12_02_5класс_история_В афинских школах и гимнасиях
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
12_02_5класс_история_В афинских школах и гимнасиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12_02_5klass_istoriya_v_afinskih_shkolah_i_gimnasiyah_prezentatsiya.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В афинских школах и гимнасиях
Эпиграф урока (написан на доске):
«Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ».
Платон, древнегреческий философ.
Тип урока: урок изучения нового содержания
Форма урока: урок – путешествие c элементами ролевой игры.
Педагогические задачи: способствовать развитию умения учащихся применять понятие «школа» в другой ситуации по алгоритму.
Цели урока: к концу урока учащиеся будут способны в предметной области перечислить и описать виды древнегреческих образовательных учреждений, выявить роль раба-педагога, признаки содержания системы обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях, называть черты сходства и отличия их от современных школ;
в метапредметной области: обеспечить развитие умений анализа, синтеза, сравнения, оценки;
в регулятивной области: переключаться от одного вида деятельности к другому;
в коммуникативной области: обеспечить развитие умения работать в группе
Методы обучения:
– методы устного изложения и активизации познавательной деятельности учащихся: объяснение, беседа с учащимися по теме, рассказ;
– методы иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала: использование интерактивных технологий;
– метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с текстом;
– методы проверки знаний и умений учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный опрос.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, учебная и дополнительная литература, карточки-задания, слайдовая презентация, рисунки с изображением раба-педагога, картина “Греческая школа”, иллюстрация «Богиня КЛИО»; жетоны с изображением лаврового венка; 13 текстов греческого алфавита; рис № 1 – стиль, деревянная книжка; рис № 2 – музыкальные инструменты; рис. № 3 – пятиборье; листы с именами греческих ученых; карта “Древняя Греция в V в. до н.э.”, портреты греческих ученых; раздаточный материал (тесты, тексты исторических задач и др.).Основные понятия: школа, педагог, гимнасий, палестра, ликей, академия, стиль, дощечка с воском, греческая письменность.
Этап урока | Ход урока |
1.Целеполагание | Ребята! Сегодня мы продолжим наше пребывание в Древней Греции. Вы видите, что тема урока закрыта, и я специально это сделала, так как хочу, чтобы вы сами догадались о ней (как было организовано греческое образование Уроки в греческой школе). Итак, вы изучили некоторые страны древности. В каждой из них была своя система образования. Я хочу предложить вам такое задание: сейчас я зачитаю небольшие сведения о школах разных стран, а вы скажете, о школе какой страны шла речь в том или ином примере. 1. (Показываю рисунок с изображением египетской школы) - "Школу посещали мальчики, и то не все. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов и жрецов. Часто и сами школы находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Сначала мальчиков учили писать на черепках битой посуды, потом им доверяли папирус. На нем писали острой тростинкой, обмакивая ее в краску". О какой школе шла речь? (О египетской) 2. (Показываю рисунок с изображением бамбуковой книги) "Ученики этой школы излагали содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Сами книги выглядели совсем не так, как наши. Писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстие и продевали бечевку. Связка бамбука и была книгой". А это какая школа? (Древнекитайская) На экране изображение древнегреческой школы. Задается вопрос: О чём же пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Ребята, а что бы вы хотели увидеть в этой школе, с кем бы вы хотели познакомиться? (учащиеся сами ставят цели урока): Вопросы учащихся фиксируются на доске? (Открывается ранее закрытая тема урока) Учащиеся называют тему урока. Учащиеся принимают участие в формулировании вопросов, самоопределяются. (познакомимся с педагогами, кто и чему учились в школе, поговорим об афинских школах и гимнасиях, о том, как тут велось обучение, какие предметы изучались, кто посещал школы, какие школьные принадлежности использовались, где школьники могли продолжить образование. Сообщается о системе оценивания на уроке: активные участники в течение урока будут получать жетоны, на которых изображен лавровый венок – символ победы, за правильно выполненное задание на «5» жетон красного цвета, «4» - зелёный, «3» - жёлтый. |
2. Актуализация знаний и подготовка к восприятию. | Диагностика, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. Игра будет идти в несколько туров. Нашу с вами игру, мы назовём – «Историческая разминка». -Итак, мы начинаем! Первый тур. На первый тур, вот шутка Дана одна минутка Поспеши-ка, не зевай Правильный ответ давай. (Задание требует от учеников краткого ответа)
|
Второй тур. Всем известно и неново Карта важная основа Битвы, действия и страны Вам укажет неустанно Если есть у вас желанье Приступаем. Все вниманье. Задания второго тура направлены на закрепление знаний исторической карты: Покажите на карте - Балканский полуостров. -остров Крит, Аттику, остров Саламин, город Спарту, греческие колонии, место Марафонской битвы, пролив Геллеспонт, город Трою, место проведения Олимпийских игр. | |
Третий тур. Эрудиты, эрудиты! Все пути для вас открыты. Все вопросы вам легки, А если будет трудно, Пятиклассник не грусти. У своего товарища Помощь попроси! (Третий тур требует от учеников развёрнутого ответа, объяснение крылатого выражения) 1 « Троянский конь». 2 «Нить Ариадны».3 «Ахиллесова пята». 4 «Лаконичная речь». 5 « Драконовы законы». 6 « Между Сциллой и Харибдой». 7 « Яблоко раздора». | |
Четвёртый тур. Приложите все старанья Для последнего заданья. В четвёртом туре отгадать, Кому слова эти могут принадлежать?
1 .« Радуйтесь, мы победили!» ( Афинский воин в 490г до. н.э. после Марафонской битвы). 2 .« Там, на дне вы найдёте достаточно и земли и воды». ( Спартанцы персидским послам перед греко - персидской войной.) 3. «Рабыня раньше, а теперь свободная». ( Солон, когда убрал долговые камни.) 4. « Да, я упал, но лишь один раз…» ( Олимпийский чемпион Милон.) 5.«О, ты, горькая морская влага. Вот тебе». ( Ксеркс, при переходе через пролив Геллеспонт.) 6. « Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осёл». (Афиняне, о своём городе.) По ходу игры раздаются жетоны. | |
3. Постановка учебной задачи. | Создание проблемной ситуации: Мы уже изучили ряд стран древнего мира, и знаем об организации обучении в них. Вы сами учитесь в школе. Что же важно выяснить сегодня на уроке? (Учащиеся ставят проблемный вопрос и называют пути решения: Сравнить обучение в современной школе и афинской. Что нравится, а что нет? Почему?) |
4. Открытие нового знания | Организуется выполнение заданий в группах. Просмотр информационного материала и изображений о греческой школе через проектор. Работа по инструктивным карточкам-заданиям Обсуждают в группе, делают выводы КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 1 ШКОЛА ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ ЛИТЕРАТУРУ (РАСПРЕДЕЛИТЕ МЕЖДУ СОБОЙ РАБОТУ НАД МАТЕРИАЛОМ): Разыграйте сценку “Жалоба раздраженной матери учитель на прогульщика сына” (по УЧЕБНИК П.1 И 2 ПАРАГРАФА 38 ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ Подготовьте НЕБОЛЬШОЙ РАССКАЗ ПО ТЕМЕ: «Чему учили и как воспитывали детей в Древней Греции» документу в учебнике) Задание. Ответить на вопросы: Каково было отношение к образованию? Почему гречанка во что бы то ни стало хочет дать образование сыну? Отрицали ли родители телесные наказания своих чад? КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 2 Палестры ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ ЛИТЕРАТУРУ (РАСПРЕДЕЛИТЕ МЕЖДУ СОБОЙ РАБОТУ НАД МАТЕРИАЛОМ): УЧЕБНИК П.3 ПАРАГРАФА 38 ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ Подготовьте НЕБОЛЬШОЙ РАССКАЗ ПО ТЕМЕ: «Чему учили мальчиков в палестрах» |
5. Моделирование нового знания | Организация управления и диалога Учебная ситуация: сравнить роль педагога в Древней Греции и сейчас Кого сегодня называют педагогами? Кто сегодня может стать педагогом? Сравните древнегреческого и современного педагога. Назовите сходства и различия. Раб-педагог Современный педагог Сходство ? ? Различие ? ? «Чему учились взрослые афиняне в гимнасиях» Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы попробуем сделать первое упражнение. Вызываю двух учеников к доске. Задание: Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени. Большой вклад в развитие мировой науки внесли древнегреческие ученые. Вывешиваютя на доску таблички с их именами, кратко комментируются, Пифагор – известный математик; Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии; Геродот – “отец истории” - описал войны греков с персами; Гиппократ – знаменитый врач; Сократ – философ, будил мысли о правде, добре и зле. - В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Демокрит, Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их. Одним из известных врачей Греции, основавшим медицинскую школу на о. Кос (показать на карте) был Гиппократ. До него считалось, что человек болеет оттого, что в его тело вселились злые духи. Стоит их выгнать, и человек здоров. Изобразите, пожалуйста, что вы сильно больны гриппом (дети изображают: чихают, кашляют). Попробуем избавиться от болезни с помощью заклинания, повторяйте за мной: Из моего тела грипп уходи! Злые духи с позором убегайте! Кашель в мое тело не возвращайся! Ну что, помогло вам заклинание избавиться от болезни? Мне – нет! Учитель: Древние греки считали, что любовь к родине – высшая доблесть гражданина. Как вы понимаете это высказывание? Подтвердите его примерами из истории. Класс делится на две команды, которые получают равное количество карточек с текстом. Проанализировав просмотренный компьютерный материал и тексты в карточках, учащиеся должны определить: а) что в греческих школах и гимнасиях было, на ваш взгляд, положительным б) что было отрицательным; в) какие положения греческого образования вы взяли бы в нашу современную школу. Представители команд высказывают свою точку зрения и обосновывают ее.
Игра. Знаете ли вы, что…. |
6. Первичное закрепление | Наиболее интересные, глубокие и оригинальные ответы учащихся оцениваются (раздаются жетоны). Приложение. Материал карточек. 1. Лучшими в Греции были школы в Афинах, они были не государственными, а частными. Обучение было платным. 2. В греческих школах учились только мальчики свободных афинских граждан, начиная с семи лет. 3. В школу мальчиков водил педагог (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий» ребенка). Педагогом был раб, состарившийся или увечный, который был неспособен ни для какой другой работы. 4.Педагог не только водил мальчика в школу и нес его письменные принадлежности и музыкальные инструменты, но и учил хорошим манерам: ничего не брать самому за столом, не класть нога на ногу, громко не разговаривать, при появлении старших вставать и пр. 5.Непослушных и не учащих уроков учеников, ленивых неисполнительных учитель наказывал плеткой из бычьего хвоста. 6.Младшие ученики писали на деревянных дощечках, натертых воском, острым концом металлической или костяной палочки, стилем, который с обратной стороны был плоским, чтобы затирать ошибки на дощечке. Старшие ученики писали еще на дорогом материале-папирусе 7) В школах учили читать, писать, считать, рисовать. Особую любовь прививали к литературе, стихам Гомер и других поэтов, а также к музыке. Греки считали, что без любви к музыке и умения петь нельзя стать настоящим человеком. 8. Каникулы для греческих детей были весной. Мальчики не посещали школу в дни побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвященных греческим богам. 9. С двенадцати лет мальчики посещали еще одну школу, где занимались гимнастикой, борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра ( от слова пале - борьба). 10. В Греции все свободные граждане были грамотными людьми. Работа с иллюстрациями Рассмотрите изображения на чаше и выполнить следующие задания: 1.составить расписание занятий в афинской школе; 2. определить по рисункам, кто из героев этих сценок учитель, кто педагог и кто из них ученик, чему, по вашему мнению, обучался изображенный на чаше ученик; 3. в чем отличие греческого педагога от учителя? |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | В Греции было несколько типов учебных заведений. А какие современные учебные заведения вы знаете? (школы, ПТУ, университет, колледж, гимназии, техникумы). Мы посетили учебные заведения Древней Греции, узнали какими они были и чему в них учили. (Учитель предлагает на доске схему, которую надо закончить) Учащиеся выполняют её в тетрадях – Сегодня мы побывали в школах и гимнасиях Древней Греции. Давайте подведем итог нашему путешествию. Надеюсь, вы поняли, что, несмотря на различные способы обучения, цель образования в Древней Греции была одна – получение знаний, стремление к совершенствованию, к новым знаниям. Я глубоко верю в то, что ваши цели сегодня такие же, несмотря на многовековую разницу. |
8. Включение нового знания в систему знаний | Ребята, мы провели с вами небольшую разминку, а теперь я хочу убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал о греческих школах и гимнасиях. С этой целью я предлагаю выполнить задание- тестирование Учащиеся получают листочки с заданиями- тестами, применяют знания в новой ситуации. 1.В 8 в. до н. э. в Греции появилась новая письменность. Чей алфавит был положен в его основу? а. вавилонский, б. египетский, в.финикийский 2.Какие учебные заведения посещали афинские мальчики? а палестру, б библиотеку Ашшурбанапала, в школы писцов. 3 Что называлось стилем в Древней Греции? а палочка для письма, б манера разговора, в манера ношения одежды. 4 Особенностью древнегреческого письма не является? а передача согласных звуков буквами, б рисунчатый облик греческих букв, в передача гласных звуков отдельными буквами. 5 Школа в Афинах для занятий гимнастикой называлась а Ликей, б Академия, в палестра. 6 Греческий ученый, прозванный «отцом истории» а Геродот, б Софокл, в Гомер. 7 На чем писали ученики афинских школ в 5 в.до н. э.? а на пергаменте, б на дощечках, натертых воском, в на бумаге. 8 Афиняне ставили своей целью воспитать из школьника а бесстрашного воина, б всесторонне развитого гражданина, в хитроумного купца. 9 Где обучались афинские девочки? а в палестрах б дома, в в гимнасиях. 10 В афинских школах обучались а сыновья афинских граждан, б все дети жителей города, в сыновья и дочери афинских граждан. Проверка тестирования (учитель читает ответы). |
7. Рефлексия | Сегодня, путешествуя по Древней Греции, вы убедились, какой большой вклад внесли древние греки в развитие письменности, чему и как учили в афинских школах и гимнасиях. Пора и в обратный путь. Но что это? Мы не можем вернуться домой. Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке. I. Познавательное задание. Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? А кого называют педагогами в наши дни? Что еще нового узнали вы сегодня на уроке? |
Заключительное слово Платон, древнегреческий ученый, говорил, что только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ, невежда же самое дикое создание из всех существующих на земле. -Согласны ли вы с мнением Платона? Обоснуйте свой вывод. Наше путешествие заканчивается, давайте с вами подсчитаем сколько вы набрали сегодня за время путешествия жетонов. Выставляются оценки. итоги Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Достижения педагогической мысли Греции о всесторонне развитой личности, об умственном, физическом и моральном развитии человека остаются актуальными и сегодня. Мы с вами должны действительно стремиться к всестороннему развитию, чтобы быть сильными, активными гражданами нашего государства. Вы были любознательными путешественниками, узнали много нового и интересного. Домашнее задание: § 38. стр.173-176 прочитать составить по-гречески 3 слова, имеющих отношение к истории Древней Греции.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"
Урок-путешествие с элементами ролевой игры....
Презентация на тему: "В афинских школах и гимнасиях"
Презентация для изучения истории древнего мира в 5-м классе по теме: "В афинских школах и гимнасиях"...
В афинских школах и гимнасиях.
В презентации раскрывается система образования в Древней Греции. Рассказывается о том, в каких учебных заведениях получали образование дети и взрослые в древней Греции....
План-конспект урока по теме "В афинских школах и гимнасиях"
Конспект составлен по ФГОС. В конспекте определена деятельность учителя и ученика. Показано применение технологии развивающего обучения через выполнение различных заданий....
Урок в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"
Материал содержит конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС, приложения к уроку (карточки для групп, проверочные задания и карты оценки работы в группе) и презентацию....
Технологическая карта урока истории на тему В афинских школах и Гимнасиях
Учебный предмет: историяКласс: 5Автор учебника: А.А. Вигаскин, Г.И. Годер, И.С. СвеницкаяТема урока: « В афинских школах и гимнасиях» Цель урока: показать значимость древнегрече...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии"
Презентация к уроку истории Древнего мира в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии" явялется иллюстративным приложением к разработке урока. Ведущая технология - "погружение в историю" с эле...