Технологическая карта урока "Отечественная война 1812 года"
материал по истории (7 класс)
Технологическая карта урока помогает спроектировать урок любого типа и чётко определить этапы работы как детей, так и учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по истории Смутное время в России»
План:
Что такое Смута? Причины смутного времени.
Личности смутного времени.
Итоги и значение смутного времени
Личностно значимая проблема
За что благодарна Россия К. Минину и Д. Пожарскому?
методы и формы
обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия
Смута, самозванец ,народное ополчение, семибоярщина, «тушинский вор».
Основные персоналии
Борис Годунов, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйский, Марина Мнишек. Иван Болотников, Кузьма Минин, Д. Пожарский, Михаил Федорович Романов.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Межпредметные УУД
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.
Получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать полученную информацию; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Связь с современностью
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности на примере литературных произведении; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
Время
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Формы организации взаимодействия
Универсальные учебные действия (УУД)
Формы контроля
I. Мотивация к учебной деятельности 2
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала (Слайд 1-2)
Учитель ставит перед обучающимися цели урока: Сегодняшний урок я хотела бы начать словами А.К. Толстого:
Прямые были страсти –
Порядка ж ни на грош.
Известно, что без власти Далеко не уйдешь.
Этот период безвластия в нашей стране вошел в историю как Смутное время.
Ребята, перед каждым из вас рабочий лист, в который в течение всего урока, вы вносите баллы за каждый правильный ответ и выполненное задание.(Приложение)
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать (Фронтальная работа)
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
II. Актуализация знаний 3
Историческая разминка- словарная работа: (Слайд 3)
Ребята давайте вспомним некоторые исторические понятия:
Кто такой самозванец, Авантюрист ,Дети боярские, Указ о «заповедных летах», Указ об «Урочных летах»
Дают устное определение терминов. Предполагаемые ответы:
Самозванец- человек, выдающий себя за другова.
Авантюрист- человек, занимающийся рискованным делом
Дети боярские- небогатые дворяне.
Указ о «заповедных летах»-
Фронтальная
Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга,
1.Устные ответы.
III. Изучение нового материала 27 Показ презентации и беседа с учащимися (слайд-4)
Задание№1
Ответить на вопросы учителя (слайд 6-7)
Работа с учебником стр171-172 .
Задание№2.
Прочитайте текст перед вами и определите причины Смутного времени. (Слайд-8)
Вопрос № 2: Персоналии смутного времени. Студентам было данопредварительное задание.
Задание№3: Подготовить сообщения:
1.Борис Годунов (слайд-9)
2.Стихотворение (Слайд-10)
3. Лжедмитрий I.(Слайд 11)
Работа с документом.
Задание№4 Прочитать текст и ответить на вопросы (Приложение)
4.Марина Мнишек(Слайд12)
5.Василий Шуйский (Слайд 13)
6. Иван Болотников(Слайд14)
7. К. Минин и Д. Пожарский.
Работа с иллюстрациями.
Задание№5
Кто изображен на портретах? (Слайд 16, Слайд 17)
Задание №6
Если бы сегодня, Лжедмитрий I и Василий Шуйский были кандидатами в президенты, зная об их деяниях, кто набрал бы наибольшее количество голосов. (Слайд 18)
Презентация «Смутное время в Российском государстве».
На слайде вы видите изображение памятника, работу скульптора Ивана Петровича Мартоса, изготовленную в 1818 г.. Стоит этот памятник в Москве, на Красной площади рядом с Покровским собором (храмом Василия Блаженного). На постаменте возвышаются фигуры двух людей: нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского. На постаменте из красного гранита можно увидеть высеченную бронзовыми буквами надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”. За что так благодарна Россия этим людям? Что они сделали, чтобы остаться навечно в памяти русского народа.
Сегодня мы с вами рассмотрим, какие события предшествовали этому.
Что же такое Смута? Смута – глубокий духовный, экономический, социальный и внешне – политический кризис, постигший Россию в конце XVI– в начале XVII вв.
Итак, рассмотрим первый пункт плана нашего урока: Причины Смутного времени. Перед вами учебники, открываем на странице 171-172 . Назовите причины Смуты?
Запишите в тетрадь причины.
Сообщения о Борисе Годунове.
Эти события нашли отражение во многих литературных произведениях:
- поэма Пушкина «Борис Годунов»;
- Константин Бальмонт «В глухие дни Бориса Годунова»;
- Мусоргский - опера «Хованщина»…
Комментарии к выступлению обучающихся по персоналиям. Обсуждение. Подводит промежуточный итог деятельности правителей этого периода(Слайд 15) Борьба за власть в период Смуты 1605-1612гг.:
Борис Годунов 1598-1605гг.
Лжедмитрий I 1605-1606гг.
Василий Шуйский 1606-1610гг.
ЛжедмитрийII 1607-1610гг.
Семибоярщина во главе с князем Мстиславским 1610-1613гг.
Михаил Федорович Романов 1613-1645 гг.
Как вы думаете, что такое «Семибоярщина»?
Соответствуют ли портреты о ваших представлениях об этих личностях?
Не так давно в нашей стране произошли события которые едва не привели к хаосу в нашей стране. Посмотрите на слайд, о каких событиях идет речь
Рассматривают слайды презентации, Делают предположения
Учатся структурировать знания;
1.Предполагаемые ответы учащихся к первому заданию:
-Пресечение законной московской династии; Хозяйственная разруха (голодные годы, неурожайные, запустение центральной части русских земель);Ужесточение политики закрепощения крестьян; увеличение налогового гнета; Массовые народные волнения; Противоречия между боярами и дворянами; так как шла борьба за влияние того или иного царя
Пишут в тетрадях причины Смутного времени.
Слушают выступление своих одногрупников.
«В глухие дни Б.Годунова» К. Бальмонт:
В глухие дни Бориса Годунова Во мгле Российской пасмурной страны Толпы людей скиталися без крова, А по ночам всходило две луны.
Два солнца по утрам всхолило с неба, С свирепостью на данный мир смотря. И вопль протяжный: Хлеба! Хлеба! Хлеба!» - Из тьмы лесов стремился на царя. На улицах иссохшие скелеты Щипали жадно чахлую траву, Как скот – озверены и не одеты, И сны осуществились наяву. Гроба, отяжелевшие от гнили. Живым давали смрадный адский хлеб, Во рту у мертвых сено находили , И каждый дом был сумрачный вертеп… Среди людей блуждали смерть и злоба, Узрев комету дрогнула земля. И в эти дни Димитрий встал из гроба, В Отрепьева свой дух переселя.
Внимательно слушают выступления, делают записи со слайдов.
Ответы обучающихся: Семибоярщина – это группа бояр из семи человек во главе с князем Мстиславским, захватившая власть после низложения Василия Шуйского.
1.Групповая работа
2. Индивидуальная работа
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.
Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров.
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного 5
Итоги и значение Смутного времени.
С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона о введении этого праздника отмечалось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, окончательно освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа".
Освобождение Москвы вызвало мощный патриотический подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории интервентов. Известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина
Выполнение теста Анализируют документ Индивидуальная работа
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации
Устные ответы
V. Итоги урока.
Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений
Ребята давайте проверим полученные сегодня на уроке знания.
Тест:1. Какой год считается началом Смутного времени:
А)1598г. Б)1603г. В) 1613г.
2. Какая из этих причин Смутного времени экономическая?
А) Династический кризис;
Б) Хозяйственное разорение страны;
В) Ухудшение положения крестьян;
3. Выбрать вариант, где последовательно указаны правители.
А) Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Федор Борисович.
Б) Федор Борисович, Лжедмитрий I, Василий Шуйский.
В) Лжедмитрий I, Федор Борисович, Василий Шуйский.
Выполняют тест. Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Самостоятельное оценивание учащихся
работы на уроке путем подшёта балов на своих рабочих листах
Домашнее задание 2
§27. стр. 171-177.
Работа с документом стр. 22 – 23.
Ответить на вопросы задания стр.178 параграфа.
Проблемный вопрос :почему претендентов на престол сначала поддерживал народ, а потом начинал борьбу с ними?
Предварительный просмотр:
Тема урока «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»
Технологическая карта урока
Цель урока
Образовательная:
- подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;
- обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты»;
- сформировать у учащихся представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики
Развивающие:
- продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);
- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.
Воспитательные:
- способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;
- продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.
Методы и формы обучения
Методы: частично-поисковый
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия
полисы, ареопаг, архонты, долговой камень, долговое рабство.
Планируемые результаты
Предметные: (знания, умения, представления)
- находить на карте и устно комментировать положение Аттики;
- характеризовать основные занятия населения Аттики;
- выделять признаки греческого полиса;
- характеризовать греческий демос, общество в целом.
Личностные: (личностные УУД)
- понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
- аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
Метапредметные:
(познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД)
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.
Оборудование:
Настенная карта «Древняя Греция V в. до н.э.»
Карта атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2012: «Древняя Греция в V в. до н.э.»;
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2011.
План урока
1) Древнегреческие полисы.
2) Занятия жителей полисов.
3) Управление полисом
Организационная структура урока
Этапы урока
Время (мин)
Форма организации деятельности учащихся
Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
1.Организационный момент 3 (Фронтальная)
Подготовка класса к уроку.
Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение показываемого государства
Проверяет готовность учащихся к уроку, проводит беседу по вопросам: «Историю, какой страны изучаем? Покажите на карте, где она расположена. Назовите полуостров и моря, ее омывающие, озвучивает тему и план урока
Записывают тему и план урока
-понимать значение знаний для человека и принимать его;
-принимать учебную задачу;
-объяснять.
2. Создание проблемной ситуации 5 (Фронтальная)
Объяснение термина «цивилизация», беседа по вопросам
Организует постановку проблемы через беседу.
-какие древние цивилизации нами уже были изучены?
-вспомните признаки цивилизации.
-получается, если каждая цивилизация обладает этими признаками, они ничем не отличаются друг от друга?
-ученые утверждают, что греки создали совершенно уникальную цивилизацию. В чем вы видите противоречие?
Отвечают на вопросы, называя признаки цивилизации;
Высказывают предположения.
Формулируют противоречия и записывают их на доске:
«Все цивилизации одинаковы»
«греческая цивилизация уникальна»;
-объяснять,
-определять цель, проблему в учебной деятельности
-выдвигать версии;
-излагать свое мнение
3. Формулирование противоречий и проблемы 2 (фронтальная)
Организует формулировку проблемы на основе противоречий и размышление над проблемой
Формулируют проблему урока на основе противоречий:
«Отличается ли греческая цивилизация от восточной?»
-строить логически обоснованные суждения
-определять цель, проблему в учебной деятельности
-излагать свое мнение
4. Выдвижение гипотезы 5 (фронтальная)
Организует поиск гипотезы: «Чтобы проверить версии и ответить на главный вопрос урока, что нам надо узнать?»
Предлагают найти признаки цивилизации у древних греков и посмотреть, отличаются ли они от цивилизаций Древнего Востока
- выдвигать версии
-выбирать средства достижения цели.
-оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации
5. Определение путей разрешения проблемы 10 (групповая)
Класс разбивается на группы
Организует работу в группах;
смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы
Группа1: Сравнивает природно-климатические условия Востока и Греции, используя карту
Группа2: Сравнивает хозяйство Греческой и Восточной цивилизации, используя текст учебника (с.133-135)
Группа 3: рассматривает систему управления Греции, используя текст учебника с. 133, 135)
Группа 4: анализирует положение основных групп населения Греции, используя текст учебника (с.135-136)
-искать информацию и понимать прочитанное;
-сравнивать объекты; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
-сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность и готовность к сотрудничеству с соучениками;
организовывать работу в группе
Физминутка
6. Обобщение результатов 12(Групповая, фронтальная)
Каждая группа делиться своей информацией с классом; задает уточняющие вопросы
Организует озвучивание учащимися своих решений проблемы, поддерживает дисциплину
Задает вопросы классу:
- «Считаете и вы ситуацию в обществе справедливой, почему? Ответ обсудите в парах»
Подводит учащихся к выводу: «Какой ответ на основной вопрос
урока мы можем дать?»
Представители каждой группы озвучивают свои пути решения проблемы и фиксируют результаты на доске в виде опорной схемы.
Формулируют собственное отношение к проблеме, делятся своим мнением с классом.
Предполагаемый вывод по проблеме:
цивилизация Древней Греции в чём-то отличается от цивилизаций Древнего Востока, а в чём-то имеет сходства.
-Представлять информацию в различных формах;
- аргументировано оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
-излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами
7. Домашнее задание 2 (индивидуальная)
Объясняет домашнее задание: «Сегодня на уроке мы выяснили, что демос Афин был недоволен своим положением. Как вы думаете, к каким последствиям это могло привести? Прочтите дома параграф 30 и проверьте свои предположения
Записывают домашнее задание
Анализ работы по обеспечению промежуточных результатов.
На данном уроке я предложила такую логику организации учения и такой набор заданий, так как считаю, что именно при изучении данной темы с помощью технологии проблемного обучения можно достигнуть наибольшего результата.
На первом этапе урока мною проведена работа с картой, в ходе которой учащиеся были подготовлены к изучению новой темы. Они должны были вспомнить изученный ранее материал. При работе с картой учащиеся показали свои навыки и умения. Далее в ходе фронтальной беседы учащимися была поставлена проблема, сформулированы противоречия и пути решения. Данный этап вызвал небольшие затруднения, так как были расхождения во мнениях, недопонимание того, что хочет учитель, но входе ненавязчивой корректировки были достигнуты поставленные перед этим этапом цели.
Затем класс был поделен на группы. Каждая группа получила свой пакет заданий. На данном этапе, учитель выполнял координирующую функцию, указывая в каких источниках можно найти соответствующую информацию.
Такой вид работы развивает в учащихся умение работать с источниками, самостоятельность и умение работать в группе. Однако наблюдались учащиеся, которые проявляли пассивность, и это было учтено при выставлении оценок.
После самостоятельной работы каждая группа представила свой результат, причем она не только озвучивала свой результат, но и сама выступала в роли скептика, задавала вопросы. Учитель контролировал ход суждений. Я считаю, что на данном этапе мне удалось не допустить спорных ситуаций. Учащиеся показали свои навыки и умения вести аргументированную беседу, правильно представлять информацию.
В конце с помощью учителя ребята сформулировали вывод по поставленной проблеме, и на основании сформулированного вывода было предложено домашнее задание с целью закрепления полученных знаний и умений.
Урок прошел динамично, но все же наблюдается нехватка времени. Возможно, следующий раз при подготовке к данному уроку можно дать опережающие задания учащимся.
Таким образом, можно сделать вывод, что урок по технологии проблемного обучения имеет свои плюсы и минусы. Плюсы: у учащихся формируется образовательная самостоятельность, образовательная инициативность, образовательная ответственность. Минусы: нехватка времени, опасность перехода обсуждений в спор, пассивность некоторых учащихся.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории
Тема урока: «Письменность и знания древних египтян»
Технологии: ИКТ, проблемного обучения
Класс: 5
Цель деятельности учителя | На примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать различные явления. Путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач, формировать логическое и историческое мышление учащихся. |
Цель урока | Создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте; раскрыть особенности и сложность египетской письменности; познакомить с особенностями египетского счета и системы мер |
Задачи | Предметные: Научатся определять понятия иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия. Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях, определять назначение пирамид, статуй, храмов. Метапредметные: Познавательные: воспроизводят на память информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существования других точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных проблем. Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу; удерживают цель деятельности до получения ее результата. Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу; применяют правила делового сотрудничества. |
Тип урока | Урок приобретения нового знания |
Методы и формы обучения | Работа в парах, в группах, фронтальная, индивидуальная |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал. |
Наглядно-демонстративный материал | Карточки с иероглифами, древнеегипетскими цифрами, этапами изготовления папируса, таблица с астрономическими данными, презентация. |
Основные понятия | Иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия |
Разрыв страницы
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Вид деятельности ученика, предполагаемый ответ | Планируемые результаты УУД (К-коммуникативная, П – познавательная, Р-регулятивная) |
1 | Организационный момент | Приветствие Проверка готовности | Приветствие Организация рабочего места |
|
2 | Актуализация знаний
| -Какие виды искусства получили развитие в Египте? -Что называется архитектурой, скульптурой? -Какие произведения древнеегипетского искусства вам запомнились?
|
Раскрывают смысл терминов, называют виды и памятники искусства в Древнем Египте.
. |
К: Слушают и понимают речь других, формулируют ответ .Р: Оценивают результаты работы. Осознают качество и уровень усвоения |
3 | Постановка учебных целей и задач | Как вы думаете, в Древнем Египте была школа? А что изучали в древнеегипетской школе? Вам интересно узнать? Значит, сегодня на уроке мы будем изучать… Слайд 1,2.
| Формулировка темы и цели занятия, выдвигают версии
| П: Развитие умения формулировать тему (используя иллюстративный материал) К: Развитие умения слушать учителя и строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух Р: Формирование умения поставить цель урока
|
4 | Усвоение новых знаний и способов действий 1. Школы в Древнем Египте | Организует диалог, беседу. Следит за выполнением работы учащихся. Коррекция ошибочных и неточных ответов. Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? (см. изображение писца в учебнике на стр. 58). Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? Платят ли за него ваши родители? Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. Слайды 3.
Давайте представим себя в древнеегипетской школе. | Работа в парах. Ответы на простые и проблемные вопросы
Учителями в школах были жрецы. Там готовили чиновников-писцов
Учатся 11 лет, обучение бесплатное.
Там могли учиться только дети состоятельных родителей. Обучение в древнеегипетской школе стоило дорого. | П: Развитие умения формулировать ответ К: Уметь слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух Р: Проявляют интерес к учебному материалу |
| 2. Письменность | Организует диалог, беседу. Побуждает к высказыванию своего мнения. Выявляет типичные ошибки и пробелы. Организует работу в группах. Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? Наш первый урок – письмо. Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам. Вспомните, сколько букв в русской азбуке? Иероглифов было около – 700. Многие слова изображались рисунками. Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения? Попробуйте, например, записать своё имя.
Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”. Слайд 4,5. В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “ДМ” – какие слова он может обозначать? Как определить какое слово мы написали? Был нужен значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь. Например, иероглиф, напоминающий идущие ноги. Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (см. учебник, стр. 52-53).
Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность?
Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. Слайды 6,7.
Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать?
Материал для письма называется папирус. Возьмите раздаточный материал и по рисункам составьте рассказ о том, как и из чего его делают папирус (1 группа); составьте рассказ о письменных принадлежностях (2 группа); дополнительный вопрос: почему писцы были самыми уважаемыми людьми Слайд8. | Ответы на простые и проблемные вопросы. Решение познавательных задач.
Читать, писать и считать.
Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо».
33
Учащиеся на доске чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов. Сравнивают их с египетскими иероглифами. Делают вывод. Иероглифы воспроизводятся на доске.
Дом, дым, Дима, идем, дама.
Иероглифы воспроизводятся на доске. Много иероглифов, их сложно выучить. На стенах пирамид, на обелисках, в храмах. Иероглифами написана египетская “Книга мертвых”
Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой.
Слушают сообщение ученика о Франсуа Шампольоне, смотрят слайды Нужен материал для письма и письменные принадлежности
Самостоятельная работа в группах, составляют рассказы, выбирают выступающего. | П: Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи. К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух, работать в группах. Р: Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу. |
| 3. Перемена | Проводит физминутку. Египетские дети любили играть в мяч, сделанный изо льна и тростника | Играют в мяч | К: развитие умения сотрудничать. |
| 4. Математика | Задание по слайдам. Организует диалог, беседу. Практическая работа – измерение участков. Арифметика – раздел математики, изучающий простейшие числа и арифметические действия.Слайд 9. Посмотрите на слайды и раздаточный материал и запишите предлагаемые числа древнеегипетскими цифрами.
Попробуйте складывать и вычитать числа в такой записи. Какие цифры использовать легче?
Наука геометрия тоже зародилась в Египте. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? Глядя на изображения, давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю? Слайд 10.
Тем же занимались и чиновники (писцы) – но для чего?
Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев. Задания: - измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах). | Ответы на простые и проблемные вопросы. Решение познавательных задач.
Составляют числа из древнеегипетских цифр
Легче использовать арабские цифры, считать числа, записанные древнеегипетскими цифрами сложно.
Измерение земли.
Крестьяне, восстанавливая границы участков после разлива Нила, ежегодно измеряли землю. Строители, при строительстве пирамид. Чтобы определить размер налога с каждого участка.
Делают измерения и записывают результаты. | П: Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи. К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух. Р :Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу. |
| 5 Астрономия | Организует микроисследование – сравнение календарей. Кроме расстояний, египтяне умели измерять время. Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила. Они первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на месяцы, а месяцы – на недели. Слайд 11. О развитии какой науки мы можем говорить на основании этого факта? Сравните древнеегипетский календарь и современный назовите сходства и отличия. | Микроисследование в парах – сравнение календарей.
Астрономии Сравнивают календари, делают выводы, называют сходства и отличия. | П: Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи, сравнивать и делать выводы. К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух. Р: Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу. |
5 | Закрепление знаний и способов действий | Организует работу с тестом Слайд 12. | Используют знания терминов при выполнении тестового задания. | П: Воспроизводят по памяти информацию. К: Договариваются. Приходят к общему решению |
6 | Рефлексия. | Давайте подведем итог, какими достижениями древних египтян мы пользуемся до сих пор?
Скажите, мы достигли поставленной в начале урока цели? Каковы ваши впечатления?
| Делают вывод. Календарь, знания из области математики и астрономии. Благодаря изобретению папируса и египетской письменности знания древних египтян сохранились до наших дней. Самооценка учащимися результатов своей | Р: Развитие умения анализировать свою деятельность при достижении цели. |
4. | Домашнее задание | Домашнее задание: дифференцированное 1. используя § 12 учебника и иллюстрацию учебника, составьте рассказ о древнеегипетской школе; 2. сравните древнеегипетскую школу и современную, найдите сходства и различия. Слайд 13. | Воспринимают задание, выбирают вариант, уточняют. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"
Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....
Технологическая карта открытого урока Англия, Франция и Россия в войне 1812 года.
технологическая карта открытого урока Англия, Франция и Россия в войне 1812 года....
Информационно-технологическая карта урока истории 10 класс Тема: «Отечественная война 1812 года»
Конспект урока....
Технологическая карта урока истории «Отечественная война 1812 года»
Технологическая карта урока истории «Отечественная война 1812 года», часть1...
Технологическая карта урока по истории России по теме Отечественная война 1812 года
Ф.И.О. Корнева Светлана НиколаевнаПредмет: история РоссииКласс :9УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобр...