Методическая разработка по тема «Начало царствования Петра I. Стрелецкие восстания»;
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Урок по теме «Начало правления Петра I» спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е.Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: учитель истории и обществознания  Шматько Наталья Николаевна.                    

МОУ СОШ №7 г. Сальск Ростовской области.

Тема: «Начало царствования Петра I. Стрелецкие восстания»;

1.Методическое обоснование темы урока:

-Основное общее образование;

-Курс «История России»;

-Базовый уровень; 7 класс;

-Второй урок по теме «Россия при Петре I»;

-Актуальность и значимость данной темы определяется тем, что по первым годам правления Петра I возможно попытаться определить направления и характер внутренней политики;

-Обязательный минимум содержания образования: Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I.

2.Развернутая целевая установка урока:

- образовательная:

-дать представление о личности Петра I;

-познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I;

-охарактеризовать основные направления внутренней политики  Петра в начале его царствования;

-уяснить значение терминов по теме;

- воспитательная

-формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с эпохой Петра I; выработать умение понимать людей иной эпохи, с иным культурным багажом, и иной ментальностью;

-формирование исторического сознания, воспитания чувства сопричастности прошлому,  как истории народов мира, так и истории своей страны;

-- общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи;

- историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию;

- развивающая:

-познакомить учеников с методами исторического исследования и языком исторической науки;

-показать многообразие исторических источников и возможности каждого из них;

-обучить учеников определённым приёмам работы с историческими источниками, способствуя тем самым углублению знаний и развитию творческих способностей учащихся;

- развитие способностей к самостоятельному анализу событий  прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов;
- самостоятельно анализировать и сопоставлять факты прошлого, делать аргументированные выводы и обобщения на основе изученного материала, владеть терминологическим аппаратом по изучаемому кругу вопросов и др.

- сформировать умение логически мыслить историческими категориями;

- развитие речи и памяти при работе с документами, выполнением различных познавательных заданий;

-формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;

-продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал через сопоставление с ранее изученным, а также умения выделять главное в источниках информации.

Визуальное сопровождение: Презентация, иллюстрации, карты.
Оборудование: компьютер, проектор, исследовательские карты;

Тип урока: урок – исследование; 

Время занятия: 1урок 45 минут.                                                                                      

Связь с другими предметами: МХК.

Настройка действия презентации: Переход к слайдам по щелчку мыши.                                                                                                                           Урок проводится в мультимедийном кабинете.                                                                                     

Ход урока:

                                                   «Что такое Петр? Чудо или чудовище?»

                                                              Дм.Мережковский, «Грядущий хам».

                                                                                     

3. План изучения новой темы:

Опережающее задание: разделив учащихся на три группы, предложить ознакомиться с материалами учебника по теме «Начало правления Петра I».

1.Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Мотивационная беседа. Постановка целей урока.

Человек крайностей: «и жертва, и демон», «гениальный сумасшедший», «обуреваем фобиями», «пороки Петра уравновешены его добродетелями».

2. Основная часть. Изучение нового материала. 

а) Анализ источника (иллюстрации)

б) Анализ источника (письменный документ)

в) Анализ источника (альтернативный текст).

4. Заключительная часть. Перспективы дальнейшего изучения вопроса.

Описание работы:

1.Титульный.

Слайд №1

2.Эпиграф.

Слайд №2-3

3.План.

Слайд №4,гиперссылки на текстовые документы «История Стрелецкого бунта», «иллюстрация», «письменный источник», «альтернативный текст», словарь.

4.  Работа с документами.

Слайд №5, гиперссылки на слайд №6, 12,14

5.  Анализ источника (иллюстрация).

Слайд №6, переход к объектам по щелчку мыши, гиперссылки на слайд №5.

6. Анализ исторического источника (документа)

Слайд №7,8, гиперссылки на слайд №5.

7. Анализ исторического источника (альтернативный текст)

Слайд №9, 10, 11, 12, гиперссылки на слайд №5.

8. Дополнительные иллюстрации по теме

Слайд №13-17, гиперссылки на слайд №13.

9.  Заключительная часть. Перспективы дальнейшего изучения вопроса. Дискуссия.

Слайд №18-21.

9.Использованные материалы:

1. Стрелецкий бунт. 1698. Краткое описание опасного мятежа стрельцов в Московии. И.Г. Корб. 1699 

2.Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России к.-XVI-XVIII в» 7 класс

М. «Просвещение»  2007г стр. 387

3..Юрганов А.Л,  Кацва Л.А  «История России XVI-XVIIIвв»

Вентана-Граф, М. 1995 стр.217-218

4.В.Ф.Шаповалов «Основы философии: от классики к современности»  М., 2001 с.496


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Причины и начало Великой Французской революции"

Методическая разработка содержит презентацию (имеется звуковое сопровождение) и конспект урока истории в 7 классе....

Письменный опрос по теме"Начало царствования Ивана IV"

В письменном опросе по теме "Начало царствования Ивана IV" представлены различные виды заданий:Соотнесите даты и событияСоотнесите орган государственном власти и выполняемую им функцию.Вставьте в текс...

Конспект открытого урока истории в 8 классе коррекционной школе VIII вида Тема: Начало правления Петра I.

В материале представлен конспект открытого урока по истории в 8 классе коррекционной школе VIII вида. Во время урока на разных его этапах используется интерактивная доска и презентация по теме данного...

Урок истории по теме "Начало правления Петра 1"

Презентация к 3 параграфу учебника "История России. Ч.1" под ред. Торкунова А.В....

Тест для 8 класса по истории России. Тема «Начало правления Петра I»

Тест разработан для 8 класса по теме "Начало правления Петра I"....

Методическая разработка по теме : "Начало коренного перелома в годы ВОВ"

Технологическая карта, видео и интерактивные задания к уроку по теме: " Начало коренного перелома в годы ВОВ"....

Начало царствования Петра I

Презентация для классной работы по теме "Начало царствования Петра". Есть информация про детство, период двоецарствия, Азовские походы, Великое посольство....