Технологическая карта урока истории в соответствии с требованиями ФГОС
Учитель: Эсельбекова Гулюмхан Менглидурдыевна 5 класс Автор учебника: А.А. Вигасин, Г.И. Годер
Тема урока | Ассирийская держава |
Цель урока | Подвести к пониманию особенностей, причин возвышения и гибели Ассирийской державы |
Планируемый результат Научить характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ассирийской военной державы и определить ее сильные и слабые стороны используя различные источники информации | Предметные умения | УУД |
-определять причины возвышения Ассирии и ее гибели; - описывать армию ассирийцев; -перечислять достижения ассирийцев | Личностные: -самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев; осознают свою ответственность за собственные поступки; сравнивают свои оценки исторических событий с оценками других; Регулятивные: - осуществляют целеполагание; -осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока; -самоорганизуются; -осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок; Познавательные: - обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию; составляют план; определяют понятия; ориентируются по исторической карте; делают выводы, сравнивают; Коммуникативные: -развивают устную речь, высказывают свое мнение; осуществляют смысловое чтение; -сотрудничают в парах, группах; - выслушивают мнения других, договариваются; |
Основные понятия, термины, даты, личности | Ассирия, ассирийцы, держава, тараны, Ашшурбанапал, Синаххериб, Ниневия, VIII-VIIвв до н.э., 612г. до н.э.
|
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
География | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная | Учебник, рабочая тетрадь, дополнительные тексты, презентация «Ассирийская держава», видеоролик «Ассирийская армия», карточки для рефлексии. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД |
I. Оргмомент. Мотивация
| Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Приветствуют учителя, готовят рабочее место к уроку. | Быстрое включение в деловой ритм |
|
II.Актуализация опорных знаний. | На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали историю стран Западной Азии 1) Какие древние государства вы уже знаете? 2) Определите словами их месторасположение.
| 1) Предполагаемый ответ: Египет, Вавилон, Финикия, Сирия, Палестина. 2) Учащиеся описывают местоположение словами, а учитель прикрепляет значки на карту.
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем | Беседа |
III. Формулировка темы, цели урока и проблемного вопроса. | Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним государством. Ребята, посмотрите на слайд, здесь зашифрована тема нашего урока «ССР», можем мы узнать, что здесь написано? А почему, чего не хватает, чтобы мы могли прочитать слово? Как вы думаете, на языке, какого народа сделана запись? Правильно -Чтобы прочитать тему, нам необходимо, что сделать?. Правильно, и мы займемся реставрацией. Игра «Реставрация» -Сейчас я предлагаю поиграть в любимую нашу игру, игру – реставраторов. Вспомните, чем занимаются реставраторы? Правильно -у вас на столах лежат необычные свитки, которые попали к нам на урок из древнейших хранилищ. Если вы правильно выполните задания, то гласные встанут на свои места, и мы сможем прочитать тему урока. Попробуем разгадать запись. -Как называется письмо у финикийцев (Алфавит) -Как звали жену Осириса (Исида) -Какую крепость осаждали израильтяне (Иерихон) -как звали бога в Древней Палестине (Яхве) А теперь выпишите начальные буквы ваших ответов. Что получилось? Молодцы! Территория Ассирии к середине 7 века до н.э. превосходила другие изученные нами государства древнего мира. В исторической науке Ассирию называют «державой». Новое слово, что оно означает? - прочитайте на стр. 84 в учебнике. Что такое держава? Помогите мне сформулировать и записать тему урока: АССИРИЯ И ДЕРЖАВА – Тема урока: «Ассирийская держава». - запишите в тетрадях тему урока - Ребята, благодаря каким факторам ассирийцы создали сильную державу? -А почему вы затрудняетесь? - Какие поставим цели на уроке? Для этого вспомните по какому плану мы изучаем историю древнейших государств?
Итак, каковы цели сегодняшнего урока?
-Представим, что мы с вами ученые, проводим исследование по всем правилам. -Ученые выдвигают гипотезу. - Предмет исследования - Объект исследования
Отсюда, какая проблема возникает перед нами? В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную и мощную державу?» |
- Нет! - Гласных букв! - На языке финикийцев, у них в алфавите не было - Гласных букв. - Найти гласные
Это люди, которые занимаются восстановлением чего-либо, памятников, произведений искусства.
АССИРИЯ
Работа с текстом учебника, с. 84, знакомство учащихся с темой, урока, целью и проблемным вопросом. - Большое и сильное государство
Работа с тетрадью - Затрудняемся
- Не изучали Ассирийскую державу. - Географическое положение
- Занятия
- Военные походы
- Культурные достижения
- Определить географическое положение и природные условия Ассирии, занятия жителей; направления походов ассирийских царей, культурные достижения ассирийцев. - Действительно ли Ассирия – держава? - Ассирийская держава -Какие факторы влияли на создание ассирийской державы.
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: контролируют действия партнера | Работа с картой, контурная карта, беседа по вопросам |
IV.Изучение нового материала. 1.Местоположение Ассирии. | Показать кубик Что вы видите у меня в руке? А можно сказать, что весь этот кубик красный? А что мы делаем для того чтобы узнать другие стороны? Правильно, поворачиваем, рассматриваем с разных сторон и видим его разные цвета. Точно так же мы будем рассматривать ассирийскую державу с разных сторон
Давайте посмотрим на карту. Откройте атласы на странице 4. Найдите Ассирию. Кто сможет словами определить его географическое местоположение? Если вы затрудняетесь, используйте опорные слова. |
1) Опорные слова: Восточнее, Верхнее течение, Севернее Средиземное море, Река Тигр, Вавилония | Познавательные: осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Работа с атласом, беседа по вопросам |
2.3анятия ассирийцев | Работа с документом в группах Каковы основные виды занятий ассирийцев? | Изучают документ, определяют основные виды занятий Земледелие, скотоводство, охота, ремесло и торговля | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Работа в группах с документом, беседа по вопросам |
3.Освоение железа | Рассказ учителя об освоении железа Самое интересное началось в Ассирии около X века., когда ассирийцы впервые в мире освоили вот это (показываю кусок железняка) Проведём небольшой эксперимент. Для этого я приглашаю двух ребят. Один получает медную проволоку, а другой железную. Попробуйте теперь её согнуть. Кому легко было это сделать? А почему тебе трудно было согнуть? Какой вывод можно сделать? В чем преимущество железа перед другими металлами? Открытие железа оказало очень сильное влияние на развитие народов Передней Азии. | Учащиеся заслушивают рассказ учителя об освоении железа.
Железо тверже и крепче других металлов
Встречается чаще, и поэтому значительно дешевле, а также железо тверже. | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
|
4.Ассирийское войско Завоевания ассирийских царей |
Предлагаю просмотреть видеоролик «Ассирийская армия» и ответить на вопросы: - из каких частей состояло ассирийское войско? - как было вооружено? - какие новинки применяли? -каковы причины побед ассирийской армии? |
Работа в парах: подчеркните верные утверждения в тексте
Как вели себя ассирийцы в завоеванных землях? Почему Ниневию назвали «логовищем львов» и «городом крови»?
Работа с исторической картой (слайд с картосхемой): - Куда совершали походы ассирийские цари? -Какие территории были захвачены и включены в состав ассирийского государства? |
1. Всадники были вооружены длинными копьями с железными наконечниками, железными мечами, боевыми топориками. 2. Боевая колесница быстро настигала врага. 3. На войне стала впервые применяться конница. 4. Воины надували кожаные мешки и на них переплывали реку. 5. Бронзовое оружие давало войнам преимущество. 6. Колесницу украшали металлические бляшки, а на головах коней красовались страусовые перья. 7. Если город имел неприступные стены, воины использовали таран, который крошил и дробил стену.
Выразительное чтение п. 3 второй и третий абзацы
Работа в рабочей тетради. Выполнить задание 72, заполнить контурную карту, выполните вопросы1-4 | Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; овладевают навыками смыслового чтения. Коммуникативные: принимают участие в работе парами; высказывают свое мнение | Письмо, задания в рабочей тетради |
Физминутка | Не секрет, что у ассирийцев зоркий глаз и отличная физическая подготовка. Давайте и мы немного займемся зарядкой. Я буду называть различные имена, понятия, названия чего-либо, если это слово из истории государств Западной Азии, то вы хлопаете в ладоши, а если из истории Древнего Египта, то топаете ногами. Итак, внимание Нил, Двуречье, Железо, Сфинкс, Хаммурапи, Клинопись, Оазис, Таран, Иероглифы, Держава, Вавилон, Пирамиды, Фараон, пурпурная краска, А теперь, Покрутились, повертелись, И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем | Выполняют упражнения |
|
|
5.Царский дворец, столица державы. | Учитель по иллюстрации описывает, как выглядела столица державы – Ниневия и царский дворец. Скульпторы изображали в ассирийских дворцах огромные изваяния добрых духов – крылатых быков с человеческим лицом. Также художники и скульпторы покрывали стены росписями и рельефами, где изображали сцены жизни самого царя: охоту, прием послов и др. | Работа с иллюстрациями. |
| Работа с иллюстрацией |
6. Достижения царя Ашшурбанапала | Посмотрите на схему, о чем мы не поговорили? Ашшурбанапал – это один из последних ассирийских царей. Был человеком образованным. Приказывал привозить во дворец не только драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека. В ней хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов, молитвы и заклинания. Но после смерти Ашшурбанапала великая ассирийская держава погибла. А библиотека уцелела — глиняные книги не горят, они становятся прочнее после обжига. Археологам приходится только собирать осколки табличек и соединять их вместе. Так из многих кусочков, найденных в развалинах дворца Ашшурбанапала, ученые и восстановили миф о потопе, сказание о Гильгамеше и множество других клинописных книг. Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться. Союзники вторглись в Ассирию. После долгой осады Ниневия была взята, а царский дворец сожжен. Это произошло в 612 году до н.э. | По плану-схеме урока учащиеся определяют, что неизученным остался вопрос об Ашшурбанапале. |
|
|
V.Закрепление изученного материала.
| 1)Возвращение к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. «Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную и мощную державу?» 2)А в чем же была слабость Ассирийской державы? Действительно, породив войны, она в войнах и пала. В 612 году до н.э. Ниневия была осаждена и захвачена вражескими войсками, а народы покоренных стран тоже поднялись на борьбу. | 1)Учащиеся высказывают предположение о том, Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную и мощную державу?
2)В том, что покоренные народы не смирились со своим положением, они поднялись на борьбу. |
|
|
| Сегодня мы многое узнали об Ассирийской державе. Какие ассоциации у вас теперь возникают, когда вы слышите название этого государства, что вам больше всего запомнилось? Итак, ребята, наше исследование подошло к концу. Какие мы делаем выводы? Заполнить рабочие листы - Выпишите выводы по теме
- Составить синквейн
- Исключить лишнее слово
- Вставьте пропущенные слова
| Выполняют задания |
|
|
VI.Обсуждение домашнего задания. | Домашнее задание: параграф 18, прочитать, выучить термины, подготовить рисунок «Ассирийский воин», мини-сочинение «Переход к железному веку- это благо или зло для человечества?» | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, прикрепляют рабочий лист в тетрадь. |
|
|
VII. Рефлексия | Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем исследовании? Что вызвало затруднения, какие задания вам показались наиболее сложными? Оцените свою работу. Подчеркните тот смайлик, который соответствует вашей работе. Сдайте рабочие листы. Спасибо всем за работу. | Учащиеся говорят о наиболее запомнившихся моментах, учитель составляет опорную схему на доске |
|
|
Приложение 2
2 задание
Работа с источником информации
- Работая с источником определите основные виды занятий древних ассирийцев.
Группа №1 В прошлом подавляющее большинство ассирийцев было сельскими жителями, их основное традиционное занятие — земледелие, главным образом выращивали пшеницу, ячмень, хлопок, табак, огородные культуры. Были развиты садоводство и виноградарство. Ассирийцы (особенно в Иране) занимались также скотоводством (козы, овцы, крупный рогатый скот). Ассирийцы — отличные скотоводы. Когда ассирийские цари совершали свои завоевательные походы, они всегда стремились захватить стада крупного рогатого скота и табуны коней из побежденных стран. Ближе к горам губительные ветры пустыни ощущались меньше. Пастбища здесь были лучше, трава более сочная, влаги много.
2 задание
Работа с источником информации
- Работая с источником определите основные виды занятий древних ассирийцев.
Группа №2 Ассирия располагалась в верховьях рек Тигр и Евфрат. Поскольку через территорию страны проходили важнейшие торговые пути, огромную роль в её хозяйстве играла торговля. Богатства и излишки ассирийцы сбывали в Вавилон. «В одной руке, они несли меч, а в другой — весы и гири». Были развиты ремёсла – гончарное, кузнечное, рыболовство. Горы, прилегающие к Ассирии, были богаты залежами различных металлов и камня (базальта, алебастра, мрамора), источниками нефти и асфальтовой смолы, которая в Месопотамии при строительстве заменяла цемент. В те далекие времена ассирийцы могли добывать медь, свинец, а позднее железо и другие металлы.
2 задание
Работа с источником информации
- Работая с источником определите основные виды занятий древних ассирийцев.
Группа №3 В предгорьях и горах густо рос кустарник. Здесь в зарослях водились дикие кабаны, олени, львы, нападающие на стада и наносящие им большой урон. Суровые условия жизни вынуждали пастуха-ассирийца заниматься охотой. В борьбе с дикими зверями он закалялся, становился бесстрашным, ловким, презирал опасность. Все эти качества передавались из поколения в поколение.
Охота на львов была вынужденной необходимостью, борьбой за существование. Но ассирийцы не чуждались и других видов охоты. Изловить дикого быка и осла, убить медведя и леопарда в горах было для них обычным делом. Благодаря этому они становились лихими стрелками, неутомимыми ходоками, ловкими и находчивыми в опасные минуты, дисциплинированными, воинственными солдатами. Население Ассирийской державы платило налоги, выполняло строительную и воинские повинности. Многие завоеванные царства платили Ассирии дань.
Рабочий лист ______________________________________________________________________________________________________
1.Подчеркните верные утверждения в тексте
1. Всадники были вооружены длинными копьями с железными наконечниками, железными мечами, боевыми топориками.
2. Боевая колесница быстро настигала врага.
3. На войне стала впервые применяться конница.
4. Воины надували кожаные мешки и на них переплывали реку.
5. Бронзовое оружие давало войнам преимущество.
6. Колесницу украшали металлические бляшки, а на головах коней красовались страусовые перья.
7. Если город имел неприступные стены, воины использовали таран, который крошил и дробил стену.
2. Синквейн на тему «Ассирия»
1. существительное.
2. два прилагательных
3. три глагола,
4. фраза, предложение, состоящее из нескольких слов,
5. это слово-резюме
3. Ассирийцы создали сильную державу благодаря: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Впишите недостающие слова.
В 8-м веке до н.э. самой сильной в мире была армия царя государства А_ _ _ _ _ я. Столицу Ассирии, город ________________, называли «логовищем львов», «городом крови». Ассирийцы впервые стали использовать в военном деле к _ _ _ _ _ у. Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли т_ _ _ н. Если путь войску преграждала река ассирийцы надували ______________ ____________ и на них переправлялись вплавь.
Ассирийские воины были вооружены мечами и топориками из твердого металла, его называли ___________________.
справился с некоторыми возникли
со всеми не справился затруднения
заданиями
Ассирия
Могучая, жестокая
Воевала, убивала, пленяла
Но оставила культурное наследие – библиотеку
Великая