Урок истории в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"
план-конспект урока (история, 5 класс) по теме

Щербакова Нина Анатольевна

Урок-путешествие с элементами ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_uroka.doc335 КБ

Предварительный просмотр:

                                   В афинских школах и гимнасиях

  Эпиграф урока:

  Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ.                                                      

                                                                                         Платон древнегреческий философ.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с системой обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях;
  2. совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  3. воспитывать интерес к истории через приобщение к общечеловеческим ценностям. 

Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма урока: урок – путешествие c элементами ролевой игры.

Оборудование: богиня КЛИО; колесо истории; розга;  12 текстов греческого алфавита; рис № 1 – стиль, деревянная книжка; рис № 2 – музыкальные инструменты; рис. № 3 – пятиборье; листы с именами греческих ученых; карта “Древняя Греция в V в. до н.э.”

Вступительное слово учителя

-Тема сегодняшнего урока , «  В афинских школах и гимнасиях». 

В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. Нашу с вами игру, мы назовём –

« Историческая разминка».

   

  1. Актуализация знаний :         

            -Итак, мы начинаем!  

                         

                                                Поспеши-ка, не зевай

                                                Правильный ответ давай.    

                            (Задание требует от учеников краткого ответа)      

  1. Как древние греки называли свою Родину?  ( Эллада)  
  2. Кто прятался на острове Крит в царском дворце. ( Минотавр)
  3. Кто автор поэмы « Одиссея»?  ( Гомер)
  4. Кто автор поэмы «Илиада»?      (Гомер)
  5. Название поэмы  « Илиада». Почему? (Второе название города Троя-  Илион)
  6. Главный бог в греческой мифологии? (Зевс)        
  7. Назовите имя жены Зевса?  (Гера)      
  8. Объясните полис – это…?  ( Город-государство )              
  9. Как назывался греческий военный корабль?  ( Триера)
  10.  Назовите высший орган власти в Афинах?    (Ареопаг)
  11. Расстояние от Афин до Марафона.  (42 км )
  12. Илоты – это…?   ( Рабы в Спарте.)                
  13. Как назывался боевой строй  афинских воинов в Марафонской битве? ( Фаланга)
  14. Демократия – это…?   (Власть народа)
  15. Как называлось главная площадь Афин? ( Агора)                  
  16. Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колоны? ( Портик)  
  17. Назовите главный порт Афин?  (Пирей)  
  18. Колония-это?.. (Греческое поселение)      
  19. Главный храм в Афинах?  (Парфенон)
  20. Верфь – это…?  (Место строительства кораблей)      
  21. Имя полководца греческих войск в Марафонской битве? ( Мильтиад)
  22. Сколько дней проходили Олимпийские игры?  (5 дней)  
  23. Назовите афинский район, где жили гончары?  (Керамик)  
  24. Назовите имя спартанского полководца в битве у Фермопил? ( Леонид)

 Учитель приветствует ребят, сообщает им цели и тему урока, которую они записывают в тетрадь. Затем организует работу с картой.

Ребята, сегодня мы поговорим  о греческой системе образования, о том, как  велось обучение, какие предметы изучались, кто посещал школы, какие школьные принадлежности использовались, где школьники могли продолжить образование.
Давайте совершим путешествие в Древнюю Грецию, (Звучит "Сиртаки").
Древние греки считали, что всем областям жизни человека покровительствуют боги. Наукой историей ведала богиня КЛИО. Ее обычно изображали со свитком в одной руке и грифельной палочкой в другой. Рядом с ней всегда находилась корзина со свитками, на которых были записаны исторические события и деяния людей. Людям необразованным и невежественным богиня никогда не раскрывала свои тайны. Для любознательных же ее кладовые всегда были открыты.

Учитель вместе с учениками обращается к богине КЛИО с молитвой, просит ее благословления и помощи во время путешествия.

Затем учитель вращает колесо истории, с помощью которого можно попасть на много лет назад.

Итак, в добрый путь! Колесо истории поможет нам попасть на много тысячелетий назад – в IV век до н.э.:

Колесо истории влево повернись,
Расскажи о прошлом, расскажи про жизнь
Про эпохи, войны, про борьбу за власть,
Как сумели многие в историю попасть?

1. Главная задача греческой культуры/

Ребята! Мы с вами находимся в Древней Греции, в Афинском государстве.

Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры.

Главная задача греческой культуры – воспитать всесторонне развитого человека.

Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение “всесторонне развитая личность”? Правильно, физическое здоровье также важно, как и умственное, и моральное развитие.

К воспитанию именно такого человека и стремились греки.

2. Древнегреческий алфавит, письменность.

Вы уже знаете, что в VIII – VI в.в. до н. э. греки основали множество колоний на побережье Средиземного и Черного морей и стали называть себя эллинами, а свою родину – Элладой. Их объединяли общий язык, обычаи, религия, единая письменность. Нам трудно представить современную жизнь без письменности, - ведь она наилучший способ сохранения информации, передачи знаний.

Вспомните, на каких материалах писали люди в древности? (Камень, глина, береста, папирус, пергамент, бумага)

В X в. до н.э. финикийцы, жившие на Восточном побережье Средиземного моря (работа с картой) создали алфавит, состоявший из 22 знаков – букв. На основе этого алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы.

Давайте сравним эти два алфавита. В чем между ними разница?

На доске пишется по-финикийски: ТН КС, по-гречески: ТОН КОСА

Вывод: греческая система письма была более простой. Их алфавит лег в основу латинского алфавита и стал прототипом европейских языков. Овладеть письмом можно было за короткий срок, поэтому все свободные мужчины Греции были грамотны. Греки любили и берегли книги.

3. Учебные заведения Древней Греции.

В Греции было несколько типов учебных заведений.

А какие учебные заведения есть в нашем поселке? (школа).

Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем какими они были и чему в них учили. (Учитель работает на доске со схемой, учащиеся в тетрадях)

I.   Рабочий лист.

Задание 1.

Жалоба раздражённой матери учителю  на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора.

 « Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое число приходиться  вносить за него деньги он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую,  я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если возьмёт в руки, то и тогда  ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит.  Ох,  как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день. А , попробуй-ка,  посильнее постращать его,  так он взберётся на крышу и сидит там  словно  обезьяна.  А мне не столько жаль его, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел».                  

   Вопрос к классу. – Что нового о древнегреческой школе,  вы узнали из этого сообщения?  

 Предполагаемый ответ. Обучение было платным. В школе  для письма,  использовали  специальные дощечки, покрытые воском. Не все дети ,  добросовестно относились к учёбе в школе.)  

Прочитайте п.1 § 38.

1. С какого возраста начиналось обучение в Древней Греции?

2. Кого называли педагогами?. Каковы были их обязанности?

3. Греческие педагоги нередко плохо говорили по - гречески. Почему?

4. Кого называют педагогом в наши дни?

5. Кто мог учиться в школе?

Мы находимся в обычной греческой школе. Представьте, что вы – греческие ученики, а я ваш учитель. В школу вас привели рабы – педагоги. Греческие мальчики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки.

Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!

Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь, я ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, , сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать и считать. Запомнили?

  В греческих  школах  были разные ученики,  не всем легко давалось грамота.

Рассказывали про одного богача, который подарил своему ленивому сыну 24 раба, имена их начинались с первых букв алфавита.

 

Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. А с чего мы начнем обучение? Конечно же, со знакомства с греческим алфавитом.

 Приготовьте свои дощечки и стили.

У каждого ученика на парте лежит лист с греческим алфавитом. Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву, дети следят за ним. Затем алфавит читается хором.

Греческий алфавит

1. Как по-гречески называется наука о прошлом? Правильно, история. 

А писали на деревянных табличках, покрытых  воском и деревянной палочкой, которая называлась стилем. Плоским концом стиля затирали допущенные ошибки. “Чаще переворачивай стиль!” - говорил учитель – грек своим ученикам. Примерно то же требует учитель в наши дни: работай с черновиком, не пиши сразу набело, совершенствуй свой стиль.

Давайте запишем это слово (Проговариваю буквы и записываю слово по- гречески на доске, а дети – в тетрадях)

2. Теперь научимся писать тех родных и близких, кого мы каждый день видим в своем доме. “Мама” – по – гречески (матер).

3. А как будет по-гречески “папа”? (патер) Запишите это слово самостоятельно. Кто справится быстрее всех, поднимите руку.

Во время выполнения задания наблюдаю за детьми, иногда ругаю, советую чаще переворачивать стили, работать прилежно. Проверяю выполнение задания, вызываю одного ученика к доске. На дом даю задание: составть по-гречески 5 – 10 слов, имеющих отношение к истории Древней Греции.

Урок грамматики подошел к концу. Мы научились немного писать и читать по-гречески.

-Дома вы запишите  слово «полис» и «демос» на греческом языке.

Мы научились немного читать и писать по-гречески, теперь начнем учиться считать. Тем, кто был прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет освоить и счет, потому что наши  буквы умеют в разных случаях быть то знаками речи, то цифрами и числами.

Учитель открывает  написанные на доске цифры.

Ребята, обратите внимание, исчезли заглавные буквы, остались только прописные. Над ними поставлен специальный значок. Буквами обозначены единицы, десятки и сотни. Арифметические знаки у греков были такие же как у нас.

Учитель:

-Сейчас мы с вами решим задачу и запишем ее.

Учитель читает условие задачи:

Деметриос шалил на уроке и получил восемь ударов палкой, а Фотион опоздал на занятия и был наказан четырьмя ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?

Учащиеся решают задачу и записывают ее с помощью греческих букв – цифр. Учитель тоже записывает решение на доске. Учащиеся сравнивают решение задачи, изображенное на экране со своими записями

В школах греческие мальчики изучали также поэзию – заучивали наизусть отрывки из поэм. Ребята, а какие древнегреческие поэмы вам известны? Назовите их авторов.

Преподавались также танцы и музыка. Мальчики овладевали искусством хорового пения, учились играть на музыкальных инструментах: лире, кифаре, арфе, флейте.

Это были основные школьные предметы.

Слово “школа” греческого происхождения. А чем она отличается от наших школ?

II.

Путешествие в школу закончилось, наш путь лежит в палестру.( обозначаем на схеме).

Рабочий лист .    Задание 2.

Прочитайте п. 3 § 38.

1. Чем занимались в палестре?

2.  каким видам спорта обучались мальчики в палестрах? (Пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска).

Палестра (“пале” - борьба) – с 12 лет мальчики посещали еще одну школу – школу борьбы (гимнастическую).

Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы?

В палестрах стоят статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета.

Работа с текстом учебника – ребята рассматривают статуи атлетов. Затем на доску вывешиваю лист, на котором изображены разные виды спорта.

Обратите внимание, ребята, как скульпторы изображают человеческую фигуру - в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса.

Давайте, выполним несколько не сложных упражнений.

Учащиеся выполняют комплекс спортивных упражнений

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!

1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).

2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало).

3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль).

Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы!

III.

А дальше наш путь лежит в афинский гимнасий.

Рабочий лист.

Задание 3.

П. 4 § 38.        

1. Что такое гимнасий?

2. Кто мог их посещать?

Чему учились в гимнасиях?

Гимнасий– взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали гимнасии – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.

В гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, обучали искусству красноречия – умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. О, дар слова – великая сила!

Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы попробуем сделать первое упражнение.

Вызываю двух учеников к доске.

Задание: Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.

IV.

Большой вклад в развитие мировой науки внесли древнегреческие ученые.

Вывешиваю на доску таблички с их именами, кратко комментирую, а дети делают записи в тетрадях.

Пифагор – известный математик; Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии; Геродот – “отец истории” - описал войны греков с персами; Гиппократ – знаменитый врач; Аристарх – догадался о вращении Земли; Сократ – философ, будил мысли о правде, добре и зле.

Завершится наше путешествие по учебным заведениям Древней Греции посещением медицинской академии - это разновидность гимнисия.

Одним из известных врачей Греции, основавшим медицинскую школу на о. Кос (показать на карте) был Гиппократ. До него считалось, что человек болеет оттого, что в его тело вселились злые духи. Стоит их выгнать, и человек здоров.

Изобразите, пожалуйста, что вы сильно больны гриппом (дети изображают: чихают, кашляют). Попробуем избавиться от болезни с помощью заклинания, повторяйте за мной:

Из моего тела грипп уходи! Злые духи с позором убегайте! Кашель в мое тело не возвращайся! Ну что, помогло вам заклинание избавиться от болезни? Мне – нет!

По учению Гиппократа врач должен был не изгонять болезнь из организма, а помогать организму преодолевать ее. Гиппократ и его ученики создали труды о правильном питании, лекарствах и операциях – это был крупный вклад в развитие медицины.

Закрепление

Пора и в обратный путь. Но что это? Колесо истории не вращается, не желает возвращать нас домой. Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке.

I. Составьте расписание уроков:

I вариант – в греческой школе
II вариант – в палестре

II. Логическая цепочка. Что здесь лишнее и почему?

а) стиль, автоматическая ручка, деревянная книжка;

б) Гиппократ, Геродот, Перикл.

III. Текст с ошибками. Исправьте не менее 6 ошибок в тексте:

Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.

IV. Познавательное задание.

Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? А кого называют педагогами в наши дни?

V. Работа нескольких учащихся у доски.

Школа, праздник, бумага, стиль, хор, авторучка, арифметика, история, театр, полис, урок;

б) отметить знаком “+ ” предметы, относящиеся к теме урока, знаком “-” - не относящиеся:

На доске лист с рисунками: свиток, будильник, флейта, гласные и согласные буквы, деревянная книга, бутылек с лекарством, маски, счеты, атлет, розги, бумажная книга и др.

Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Мы сегодня побывали в школах и гимнасиях Древней Греции, и, наверное, вы поняли, что, несмотря на различные способы обучения, цель была одна - получение знаний, стремление к совершенствованию, к новым знаниям. Это именно то, что отличает человека от других живых существ. Свидетельством этому служат и слова древнегреческого философа Платона: "...Только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ; невежда же - самое дикое создание из всех существующих на земле..."
Я глубоко верю в то, что среди вас никогда не было и не будет тех, кого можно было бы назвать невеждами.

Домашнее задание:  § 38.

1.  запишите  слово «полис» и «демос» на греческом языке

2. Правила ораторского искусства

Вы были любознательными путешественниками, узнали много нового и интересного. Давайте поблагодарим за это богиню КЛИО, которая вам сегодня хорошо помогала и открыла некоторые свои тайны., Вы калой кай аготой! Прекрасные и совершенные!  Урок окончен. Хайрес.  «До свидания». Вы, как воспитанные ученики, должны мне ответить также «Хайрес».

Учащиеся:

«Хайрес»     Звучит музыка «Сертаки».Учитель собирает жетоны, оценивает детей.


                                                   Рабочий лист

Задание 1.

Жалоба раздражённой матери учителю  на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора.

 « Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое число приходиться  вносить за него деньги он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую,  я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если возьмёт в руки, то и тогда  ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит.  Ох,  как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день. А , попробуй-ка,  посильнее постращать его,  так он взберётся на крышу и сидит там  словно  обезьяна.  А мне не столько жаль его, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел».                  

   Вопрос к классу. – Что нового о древнегреческой школе,  вы узнали из этого сообщения?  

 Предполагаемый ответ. Обучение было платным. В школе  для письма,  использовали  специальные дощечки, покрытые воском. Не все дети ,  добросовестно относились к учёбе в школе.)  

Прочитайте п.1 § 38.

1. С какого возраста начиналось обучение в Древней Греции?

2. Кого называли педагогами?. Каковы были их обязанности?

3. Греческие педагоги нередко плохо говорили по - гречески. Почему?

4. Кого называют педагогом в наши дни?

5. Кто мог учиться в школе?

Задание 2.       Прочитайте п. 3 § 38.

1. Чем занимались в палестре?

2.  Каким видам спорта обучались мальчики в палестрах?

Задание 3.        П. 4 § 38.        

1. Что такое гимнасий?

2. Кто мог их посещать?

3. Чему учились в гимнасиях?

Греческий алфавит

Греческие цифры

α

1

ι

10

ρ

100

β

2

κ

20

σ

200

γ

3

λ

30

τ

300

δ

4

μ

40

υ

400

ε

5

ν

50

φ

500

ϛʹ ʹ

6

ξ

60

χ

600

ζ

7

ο

70

ψ

700

η

8

π

80

ω

800

θ

9

ϟ

90

ϡ

900


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "В афинских школах и гимнасиях"

Конспект составлен по ФГОС. В конспекте определена деятельность учителя и ученика. Показано применение технологии развивающего обучения через выполнение различных заданий....

Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"

Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....

Презентация к уроку истории в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии"

Презентация к уроку истории Древнего мира в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии" явялется иллюстративным приложением к разработке урока. Ведущая технология - "погружение в историю" с эле...

урок истории в 5 классе по теме "В афинских школах и гимнасиях"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС (учебник А.А.Вигасин)...

Презентация к уроку истории 8 класс коррекционная школа «Личность Петра I»

Презентация к уроку истории 8 класс коррекционная школа...

Конспект урока истории 8 класс коррекционная школа 8 вида

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы 8 вида "Создание тайных обществ"....