мастер-класс в 5 классе "Древняя Греция ".
методическая разработка по истории (5 класс)
Масстер-класс изучения новой темы " Древняя Греция"на основании работы с историческим источником.Основу изучения истории составляют исторические источники . И цель проведения мастер-класса: С использованием исторического источника изучить местоположения и природные условия Древней Греции, понимание причин возникновения древнегреческой цивилизации.
формирование умения работы с историческим источником, применения полученных знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древней Греции
Задачи:
Личностные: формирование мотивации учебной деятельности;
способствовать развитию целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к чужому мнению, истории других народов.
Метапредметные:формулировать учебную задачу, способствовать умению сравнивать, развивать речь, формулировать выводы, собственное мнение и позицию, совершенствовать навыки работы с картой, критически анализировать ситуацию.
Предметные: умение применять исторические знания, характеризовать природные условия и занятия населения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 155.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки,
Даже порой удивленье берет
Ну, до чего ж знаменитый народ!
( музыка заканчивается)
Методы и приемы:
Приёмы технологии критического мышления, исследовательские, диалогового методы обучения.
1. Объявление темы урока (учителем) и формирование цели урока (учащиеся) Мы познакомились с историей древнейших государств на северо-востоке Африки и в Азии. Назовём их. Более 3,5 тысяч лет назад первые государства возникли и в Европе.
Сегодня мы приступаем к изучению первой европейской страны, существующей и сегодня, цивилизации, которая дала человечеству очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись и науку, Олимпийские игры . Историю Древней Греции называют античной историей. В переводе с латинского слово «античность» означает древность
2.Что нам предстоит сегодня узнать на уроке?
Чтобы найти необходимую информацию, надо составить план действий.
Составляем план:
- Географическое положение Древней Греции.
- Природные и климатические условия.
- Занятия жителей
Тема нашего урока «Природа Греции и занятия древних греков»
Поощрение за полный ответ - талантом. Это денежная единица в Древней Греции. Талантом в древней Греции измеряли самое ценное
(записывают в тетрадь тему урока)
Основу изучения истории составляют исторические источники . И сегодня наша цель: Изучение местоположения и природных условий Древней Греции, понимание причин возникновения древнегреческой цивилизации.
формирование умения работы с историческим источником, применения полученных знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древней Греции
Задачи урока:
Личностные: формирование мотивации учебной деятельности;
способствовать развитию целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к чужому мнению, истории других народов.
Метапредметные:формулировать учебную задачу, способствовать умению сравнивать, развивать речь, формулировать выводы, собственное мнение и позицию, совершенствовать навыки работы с картой, критически анализировать ситуацию.
Предметные: умение применять исторические знания, характеризовать природные условия и занятия населения
4.Прежде чем мы начнем анализ источника ,Давайте вспомним, кто из античных деятелей изучал древнюю грецию, благодаря кому мы можем узнать о особенностях развития этой страны в древности?(вы получили опережающее задание изучить античных поэтов заслушаем ваши сообщения )
1.О жизни Геродота известно очень немного. Родился он около 484 г. до н. э. в карийском городе Галикарнас, принадлежал к знатному богатому роду, получил хорошее образование. В молодости Геродот принимал участие в борьбе аристократии против галикарнасского тирана Лигдамида, однако, после того как заговор был раскрыт, покинул родной город и перебрался на остров Самос. Отсюда он и начал свои странствия. В то время разъезжали главным образом торговые люди. Можно только догадываться, как путешествовал Геродот: он либо ездил с купцами, либо, что вполне вероятно, сам был купцом. Во всяком случае все вопросы, которые должны занимать торговца: маршруты, расстояния, колонии, единицы мер и весов, — его живо интересовали. Свое путешествие он начал с греческих городов Малой Азии, продолжил на Балканах, а затем отправился в основанную выходцами из Милета черноморскую колонию Ольвию, расположенную в устье Гипаниса (Южный Буг). Здесь Геродот прожил некоторое время, изучая загадочную Скифию.
2 Геродот путешествовал в течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.), и все свои наблюдения изложил в 9 книгах, каждая из которых назвалась по имени одной из муз. В своем знаменитом труде «История» Геродот описал не только историю многих народов, но и этнографические приметы, т.е. описание черт лица, цвета кожи, типа одежды, быта, обрядов, народных примет, общего уклада жизни и т.п. До нас дошли лишь отрывки его сочинений, но главное в том, что Геродоту принадлежит слава первого греческого туриста, так как в отличие от своих предшественников, он странствовал не ради достижения каких-то иных целей, а ради самого путешествия, т.е. ради удовольствия, удовлетворения собственной любознательности и любопытства. 3О истории древней греции писал известный поэт Гомер. Его творчество дошло и до наших дней. В своих поэмах Гомер рассказывал о культурной, экономической, социальной жизни Греции. Наиболее яркие произведения деятеля искусств – поэмы «Одиссея», «Илиада».
Если бы не Гомер, мир, спустя сотни лет, не узнал бы как жили древние греки. Их жизнь, традиции и особенно быт, были затронуты в произведениях Гомера со всех сторон..В «Одиссее» рассказывается о приключениях «одного царя», А «Илиада» повествует о событиях троянской войны. 4 Аристотель- один из величайших философов античной Греции, Он известен также как воспитатель великого полководца Александра Македонского. Высоко оценивая Платона, он подверг критике его учение, произнеся крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже» .Аристотель родился в 384 г. до н. э в городе Стагире, который находился в греческой колонии Фракии, на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля — Никомах — был родом с острова Андрос, Он был придворным врачом и другом Аминты III, отца Филиппа II и деда Александра Македонского. Мать Аристотеля — Фестида — была знатного рода и происходила из Халкиды Эвбейской, именно туда Аристотель отправится во время своего изгнания из Афин. Это позволило будущему философу получить хорошее образование. Рано оставшись без родителей, юноша воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника.
4 Работа с историческим источником.
Аристотель древняя греция
В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая пестрота, для центрального региона Греции, т. е. Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова, характерным является определенная этническая однородность.
Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации.
Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тыс. до н.э.
Своеобразны природные условия Балканской Греции. В целом это горная страна, на долины и равнины приводится лишь около 20% всей территории. Многочисленные горные кряжи делят Балканскую Грецию на множество мелких и мельчайших, изолированных друг от друга долин, располагающих к замкнутой обособленной жизни. Многие такие долины имели выход к морю и могли поддерживать связь не только с соседними полисами, но и с далекими странами. Море играло огромную роль в жизни и историческом развитии древнегреческих государств. Береговая линия Эгейского побережья необычайно изрезана и изобилует многочисленными бухтами и гаванями, удобными для мореплавания.
Греция богата полезными ископаемыми: мрамором, железными рудами, медью, серебром, деревом, гончарной глиной хорошего качества, что обеспечивало греческое ремесло достаточным количеством сырья. Почвы Греции каменисты, малоплодородные и трудны для возделывания. Однако обилие солнца и мягкий субтропический климат делали их благоприятными для выращивания виноградной лозы и оливковых деревьев. Были и довольно значительные долины (в Беотии, Лаконике, Фессалии), пригодные для земледелия и культуры зерновых.
Вопросы к источнику
1.понятийный аппарат
2. О чем автор хотел рассказать нам в этом источнике?
3.что мы узнали на основании источника?
4Какие вопросы на ваш взгляд можно было бы освятить?
- Предлагаю вам поработать с картой на с. 114 учебника. На основании источника ответить на 1 пункт нашего плана
- В какой части света находится Греция?
- На каком п-ове находится Греция?
- Какими морями омывается: с юга, с запада и востока?
- На какие части делится Греция?
Греки любят рассказывать такую легенду. Когда Бог все роздал: кому леса, кому поля, у него в руках осталась горстка драгоценных камней. Он их бросил через плечо, и получилась Греция. Изумруды стали густыми лесами, сапфиры – лазурными морями, а рубины – потрясающим небом на закате. Греция – это страна удивительной красоты и древнейшей культуры, колыбель цивилизации
В чем особенность природы Греции.?
А теперь давайте подумаем, чем же могли заниматься жители древней греции с учетом природно-климатических условий.
Рефлексия
- Что вы узнали на уроке?
- Какой главный вывод?
- Что понравилось на уроке?
- Что вызвало затруднения?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Работа с историческим источником
Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности, готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ. Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю. Расширение знаний обучающихся;- развитие приёмов мыслительной деятельности и познавательных способностей обучающихся;
- повышение интереса к предмету.
• Уметь определить тип источника.
• Уметь определить время написания источника или историческую эпоху.
• Уметь определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе.
• Уметь расположить несколько источников в хронологическом порядке.
• Уметь работать с источниками по отдельным вопросам учителя.
• Уметь составить конкретные вопросы к источнику.
• Уметь пересказать содержание источника.
• Уметь составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием исторического источника.
• Уметь анализировать источник по предлагаемому плану.
• Уметь составить развернутый рассказ с использованием нескольких источников.
О жизни Геродота известно очень немного. Родился он около 484 г. до н. э. в карийском городе Галикарнас, принадлежал к знатному богатому роду, получил хорошее образование. В молодости Геродот принимал участие в борьбе аристократии против галикарнасского тирана Лигдамида, однако, после того как заговор был раскрыт, покинул родной город и перебрался на остров Самос. Отсюда он и начал свои странствия. В то время разъезжали главным образом торговые люди. Можно только догадываться, как путешествовал Геродот: он либо ездил с купцами, либо, что вполне вероятно, сам был купцом. Во всяком случае все вопросы, которые должны занимать торговца: маршруты, расстояния, колонии, единицы мер и весов, — его живо интересовали. Свое путешествие он начал с греческих городов Малой Азии, продолжил на Балканах, а затем отправился в основанную выходцами из Милета черноморскую колонию Ольвию, расположенную в устье Гипаниса (Южный Буг). Здесь Геродот прожил некоторое время, изучая загадочную Скифию.
2 Геродот путешествовал в течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.), и все свои наблюдения изложил в 9 книгах, каждая из которых назвалась по имени одной из муз. В своем знаменитом труде «История» Геродот описал не только историю многих народов, но и этнографические приметы, т.е. описание черт лица, цвета кожи, типа одежды, быта, обрядов, народных примет, общего уклада жизни и т.п. До нас дошли лишь отрывки его сочинений, но главное в том, что Геродоту принадлежит слава первого греческого туриста, так как в отличие от своих предшественников, он странствовал не ради достижения каких-то иных целей, а ради самого путешествия, т.е. ради удовольствия, удовлетворения собственной любознательности и любопытства.
3О истории древней греции писал известный поэт Гомер. Его творчество дошло и до наших дней. В своих поэмах Гомер рассказывал о культурной, экономической, социальной жизни Греции. Наиболее яркие произведения деятеля искусств – поэмы «Одиссея», «Илиада».
Если бы не Гомер, мир, спустя сотни лет, не узнал бы как жили древние греки. Их жизнь, традиции и особенно быт, были затронуты в произведениях Гомера со всех сторон.. В «Одиссее» рассказывается о приключениях «одного царя», А «Илиада» повествует о событиях троянской войны.4
4 Аристотель- один из величайших философов античной Греции, Он известен также как воспитатель великого полководца Александра Македонского. Высоко оценивая Платона, он подверг критике его учение, произнеся крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже» .Аристотель родился в 384 г. до н. э в городе Стагире, который находился в греческой колонии Фракии, на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля — Никомах — был родом с острова Андрос, Он был придворным врачом и другом Аминты III, отца Филиппа II и деда Александра Македонского. Мать Аристотеля — Фестида — была знатного рода и происходила из Халкиды Эвбейской, именно туда Аристотель отправится во время своего изгнания из Афин. Это позволило будущему философу получить хорошее образование. Рано оставшись без родителей, юноша воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника.
Аристотель древняя греция
В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая пестрота, для центрального региона Греции, т. е. Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова, характерным является определенная этническая однородность.
Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации.
Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тыс. до н.э.
Своеобразны природные условия Балканской Греции. В целом это горная страна, на долины и равнины приводится лишь около 20% всей территории. Многочисленные горные кряжи делят Балканскую Грецию на множество мелких и мельчайших, изолированных друг от друга долин, располагающих к замкнутой обособленной жизни. Многие такие долины имели выход к морю и могли поддерживать связь не только с соседними полисами, но и с далекими странами. Море играло огромную роль в жизни и историческом развитии древнегреческих государств. Береговая линия Эгейского побережья необычайно изрезана и изобилует многочисленными бухтами и гаванями, удобными для мореплавания.
Греция богата полезными ископаемыми: мрамором, железными рудами, медью, серебром, деревом, гончарной глиной хорошего качества, что обеспечивало греческое ремесло достаточным количеством сырья. Почвы Греции каменисты, малоплодородные и трудны для возделывания. Однако обилие солнца и мягкий субтропический климат делали их благоприятными для выращивания виноградной лозы и оливковых деревьев. Были и довольно значительные долины (в Беотии, Лаконике, Фессалии), пригодные для земледелия и культуры зерновых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Мифы древней греции."
Интегрированный мастер-класс учителя истории и литературы с использованием театрализованного представления...
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....
Методические материалы к мастер-классу: «Тайны, секреты и хитрости в изучении истории и культуры Древней Греции»
Методические материалы к мастер-классу: «Тайны, секреты и хитрости в изучении истории и культуры Древней Греции»...