Развитие творческих, аналитических и мыслительных способностей школьников при помощи элементов проблемного обучения.
материал
Развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории и обществознания мне помогает использование элементов проблемного обучения.
В ходе реализации метода проблемного обучения ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
В рамках данной методики мной организуются имитационные, операционные, деловые игры.
Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Научно-технический прогресс. Индустриальное общество» детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.
Приступая к применению метода проблемного обучения в том или ином классе, должна быть уверена, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorch_sposob_problemnoe_obuchegnie.docx | 14.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих, аналитических и мыслительных способностей школьников при помощи элементов проблемного обучения.
Развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории и обществознания мне помогает использование элементов проблемного обучения.
В ходе реализации метода проблемного обучения ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
В рамках данной методики мной организуются имитационные, операционные, деловые игры.
Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Научно-технический прогресс. Индустриальное общество» детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.
Приступая к применению метода проблемного обучения в том или ином классе, должна быть уверена, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся: наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятельность.
Диагностический инструментарий:
1. Уровень усвоения большого объема информации
2. Склонность к прогнозированию и про активности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)
3. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)
4. Развитие элементов критического мышления.
Этапы реализации программы
1 этап – проектировочный
Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися развитию творческих способностей по истории и обществознанию.
Задачи:
• Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
• Выявление обучающихся, способных к творческому развитию, разработка программы
• Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2 этап – экспериментальный
Цель: апробация системы работы с учащимися, способных к творческой, исследовательской, проектной деятельности.
Задачи:
• Диагностика склонностей учащихся.
• Разработка методических рекомендаций по работе с обучающимися, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
• Адаптация учебных программ, элективных курсов.
3 этап – переход в режим функционирования
Цель: переход системы работы с обучающимися по развитию творческих способностей по предмету «история, обществознание» в режим функционирования.
Задачи:
- Анализ итогов реализации программы.
- Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
- Коррекция затруднений педагога в реализации программы.
- Обобщение результатов работы по программе
- Повышение квалификации педагога.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся по истории и обществознанию учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ученическая конференция развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя (декада) представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
Организация исследовательской работы учащихся по истории и обществознанию 5-6 класс.
Подготовительный этап:
Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся
Формы: урок, внеклассная работа, школьные олимпиады, районные олимпиады.
7 класс.
Творческий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Формы: урок, внеклассная работа, предметные недели, школьные олимпиады, районные олимпиады, НПК.
8-9 классы.
Развивающий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
10-11 классы.
Систематизирующий этап знаний.
Применение навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Методика разработки активных проблемных ситуаций...
Элементы проблемного обучения на уроках истории в средней школе
Эта работа была написана в 2009 году для аттестации на 12 разряд...
Применение элементов проблемного обучения в курсе биологии 8 класс
В статье рассматриваются варианты применения элементов проблемного обучения при изучении курса биологии ввосьмом классе для активизации мыслительной деятельности учащихся, развития творчества и интере...
Элементы проблемного обучения в преподавании информатики в 10 классе (профильный уровень)
В 2011-12 учебном году проходила апробация обучающего курса (ОК) «1С:Школа. Информатика, 10 кл.». Специфика проекта заключалась в том, что ОК - это не отдельные ресурсы к урокам, а целостный учебно-ме...
Творческая мастерская построения знаний с элементами проблемного обучения по рассказу А. П. Платонова «Никита»
Урок литературы в 7-м классе по рассказу А. Платонова "Никита"...
Разработка урока с элементами проблемного обучения по истории в 9 классе
Разработка урока с элементами проблемного обучения по истории в 9 классе...
Педагогический проект "Формирование УУД как средство развития творческой инициативы и креативных способностей младших школьников"
система работы учителя по развитию УУД учащихся...