Педагогический проект "Формирование УУД как средство развития творческой инициативы и креативных способностей младших школьников"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо)
система работы учителя по развитию УУД учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический проект учителя | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
г. Нефтеюганска ХМАО-Югры
Педагогический проект
«Формирование универсальных учебных действий как средство развития творческой инициативы и креативных способностей младших школьников»
Автор:
учитель изобразительного искусства в начальных классах
Шевчук Светлана Борисовна
Нефтеюганск
2014
«Нация, которая научит детей рисовать в той же мере, как читать и писать, превзойдет все другие народы в области науки и искусства»
Дидро.
Введение. Актуальность темы проекта.
Я, Шевчук Светлана Борисовна, учитель изобразительного искусства в начальных классах МБОУ «СОКШ №4». Окончила факультет педагогики и методики начального обучения Тобольского государственного педагогического института в 1992 году. В системе повышаю свою профессиональную квалификацию, в том числе через дистанционное образование: сведения о повышении квалификации представлены на слайдах.
В условиях модернизации российской системы образования, в условиях демократизации и гуманизации образовательного процесса на современном этапе на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации личности, создание условий для реализации возможностей ребёнка в окружающем мире.
Мое педагогическое кредо во многом созвучно со словами Шалвы Александровича Амонашвили «Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка. Надо, чтобы оно было добрым и возвышающим. Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что сажать яблоки в отравленную почву». Я приветствую отсутствие жестких рамок, признанных образцов и эталонов, приветствую свободу и радость детского творчества. Убеждена в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разный арсенал средств для выражения собственных мыслей и чувств. Расширение этого арсенала – и есть наша основная задача, но это не значит, что все дети должны быть вооружены одинаковыми приемами для творчества (в противном случае, я думаю, что мы не имели бы столь обширного многообразия жанров, как экспрессионизм, импрессионизм, примитивизм …). Очень важно – создать условия для самореализации ребенка посредством своего предмета, а не раз и навсегда отбить у него желание к творчеству резким безапелляционным советом, правкой.
Я считаю, что формирование универсальных учебных действий в широком смысле способствует саморазвитию и самосовершенствованию школьника путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Основными принципами своей системы считаю принцип плановости, целостности, последовательности, природосообразности и культуросообразности.
Очень важно, чтобы учитель сам осознавал необходимость в изменении и совершенствовании – решить новые задачи старыми средствами невозможно.
Основные мировоззренческие (воспитательные) установки проекта:
- Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка для меня основополагающая. Может быть еще и потому, что я сама в свое время пришла к преподаванию данного предмета через обиду школьного возраста (по мнению моего учителя, мои детские рисунки не соответствовали общепринятым канонам).
- Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие, догадка, отсутствие критиканства и разбора неудачных с точки зрения общепринятых канонов детских рисунков). Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.
- Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.
- Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
- Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.
- Научить ребёнка - смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.
Задачи проекта:
- развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления, формирование навыков практического решения творческих задач;
- обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;
- создание условий для творческой самореализации высокомотивированных учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности (интегрированные проекты) и индивидуальной работы по подготовке к конкурсам и выставкам.
- развитие общекультурной компетентности младших школьников через приобщение к наследию отечественного и мирового искусства; воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.
Ключевые УУД для достижения целей и задач проекта:
- Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания (сотрудничество): задавать вопросы; вести дискуссию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; составлять устные и письменные монологические высказывания, используя информацию, полученную из разных источников, приводить убедительные доказательства.
- Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность: осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в сети Интернет; использовать знаково-символические средства для структурирования, представления информации; преобразовывать, творчески переделывать объект.
- Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности, на формирование контрольно-оценочной деятельности.
- Личностные (или всё же мировоззренческие) универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям: осознавать, и принимать жизненные ценности; различать основные нравственно-этические понятия; соотносить поступок с моральной нормой; с кодексом чести кадета; оценивать свои и чужие поступки в соответствии с нормами этики и поведения; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих. Именно личностные (мировоззренческие) УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
Способы решения задач:
- Развитие творческих способностей.
Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.
Э. Фромм
Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно-значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. Каждый ребенок имеет право на помощь и адекватное развивающее воздействие извне, ведь общепризнано, что творчеству обучить нельзя. Можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым, оно проявится у детей, и их творческие способности получат развитие. Учить необходимо не только приемам и операциям, но и способам действия, опробовав которые ребенок подготавливает себя к творчеству в самых разных видах деятельности.
С этой целью я использую модифицированную мной методику развития творческого воображения Генриха Сауловича Альтшуллера (один из разделов ТРИЗ). Задания должны быть открытого типа: имеющие не единственное решение.
Ассоциация. Попробуйте нарисовать, как таинственно шуршат под ногами осенние листья; изобразите свежий аромат весеннего ветра. На уроках по разделу «Цветоведение» во 2 классе использую такие задания: нарисуйте с помощью цветовых пятен своё полное имя: Иван, Ольга, Ирина, Дарья и т.д. Подумайте, какое оно, ваше имя: контрастное или приглушенное по тону, теплое или холодное по цвету; какие у него очертания твёрдые, жесткие или мягкие и расплывчатые. А рядом изобразите имя, которым вас ласково называет мама: Ванюша, Оленька, Иришка, Дашутка и т.д., почувствуйте разницу, попробуйте передать её в своей работе.
«Цвет. Звук. Слово». Например, с какой картины звучит эта музыка? К какой из картин более всего подходит данное стихотворение? Главное, чего я добиваюсь при этом – всплеск эмоций, постижение связей в искусстве.
«Учись слушать себя». Урок по программе В. Кузина «Мы рисуем сказочную птицу» (2 класс). Предлагаю детям задание «Если б ты был птицей то, каким бы ты был? Передай свой характер, настроение через образ птицы».
Сравнение. 3 класс. «Художественный образ дерева». Передача характера дерева через образ человека. Древние друиды считали, что каждое дерево обладает чертами, присущими человеческой личности. Деревья, как и люди, могут быть добрыми и злыми, слабыми и сильными, мудрыми и легкомысленными. Почему ива ассоциируется у нас с грустью, а дуб с силой и зрелостью? Выбери любое дерево и попробуй, подобно друидам определить его человеческий характер, отрази душу дерева в своей работе. Для усиления творческой активности использую поэтические строки и музыкальные образы.
Ситуация недостатка средств. 1 класс. На уроках первой четверти «Введение в мир изо» предлагаю детям такие задания: что делать, если нет кисточки? Красок? Воды? Чем заменить? Ответы детей неожиданны: 1 - пальцем, ладонью, поролоном, палочкой, спичкой, зубной щеткой, аппликацией, мылом, воском. 2 - любой жидкостью, которая оставляет след: зубной порошок, тушь, зеленка, молоко, грязь, сок фруктов и овощей.
Открытие свойств живого в неживом и абстрактном. Кляксография и монотипия.
Объединение или агглютинация (склейка нескольких образов в один). Приемы: фантастический образ (создать из реальных животных несуществующее, описать, почему и с какой целью создан именно такой образ). «Фантастическая гипотеза»: заготавливаются 2 стопки карточек – одна с существительными, другая – с глаголами. Ребенок вытаскивает по одной карточке из каждой стопки и формулирует, а затем и воплощает фантастическую гипотезу: например, слова «летать», «город». Гипотеза: «Мой город летает».
Прием «из настоящего в будущее или прошлое». Дети попадают в незнакомую обстановку, включается максимум воображения, умение выдумывать и фантазировать: города будущего (наш город через 100 лет); дом, в котором я буду жить (как правило – это сказочные терема).
Важнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Рисуя, дети по-настоящему переживают придуманные ими события. Наличие эмоциональной связи между фантазией и реальностью требует от педагога создавать два вида условий для детского изобразительного творчества. Сначала необходимо возбудить у учеников эмоциональное отношение к заданию, а затем, когда эмоции уже действуют, оберегать их от сторонних помех и несвоевременного вмешательства. Чувства легко «спугнуть», а вместе с ними исчезнут и образы фантазии. Сохранить эмоциональное восприятие – значит создать на уроке атмосферу радости, удовольствия, активного творческого переживания, соучастия в процессе восприятия, вызвать потребность в свободной творческой деятельности.
Использование приемов РТВ и ТРИЗ помогло мне превратить занятия с детьми в интересную и всегда новую игру, полную сюрпризов. Важно постепенно усложнять творческие задания; не давать прямых инструкций; проявлять интерес к действиям учеников; признавать и поощрять множественность вариантов ответов; искать в любом ответе рациональное зерно, а не признавать его ошибочным; не сдерживать инициативу и не делать за детей то, что они могут сделать самостоятельно. Суть всех этих приемов состоит в том, что детям постоянно предлагаются ситуации, из которых они самостоятельно должны найти выход. Ценность этих рисунков не в формах и цветовых сочетаниях, не в техническом качестве, а в движении мысли.
Результативность работы по данному направлению проявляется, во-первых, в отношении учащихся к предмету (данные диагностики «Урок глазами ученика», «Цветодиагностика школьной тревожности» показывают, что изо является любимым уроком детей начальной школы, дети не испытывают негативных эмоций и стресса на уроках изо). Во-вторых, о развитии творческих способностей можно судить по таким показателям, как рост участников различных творческих конкурсов и выставок. Среди моих учеников призеры региональных и муниципальных конкурсов детского творчества: конкурсы «Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра» (ХМАО, 2010 год), конкурс политических плакатов «Югра. Выборы. Свой взгляд» (ХМАО, 2010 год), конкурс «Я рисую выборы» (ХМАО, 2010 год), конкурс детского творчества в рамках декады технологии (Нефтеюганск, 2010 год), фестиваль «Созвездие юных талантов» (Нефтеюганск, 2008 год); Конкурс экологических плакатов «Эта хрупкая планета» в рамках всероссийской акции «Спасти и сохранить» (2010 год), конкурс детского творчества «Праздник подписки» («Почта России», 2010 год); «Мой мир – моя семья» (ЦСПС и Д «Веста», 2009 год). Я отмечена благодарственным письмом главы города за качественную подготовку учащихся к творческим конкурсам (2007 год), благодарственным письмом департамента образования за развитие творческих способностей обучающихся (2009 год).
- Развитие коммуникативной компетентности младших школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве (опора на технологию КСО В. Дьяченко, гуманно-личностную педагогику Ш. Амонашвили).
Я считаю очень важным на своих уроках создать условия, которые бы способствовали развитию культуры общения, навыков продуктивного сотрудничества. Только общаясь в коллективе, овладевая способами разносторонней деятельности, ребёнок познаёт предметы и явления, усваивает нормы общения и поведения.
Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала. Через коллективную деятельность развивается потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Результат совместного труда, за тот же промежуток времени, превосходит все ожидания. Успех способствует проявлению положительных взаимоотношений со сверстниками, развивает умение сотрудничать, взаимодействовать, договариваться, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою позицию, понимать и ценить творчество других.
Коллективная деятельность должна быть высоко эмоциональной, легко осуществимой, способствовать проявлению творческого воображения и лидерских качеств, что обеспечивает положительное отношение младших школьников к предмету.
В 1 классе возможно первоначальное общее знакомство детей с коллективным творчеством на уроках изобразительного искусства. Во 2 классе использую совместно-индивидуальную форму коллективного творчества. То есть дети вначале работают индивидуально с учётом единого замысла, а на завершающем этапе урока деятельность каждого становится частью общей композиции. В 3 - 4 классе – активно использую совместно-взаимодействующую форму коллективного творчества. То есть совместная работа одновременно всех участников группы, согласование своих действий на каждом из этих этапов коллективной деятельности.
Наблюдая за детьми, увлечёнными коллективной работой замечаю, что каждый ребёнок чувствует свою значимость и важность в общем деле, значимость личного вклада в результат совместной деятельности. Метод коллективного творчества ставит ученика в позицию активного деятеля, раскрывает его потенциальные возможности, развивает его личное своеобразие, стимулирует поиск новых знаний.
Анализ результатов анкетирования учащихся подтвердил, что при использовании на уроках в начальной школе метода коллективного творчества повысился интерес к урокам. 90% учащихся с нетерпением ждут уроков коллективного творчества. Повысилась дисциплина, дети стали более заметно проявлять такие качества, как товарищество, отзывчивость и взаимопомощь, стали более вежливы по отношению к взрослым и друг к другу. При применении метода коллективного творчества на уроках изобразительного искусства у младших школьников формируется познавательный интерес к предмету, который становится устойчивым, т.к. учебная деятельность успешна.
- Развитие общекультурной компетентности младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отношения к народным художественным традициям.
О реализации данной задачи можно говорить бесконечно, так как она близка мне и как учителю школы, реализующей программу патриотического воспитания школьников, и как учителю начальных классов, которому крайне важна интеграция предметов. В виду ограниченности времени остановлюсь на одном из аспектов решения этой задачи – воспитание средствами декоративно-прикладного искусства. ДПИ, на мой взгляд, самый благодатный материал для развития общекультурной компетентности. Оно в состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами), так и воспитательных (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культуре своего народа). ДПИ - своеобразный катализатор детского изобразительного творчества; котором аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
Уроки знакомства с народными промыслами России строю следующим образом: сначала эмоциональный настрой в виде фольклорных песен, стихов, загадок, сказок и былин о данном промысле (интеграция видов искусства), затем выставка сувениров или фотографий; затем технология создания изделий (с попутной демонстрацией через слайд-презентацию этапов изготовления); анализ материала, формы, декора, гаммы; затем работа по созданию своих произведений по мотивам данного промысла (непременно с практическим, утилитарным значением, например, работа по улучшению быта сказочных персонажей); сбор дополнительного материала (рассказы о мастерах, их достижениях, подбор и продумывание игр, сказок, интересных заданий и конкурсов). Для проведения уроков данного раздела широко использую нетрадиционные формы – уроки-сказки, театрализованное костюмированное представление, уроки-путешествия, уроки музейного быта (использую возможности как школьного, так и виртуального музеев). Разработки уроков раздела «Народные промыслы России» опубликованы мной на всероссийском фестивале «Открытый урок» на портале газеты «Первое сентября».
- Создание условий для творческой самореализации высокомотивированных учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности (интегрированные проекты).
Использование метода проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Проект для ученика – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, возможность проявить свои способности, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку и не надо откладывать занятия проектом до старших классов, лучше начать эту работу как можно раньше, ориентируясь на возрастные особенности учеников. Для квалифицированного использования метода проектов в начальной школе мной были пройдены курсы повышения квалификации по теме «Как подготовить проект в начальной школе» (дистанционная школа Хуторского).
Проектная деятельность используется мной преимущественно при организации внеурочной деятельности с высокомотивированными учащимися. И вновь я, как учитель начальных классов, преследую цели интеграции – творческие проекты моих учащихся носят не чисто художественный характер, а являются интегрированными (изо и краеведение, изо и литературное чтение, изо и окружающий мир).
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: – с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, – а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применения знания из различных областей науки, техники, искусства. У ребенка есть право выбора первого шага, цели и хода проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.
Цель проектной деятельности – получение такого результата, который как социально, так и личностно значим. Социальный характер проявляется в том, что работа практически используется (например, для экспозиции музея или для презентации на уроках). Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия. Проектная деятельность формирует у учащихся надпредметные умения (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество), то есть способствует реализации компетентностного подхода.
Проектная деятельность позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирована на самостоятельную работу учащихся. Кроме того, в ходе работы над проектом меняются отношения между учителем и учеником. Очень важным является сотрудничество взрослых и детей и общая радость от полученных результатов. Также я привлекаю в союзники и соавторы родителей учащихся – тема проекта становится важна не только ребенку, но и членам его семьи. Например, при работе над проектом «Сказки или комиксы: за и против» семья Лень Екатерины не только увлеклась изучением и сравнением художественных особенностей комиксов, но и устроила семейный конкурс на разработку лучшего комикса по мотивам литературных и народных сказок.
Ученики в процессе обучения расширяют свой кругозор, приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их мир. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и навыки, умения и навыки самостоятельной работы.
О результативности решения данной задачи можно судить по следующим показателям:
- До 60% учащихся охвачены проектной деятельностью (творческие и исследовательские проекты).
- Повышение интереса родителей к проектной деятельности (данные анкетирования).
- Призовые места на фестивалях проектов: среди моих учеников – лауреаты всероссийского дистанционного фестиваля «Портфолио», победители регионального фестиваля проектов «Грани познания».
И главное, чтобы активизировать деятельность учащихся, учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Настроение учителя всегда передается детям.
Основные формы и методы обучения для формирования УУД
В своей работе активно использую приемы технологии развития критического мышления (она положена в основу моей педагогической системы).
Для структурирования, представления информации; а также для преобразования и творческого переосмысления информации, я использую:
- Сравнительные таблицы
- Бортовые журналы, дневники путешественника
- Кластеры
- Ментальные карты
- Причинно-следственные диаграммы
- «Рыбий скелет»
- «Дерево предсказаний» (тема – аргументы – факты).
Для формирования регулятивных УУД я использую следующие приемы ТРКМ:
- Синквейн (на стадии рефлексии)
- Диаманта (на стадии рефлексии)
- Ромашка Блума (на стадии планирования и целеполагания)
- Прием «Верно ли» (на стадии планирования и целеполагания)
Для формирования коммуникативных универсальных действий использую:
- Проектные задачи предметного содержания
- Сетевые проекты («Дистанционный марафон знаний», «Академия успеха», «Виртуальная красная книга Югры», «Милосердие»).
Для формирования креативных УУД:
- Прием «РАФТ»
- Проектные задачи
- ТРИЗ
- РТВ
- Сетевые формы взаимодействия
Личностные УУД нельзя формировать отдельно, обособленно от других групп УУД, поэтому не выделяю отдельных приемов.
Основные принципы системы оценки в рамках проекта:
- Критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам;
- Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО;
- Комплексность оценки – возможность суммирования результатов;
- Приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);
- Гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;
- Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития - адресная.
Методы оценивания:
- наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за развитием коммуникативных и исследовательских умений) – фиксация в карте.
- оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (создание форумов, активность участия в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.) – фиксация в карте.
- оценка открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате), как устных, так и письменных – суммарный рейтинг.
- оценка закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом) – суммарный рейтинг.
- оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений, дневников учащихся и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.
Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят, что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...
«Занятия модульным оригами как средство развития творческих способностей младших школьников»
Пояснительная запискаТворческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в...
Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыки.
Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыки.Дипломная работаВведение...
Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыки.
Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыки.Дипломная работаЗаключение...
Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС"
Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося. Современным детям легче найти готовый материал в интерн...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Формирование УУД как средство развития творческого потенциала и познавательных способностей учащихся"
Проект педагога....
Педагогический проект: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования».
Педагогический проект:«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования»....