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»
Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»...
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы школьной географии»
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы школьной географии»...