ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
статья по химии по теме

Искакова Гульфира Каримовна

Методика разработки активных проблемных ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_no1.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГОУ СПО Акъярский горный колледж имени И. Тасимова

Доклад на тему:

ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

                                                               Преподаватель химии:

                                                 Искакова Г.К.

с. Акъяр 2011

   

ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

            Сократ в свое время заметил, что учитель не тот, кто дает, а тот, у кого берут. На мой взгляд, учитель организует учебную деятельность таким образом, чтобы обучаемый мог сам брать знания, т.е. правильно действовать: мыслить, предсказывать результаты деятельности, сопоставлять их с полученными результатами, делать выводы. Обучающий направляет и корректирует процесс мышления и действия обучаемых, ориентируя их мыслительные поиски. Лучшего средства для этого, чем использование проблемного обучения, по моему мнению, не существует.
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки.

 
Основными задачами педагогической деятельности являются: 
- формирование системы научных химических понятий, умений устанавливать взаимосвязь между понятиями, причинно-следственные связи;
- сформировать внутреннюю мотивацию учения способом постановки проблемы;
- развивать познавательные и творческие способности студентов;
- способствовать формированию целостного естественнонаучного мировоззрения.
        Наши мысли (понятия, суждения, умозаключения) изучает логика, она раскрывает законы и правила, соблюдение которых является необходимым условием достижения истины. Общеучебные приемы - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация, сравнение - важнейшие приемы мышления, направлены на выявление характерных признаков, свойств веществ, позволяют установить новые связи и зависимости. Мощное средство активизации мыслительной деятельности обучаемого - создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами. Процесс мышления можно рассматривать как разрешение проблемной ситуации.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет студентов на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связи. Устанавливая связь между понятиями, устанавливаем всеобщую окружающего мира.
Системный подход в изучении химических соединений и химических процессов помогает развивать мыслительные способности студентов.


Методика разработки активных проблемных ситуаций


1 этап (поисковый) вычисление из учебного материала тех вопросов, которые могли бы составить предметы проблемной ситуации. Для этого необходимо четко представлять структуру и содержание всего курса химии, а также взаимосвязь различных её разделов.
2 этап (аналитический) это анализ того, на основе каких фактических знаний студента должна создаваться проблемная ситуация. Здесь необходимо выяснить, что студент уже должен знать, и на каких его представлениях строится противоречие.
3 этап (подготовительный) преподаватель определяет, какими средствами создается противоречие (постановка эксперимента, описание события, теоретические выкладки и т.д.)
4 этап это определение возможности оценки создавшейся ситуации студентами. Важно поставить себя на место студента, чтобы предугадать его возможные ответы, предвидеть затруднения.
5 этап определение возможных путей разрешения противоречия, преподаватель формирует вопросы для направления мысли студентов.
6 этап - обобщение и практические выводы.

Проблемный характер - это мировоззрение преподавателя, его образ мысли. Проблемный подход формирует не только обучаемых, но и преподавателя, он заставляет его не только иначе преподавать, но и иначе мыслить, на занятиях обязана царить уважительная и доверительная деловая атмосфера.  Студент должен видеть искренность преподавателя, желание научить его, чувствовать себя его единомышленником. Это и есть педагогическое сотрудничество. На каждом занятии мы должны учить не только законам науки, которую преподаем, но и законам жизни. Именно проблемные ситуации могут помочь нам приучить студентов высказывать свое мнение, отстаивать его, спорить. Таким образом, проблемное обучение для меня, это качественно новый уровень обучения.
             Программы были дополнены более широким спектром химических взаимодействий, более глубоким рассмотрением строения атома, вещества. Большое внимание уделяется характеру взаимодействия частиц в веществе, механизмом протекания химических реакции, влиянию химических процессов на окружающую среду, человека. Курс общей химии дополнен вопросами аналитической и физической химии. Рассматриваются современные представления о кислотах и основаниях, об окислительно-восстановительных процессах.
Система - нечто целостное, состоящее из элементов, взаимосвязанных между собой. Исходя из определения, атом, молекула, вещество - система. Состав, структура, характер взаимодействия между частицами системы определяет поведение частиц в химических процессах, определяет условия протекания химических реакций, а свойства вещества определяют направление их использования и получения.


Уровни проблемности

1 уровень. Преподаватель сам формулирует проблему и решает её
2 уровень. Проблема ставится преподавателем, а решается совместно со студентами
3 уровень. Проблема формулируется преподавателем, а решается самими студентами
4 уровень. Студенты формулируют проблему и решают её самостоятельно.

Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность студента, мало поставить перед ним задачу, надо сделать так, чтобы у него выработалось к ней свое, личностное отношение. Необходимо создать такую обстановку, чтобы возникла личная заинтересованность в её решении. Тогда просыпается его внутреннее «Я», возникает естественное желание выяснить, в чем заключается существо вопроса. Возникает мотивация и использование проблемных ситуаций приводит к тому, что действия и знания обучаемых становятся осмысленнее, прочнее, надолго запоминаются, они превращаются в умственное действие и все это происходит в условиях повышенного эмоционального состояния.

Структура проблемного  характера обучения

1. Возникновение противоречия.
2. Формулировка его в терминах рассматриваемого предмета изучения.
3. Прогнозирование результата разрешения противоречия.
4. Разрешение противоречия
5. Анализ полученного результата.

      Регулярный контроль за выполнением домашних заданий, корректировка процесса усвоения знаний - очень важные элементы управления уровнем познавательной деятельности. Работа в малых группах, когда преподаватель работает с 2-4 студентами, помогает вывести каждого студента на хороший уровень познавательной деятельности.

      Для каждого студента необходимо поддерживать веру в себя, в свои способности. Студенты, которые верят в себя, сумеют решить любые задачи в жизни. Знание психологии студента позволяют мне использовать индивидуальные особенности каждого студента, группы.
     Подводя итог моей педагогической деятельности за прошедшие пять лет, говорят успехи на научно-практических конференциях в районе и городе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются общие принципы метода проблемного обучения и пути его реализации на уроках биологии....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...

Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках профильного труда (направление "швейное дело") через использование приемов проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемног...

Методический семинар "Развитие метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии проблемного обучения"

Сегодня с переходом образования на новые стандарты важно не только передать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и коммуникативное развитие....

публикация 17.12.2018 г. мастер класс по теме«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

мастер класс по технологии по теме:«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»...

МАСТЕР-КЛАСС учителя Шапочкина А.А. по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

Мастер- класс по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии». Мероприятие подготовленно и проведено н...