Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте».
Тип урока: урок открытия новых знаний
1. Цели урока:
- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: налоги, орошение, вельможа, писец, шадуф, амулет.
- воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
2. Задачи:
- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.
- метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
- предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: ПК, презентация «Земледельцы и ремесленники», карточки с заданиями для индивидуальной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
28_09_5klass_kak_zhili_zemledeltsy_i_remeslenniki_v_drevnem_egipte.docx | 506.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте».
Тип урока: урок открытия новых знаний
- Цели урока:
- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: налоги, орошение, вельможа, писец, шадуф, амулет.
- воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
2. Задачи:
- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.
- метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
- предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: ПК, презентация «Земледельцы и ремесленники», карточки с заданиями для индивидуальной работы
№ | Ход урока: | |
I. | Микромодуль интригующего образа. Учитель: «Ребята, вы верите в чудеса? Говорят, что в Древне Египте существовало необыкновенное животное, которое приносило счастье. Как вы думаете, кто же это мог быть? (Дети высказывают свои предположение, и после нескольких фраз учитель продолжает). «Сегодня тот, кто будет правильно отвечать на все вопросы, делать красивые записи в тетради получит это «счастье», изображение которого я предусмотрительно запечатала в конверт. Поэтому предлагаю вам начать «погоню за счастьем» и ответить на мои вопросы». | |
II. | Микромодуль мышления на основе «воспоминания». За каждый правильный ответ дети получают жетончики, в конце урока подсчет. Что такое дельта Нила? Что такое оазис? Когда начинается разлив Нила? Благодаря чему в Египте высокие урожаи? Какие два царя были изначально в Египте? В каком году Египет объединился? (Учитель предлагает написать эту дату всем детям в тетради, затем спрашивает одного ученика) Благодаря какому фараону произошло объединение Египта? 2. Индивидуальное задание – двум детям раздаются конверты, которые содержат задания. В первом конверте лежат красная и белая короны, карта Египта и следующее задание: «С помощью карты и двух корон подготовить рассказ об объединении Египта» Во втором конверте лежат карандаш, «ленту времени» и задание: «На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта» 3. Творческое задание - ученик получает квадратики из цветной бумаги. Его задача - придумать слово, написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу. «Придумать и зашифруй слово, которое относится к теме «Государство на берегах Нила». Разгадайте зашифрованное слово. | Фронтальный опрос – это очень быстро задаёт вопросы, а дети мгновенно отвечают. |
III. | Изучение нового материала - Сегодня мы с вами будем разговаривать о том, как жили древние египтяне. Во всех домах находились маленькие вещицы, которые считались оберегами от всех злых духов. Я предлагаю повесить такой оберег и в нашем классе. | Учитель крепит первый амулет на доску, после рассказа каждой логической части должен появляться очередной амулет |
1. | Логические части: Жители Египта Актуальное: Ребята, а кем работают ваши родители? Существует много профессий, занятий людей. (Ответы детей) Историческое: «В древнем Египте люди по занимаемым должностям делились немного иначе. Всесильным владыкой Египта был фараон. Ему подчинялись вельможи. На службе у фараона и вельмож стояли многочисленные писцы. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско. На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят. Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Страна была похожа на шахматную доску. Для орошения копали каналы. Вопрос: Ребята, повторите пожалуйста, кто жил в древнем Египте? Интересный факт: А чтобы обмолоть выращенное зерно египтяне раскладывали колосья на твердой ровной площадке и прогоняли по ним скот. | По ходу этого рассказа на доске должны появляться выделенные слова виде транспарантов и дети должны записывать их в тетради Затем учитель должен обратиться к учебнику и вместе с детьми посмотреть на картинки параграфа 7 |
2. | В гостях у египтянина Актуальное: Ребята, а чем вас сегодня кормили в столовой? Или что было у вас на завтрак? (…..) Историческое: «Сейчас я предлагаю отправиться на завтрак в дом египтянина… (………). Из зерна, растертого между камнями, получилась мука. Из муки женщины замесят тесто и испекут горячие лепешки. Но чтобы разжечь костёр необходимо дерево, которого в Египте очень мало, поэтому дети собирают сухую траву, сучья и навоз. На обед, кроме лепешки, может быть одна – две луковицы и вяленая рыба, а иногда сладкие плоды – финики, инжир, виноград. Только по праздникам египтяне едят мясо, пьют пиво и вино. Дом же построен из тростника, обмазан илом, вместо крыши тростниковая циновка. Двери запираются редко. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) «На самом деле они не запираются потому, что красть в таком доме нечего. На полу вместо кровати циновки, около очага стоит глиняная посуда. Хозяева в малом количестве одежды – очень жарко. Но у них есть амулеты. Вопрос: Ребята, давайте еще раз посмотрим в учебник, на странице 37 есть картинка удивительного изобретения египтян. Как называется это изобретение?» (Дети ищут, смотрят, отвечают на вопрос – «шадуф».) Интересный факт: «А вы знаете, что в каждом доме были свои оберегающие амулеты и статуэтки. Вот, например, одна из них… | Дети включаются в разговор, бурно обсуждают их завтрак На столе учителя должно стоять блюдо, накрытое салфеткой. На этом блюде могут лежать продукты: мука, булочка, луковица, рыбка, финики, виноград Учитель показывает статуэтку или же браслет |
3. | Мастера. Писцы и налоги Актуальное: Ребята, как вы думаете, можно составить рассказ по какой- нибудь картинке? Давайте мы с вами попробуем это сделать? Историческое: Египетские художники, жившие 4 тыс. лет назад, изобразили строительство дома. (….) «В Египте были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители – всех мастеров трудно даже перечислить. Сохранилось и изображение, которое есть у нас в учебнике на странице 39, оно показывает нам меновую торговлю. На древнеегипетских изображениях можно увидеть и писцов. Писцы очень нужны фараону. Они считают и записывают всё, что им прикажут. Но все земледельцы бояться писцов, потому что они забирают у них зерно. Вопрос: Ребята, перечислите всех мастеров древнего Египта. (Дети перечисляют: горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители.) Интересный факт: «Земледельцы боялись писцов и жаловались на свою судьбу: саранча и гусеницы испортили посевы, на полях появились мыши. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидит писец и несколько стражников с прутьями и палками – горе тому, у кого не хватает зерна для уплаты налога!» | Дети смотрят на картинку с41, пытаются самостоятельно предположить, как же проходило строительство. |
IV. | Микромодуль действенного закрепления: Учитель показывает транспаранты с главными словами урока и задаёт следующие вопросы: Перечислите всех жителей древнего Египта. Чего требовала земля? Расскажите о труде земледельца. Что ели египтяне? Что носили египтяне? Чем занимались египтяне? Кто собирал налоги? | |
V. | Раскрытие интриги. Ребёнок, заработавший наибольшее количество жетонов получает конверт со «счастьем», вскрывает его и показывает всем картинку со священным жуком-скарабеем. | |
VI | д/з
|
Конверт со счастьем
Конверт №1
«С помощью карты и двух корон подготовить рассказ об объединении Египта»
Конверт №2
карандаш, «лента времени» и задание:
«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»
Конверт №2
карандаш, «лента времени» и задание:
«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»
Конверт №2
карандаш, «лента времени» и задание:
«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»
Конверт №2
карандаш, «лента времени» и задание:
«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»
Конверт №2
карандаш, «лента времени» и задание:
«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»
Конверт №3
квадратики из цветной бумаги
Творческое задание. Придумать слово, написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу, которое относится к теме «Государство на берегах Нила».
Разгадайте зашифрованное слово.
фараон |
вельможи |
писцы |
войско |
земледель |
цы |
ремесленн |
ики |
горшечни |
ки |
ткачи |
кожевник |
и |
столяры |
кораблестроители |
налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"
Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" ФГОС ООО...
«Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте»
История Древнего мира, 5 класс, урок логического мышления...
Урок истории в 5 классе Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте
Урок истории в 5 классе Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте + текст для обсуждения "Поучение Хети"...
План урока истории по теме "Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте"
План урока истории в 5 классе по теме "Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте"...
Урок истории по теме "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"
Тип урока: объяснение нового материала с использованием ИКТ.Цели урока: познакомить учащихся: с бытом и образом жизни представителей привилегированных слоёв древнеегипетского общества, а так же ...
Разработка урока "Как жили земледельцы и ремесленники в древнем Египте"
Урок истории "Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте"...
Технологическая карта урока и презентация "Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте"
Предлагаю методические разработки, которые помогут моим коллегам....