Методическая разработка "Реформы Петра 1"
методическая разработка по истории (8 класс)

Гаврилова Екатерина Игоревна

урок для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reformy_petra_1.docx411.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока:

  1. ФИО

Гаврилова Екатерина Игоревна

  1. Место работы

МКОУ «Мыскаменская школа-интернат, ЯНАО, Ямальскийрайон с. Мыс Каменный

  1. Должность

Учитель истории и обществознания

  1. Предмет

История

  1. Класс

8

  1. Тема и номер урока в разделе

Тема «Реформы Петра I»

Четвертый урок в разделе «Россия в первой четверти XVIIIв»

  1. Базовый учебник

Учебник: Данилов А.А, Косулина Л.Г, История России конец XVI-XVIIIв, Из-во Просвещение 2014 г

Реформы Петра I

8.   Цель  урока

- сформировать у учащихся общее представление о преобразованиях Петра I, об их глубоком историческом значении.

9. Задачи:

обучающие:

Объяснить учащимся, что именно к этому времени сложились объективные предпосылки для реформ. Показать роль реформ  в укреплении централизации государства. Проследить связь укрепления России и изменение ее положения на международной арене. Выявить связь между формированием абсолютной власти и реформацией.  Сформировать навыки свободно использовать новые термины и понятия, такие как: Сенат, Синод, коллегия. Понимание этих понятий учащимися.

-воспитательные:

Продолжить воспитания патриотизма и гордости за свое отечество на основе изучения преобразований в государстве. Раскрыть предпосылки и причины реформирования. Подвести учащихся к пониманию того, что реформы нельзя отделить от личности Петра I, и на основе этого пробудить интерес к самой личности и деятельности Петра I.

-развивающие:

развитие навыков анализа, синтеза, дедукции, индукции, обобщения, умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

  1. Тип урока:  комбинированный
  2. Вид урока: урок-беседа с элементами практической работы
  3. Методы и принципы обучения: принцип целеполагания, принцип бинарности, принципа проблемности,   диалогический методы с элементами исследовательского метода.
  4.     Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная

14.        Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, выход в Интернет

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Орг. момент

Цель этапа:настрой на урок учащихся

Фокусирование внимания учащихся  посредством беседы, проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствуют  учителя

1мин.

2

Проверка домашнего задания

Цель этапа:выявить степень  усвоения учеником темы «Внешняя политика ПетраI»

№1.

Внешняя политика Петра I

http://www.fcior.edu.ru/card/6454/vneshnyaya-politika-petra-i.html

- Урок начинается с проверки домашнего задания. На прошлом занятии ученики изучалиВнешнюю политику Петра Iв частности  Северную Войну. Учительвыполняет проверку домашнего задания, используя модуль «Внешняя политика Петра I»., Ученики находят модуль «Внешняя политика Петра I», открывают  и выполняютработу по модулю.

- Выполним  работу и сохраним  результат на рабочем столе

Отвечают на вопросы на компьютере.  В случае затруднения обращаются к тексту учебника.

5 мин

3

Вывод по предыдущей теме урока.

 Переход к новой теме

Учитель концентрирует внимание учеников на том, чтобыла изучена Внешняя Политика Петра, в частности, одно из самых значимых событий это Северная война. Обращает внимание на то, что победа в это войне не была бы возможна, без многочисленных реформ в военной сфере. Однако не только армия нуждалась в реформировании, но и другие сферы жизни общества, впоследующим реформирование которых тоже сыграла не малую роль в победах России.

Учитель делает краткий вывод о томкак управлялась страна до Петра, на какие административные единицы была она разделена, кто управлял церковью и др. После этого говорит  учащимся, что пришло время приступить к новой теме урока: «Реформы Петра I»т.е.  изучить преобразования Петра, и проследить что нового появилось, какие изменения произошли в каждой из сфер.

Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока

5 мин

4

Изучение  нового  материала.

Постановка цели урока.

План изучения нового материала:

1)Причины проведения реформ

2)Реформирование отдельных сфер жизни

А) реформа гос управления

Б) церковная реформа

В) реформирование гос аппарата

3) Итоги реформ

№2

Информационный модуль«Реформы Петра Великого»

http://www.fcior.edu.ru/card/3888/reformy-petra-velikogo.html

№3Гиперсхема "Реформы Петра Первого"

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ab015fa2-5f0c-4e0f-b134-61474b51cbd8/?interface=catalog

1) Учитель сообщает учащимся что сначала необходимо разобраться в причинах их проведения для того, чтобы лучше понять суть самих реформ. С помощью модуля учитель вместе с учениками выделяет основные причины реформ. Учитель говорит что, вXIIв сложилась ситуация когда старая система гос управления не соответствовала новым требованиям предъявляемым жизнью. Назрела необходимость введения перемен. Реформирование коснулось всех сфер жизни.

2. А

В ходе рассказа учитель перечисляет основные изменения произошедшие в сфере государственного управления при Петре I.

2.Б

Используя модуль учитель характеризует церковную реформу. Особое внимание в процессе рассказа обращает на создание Синода.

2.В

Учитель совместно с учениками разбирает основные моменты реформирования гос аппарата. Подробно анализирует табель о рангах.

Учитель формулирует вопросы учащимся по изученному материалу:

Посмотрите на схему «Реформы Петра Первого»
Вопросы:
1) Кто управляет всеми этими государственными органами, кому принадлежит верховная власть в стране?        (императору)
2) Ограничена ли кем-нибудь или чем-нибудь его власть?      (нет)
3) Следовательно, какая форма управления государством сформировалась в результате государственных преобразований Петра I? (абсолютная монархия – абсолютизм)
4) Какие преобразования в управлении были проведены при Петре I? Сравните с управлением Россией в XVII веке? Что изменилось?

3. В результате реформирования в России в XVIIIв усилилась роль гос власти и сложилась абсолютная монархия.

С помощью модуля учитель вместе с учениками выделяет основные причины реформ. Записываю их в тетрадь.

Совместно с учителем в ходе его рассказа ученики фиксирую основные даты и новые органы гос управления в тетради.

Вместе с учителем ученики делают вывод о том, чтоСоздается Синод, который контролирует все церковные дела. Церковь теперь теряет независимость.

Ученики самостоятельно делают вывод о том, что Впервые присвоение нового чина, согласно табелю о рангах, происходит за служилые заслуги. Теперь появилась возможность продвижения по службе низших слоев.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

15 мин

5

Закрепление изученного.

Цель этапа: закрепление полученных  на уроке знаний по теме: «Реформы Петра I»

№4 Практический модуль Эпоха Петра первого.  http://www.fcior.edu.ru/card/29595/epoha-petra-i.html

№5 Тест"Реформы Петра I"http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/2e100567-8606-4b25-bd96-c2d9087c68cd/?interface=catalog

Организует выполнение

практических заданий

Проведение тестовой работы

Совместно с учителем выполняют интерактивные задания

Учащиеся самостоятельно выполняют тест в тетради с последующей проверкой на слайде ЭОР.

12 мин

6

Итог урока.

Цель этапа:проверка степени усвоения пройденного на уроке материала,

Подведение итога урока, учитель формулирует выводы по теме урока, выставляет оценки за работу на уроке.

Определение перечня теоретических и практических заданий для выполнения учащимся дома. Домашнее задание: параграф 15, написать мини-эссе по теме: «Значение реформ Петра I для России».

Запись в дневниках учащимися задания на дом

2 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

Реформы Петра I

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Внешняя политика Петра

контрольный модуль

Интерактивные задания

http://www.fcior.edu.ru/card/6454/vneshnyaya-politika-petra-i.html

2

Реформы Петра Великого

Информационный модуль

Информация в виде презентации

http://www.fcior.edu.ru/card/3888/reformy-petra-velikogo.html

3

"Реформы Петра Первого"

Гиперсхема

Гипертекст с иллюстрациями

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ab015fa2-5f0c-4e0f-b134-61474b51cbd8/?interface=catalog

4

Эпоха Петра первого.  

Практический модуль

Интерактивные задания

http://www.fcior.edu.ru/card/29595/epoha-petra-i.html

5

"Реформы Петра I"

Контрольный модуль (тест)

тест

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/2e100567-8606-4b25-bd96-c2d9087c68cd/?interface=catalog

Список использованной литературы и источников:

  1. Анисимов Е. В. Время Петровских реформ. - Л., 1989.
  2. Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. - М., 1988.
  3. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. -Л., 1991.
  4. Буганов В. И. Петр Великий и его время. - М., 1989.
  5. Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. 1993. N 6;
  6. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени.-М., 1990.
  7. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Репринт. воспроизведение изд. 1873 - 1888 гг. Кн. III, вып. 6. - М.: А/О "Книга и бизнес", 1992
  8. Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. - М., 1988:
  9. Павленко Н. И. Полудержавный властелин. - М., 1989.
  10. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.: Мысль, 1990.
  11. Реформы в России в XVI- XIX вв. - М., 1992.
  12. Россия при царевне Софье и Петре // Записки русских людей.-М., 1990.
  13. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005
  14. Три века // Россия от Смуты до нашего времени. (Репринт изд.). - М., 1992. - Т. III-IV.
  15. Чистяков А. С. История Петра Великого (Репринт. изд.). - М., 1992.
  16. Шейнин Л.Б.Петербург и российский меркантилизм. Эпоха Петра I. Спб.:Наука,1997,110с.,обл.,70х 100 /32,тир.1000,ISBN 5-02-013665-4.
  17. Шишов А. Полтавская баталия [1709 г.] // Армейский сборник. — 1995.-№7.
  18. Эйдельман Н. Я. Из потаеной истории России XVIII- XIX вв. - М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"

Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...

Методическая разработка по тема «Начало царствования Петра I. Стрелецкие восстания»;

Урок по теме «Начало правления Петра I» спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е.Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделени...

Методическая разработка. Деловая игра по теме" Россия в период реформ Петра первого"

данный урок предназначен для систематизации и обобщения полученных знаний на предидущем уроке....

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

методическая разработка православного лектория "Христианский брак. Святые Петр и Феврония"

Данная разработка посвящена организации в образовательных учреждениях лекционных чтений по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. Разработка представляет собой полный материал лектория н...

Методический урок: "Петр I и его время"

     Цели:1.     Побудить учащихся к проведению самостоятельной эмпирической и поисковой работы с историко – художественной литературой об эпохе Петра Великог...