Урок "Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова "Волк на псарне"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок построен по технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrazheknie_istoricheskih_sobytiyv_basne_i.a._krylova_volk_na_psarne.docx | 32.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне» 5 класс
Ф.И. О. педагога
Царёва Мария Ермиловна
Предмет Литература
Класс 5
Тема «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»
Тип урока: работа с художественным текстом
Технологии: ТРКМ (технология развития критического мышления)
Цель: научиться выявлять в произведении конкретно-историческое содержание. Определять героев басни, работать над характеристикой персонажей.
Задачи:
Личностные
- формировать уважительное отношение к отечественной истории;
- воспитывать чувство патриотизма
Метапредметные
- развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
- развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
- развивать умение смыслового чтения текста;
- развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;
- развивать образное мышление
- извлекать информацию из различных источников
Предметные
- повторить понятия «мораль басни», «аллегория»;
- развивать умение определять основную мысль произведения;
- развитие умения строить рассуждение на литературную тему
- овладевать умением чтения и анализа художественного произведения
Оборудование: раздаточный материал
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Методы, приемы работы: беседа, ИНСЕРТ, проблемные вопросы, кластер
Основные понятия: аллегория, мораль
Структура урока соответствует принятой в ТРКМ:
- стадия вызова
- стадия осмысления
- стадия размышления
- рефлексия
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | время | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Организационный момент | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | 1 минута | |
Стадия вызова | Беседа. Чтение басни | Предлагает прочитать тему урока и ответить на вопрос: «Что знакомо и что необычно (ново) в формулировке темы?» Учитель называет год создания басни – 1812г. Какое историческое событие относится к этому времени? Спрашивает, появилось ли желание прочитать или прослушать басню, чтобы получить ответы на возникшие вопросы Прослушивание басни в актёрском исполнении (фонохрестоматия к учебнику литературы, 5 класс. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.) О чём басня? Кто её главные герои? Дайте им краткую характеристику. | Отвечают, что знакомы с баснями И.А. Крылова. Знают, что в них автор высмеивает человеческие пороки. Непонятно, как исторические события могут найти отражение в басне, тем более басне о волке, который всегда ассоциируется со злым человеком. Кто-то из учащихся, вероятно, назовет Отечественную войну 1812 года с Францией. Предполагают, что после прослушивания всё станет понятно в теме урока. Слушают Отвечают на вопросы. Называют героев: Волк – злой, хитрый; Ловчий – опытный, знает, что Волку верить нельзя. Прослушивание басни не помогает разобраться в исторической основе басни | Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, прогнозирование Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы | 7 минут |
Стадия осмысления | Самостоятельная работа с текстом, беседа Работа в группах | Предлагает индивидуальную работу с текстом (Приложение 1) Какие вопросы возникли у вас после чтения текста об истории создания басни «Волк на псарне»? Информация, которую мы узнали из текста, поможет нам ответить на вопрос, как связана басня с историческими событиями? Учитель предлагает учащимся как настоящим исследователям проверить свои догадки и предположения, работая в группе Задания для групп:
Волк - Ловчий - Псарня - Псы, гончие - Псари – Справочный материал для 4 группы: «Аллегория – иносказание. Так, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определенные лица или социальные явления» После работы в группе учащиеся заполняют опросные листы | Работают с текстом, используя прием ИНСЕРТ. На полях текста отмечают знаками: ∨ - знаю + - новая для меня информация ? – непонятно, нужны объяснения, уточнения Задают вопросы Пробуют ответить на вопросы одноклассников Учащиеся отвечают на вопросы учителя Работают в группах Представители от каждой группы выступают со своими исследованиями Совместно составляют кластер на доске и в тетради ( в центре -«Историческая основа басни Крылова «Волк на псарне») | Личностные УУД: выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; осознавать собственное отношение к героям басни Регулятивные УУД : принятие учебной задачи, планирование работы группы Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, осуществлять сотрудничество в группе сверстников Познавательные УУД: владение основами смыслового чтения, умение осуществлять сравнение, анализ с выделением признаков | 30 минут |
Стадия размышления | Беседа | Учитель задает вопросы: Есть ли в этой басне мораль? В чем особенность морали этой басни? (мораль вложена в уста Ловчего) Что же хотел сказать Крылов этой басней? Чему учит басня? (учитель обязательно выводит учащихся на патриотизм басни) Актуальна ли басня? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Личностные УУД: осознавать собственное отношение к морали басни Познавательные УУД: определять идею басни | 4 минуты |
Рефлексия | Опросные листы | Предлагает заполнить опросные листы. Приложение 2 | Заполняют опросные листы. | Умение формулировать свою точку зрения на работу группы | 2 минуты |
Домашнее задание | На выбор:
| Записывают домашнее задание в дневник | 1 минута |
Приложение 1
И.А. Крылова без сомнений можно назвать самым известным и любимым русским баснописцем. Басня – это лиро-эпическое произведение, в котором автор чему-то учит читателя. Чаще всего басня излагается в стихотворной форме, а главными действующими лицами в произведениях этого жанра выступают животные и насекомые. Басня традиционно делится на 2 части. В первой автор передает сюжет произошедшего события, а во второй приходит к некоторому выводу. Этот вывод в литературе называют моралью.
Мораль призвана учить и наставлять читателя. Одной из наиболее поучительных и интересных его басен является басня «Волк на псарне». Она написана в 1812 году, в разгар Отечественной войны 1812 года с Францией.
В сентябре 1812 года И.А. Крылов был у приятелей Олениных. Там же оказался государственный деятель, историк Тургенев. Он рассказал о том, что Наполеон, заняв Москву, понял, что оказался в ловушке, и отправил в ставку Кутузова графа Лористона с предложением о мире. Вот какой разговор произошёл между Лористоном и Кутузовым:
Лористон: «Мой государь Наполеон искренно желает навсегда положить предел несогласиям между двумя великими народами».
Кутузов: «Меня проклянет потомство, если признают меня первым виновником какого бы ни было примирения: таков действительный дух нашего народа».
И.А Крылов был очень взволнован, услышав эту историю. Через несколько дней в гостиной Олениных он прочитал басню «Волк на псарне» и собственноручно передал её жене Кутузова, а она отправила это письмо в действующую армию. М. И. Кутузов собрал вокруг себя солдат и офицеров и прочитал эту басню. Когда он дошёл до слов: «Ты сер, а я, приятель, сед», он снял фуражку и продемонстрировал свои седые волосы. Так Иван Андреевич Крылов стал выразителем не только своих мыслей, но и тех чувств, которые были в сердце каждого русского человека.
Приложение 2
Оценка сотрудничества ученика в группе.
Оцени, насколько хорошо каждый работал в группе: используйте знаки + или - .
Фамилии участников группы | ||||||
Критерии оценки | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|
Если у вас от 6 -7 + , то ваша оценка «5»
Если у вас 4 – 5+ , то ваша оценка «4»
Если у вас 2-3 +, то ваша оценка «3»
Если у вас всего 1+, то ваша оценка «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс
Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...
Историческая вертикаль (краткая версия исторических событий России с древнейших времен до XIX века)
Единый государственный экзамен по истории проводится с целью аттестации выпускников средних общеобразовательных школ, а также выявления уровня их подготовки, необходимого для поступления в высшие и ср...
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести. Исторические события и герои на страницах повести.
Урок литературы интегрированный с историей . Урок-исследование поможет учителю познакомить учащихся с историей создания повести "Капитанская дочка"; сформирует мение работать с архив...
И.А.Крылов"Волк на псарне" Отражение исторических событий.
Открытый урок по русскому языку...
Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»
У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года....
урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"
урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"...
Басня "Волк на псарне". Отражение исторических событий
Это второй урок по басням И.А. Крылова в 5-ом классе. Знакомство с произведением баснописца «Волк на псарне», его исторической основой. Большое внимание уделено развитию навыков анал...