Разработка урока "Как жили земледельцы и ремесленники в древнем Египте"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Беляева Евгения Николаевна

Урок истории "Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zhili_zemledeltsy_i_remeslenniki.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

        Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников.
Развивающая: продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты.

Воспитывающая: привить интерес к познанию истории древнего мира.

        Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

      Оборудование: учебник, карта «Древний Восток, Египет, Древняя Азия», рабочий лист по теме урока,  раздаточный материал с текстом исторического документа.

         Словарь урока: вельможа, писец, налог,  шадуф, амулет

         Планируемые образовательные результаты:

Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- объяснить значение понятий «орошение», «шадуф» «амулет»; «налоги»

- перечислить основные категории населения фараон, вельможи, писцы, земледельцы и ремесленники, рабы;

- описывать занятия и образ жизни земледельцев, ремесленников, писцов.

Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

коммуникативные: продолжить формирования умения показывать на карте исторические объекты, использовать ленту времени для счёта лет в истории, смогут составить описание основных занятий на основании иллюстраций, текста учебника и исторических документов, представить результат своей работы в виде краткого рассказа, показать готовность к сотрудничеству и коллективной работе.

Личностные: в результате урока учащиеся смогут

- высказать собственное мнение о положительных и отрицательных сторонах жизни отдельных категорий населения в Древнем Египте.

Ход урока

I. Организационный момент

   Учитель приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Государство на берегах Нила»

     Учитель: на прошлом уроке вы узнали о природных и климатических условиях Древнего Египта, о том как возникло это государство.

      1) Проверка картографических знаний: один учащийся должен определить словами и показать на карте местоположение древнего Египта, остальные учащиеся следят за ответом, оценивают правильность ответа, если необходимо, то исправляют ошибки.

- Давайте вспомним где находится Египет? (Египет находится на северо-востоке Африки).

-  Какой климат и рельеф имеет страна? (В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара. На тысячи километров простираются песчаные и каменистые пустыни).

- По территории страны протекает одна из самых больших рек в мире, назовите её. (Нил)

- Покажите на карте дельту, пороги, оазисы.

- Как называется растение, которое росло по берегам реки и из которого египтяне изготовляли материал для письма? (Папирус.)

- Назовите и покажите море, в которое впадает Нил. (Средиземное море)

- Назовите и покажите столицу Древнего Египта. (Мемфис)

   2) Индивидуальная работа по карточкам

       - Прочитайте отрывок исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу». Ответьте на вопрос: «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?»

Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

       Примерный ответ: Египет — жаркая страна. Люди и животные здесь изнывают от жары. И только тогда, когда далеко, в Центральной Африке идут тропические дожди  и на горных вершинах тает снег, вода в Ниле наполняется, река выходит из берегов., даря жизнь высохшим землям. Разливы Нила делали почву благодатной, такая земля давала хорошие урожаи. Разлив Нила египтяне считали божественным явлением, поэтому возносили хвалебные песни Богу Нила.

- Какие ещё занятия, кроме земледелия, существовали у жителей Египта? (Кроме земледелия развивалось ткачество, гончарное производство, ювелирное дело)

- Как назывался правитель Древнего Египта? (Фараон.)

- Почему корона царя Египта бело-красного цвета?

- Когда в Египте образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н. э.)

  III. Переход к новой теме

       Рассмотрите зрительный ряд на экране. Сформулируйте тему урока.          Тема урока:  Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

План:

1) Жители Египта.

2) Труд  земледельцев

3) В гостях у египтянина

4) Ремёсла и обмен

5) Сбор налогов.

На доске: тема урока, новые слова.

III. Изучение новой темы

1 вопрос плана

Жители Египта

          Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

       Учитель: прочитайте п. 1 § 7 на стр. 37-38 (здесь и далее страницы указаны по учебнику Вигасина А.А.).

    Ответьте на вопрос: на какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, писцы, воины, земледельцы, ремесленники.)

    -  Ребята, какая из этих групп населения Древнего Египта была самой многочисленной? (Большинство населения Египта составляли земледельцы и ремесленники).

       - На чьих плечах  лежала обязанность кормить своим трудом не только себя и свою семью, но и обеспечивать благосостояние других? (земледельцы и ремесленники) Что входило в их обязанность перед государством? (налоги)

              Запись в тетради:

         Налоги - это платеж чем-либо (деньгами, частью урожая, скота, сделанной продукцией) господину зависимым населением

       или Налоги в Древнем Египте  - это продукты труда, которые крестьяне и ремесленники отдавали в казну фараона.

               Запись в тетради:

Фараон -

ВЕЛЬМОЖИ - знатные люди, царские советники, военачальники.

ПИСЦЫ - сборщики налогов, делопроизводители.

ВОИНЫ - охрана фараона и страны.

ЗЕМЛЕДЕЬЦЫ и РЕМЕСЛЕННИКИ — простые жители Египта, платившие налоги в казну фараона.

2 вопрос плана

Труд земледельцев

Труд земледельцев очень тяжёлый.

        Работа с иллюстрациями в учебнике

       - Рассмотрите иллюстрацию на стр. 39

    - Какую работу выполняют люди? (рыхлят землю плугом, бросают зёрна, серпами срезают колосья, собирают урожай винограда, выжимают сок)

        - Рассмотрите иллюстрацию на стр. 40

       

       - Как называется изображённое устройство (шадуф)

      - Опишите это устройство. Для чего он был придуман людьми?

        Запись в тетрадь:

     Шадуф - приспособление для доставания воды из колодца для орошения земли

 3 вопрос плана

 В гостях у египтянина

         Учитель: После работы, земледелец приходит домой. Давайте с вами заглянем в дом к этому простому человеку.

              Работа с иллюстрациями в учебнике

             Рассмотрим рисунок на стр. 40 «Дом земледельца». Опишите дом (рассказ учащихся по рисунку).

Учитель: да, простой египтянин живет в небольшом  доме. Он сложен из тростника, обмазанного илом, крышей служит тростниковая циновка, поэтому здесь не бывает жарко. Двери в доме земледельца обычно не запирают.  Как вы думаете, почему? (бедное жилище)

- Зайдём в дом. Центральное место в доме занимает кухня с очагом. Здесь жена главы семьи каждый день печет для всей семьи хлеб. Между прочим, египтяне первыми научились выпекать хлеб из кислого теста.  Хлеб ели просто так, с зеленью,  с луком, с рыбой, а по праздникам на столах появлялись мясо и виноградное вино. Кроме кухни в доме есть жилая комната и помещение, которое используется в качестве кладовки.

    - А, теперь давайте познакомимся с хозяевами дома. Это люди, дни которых проходили в трудах и заботах. Посмотрите на рис. на стр. 39. Наши хозяева среди них. Давайте присмотримся к ним. Опишите их облик (что представляет собой их одежда?)

   - Да, как мы видим одежда египтян была очень простой. Женщины носили платья на подобии сарафанов, а мужчины – набедренные повязки. Назывались они схенти. Обувью египтяне пользовались редко. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, или из кожи носили лишь фараон и его приближенные. И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики ( из растительного волокна или овечьей шерсти)

     - Египтяне любили всяческие украшения и амулеты.

      Запись в тетрадь:

  Амулет – мелкие предметы (просверленные камешки, раковины, бусы, фигурки), которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий.

4 вопрос плана

Ремёсла и обмен

      Учитель: Древний Египет славился ремесленниками. Ремесленники трудились в ремесленных мастерских – «палате мастеров», которые принадлежали (по большей части) вельможам. Существовало разделение труда: над одним и тем же изделием на разных этапах трудилось несколько мастеров.

Труд ремесленников был не менее тяжелым, чем крестьянский. Об этом можно прочитать в древних документах. В наших руках сегодня текст древнегреческого папируса. Этот текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее).Сегодня вы настоящие исследователи.

          Работа с текстом исторического документа (раздаточный материал подготовить заранее)

Задание: Прочитать текст документа и выяснить: какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? Как жили ремесленники?

    Запись в тетрадь видов ремесел Древнего Египта (скульптор, каменотёс, брадобрей, строитель, ткач, сандальщик).

   Учитель: Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

    Были в Древнем Египте и другие мастера, например медники, гончары, ткачи, столяры, ювелиры, кожевники, кораблестроители. Египетские мастера создавали великолепные произведения искусства: оружие, посуду, статуэтки, украшения из золота и серебра. Из дерева изготавливали мебель.  Из тростниковых стеблей изготавливали папирус – писчий материал, благодаря которому до нас дошли ценнейшие сведения о событиях, произошедших несколько тысяч лет тому назад.

         Рассказ учителя о торговле в древнем Египте.

        В Древнем Египте такое понятие, как продажа изделий, отсутствовало. Тем не менее на одной из росписей древнеегипетским художником представлена сцена с людьми, которые с какими-то маленькими коробочками, очевидно, направлялись за покупками. Возможно, емкости служили чем-то вроде мерила зерна для приобретения не только товаров, но даже оказанных услуг.

        Работа с иллюстрациями в учебнике

Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 41 «Меновая торговля». Опишите рисунок (сидит женщина,  перед ней глиняная посуда, рядом стоит египтянин,  протягивает ей рыбу).

 - Как вы думаете, что означает эта сцена? (мужчина предлагает женщине меняться)

     

                               5 пункт плана

                                 Сбор налогов

Как вы уже поняли, в Древнем Египте существовала ещё одна профессия – это писцы.

  Работа с иллюстрациями в учебнике

- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 41

Вы уже знаете, что профессия писца одна их самых уважаемых, почитаемых и важных в государстве Египет.

- Каковы были главные орудия труда писца? (тростинка для письма, папирус).

 - Чем же они занимались? Мы узнаем об этом, прочитав пункт 5 нашего параграфа.

Беседа по прочитанному:

- Чем занимались писцы? (сбор налогов, то есть продуктов и товаров в пользу фараонов)

- Фараоны часто подвергали писцов  позорным наказаниям: отрезанию носа, ссылке на каторгу, битью палкой. Как вы думаете в чём причины наказаний, как могли провиниться писцы перед фараоном? (ошибки или обман в подсчёте, присвоение продуктов)

- Каковы были главные орудия труда писца? (тростинка для письма, папирус).

- Кто их боялся? (земледельцы и ремесленники)

       Рассказ учителя:

Горе тому, кто не сможет собрать продукты для налога. Жизнь крестьянина и ремесленника была нелегкой, однако, им угрожала еще более горькая участь – стать рабами.

  1. Закрепление пройденного

       Беседа по вопросам:

       - Что нового вы сегодня узнали на уроке? (О жителях Древнего Египта, о тяжёлой жизни ремесленников и земледельцев, о налогах и сборщиков налогов, о рабстве).

  - На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы)

  - Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте? (Скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач и т. д.)

  - Что обозначает понятие «налог»? (Платеж чем-либо фараону или государству)

    -  Кто платил налоги? (Зависимые от знати категории населения: земледельцы и ремесленники)

        - Как называли сборщиков налогов? (Писцы)

       VI. Подведение итогов урока.

        Рефлексия

      - Хотели бы вы оказаться в Древнем Египте и там жить?

   - Что вы хотели  бы изменить в жизни египтян, если бы у вас была такая возможность?

     - Выскажите своё мнение о системе сбора налогов в Древнем Египте.

       Выставление оценок активным ученикам за работу на уроке.

       Домашнее задание: 

1) § 7 читать, выучить новые понятия.

2) На выбор учащихся:

- составить рассказ о жителях Древнего Египта и управлении страной, используя основные понятия темы (фараон, вельможи, писцы, войско, налоги, раб).

- на основе текста параграфа, иллюстраций учебника, дополнительных ресурсов составить рассказ о жизни простых жителей Древнего Египта (от имени земледельца и ремесленника)


Список литературы

     Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2015.

        Арасланова О.В., Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира: 5 класс. - М.: ВАКО, 2011.

Работа с историческим документом.

Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (храниться в Британском музее).

Хети везет сына Пепи в столичную школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

Для 1-го ряда.

«О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей… Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленника, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты»

Работа с историческим документом.

Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (храниться в Британском музее).

Хети везет сына Пепи в столичную школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

Для 2-го ряда.

«Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды…

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т.е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)… все одежды его лохмотья… Моется он только один раз… Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети…

У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу» … Устае он… и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болен он постоянно… И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.»

Работа с историческим документом.

Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (храниться в Британском музее).

Хети везет сына Пепи в столичную школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

Для 3-го ряда.

«Ткач – внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет…

Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти… У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы, … рука его не останавливается.

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом… Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы…

Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему хуже, чем всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами…

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо сам начальник»  

Индивидуальная работа по карточкам (письменно)

Задание.

- Внимательно прочитай отрывок исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу».

Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

- Ответить на вопрос «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?»

  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальная работа по карточкам (письменно)

Задание.

- Внимательно прочитай отрывок исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу».

Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

- Ответить на вопрос «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?»

  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте»

История Древнего мира, 5 класс, урок логического мышления...

Урок истории в 5 классе Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте

Урок истории в 5 классе Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте + текст для обсуждения "Поучение Хети"...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте

Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте».Тип урока: урок открытия новых знаний1.      Цели  урока:- деятельностная цель:  формирование у уч...

План урока истории по теме "Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте"

План урока истории в 5 классе по теме "Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте"...

Технологическая карта урока и презентация "Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте"

Предлагаю методические разработки, которые помогут моим коллегам....