Развитие творческих, аналитических и мыслительных способностей школьников при помощи элементов проблемного обучения.
материал

Развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории и обществознания мне помогает использование элементов проблемного обучения. 

В ходе реализации метода проблемного обучения ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. 
В рамках данной методики мной организуются имитационные, операционные, деловые игры.
            Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Научно-технический прогресс. Индустриальное общество» детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.

Приступая к применению метода проблемного обучения в том или ином классе, должна быть уверена, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorch_sposob_problemnoe_obuchegnie.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих, аналитических и мыслительных способностей школьников при помощи элементов проблемного обучения.

Развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории и обществознания мне помогает использование элементов проблемного обучения. 

В ходе реализации метода проблемного обучения ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. 
В рамках данной методики мной организуются имитационные, операционные, деловые игры.
           Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Научно-технический прогресс. Индустриальное общество» детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.

Приступая к применению метода проблемного обучения в том или ином классе, должна быть уверена, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся: наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятельность.

Диагностический инструментарий: 

1. Уровень усвоения большого объема информации

2. Склонность к прогнозированию и про активности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)

3. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)

4. Развитие элементов критического мышления.

Этапы реализации программы

1 этап – проектировочный

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися развитию творческих способностей по истории и обществознанию.
Задачи:

• Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

• Выявление обучающихся, способных к творческому развитию, разработка программы

• Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2 этап – экспериментальный

Цель: апробация системы работы с учащимися, способных к творческой, исследовательской, проектной деятельности.

Задачи:

• Диагностика склонностей учащихся.

• Разработка методических рекомендаций по работе с обучающимися, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

• Адаптация учебных программ, элективных курсов.

3 этап – переход в режим функционирования

Цель: переход системы работы с обучающимися по развитию творческих способностей по предмету «история, обществознание» в режим функционирования.
Задачи:

- Анализ итогов реализации программы.

- Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

- Коррекция затруднений педагога в реализации программы.

-  Обобщение результатов работы по программе

- Повышение квалификации педагога.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся по истории и обществознанию учет индивидуальных возможностей учащихся.

Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада) представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

Организация исследовательской работы учащихся по истории и обществознанию 5-6 класс.

Подготовительный этап:

Формирование навыков научной организации труда.

Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса.

Выявление способных учащихся

Формы: урок, внеклассная работа, школьные олимпиады, районные олимпиады.

7 класс.

Творческий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.

Формирование познавательного интереса.

Творческое развитие учащихся.

Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы: урок, внеклассная работа, предметные недели, школьные олимпиады, районные олимпиады, НПК.

8-9 классы.

Развивающий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

10-11 классы.

Систематизирующий этап знаний.

Применение навыков научной организации труда.

Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы проблемного обучения на уроках истории в средней школе

Эта работа была написана в 2009 году для аттестации на 12 разряд...

Применение элементов проблемного обучения в курсе биологии 8 класс

В статье рассматриваются варианты применения элементов проблемного обучения при изучении курса биологии ввосьмом классе для активизации мыслительной деятельности учащихся, развития творчества и интере...

Элементы проблемного обучения в преподавании информатики в 10 классе (профильный уровень)

В 2011-12 учебном году проходила апробация обучающего курса (ОК) «1С:Школа. Информатика, 10 кл.». Специфика проекта заключалась в том, что ОК - это не отдельные ресурсы к урокам, а целостный учебно-ме...

Разработка урока с элементами проблемного обучения по истории в 9 классе

Разработка урока с элементами проблемного обучения по истории в 9 классе...