Конспект по истории "Персидская держава"
план-конспект занятия по истории (5 класс)
Цели урока:
- познакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и ее государственно-административным устройством;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000e7464-7a0e5ec6.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Персидская держава "царя царей"
Дата: 28.11.2016
Класс: 5
Учитель: Арипова Алина Альбертовна
Лянтор, 2016
Тема: Персидская держава "царя царей".
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока:
- познакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и ее государственно-административным устройством;
Планируемые результаты:
1. Предметные: знать основные достижения стран Передней Азии; основное понятие по изучаемой теме: держава; уметь находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках; применять основные термины и понятия по изучаемой теме;
2. Личностные: понимание культурного многообразия мира; толерантность;
3.Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Основные понятия: держава.
Средства:
- Учебник А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «Всеобщая история. История Древнего мира», М., Просвещение 2014 г.
- Презентация
Ход урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |
Предметные | Формируемые УУД | |||
1. Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм | |
2. Актуализация опорных знаний Проверка выполнения домашнего задания | Скажите, какой раздел мы с вами сейчас изучаем? А какую главу? 1 слайд: 1. Какие изменения произошли в жизни ассирийцев с освоением ими железа? 2. Как была вооружена ассирийская армия? 3. Что такое таран? 4. Как поступали ассирийские воины с пленными? 5. Какие крупные государства и города покорили войска ассирийцев? Сделай вывод, почему ассирийская держава не смогла устоять под ударами вавилонян и мидийцев. Решение задач №1, 2. | Воспроизводят знания названия раздела и главы, изучаемой ранее. Около X в. до н. э. люди начали обрабатывать железо. Это позволило им изготовлять новые орудия труда и оружие, которые были прочнее медных. Ассирййская армия по тем временам стала самой сильной в мире. У воинов были железные мечи, топорики, круглые щиты, обитые металлическими бляхами, а также луки и панцири. Ассирийцы использовали конницу. Крепостные сооружения воины разрушали с помощью тарана. Благодаря этому они смогли покорить государство Урарту, Вавилон, часть Палестины, города Библ, Тир, Сидон. Но несмотря на это, сильная Ассирийская держава распалась, так как против ее правителей объединились жители покоренных стран и подняли вооруженное восстание. | Умение находить или вспоминать нужную информацию. | РУУД: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. ЛУУД: Рассуждение учеников |
3. Целеполагание и мотивация учебной деятельности | Итак, мы выяснили причины появления и падения сильной Ассирийской державы. Как изменилась после этого обстановка в Западной Азии об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним государством. На какие главные вопросы мы должны отвечать? Давайте посмотрим на карту. Обратите внимание на название карты (2 слайд) 1) Так как называется это государство? 2) Давайте подумаем что такое держава? (мозговой штурм) Значит, что будет темой изучения нашего урока? Тема урока: Персидская держава.(3 слайд) Цель урока: Какие древние страны вошли в состав Персидской державы План работы: (4 слайд) 1. Три великих царства в Западной Азии. 2. Завоевания персов. 3. Персидская держава при Дарии I. Проблемное задание: Определите, в чём были могущество и слабость Персидской державы. | 1) Персидская держава 2)Держава – независимое, самостоятельное государство. (записывают) Записывают тему урока. Записывают план урока. | Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира, анализировать их по предложенным признакам. | КУУД: уметь строить речевые высказывания; планирование учебного сотрудничества с учителем и детьми. РУУД: уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. ПУУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; ЛУУД: Рассуждение учеников |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. | 1. Три великих царства в Западной Азии: Работа осуществляется в парах: приложение №1 таблица, заполнение первых двух столбцов. (5 слайд) 1)Найдите на карте и определите местоположение царств. 2. Завоевания персов: Работа осуществляется в парах: карточка № 1. (6 слайд) Физкультминутка 7 слайд 3. Персидская держава при Дарии I: Работа осуществляется в парах: карточка № 2. Причины падения Персидской державы: (9 слайд) 1)недальновидные цари сами устранились от военного дела, а их примеру последовала знать персидская; следствие - они стали предпочитать дворцы походам, женщин - оружию; 2)наемники подорвали внутреннее единство персидской армии; 3)снизилось упорство в военном деле (в упражнениях); обогащение развратило; рыцарский дух пал; солдат обабился; 4) прежние победы и былое военное могущество сформировали пренебрежение к противнику, воспитали нежелание учиться и что-либо менять в военном деле: в то время, как другие совершенствовали оружие, снаряжение, доспехи и тактику, персы предпочитали их не менять; 5) притупилось чувство военной опасности, бдительности, постоянной боевой готовности. | Заполняют таблицу. Работают с картой. Работают в парах. | Умение находить на карте географические объекты. Умение находить или вспоминать нужную информацию. | ПУУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; КУУД: уметь работать с картой и оформлять свои мысли в устной форме. ЛУУД :рассуждение учащихся; |
5. Рефлексия. | Что мы выяснили с вами на уроке? Что вам больше всего понравилось? Был ли понятен материал? | Вспоминают пройденный материал на уроке. | Готовность применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками Древнего мира | ПУУД: контроль и оценка результатов деятельности. ЛУУД: оценивание собственной роли в учебном процессе; РУУД: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
6. Домашнее задание | Оценки за урок. § 19 Подготовьте сообщения: 1. Древнейшие города Индии. 2. «Сказание о Раме». | Записывают домашнее задание. |
Персы в отличие от других народов, не придавали своим богам человеческой формы, не воздвигали в их честь ни храмов, ни жертвенников, исполняя религиозные обряды на вершинах гор. Они питают отвращение к мясу, любовь к фруктам и пристрастие к вину; любят удовольствия. Персы проявляют интерес к чужестранным обычаям, ценят воинскую доблесть, серьезно относятся к воспитанию детей, уважают право на жизнь всякого, даже раба. Они терпеть не могут лжи и долгов.
Персидская армия состояла из пехоты, конницы и колесничных войск, позже в ее состав стали входить и греческие наемники. Еще при Кире были образованы конные полки.
Легкая персидская конница была экипирована в холщовые панцири, чешуйчатую броню и вооружена мечами, луками и щитами. Тяжелые конники носили латы, закрывавшие все тело воина. Кроме мечей, луков и щитов, она была вооружена длинными копьями. Пехота также делилась на легкую и тяжелую. Легкая пехота была вооружена копьями, мечами, луками и щитами и одета в легкие панцири; тяжелая пехота – саблями, топорами, секирами и носила тяжелые доспехи.
Основную часть армии составляли персы, которые начинали служить с двадцати лет, а также мидийцы. Воины, находившиеся на службе, ежемесячно получали плату продуктами питания и всем необходимым. Вышедшие в отставку получали небольшие наделы земли и были освобождены от уплаты податей.
При Дарии в Персии появился флот и для морских сражений персы стали использовать финикийские, а впоследствии египетские корабли.
Задача №1.
В одном из клинописных текстов, найденных в Ассирии, сказано: «В третьем году моего правления укрепленные города задумали мятеж. Многочисленные войска я мобилизовал и выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне...»
1. Что мы можем узнать из этого отрывка и какие сделать выводы?
2. Предположите, кто мог быть его автором?
(Автором этих строк мог быть правитель Ассирии, который выступил в поход против мятежников. Из документа видно, как жестоко он подавил восстание, что сделал с восставшими и как он разрушил город.)
Задача № 2.
Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: «Земля ассирийцев орошается дождем мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов».
1. Что нового вы узнали из этого отрывка о природе и хозяйстве Ассирии?
2. Чем отличались природные условия Ассирии от Южного Междуречья и Египта?
(Орошение с помощью насосов не упоминается в учебнике, этот факт можно выделить как новый для детей. Река в Ассирии не разливается так сильно, как в Египте и в Южном Междуречье.)
Приложение № 1.
Вопросы для сравнения | Мидия | Лидия | Вавилон | Египет |
1.Столица государства | г. Экбатана | г. Сарды | г. Вавилон | г. Мемфис |
2.Кто возглавлял страну во время завоевания персов? | Астиаг | Крез | Царевич Валтасар | Псамметих III |
3.Когда страну завоевали персы? | 550 г до н. э. | 546г. до н. э. | 538г. до н. э. | 525 г. до н. э. |
4.Какой персидский царь завоевал страну? | Кир II | Кир II | Кир II | Камбис |
Карточка № 1.
1. Проследите направления походов Кира и с помощью карты выделите их особенности.
2. Определите, какой из них был наиболее трудным и продолжительным. (Вавилон)
3. Какие народы вошли в состав державы Кира Великого? (лидийцы, мидийцы, вавилоняне)
4. Сопоставьте территории, завоёванные Персией и Ассирией. Чья территория была более обширной? (Персидской державы)
Карточка № 2.
Документ № 1 раскрывающий деятельность Дария I. Геродот. История
...Дарий разделил Персидскую державу на двадцать провинций (округов), которые у персов называются сатрапиями. Учредив эти округа и назначив их правителей, царь установил подати по племенам. Многие соседние народности были объединены в одну сатрапию... Распределение же сатрапий и ежегодных взносов податей он произвел следующим образом: тем, кто вносил подати серебром, царь назначил плату по весу вавилонского таланта (30,3 кг), а платившим золотом - по евбейскому весу (26,19 кг).
1) А сохраняет царь эти свои сокровища вот каким образом: он приказывает, расплавив металл, выливать его в глиняные сосуды. Когда сосуд наполнен, его разбивают. Всякий раз, когда нужны деньги, царь велит отрубать, сколько требуется, золота.
2) Таковы были эти округа и размеры податей. Только одну персидскую землю я не упомянул в числе земель, обложенных данью, потому что персы живут в стране, свободной от податей...
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 79-80.
Вопросы к документу:
Что сделал Дарий I для более эффективного управления своей державой? (Разделил на 20 провинций (округов) и назначил в них правителей.)
Чем платили налоги Дарию I покоренные народы? (Золотом и серебром.)
Как хранил золото и серебро Дарий I? (Делал из них слитки в форме сосудов.)
Какой народ в державе Дария I не платил налоги? (Персы.)
Документ № 2.
Мы согласны, что персидский царь чрезвычайно заботится о военном деле: каждому правителю каждого народа, с которого он собирает дань, он предписал столько всадников, стрелков, пращников и вооруженных щитами он должен содержать, сколько необходимо для управления подчиненными ему для защиты страны в случае нашествия неприятеля. Кроме того, он содержит гарнизоны в акрополях (укрепленная часть города). Содержит их правитель, которому это поручено, а царь ежегодно производит смотр наемникам и другим войскам, которым предписано быть в полном вооружении.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 80.
Вопросы к документу:
Для чего в каждой провинции Дарий I велел держать в боевой готовности военных? (Для подавления мятежей, отражения нападения врага.)
Почему Дарий I лично ежегодно проводил смотр наемных войск? (Это повышало, наверное, ответственность военных. Дарий I лично хотел видеть в каком состоянии войска, так как в такой огромной державе в любой момент могли вспыхнуть вооруженные мятежи покоренных народов.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Ассирийская держава"
Конспект открытого урока и презентация к нему....
Конспект урока с презентацией по истории средних веков "Поднебесная держава"
Конспект урока по истории средних веков с презентацией....
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Ассирийская Держава"
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по ФГОС "Ассирийская держава" с приложением...
Конспект урока истории на тему "Ассирийская держава" в 5 классах
При ознакомлении учащихся с ассирийской державой используются загадки,истроическая викторина,кроссворд....
Конспект урока "Персидская держава царя царей"
Конспект урока по истории в 5 классе по теме: "Персидская держава царя царей"...
Конспект урока "Персидская держава"
Конспект урока "Персидская держава" история 5 класс...
конспект урока Ассирийская держава
урок разработан по ФГОС, имеет развернутый конспект, приложения...
- Мне нравится (1)