План урока истории по теме "Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
План урока истории в 5 классе по теме "Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План урока | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока подготовила– Осташова Екатерина Валерьевна.
Курс - всеобщая история
Класс-5
Образовательный стандарт: ФК ГОС ООО по истории.
Учебник: Годер Г.И., Вигасин А.А. «История древнего мира». М., «Просвящение»-2013.
Тема урока - Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте
Цели урока:
Образовательные: обеспечить усвоение учащимися темы; формирование понятийного аппарата (основные понятия- фараон, вельможи, писцы, войско, земледельцы и ремесленники, каналы, шадуф, налоги, меновая торговля )
Развивающие: развитие навыков работы с картой (нахождение объектов, описание, с помощью легенды карты, природных условий местности), развитие навыков работы с документами (анализ содержимого, выделение главного).
Воспитательные: воспитания уважительного отношения к труду.
Учебное оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, жетончики.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационно – мотивационный этап – 5мин. | Приветствие (установка на позитивную работу «Я рада вас видеть») Давайте вспомним, какое государство мы изучали на прошлом уроке? Сегодня мы с вами будем говорить о том, как жили древние египтяне. Во всех домах жителей Древнего Египта находились различные амулеты-маленькие вещицы, которые считались оберегами от всех злых духов. Формирование интригующего образа. Ребята, а вы верите в чудеса? Говорят, что в Древнем Египте существовало необыкновенное животное, которое приносило счастье. Как вы думаете, кто бы это мог быть? Сегодня тот, кто будет правильно отвечать на все вопросы, делать красивые записи в тетради, получит это «счастье», изображение которого я предусмотрительно запечатала в конверт. | Настрой на позитивную работу. Ученики записывают «Классная работа», число. Актуализация внимания, ответ на вопрос учителя. Дети высказывают свои предположения. |
Проверка домашнего задания-10мин. | Проверка домашнего задания. Итак, мы начинаем «погоню за счастьем» с проверки домашнего задания: А) один ученик готовит устный ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?» (рассказ опирается на карту-слайд 2) Б) выполнение творческое задания: один ученик получает квадратики из цветной бумаги. Его задача – придумать слово, относящееся к теме «Государство на берегах Нила», написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу. В) Фронтальный опрос: -как назывался правитель Древнего Египта? -как называется растение, из которого Египтяне изготавливали материал для письма? -какой город был столицей Египта? -когда в Египте образовалось единое государство? -какие два царя были изначально в Египте? | Выполнение заданий. А) один ученик готовит устный ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?» (рассказ опирается на карту-слайд 2) По ходу рассказа ученик показывает территорию Древнего Египта, реку Нил, основные районы земледелия на карте. Б) выполнение творческое задания: один ученик получает квадратики из цветной бумаги. Его задача – придумать слово, относящееся к теме «Государство на берегах Нила», написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу. Класс участвует во фронтальном опросе(за каждый правильный ответ на уроке дети получают жетончики, в конце урока производится подсчет) |
Изучение нового материала-23мин. | Учитель объявляет тему урока. Жители Египта. Ребята, а кем работают ваши родители? Существует много профессий, занятий людей. В Древнем Египте люди по занимаемым должностям делились немного иначе… (Учитель рассказывает про основные классы населения Древнего Египта) стр. 37-38 учебника (слайд 3) Земледельцы и ремесленники. А теперь поподробнее остановимся на жизни крестьян и ремесленников, т.е. большинства египетского народа. (слайд 4) Обратите внимание на исторические тексты на ваших столах. Первый вариант получил текст «Повседневная жизнь египетских крестьян» Второй вариант работает с текстом «Занятия ремесленников» Задание: прочтите свои тексты и укажите основные занятия категорий населения. (Приложение 1) После ответа 1 варианта учитель рассказывает, что такое каналы (слайд 5) и рассказывает интересный факт: «Чтобы обмолоть выращенный урожай, египтяне раскладывали колосья на твердой ровной площадке и прогоняли по ним скот» После ответа 2 варианта учитель рассказывает про то, какие были ремесленники в Древнем Египте, обращает внимание на рисунок стр. 41 учебника (строительство дома в Древнем Египте). (слайд 7) Далее, учитель обращает внимание на изображение дома простого египтянина в учебнике стр. 40 и рассказывает про быт земледельцев и ремесленников. Писцы, налоги, меновая торговля. Учитель рассказывает, что такое налоги (слайд 8), кто такие писцы и предлагает ответить на вопрос: «Почему земледельцы не любили писцов?» при помощи учебника.(слайд 9) Сохранилось изображение, которое есть у нас в учебнике на стр. 41. Оно показывает меновую торговлю. Учитель объясняет принцип меновой торговли. (слайд 10) | Ученики записывают тему урока в тетрадь. Актуализация внимания. Ответы учеников на вопросы учителя. По ходу рассказа ученики записывают новые понятия в тетрадь (фараон, вельможи, писцы, войско, земледельцы и ремесленники), усваивают новый материал. Работа с документом. Ученики читают текст, анализируют его и указывают основные занятия той категории населения, которая им досталась. По результату работы получают жетончики. Ученики внимательно слушают учителя, смотря на изображение на интерактивной доске ,усваивают новый материал, записывают новое понятие – каналы, в тетрадь. Ученики самостоятельно на стр. 40 учебника ищут, что такое шадуф.(слайд 6) После чего записывают новое понятие в тетрадь. Ученики устно описывают, то, что видят на рисунке стр.41. Ученики внимательно слушают, усваивают новый материал. Ученики делают записи нового понятия (налоги) в тетради, отвечают на вопрос. Получают жетончики за правильные ответы. Ученики внимательно слушают учителя, смотря на изображение на интерактивной доске, усваивают новый материал, делают записи нового понятия (меновая торговля) в тетрадь. |
Закрепление изученного материала-5мин. | Фронтальный опрос: -перечислите кто жил в Древнем Египте -расскажите о труде земледельца -какие ремесла были в Древнем Египте? -кто собирал налоги | Ученики, отвечая на вопросы, повторяют пройденный материал, получают жетончики за каждый правильный ответ. |
Подведение итогов урока-2мин. | Раскрытие интриги Всем активным ученикам выставляются оценки. | Ученик, заработавший наибольшее количество жетонов, получает конверт со «счастьем», вскрывает его и показывает картинку, со священным жуком – скарабеем. |
Домашнее задание-1мин. | П.7-читать, новые термины, записанные в тетради учить, подготовить рассказ «в гостях у египтянина» и один ученик отвечает на вопрос «почему жука-скарабея так почитали египтяне?» (слайд 11) Учитель говорит прощальное слово: «Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке, вы молодцы, можете себе похлопать!» | Ученики записывают домашнее задание в дневник. Ученики прощаются с учителем, хлопают в ладони. |
Приложение 1
Текст «Повседневная жизнь египетских крестьян»
«…каждый день крестьяне орошали свои поля, спасая их от невыносимой жары, рыхлили участки мотыгами. Ведь все старались собрать хороший урожай и вовремя заплатить налоги. Они строили каналы и дамбы и содержали их в постоянном порядке. Сеяли ячмень, пшеницу, жали серпами и обмолачивали зерно. Затем ссыпали зерно в закрома».
Текст «Занятия ремесленников»
«… Тяжёлым был труд египетских ремесленников. Они работали в мастерских.
Ювелиры создавали красивые украшения из золота и серебра для богатых египтянок, гончары трудились от зари до зари с глиной и создавали глиняную посуду и статуэтки богов, ткачи ткали нежнейшие полотна для одежды богатых египтян. Особенно почитались мастера- кораблестроители, плотники…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте»
История Древнего мира, 5 класс, урок логического мышления...
Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте
Презентация к уроку в 5 классе....
Урок истории в 5 классе Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте
Урок истории в 5 классе Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте + текст для обсуждения "Поучение Хети"...
презентация Жизнь земледельцев и ремесленников в Древнем Египте.
презентация для 5 класса....
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте
Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте».Тип урока: урок открытия новых знаний1. Цели урока:- деятельностная цель: формирование у уч...
Разработка урока "Как жили земледельцы и ремесленники в древнем Египте"
Урок истории "Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте"...
Технологическая карта урока и презентация "Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте"
Предлагаю методические разработки, которые помогут моим коллегам....