Методический урок: "Петр I и его время"
учебно-методическое пособие (история, 10 класс) по теме

       Цели:

1.     Побудить учащихся к проведению самостоятельной эмпирической и поисковой работы с историко – художественной литературой об эпохе Петра Великого и его деятельности «государевой».

2.     Сформировать устойчивый интерес к изучению новых фактов и сведений из жизни великой исторической личностью русского государства.

 

    Задачи:

- Знать исторические факты, касающиеся личности Петра I;

- Знать, что такое личность; уметь составлять личностно                 ориентированный девиз;

- Ориентироваться в творческих заданиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyotr_i_ego_vremya.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

                    Пётр I  и его время

       Цели:

  1. Побудить учащихся к проведению самостоятельной эмпирической и поисковой работы с историко – художественной литературой об эпохе Петра Великого и его деятельности «государевой».
  2. Сформировать устойчивый интерес к изучению новых фактов и сведений из жизни великой исторической личностью русского государства.

    Задачи:

- Знать исторические факты, касающиеся личности Петра I;

- Знать, что такое личность; уметь составлять личностно                 ориентированный девиз;

- Ориентироваться в творческих заданиях.

 

      Участники: учащиеся 7 – 8 классов.

 Оборудование: портреты известных людей эпохи конца XVII – XVIIIв., карта «Северная война»; бумага, ручки, цветные карандаши и фломастеры , компьютер.

          Условие:

    Каждая команда задаёт поочерёдно вопросы соперникам, жюри учитывает полноту и глубину выступлений команд.

                                   Ход игры.

    Участники игры распределяются на 3 команды.

    I.Выступления представителей команд с сообщениями: краткая характеристика биография Петра I.

1 – е сообщение «Начало царствования Петра».

2 - е сообщение «Северная война».

3 – е сообщение «Реформы Петра I».

    II. Творческие задания.

  1. Соотносите события и даты.

Начало правления Петра I                                                       1698      

Восстание стрельцов на западной границе России        1682

Взятие Азова                                                                              1695

Начало Великого посольства                                                1696

Первый Азовский поход                                                           1697

  1. Напишите определения понятий

   

Регулярная армия

Гвардия

Великое посольство

  1. Вставьте в текст пропущенные имена  и даты.

После смерти в ____  году царя _________ новыми правителями стали малолетние  __________ и _________ . Однако фактически власть оказалась в руках их сестры _______. В ____ году царевна _________ была свергнута. ____

______ скончался в ____ году, и _______ стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием _______ стал поход в ____ году на Азов.

  1. Из приведённого списка  составьте пары. Одно  явление может быть в одном случае причиной, а в другом – следствием.

       Отсутствие флота, отставание России от передовых европейских стран, затруднённость торгового и культурного обмена между Россией и другими странами, отсутствие выхода к морю, слабое развитие промышленности.

Причина                                                         Следствие

_________                                                        ____________

__________                                                     _____________

__________                                                     _____________

  1. Вычеркните событие, выпадающие из общей логики.

      Введение рекрутских наборов, строительство города в устье Невы, разработка военных уставов, заключение мирного договора с Турцией, подготовка офицеров, перенос мощей Александра Невского, внимание к боевой подготовке войск.

 

  1. Исправьте в тексте не менее девяти ошибок.

Война началась с осады шведами крепостей. Король Дании осадил крепость Нарву, Пётр I – Ригу, а Август II – крепость в Северной Германии. Но король Карл Густав последовательными ударами разбил своих врагов: вначале он осадил столицу Августа II Варшаву и заставил его выйти из войны, затем разбил датчан под Нарвой и, наконец, обратил оружие против Петра I, нанеся ему поражения под Ригой.

  1. Прочитайте отрывок из указа Петра I и ответьте на вопросы.

      «Многие купецкие люди компаниями, и особенно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно:  серебряные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к тому же и шелковые, и полотняные, и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. Того ради позволяется… для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно… Тех деревень, особо без заводов, отнюдь никому не продавать, и не закладывать, и никакими вымыслами ни за кем не крепить».

  1. Что за указ и в каком году он принят?
  2. Почему купцы часто создавали заводы компаниями, а не в одиночку?
  3. Что в петровское время называли заводом, а что – фабрикой?
  4. Почему купленные к заводам деревни запрещалась продавать отдельно от заводов?

  1. Прочитайте отрывок из указа, написанного Петром I Сенату вскоре после его учреждения, и распределите указания царя по двум колонкам: в первой – конкретные дела, которые надо решать во время отъезда Петра, а во второй – долговременные задачи Сената. В таблицу номера пунктов указа.

Указ, что по отбытии нашем делать.

  1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать…, то и ябедникам…
  2. Смотреть во всём государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять.
  3. Деньги, как возможно, забирать, понеже деньги суть артерии войны.
  4. Дворян собрать молодых…
  5. Вексели исправить и держать в одном месте.
  6. Товары, которые… по канцеляриям… осмотреть посвидетельствовать.
  7. Осели стараться отдать на откуп…
  8. Торг китайский, сделав компанию добрую, отдать.
  9. Персидский торг умножить…

                          1

                            2

       

  1.  Переход на летоисчисление от Рождества Христова произошёл в 7208 г. эры от сотворения мира. Сосчитайте, сколько лет нужно вычитать из дат от сотворения мира, чтобы перевести в привычные нам даты эры от Рождества Христова.
  1.   Напишите, о ком и почему А. С. Пушкин писал:

И счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

III. Порассуждаем…

         Учитель. Попробуйте выразить своё мнение о проблеме письменно, в рисунке или какой – либо другой форме по вашему выбору. Насколько важно чувствовать себя личностью? Вам понадобятся карандаши, фломастеры, бумага для применения приёма рефлексии.

         Ребята на примере Петре I  анализируют качества, присущие великой личности.

   

         Пример выступления ученика.

     Словом «личность» можно определить человека в ситуациях, когда он, преодолевая свое сиюминутное желание, свой непосредственный интерес, действует во имя поставленной цели. При этом приходится подчас отказываться от «маленьких радостей».  Даже в самых обыденных ситуациях человек может проявить себя как личность. Сделать что – то другого человек в ущерб себе, преодолеть желание личности – подвиг. А поступок, когда человек случайно, по неведению поступил благородно, вместе с его поведением нельзя назвать личностным. Личностью нельзя родиться, личностью становятся постепенно, учась подчинять свои поступки сознательно выбранной цели.

Учитель. Можно ли годовалого ребёнка  назвать личностью? А трёхлетнего?  А первоклассника? Так когда же, в каком возрасте человек становится личностью?

 Далее ребятам предлагается творческое задание : изобразить на бумаге как , как  они понимают , что такое личность , придумать к своему рисунку девиз  « Везде светить ,  везде успеть и всех своим теплом согреть!»; книгу с девизом « Мудро мыслить и красиво поступать»  

  Завершается урок демонстрацией творческих работ .

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Настоящее простое время The Present Simple Tense"

Обобщающий урок по теме "Настоящее простое время"...

Методическая разработка. Здоровьесберегающие технологии, используемые во время урока

Методическая разработка. Здоровьесберегающие технологии, используемые во время урока...

Учебно-методическое пособие по английскому языку. Прошедшее время.

Past Simple – простое прошедшее время в английском языке Это время можно назвать практически основным при выражении прошедшего времени в английском языке, так как оно в принципе выражает любое дейс...

Методические рекомендации к самостоятельной работе "Простые времена английского глагола"

Методические рекомендации к самостоятельной работе "Простые времена английского глагола"  разработана в помощь студентам 2 курса технического профиля....

Методическая разработка. Внеклассное мероприятие "Крестики - нолики. Времена года "

Цель игры: 1. Закрепить и расширить знания по литературе, биологии,  народному творчеству....

Методическая разработка ""Present Perfect Continuous (Английские времена) (Настоящее совершенно длительное время) с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.

quot;"Present Perfect Continuous (Английские времена) (Настоящее совершенно длительное время)"Видеоуроки:Видеоурок по английскому языку: Present Perfect Continuous Tense 5 mhttps://www.yout...

Батарея вопросов. к уроку Петр 1 и его время

Данный материал поможет лучше изучить тему правление Петра 1. В работе с текстом учебника....