Конспект по истории "В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса"
план-конспект урока по истории
Цели: обучающие: - сформировать у учащихся общее представление о школах, палестрах и гимнасиях Древних Афин; - знакомство учащихся с культурными достижениями Древней Греции. • развивающие: - продолжить формирование навыков работы с текстом учебника и его иллюстрациями, с историческими документами; - способствовать развитию познавательной активности учащихся; - развитие навыков групповой работы. • воспитательные: - формирование толерантного отношения к истории другого народа; - повышение интереса к предмету; |
- приобщение к культурным традициям Древней Греции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0016afec-c1aa2d6c.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса |
Класс | 5 |
Цель | • обучающие: - сформировать у учащихся общее представление о школах, палестрах и гимнасиях Древних Афин; - знакомство учащихся с культурными достижениями Древней Греции. • развивающие: - продолжить формирование навыков работы с текстом учебника и его иллюстрациями, с историческими документами; - способствовать развитию познавательной активности учащихся; - развитие навыков групповой работы. • воспитательные: - формирование толерантного отношения к истории другого народа; - повышение интереса к предмету; - приобщение к культурным традициям Древней Греции. |
Задачи | 1. Формирование умения использовать изученный материал на практике, учиться выражать свое мнение. 2. Развивать навык работы в команде 3. Воспитывать толерантное отношение. |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Планируемые образовательные результаты (предметные) | Анализируя данные об афинских школах, гимнасиях, палестрах выявить особенности образования в Древней Греции; научить выявлять причины возникновения школ, характеризовать их значение для афинского общества; видеть сходство и различия древнегреческих и современных школ. |
Личностные результаты |
|
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Основное содержание темы, понятия, термины | Стиль, палестра, гимнасий. |
Форма | Коллективная, фронтальная. |
Методы | Первичное закрепление нового материала, мозговой штурм, инсценировка. |
Образовательные |
|
Ход урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |
Предметные | Формируемые УУД | |||
1. Организационный момент | Цель: - психологический настрой учащихся; - обеспечение нормальной обстановки на уроке. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм | |
2. Актуализация опорных знаний | Цель: - сосредоточение внимания; - на основе пройденного материала произвести плавный переход к новой теме урока. Ребята, вспомните какие качества ценились у граждан Древней Греции? Где они могли продемонстрировать эти качества? Вспомните, о каких достижениях древних греков вы знаете? А как вы думаете, где древние греки могли овладеть знаниями и умениями? Где вы получаете знания? О чем мы сегодня будем говорить на уроке? | Вспоминают об ораторском искусстве эллинов, Олимпийских играх, о развитии архитектуры и искусства в Афинах. Предполагают, что в Греции существовали учебные заведения, о которых мы и узнаем на уроке и какое значение образование играло в жизни древних греков. | Умение находить или вспоминать нужную информацию. | РУУД: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. ЛУУД: Рассуждение учеников |
3. Целеполагание и мотивация учебной деятельности | Цель: учащиеся самостоятельно определяют тему урока и ставят учебные задачи. 2 слайд: Тема нашего урока: «В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса. Подумайте, как мы будем работать на уроке? 3 слайд: Цель урока: изучить особенности древнегреческого воспитания и образования. План работы: 1) Занятия в школе 2) Посещение палестры 3) В афинских гимнасиях 4) В афинском театре Проблемное задание: Определите, что могут позаимствовать наши современники у греков из их опыта обучения и воспитания детей. | Записывают тему урока. Учащиеся предлагают план изучения темы и с помощью учителя формулируют основные вопросы: Где? С какого возраста? Чему учились? Записывают план урока. | КУУД: уметь строить речевые высказывания; планирование учебного сотрудничества с учителем и детьми. РУУД: уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. ПУУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; ЛУУД: Рассуждение учеников | |
4. Первичное усвоение новых знаний | Цель: проверить умение работать в группах. Сегодня мы будем работать в группах (обратимся к памятке организации групповой работы). Класс делится на 4группы (в каждой группе 1оратор, 1 командир), 2 эксперта. Каждая группа получает задания по темам: 1. Школа. 2. Гимнасия. 3. Палестра. 4. Театр. Карты оценки деятельности в группе В результате работы постараемся ответить на проблемный вопрос нашего урока. Приложение 1. Задания для групп. Приложение 2. Оценочный лист экспертам. | Работают в группах, используя учебник и подготовленные сообщения. Определите, что могут позаимствовать наши современники у греков из их опыта обучения и воспитания детей. | Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира, анализировать их по предложенным признакам. | ПУУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ЛУУД :рассуждение учащихся; |
5.Первичная проверка понимания | Цель: формирование оценочной деятельности у учащихся. Учитель предоставляет слово представителям от групп, предлагает оценить выступление каждого оратора. Ораторы получают лавровые листы для группы из которых в конце урока составят «венок победителя». | Учащиеся выступают с информацией по теме. Группы оценивают выступления «ораторов», задают вопросы. Записывают опорные схемы в тетрадь. | Готовность применять новые знания и умения. | КУУД: уметь строить речевые высказывания; планирование учебного сотрудничества с учителем и детьми. ЛУУД: Рассуждение учеников |
6. Первичное закрепление. | Цель: закрепить полученные знания на уроке. Ораторы групп представляют результат в устной форме и сдают экспертам. Проблемный вопрос: определите, что могут позаимствовать наши современники у греков из их опыта обучения и воспитания детей. | Эксперты подсчитывают баллы В работе с подростками особое внимание обращалось на физическое воспитание. Оно дополнялось занятиями музыкой, пением и религиозными танцами, которые носили боевой, военный характер. | Умение отстаивать мнение группы, основываясь на фактах. | КУУД: уметь строить речевые высказывания; планирование учебного сотрудничества с учителем и детьми. |
7. Домашнее задание | Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы. Оценки за урок. Дифференцированное дом.задание: На «3» - параграф 39 п.3 или п.4 пересказ На «4» - сообщение (Эсхил, Софокол, Аристофан) На «5» - кроссворд параграф 38-39 (20 слов) | Записывают домашнее задание. | ПУУД: контроль и оценка результатов деятельности. | |
8. Рефлексия. | Цель: учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Что мы выяснили с вами на уроке? Что вам больше всего понравилось? Был ли понятен материал? | Вспоминают пройденный материал на уроке. | Умение находить или вспоминать нужную информацию. | ПУУД: контроль и оценка результатов деятельности. ЛУУД: оценивание собственной роли в учебном процессе; РУУД: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Приложение 1.
1 группа:
Изучите п. 1-2 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Чему учили в афинской школе?» Что вам понравилось, а что нет? Чем древнегреческая школа похожа на современную?
Заполните таблицу:
Вопросы для сравнения | Школа |
Чему учили | |
Кого обучали | |
Кто обучал | |
С какого возраста |
Памятка для учеников при работе с вопросом по карточке:
- Прочитай пункт параграфа.
- Составь план.
- Подготовь рассказ по плану.
- Сделай вывод.
2 группа:
Изучите п. 3 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Чему учили мальчиков в палестрах?» Каким видам спорта уделялось внимание? Какое значение в жизни человека имеют занятия спортом? Подготовьте «древнегреческую» физминутку.
Заполните таблицу:
Вопросы для сравнения | Палестра |
Чему учили | |
Кого обучали | |
Кто обучал | |
С какого возраста |
Памятка для учеников при работе с вопросом по карточке:
- Прочитай пункт параграфа.
- Составь план.
- Подготовь рассказ по плану.
- Сделай вывод.
3 группа:
Изучите п. 4 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте опорную схему и выступите с рассказом «Как проходили занятия в гимнасиях?»
Заполните таблицу:
Вопросы для сравнения | Гимнасия |
Чему учили | |
Кого обучали | |
Кто обучал | |
С какого возраста |
Памятка для учеников при работе с вопросом по карточке:
- Прочитай пункт параграфа.
- Составь план.
- Подготовь рассказ по плану.
- Сделай вывод.
4 группа:
Изучите параграф 39 пункт 2, дополнительный материал, иллюстрации и инсценируйте экскурсию в афинский театр.
Используйте следующие определения: Театр, места для зрителей, орхестра, скене, трагедия, комедия, участниками были мужчины.
Памятка для учеников при работе с вопросом по карточке:
- Прочитай пункт параграфа.
- Составь план.
- Подготовь рассказ по плану.
- Сделай вывод.
Приложение 2.
Оценочный лист
№ | Критерии | Оценка |
1 | Оратор: Грамотность речи | |
2 | Логичность выступления | |
3 | Соответствие регламенту | |
4 | Группа: Дисциплина | |
5 | Работа в группе | |
Шкала оценивания: 0 - не справился/ справились 1 - удовлетворительно 2 - очень хорошо | Итого: |
Оценки:
9 - 10 = «5»
7 - 8 = «4»
5 - 6 = «3»
Менее 5 = 2
Ответы:
Вопросы для сравнения | Школа | Палестра | Гимнасия |
Чему учили | Письмо, чтение, счет, пение, рисование и т.д. | Борьба, бег, прыжки, метание копья и диска. | Красноречию, умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании судах |
Кого обучали | мальчиков | мальчиков | мужчин |
Кто обучал | Учитель (педагог) | Учитель (педагог) | Учитель (педагог) |
С какого возраста | С 7 лет | С 12 лет | С 16 лет |
Физминутка:
А сейчас!
В путешествие мы отправляемся
Очень быстро встаем, собираемся.
Нужна небольшая разминка,
Чтоб в пути не была заминка.
Коль готовы вы всегда,
То кивайте да-да-да! (выполнение по смыслу)
А может, отрицателен ваш ответ?
Хочет кто-то остаться НЕТ-НЕТ-НЕТ!
По горам быстрей шагаем
Про Грецию много чего уже знаем.
Вот оливки собираем
И с земли их подбираем. (имитация)
На триере мы гребем
Не отвлекаемся, не отстаем!
К порту причалили. Это-Пирей!
Пора посетить нам Афины скорей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"
Урок-путешествие с элементами ролевой игры....
Технологическая карта урока истории на тему В афинских школах и Гимнасиях
Учебный предмет: историяКласс: 5Автор учебника: А.А. Вигаскин, Г.И. Годер, И.С. СвеницкаяТема урока: « В афинских школах и гимнасиях» Цель урока: показать значимость древнегрече...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии"
Презентация к уроку истории Древнего мира в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии" явялется иллюстративным приложением к разработке урока. Ведущая технология - "погружение в историю" с эле...
12_02_5класс_история_В афинских школах и гимнасиях
12_02_5класс_история_В афинских школах и гимнасиях...
Тест " В Афинских школах и гимнасиях". 5 класс.История.
Тест к уроку истории в 5 классе по теме : " В Афинских школах и гимнасиях"...
урок истории в 5 классе по теме "В афинских школах и гимнасиях"
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС (учебник А.А.Вигасин)...
Конспект урока по истории на тему "В афинских школах и гимнасиях" (5 класс)
урок изучения новой темы...
- Мне нравится (1)