Организация урока истории в рамках системно-деятельностного подхода статья
статья по истории
организация урока в рамках системно-деятельностного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_uroka_istorii_v_ramkah_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda2.docx | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Ивлева Татьяна Ивановна
Организация урока истории в рамках
системно-деятельностного подхода
В рамках системно-деятельностного подхода на уроках истории можно использовать элементы технологии развития критического мышления. Главная цель этой технологии – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему приобретать навыки самостоятельной работы, развитие таких качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответвественность за собственный выбор и результаты собственной деятельности.
Технологический алгоритм урока состоит из трёх стадий: первая – вызов, вторая – осмысление, третья – рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приёмов работы на каждой из стадий.
На стадии вызова, ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащихся, мотивировать на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу. Учащиеся строят прогнозы, создают своё видение изучаемого предмета или понятия.
На этой стадии можно использовать такие приёмы:
- составление списка известной информации;
- таблица «верные – неверные утверждения»;
- игра «верите ли вы?»;
- таблица «толстых» и «тонких» вопросов;
- бортовой журнал;
-понятийное колесо;
-мозговая атака;
-таблица «знаем», «хотим узнать», «узнали» - её можно использовать на всех трёх стадиях.
Например, на уроке в 5 классе по теме «Олимпийские игры» я использовала таблицу «верные – неверные утверждения». Учащиеся заполняли первую колонку «до чтения текста», верны ли данные утверждения.
Утверждения | До чтения текста | После чтения текста |
Первые Олимпийские игры были проведены еще до нашей эры. | ||
В Олимпийских играх Древней Греции участвовали и мужчины и женщины. | ||
Олимпийские игры проходили по 5 видам состязаний. | ||
Победителей награждали оливковым венком. | ||
Победителей называли чемпионами. |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и в группах.
На стадии осмысления идёт непосредственная работа с новой информацией: текст, фильм, лекция, материал параграфа. Эта информация систематизируется и классифицируется.
На этой стадии можно использовать приёмы:
-составление кластера;
-смысловое чтение;
-бортовой журнал;
-приём ИНСЕРТ - маркировка текста значками: «v»- уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы;
-ведение дневника.
На том же уроке в 5 классе учащиеся работали с текстом о проведении олимпийских игр в Древней Греции и составляли кластер. Первая группа получила задание: найти информацию о правилах проведения игр. Вторая: о том, что происходило в первый день игр. Третья: по каким видам спорта шли соревнования. И четвёртая: награждение победителей.
Каждая группа представляла участника, который рассказал о выполненной работе. Участники других групп могли дополнять, задавать вопросы.
На третьей стадии - рефлексии следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Можно использовать приёмы:
-синквейн;
-возврат к верным и неверным утверждениям;
-круглый стол;
- перекрёстная дискуссия: «за» и «против»;
-общее – уникальное.
На уроке пятиклассники вернулись к таблице «верные – неверные утверждения» и заполнили графу таблицы «после чтения текста», оценивая их достоверность, используя полученные на уроке знания.
Эффективная рефлексия предполагает не просто повторения учащимися знаний, полученных на уроке, а применение этих знаний в нестандартных ситуациях. Поэтому учащимся был задан вопрос:
-Чем современные олимпийские игры отличаются от древнегреческих?
Вопрос способствует не только формированию предметных УУД, но и метапредметных: анализа, сравнения, поиска общего и различий.
Учащиеся дают такие ответы:
-Больше видов спорта.
-Есть и летние и зимние игры.
-участвуют и мужчины и женщины.
-Участники из разных стран.
-Награждения другие.
Домашнее задание: составить кроссворд об олимпийских играх, или рассказ от имени участника олимпийских игр.
Таким образом, технология развития критического мышления формирует умения у учащихся:
-оценить, что я как ученик знаю и чего я ещё не знаю;
-поставить перед собой учебную задачу;
-составить план её решения;
-организовать поисковые действия;
-оценить полученный результат;
-осмыслить собственные действия (правильные и неправильные) по
выработке решений.
Литература:
С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке». Москва «Просвещение» 2011г.
И.В.Муштавинская «Технология развития критического мышления».Санкт-Петербург «Каро» 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....
Мастер - класс «Организация урока в рамках системно - деятельностного подхода»
Мастер - класс простроен на основе открытого урока "Олимпийские игры: вчера, сегодня, завтра". Даёт представление об этапах современного урока....
Сравнение традиционного и современного уроков. Сущность организации урока, построенного на основе деятельностного подхода
В данной работе даётся сравнительная таблица особенностей уроков традиционного и современного. Она поможет коллегам при работе над изучением современных требований к урокам в соответствии с ФГОС....
Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода (опыт работы)
В пункте 5 ФГОС говорится о том, что “в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;- проектирование...
Организация оценивания образовательных достижений на уроках истории и обществознания. Презентация к статье.
Школа – это место, где учителя требуют от ученика знаний по всем предметам, в то время как сами знают по одному. Организация оценивания о...
Организация урока истории в рамках системно-деятельностного подхода
организация системно-деятельностного подхода на уроке истории в 5 классе...
Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Структурные элементы учебного занятия в рамках системно-деятельностного подхода. их дидактические задачи и показатели результативности....