Технологическая карта урока по истории России по теме Отечественная война 1812 года
план-конспект урока по истории (9 класс)
Ф.И.О. Корнева Светлана Николаевна
Предмет: история России
Класс :9
УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.
Тема урока: Отечественная война 1812 года.
Цель урока: Сформировать у учащихся знание и понимания ими значимого события истории России - Отечественной войны 1812 года.
Задачи:
Образовательные: формировать у учащихся умения отбирать нужный материал, выделять главное, определять признаки, работать по плану.
Развивающие: развивать критическое мышление, способность правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного; уметь вести диалог, отстаивая свою точку зрения; воспринимать историческую эпоху, представленную докладчиками; сопереживать людям, прошедшим испытания судьбы, формировать читательскую культуру, эстетический вкус.
Воспитательные: способствовать духовно – нравственному развитию личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма, приобщению к культурным ценностям, развитию коммуникативных способностей во время работы на уроке; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.
Личностные УУД: воспитание патриотизма, нравственности, уважения к историческому прошлому, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
Регулятивные УУД: формирование у учащихся умение определять цель и задачи урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала;
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД: умение анализировать текст, определять понятия, указывать признаки, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы
Планируемые результаты
Предметные:
Знать историю Отечественной войны, её причины и предпосылки, источники победы в этой войне; историческую роль Александра I, Барклая де Толли и Кутузова, роль народного ополчения в выполнении задач, которые необходимых для победы.
Уметь анализировать текст; определять важность информации, раскрывающей особенность данного исторического события; устанавливать причинно- следственные связи.
Личностные: потребность сохранять и преумножать исторические знания как явления национальной культуры; пробудить у учащихся
стремления развиваться, совершенствоваться, способствовать формированию ценностного отношения к истории своей страны,
стремления сделать что-то полезное для Родины.
Метапредметные: научиться анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты, сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Технология: проблемно - поисковое обучение, технология сотрудничества.
Межпредметные связи: география, экономика, литература.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Экран для просмотра презентации.
- Компьютер.
- Диск с материалами урока (презентация).
- Индивидуальный раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года" | 515.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Корнева Светлана Николаевна
Предмет: история России
Класс :9
УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.
Тема урока: Отечественная война 1812 года.
Цель урока: Сформировать у учащихся знание и понимания ими значимого события истории России - Отечественной войны 1812 года.
Задачи:
Образовательные: формировать у учащихся умения отбирать нужный материал, выделять главное, определять признаки, работать по плану.
Развивающие: развивать критическое мышление, способность правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного; уметь вести диалог, отстаивая свою точку зрения; воспринимать историческую эпоху, представленную докладчиками; сопереживать людям, прошедшим испытания судьбы, формировать читательскую культуру, эстетический вкус.
Воспитательные: способствовать духовно – нравственному развитию личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма, приобщению к культурным ценностям, развитию коммуникативных способностей во время работы на уроке; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.
Личностные УУД: воспитание патриотизма, нравственности, уважения к историческому прошлому, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
Регулятивные УУД: формирование у учащихся умение определять цель и задачи урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала;
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД: умение анализировать текст, определять понятия, указывать признаки, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы
Планируемые результаты
Предметные:
Знать историю Отечественной войны, её причины и предпосылки, источники победы в этой войне; историческую роль Александра I, Барклая де Толли и Кутузова, роль народного ополчения в выполнении задач, которые необходимы для победы.
Уметь анализировать текст; определять важность информации, раскрывающей особенность данного исторического события; устанавливать причинно- следственные связи.
Личностные: потребность сохранять и преумножать исторические знания как явления национальной культуры; пробудить у учащихся
стремления развиваться, совершенствоваться, способствовать формированию ценностного отношения к истории своей страны,
стремления сделать что-то полезное для Родины.
Метапредметные: научиться анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты, сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Технология: проблемно - поисковое обучение, технология сотрудничества.
Межпредметные связи: география, экономика, литература.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Экран для просмотра презентации.
- Компьютер.
- Диск с материалами урока (презентация).
- Индивидуальный раздаточный материал.
Этапы урока | Деятельность | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Форма организации взаимодействия | Промежуточный контроль | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||||
1.Организа-ционный момент | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
|
| Коммуникатив-ные: умение слушать учителя. Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания. | ||
2.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала | Подготовка к изучению нового материала. Ребята, взгляните на карикатуру, как она связана с событиями XIX века? Что означает ошейник на шее медведя? Был ли договор выгоден для России? Как соблюдался? Стал ли Тильзитский договор прочной основой для дружеских взаимоотношений между Россией и Францией? Аргументируйте свою точку зрения. | Рассматривают иллюстрацию, отвечают на поставленные вопросы. Подписание Тильзитского мира, 1807 год Что Россия оказалась в невыгодном, подчинённом положении, «на поводке» у Наполеона Нет (Континентальная блокада экономически не выгодна), условия нарушались Россией.
Не стал, отношения ухудшались, обе стороны готовились к новой войне. В 1812 году начался новый военный конфликт. Отвечают на поставленные вопросы, заполняют маршрутный лист, комментируют свои записи, и ответы других ребят, оценивает свою работу. + правильно ответил на поставленный вопрос. - неправильно ответил на поставленный вопрос. | На доске представлена карикатура На слайде вопросы, на которые ученик должен ответить. | Индивидуальная | Самопроверка | Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, формулировать роль основные направления внешней политики России | Коммуникатив-ные: умение слушать, излагать свое мнение в монологе, корректировать свое мнение под воздействием контраргументов. Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении поставленных вопросов, контролировать и корректировать выполненное задание. Познавательные: сравнивать объекты исследования, выделять главное, анализировать, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование духовно -нравственных и эстетических чувств, адекватной самооценки. |
Постановка проблемы. Формулиров-ка темы и цели урока | Подводит к формулировке темы и цели урока. Итак, отношения между Францией и Россией неуклонно ухудшались. Не прошли незаметно и грандиозные военные приготовления Франции к войне. на востоке. О чём сегодня нам предстоит поговорить? Уважаемые ребята, прослушайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова: Война 12-го года настала. Кто тут нам помог: остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог? и ответьте на вопросы: - Какую проблему сегодня нам предстоит решить? Для решения проблемы какие задачи необходимо поставить? Какие вопросы потребуется рассмотреть? |
Ученики с помощью учителя формулируют тему урока и записывают в тетрадь. Ученики формулируют проблему: В чём заключалась главная причина победы России в Отечественной войне 1812 г.? Выяснить планы сторон, соотношение сил двух армий, оценить их боеспособность, определить преимущества и недостатки. | На презентации появляется тема урока: «Отечественная война 1812 года». | Фронтальная | Устные ответы | Уметь по ключевым словам правильно формулировать тему урока, проблему поставить цель. | Коммуникатив-ные: умение вести диалог. Регулятивные: планирование деятельности на уроке. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование поставленной цели. |
Мотивация учебной деятельности для решения поставленной проблемы. | Мы знаем, что в этот период армия Наполеона считалась самой сильной в Европе, она покорила значительные территории, превратив Францию в могущественную империю. Европейские державы были разобщены, а силы России были отвлечены на войну с Турцией. Тем не менее, России удалось нанести поражение Франции. Как удалось достичь победы? - Чтобы в этом разобраться, мы проведем исследование: Какие события произошли в ходе войны 1812 года и что определило её исход. Мы разделимся на группы. Для каждой группы будет задание. Правильно выполненное задание мы будем оформлять в рабочем листе. -Для удобства работы, вы можете воспользоваться кроссенсом, который поможет вам провести свое исследование. | Ученики делятся на группы. Получают задания. Ставят задачи: 1.Проанализиро-вать представленный исторический материал; 2.Найти ответы на вопросы задания в тексте учебника. 3. Оценить военное искусство русских полководцев 3.Сделать выводы о том, каковы источники и причины победы России в Отечественной войне 4.Какую роль в военных действиях сыграло партизанское движение | Обращаются к учебнику и к заданиям, которые есть у каждой группы На слайде появляется кроссенс. | Группо-вая | Письмен-ные ответы | Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать роль и значение деятельности Барклая де Толли, Кутузова, народного ополчения. | Коммуникатив-ные: уметь слушать мнение других, излагать свое в диалоге, аргументировать ,подтверждая текстом. Регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные: находить информацию, владеть смысловым чтением: вычитывать фактуальную информацию в тексте, представлять информацию в разных формах. Личностные: воспитывать патриотическое отношение, осознавать целостность мира и многообразия взглядов, формировать духовно-нравственное отношение к людям. |
Самостоя-тельное усвоение новых знаний и создание проекта. | Каждой группе даются карточки с заданиями, для выполнения можно использовать учебник, интернет- ресурсы, результатом работы станет составление тематического сообщения для класса. Учитель смотрит, как проходит работа в группах, отвечает на отдельные вопросы ребят, если они появляются | Ученики обсуждают в группах поставленные задания, находят в тексте учебника и в интернете ответы. Вписывают в маршрутном листе Смотрят презентацию, анализируют ситуацию |
На слайде кроссенс Задание для группы №1. Оцените внешнеполитичес-кие успехи России накануне вторжения армии Наполеона. Каковы были цели Франции в войне с Россией (дополнительный материал) Задание для группы №2. Дайте сравнительный анализ военных планов сторон накануне войны. Сравните численность армий Наполеона и русской (пункт 2) Задание для группы №3. Какие событие на начальном этапе войны позволили усомниться в непобедимости французов. Оцените Смоленское сражение (пункт 3) Задание для группы №4. Почему в ходе войны было принято решение о смене командующего русской армией. Как это событие отразилось на моральном состоянии русских войск и общества в целом? (пункт 4.) Задание для группы №5. Опишите ход, основное значение и итоги Бородинской битвы. Дайте военно-политическую оценку этого сражения. Задание для группы №6. Кто такие партизаны? Каков их вклад в достижение победы? Назовите прославленные имена партизанского движения. Вспомните из истории, когда народное ополчение уже играло ведущую роль в исходе военного конфликта в России? | Группо-вая | Письмен-ные ответы | Уметь охарактеризовать событие, правильно подбирать признаки, характеризующие данное мероприятие, видеть историческую значимость данного мероприятия, видеть историческую роль русского народа, владеть историческими терминами. | Коммуникатив-ные: организовывать работу в группе, вырабатывать с ней решения, излагать свое мнение в диалоге, понимать позицию как участников, так и автора, преодолевать конфликты, различать в речи другого мнения. Познавательные: находить информацию, владеть смысловым чтением, определять понятия, представлять информацию в разных формах. Регулятивные: определять проблему, выдвигать версии, работать по плану, сверяясь с целью. Личностные: аргументированно оценивать поступки исторического лица, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, учиться осмысливать чужие поступки, патриотически относиться к истории своей страны. |
Физкультминутка | Итак, время работы групп подошло к концу, чтобы дать небольшую передышку перед презентацией результатов работы, проведём физкультминутку. | Ученики выполняют гимнастику для глаз. | Слайд с упражнениями для глаз. | Группо-вая . | Устные ответы, движения учащихся | Коммуникатив-ные: умение использовать икт для достижения своих целей, использовать речевые средства. Познавательные: логически мыслить, находить пути решения. Личностные: стремление к здоровому образу жизни. | |
Защита проектов. | Организует работу по подведению итогов работы в группах, отмечает наиболее активных учащихся. Заслушивает выводы по итогам работы групп | Ученики отвечают на поставленные вопросы, делают выводы значимости грамотного стратегического планирования русского верховного командования, указывают роль Барклая де Толли и Кутузова, самоотвержен-ности простых солдат и офицеров, оценивают вклад партизанского движения. Делают вывод, что победа в Отечественной войне – это результат усилий всего русского народа, его героизм. Остальные группы вписывают информацию в рабочие тетради, создают кластер. | Работа с маршрутным листом и с текстом учебника | Группо-вая и индивидуальная | Определение группы, которая наиболее полно справилась с заданием | Умение применять теоретические знания на практике. | Коммуникатив-ные: умение комментировать свои записи, использовать речевые средства в зависимости от поставленной задачи. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы. Регулятивные: осуществлять контроль; редактирование, оценивание качества и уровня усвоения поставленной цели. Личностные: стремление к трудолюбию, взаимопомощи. |
Закрепление нового материала | Почему мы сегодня начали урок с английской карикатуры? Какие внешнеполитические цели стояли перед Россией после Тильзитского мира? Удалось ли их достичь? Какие задачи в ходе войны стояли перед русской армией, удалось ли их решить? Вспомним, какую проблему мы определили в качестве ключевой на этом уроке? Удалось достичь цели? Остались ли у вас вопросы? | Ученики отвечают на вопросы, повторяют и закрепляют пройденный материал | Обращаемся к слайду с кроссенсом | Фронта-льная
| Устные ответы | Умение видеть причинно-следственные связи, помнить основные исторические даты, термины, события | Познавательные: вычитывать подтекстовую и концептуальную информацию. Коммуникати-вные: умение вести диалог с учителем. Личностные: стремление к соблюдению норм литературного языка, формирование уважительного отношения к религиозной символике. |
Подведение итогов | Организует работу по подведению итогов, отмечает наиболее активных учащихся. | Анализируют, подводят итоги, вспоминают, какое новое знание открыли на уроке. | Фронта-льная | Устные ответы | Коммуникатив-ные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей. Познавательные: анализ, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
Рефлексия | Вак вы думаете, какими черты русского характера проявились в этой войне? Подумайте, какие личные качества Александра I проявились в этот период. Придумайте синквейн про Бородинское сражение - Оцените работу каждого в группе. | Ученики составляют синквейн про Бородино Обсуждение и заполнение листов самооценки. | Представляются синквейны Листы самооценки. | Индиви-дуальная | Устные ответы Листы обратной связи | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения. Личностные: аргументированная оценка своей деятельности. | |
Домашнее задание | Объясняет, как необходимо выполнить домашнее задание. | Слушают объяснение учителя. | Базовый уровень. 1.Базовый уровень. Прочитать параграф 4. Ответить на вопросы. 2 Повышенный уровень. Подготовить сообщения о героях Отечественной войны 1812 года. |
Раздаточный материал.
1. Наполеон с 300тысячной армией, перейдя через Неман, вторгся в пределы Российской империи. 2. Александр I получил известие об этом, когда находился на балу. Бал отменен не был. 3. Главнокомандующим русской армией в начале войны был назначен М.Б. Барклай – де – Толли, который намеренно отводил русскую армию «назад», чтобы соединиться с армией Багратиона. 4. Первый крупный отпор соединенными армиями был дан французам в Смоленске 4-5 августа, 5. самым крупным сражением Отечественной войны было Бородино, 6. Главнокомандующим русской армии назначен Кутузов, на Совете в Филях, было решено оставить Москву и сжечь.7. благодаря такому решению, тактике французов удалось «изгнать» из пределов России, 8. изгнание по Старой Смоленской дороге 9. Изгнать французов, дать им отпор удалось благодаря мужеству и стойкости русских солдат, офицеров, партизан и всего русского народа.
Маршрутный лист
Задания маршрутного листа
№ | Вопрос | Ответ ученика | Самооценка + +/ - +/ - |
1 | Каким событиям посвящена карикатура? | ||
2 | Что означает ошейник на шее медведя? | ||
3 | Был ли договор выгоден для России? Как соблюдался? | ||
4 | Стал ли договор прочной основой для дружеских взаимоотношений между Россией и Францией? Аргументируйте свою точку зрения | ||
5 |
Условные обозначения.
Оцениваю сам себя |
++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось |
Лист самооценки
Ф. И. ________________________________________________________________________
ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________
ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________
Этап | Учебная деятельность | Моё участие на данном этапе (Отметьте верные для вас утверждения галочкой) |
Начало урока | Настрой на урок | включился с желанием узнать новое включился с интересом включился, так как надо |
1 шаг | Повторение пройденного материала | получил правильный результат, работая индивидуально передал инициативу партнеру |
2 шаг | Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока | быстро справился с поставленными задачами попробовал выполнить задание, но допустил ошибки попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением не смог выполнить задание |
3-4 шаг | Самостоятельное усвоение новых знаний и создание проекта. | принял активное участие в работе участвовал в работе по мере своих возможностей созерцал происходящее на данном этапе быстро |
5 шаг | Защита проектов | принял активное участие в работе участвовал в работе по мере своих возможностей созерцал происходящее на данном этапе быстро |
6 шаг | Самостоятельная работа заполнение маршрутных листов, создание кластера. | выполнил самостоятельно задание без ошибок выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил не смог выполнить задание, так как не успел |
7 шаг | Применение нового материала в системе знаний | выполнил самостоятельно задание без ошибок выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил не смог выполнить задание, так как не успел |
8 - 9 шаги | Инструктаж по домашнему заданию и итог урока | мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника. |
Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом
Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) | Моя оценка | Оценка группы | Комментарий учителя |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы | |||
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения | |||
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать | |||
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 11 классе по теме "Отечественная война 1812 года"
Данные материалы позволяют провести урок по теме "Отечественная война 1812 года" и на следующем уроке закрепить изученное, а так же проверить домашнее задание, используя интерактивную форму электронно...
Презентация к уроку по истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку по истории в 8 классе. Тема урока "Отечественная война 1812 года"...
Методическая разработка к уроку по истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"
Урок по истории "Отечественная война 1812 года" разработан с использованием ИТ обучения....
урок по Истории России 8 класс "Отечественная война 1812 г"
урок по Истории России 8 класс "Отечественная война 1812 г"...
презентация по истории России 8 класс "Отечественная война 1812 года"
презентация для учащихся 8 класса...
Проект урока по истории в 8 классе «Отечественная война 1812 года» с применением технологии развития критического мышления
План урока в 8 классе с применением технологии критического мышления....