Мастер - класс «Организация урока в рамках системно - деятельностного подхода»
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему
Мастер - класс простроен на основе открытого урока "Олимпийские игры: вчера, сегодня, завтра". Даёт представление об этапах современного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_1.doc | 42 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 2.7 МБ |
Задание для группы | 33 КБ |
иллюстрации для проекта | 651.5 КБ |
Источники для проекта | 130.94 КБ |
Рабочий лист для группы | 26 КБ |
Лист для определения ролей в группе | 12.56 КБ |
Предварительный просмотр:
(слайд)
Мастер класс
«Структурные элементы метапредметного урока»
- «Я иду на урок» - сколько раз за свою педагогическую практику произносила эту фразу … Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»
Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.
-А я ИДУ на любой из этих уроков с основной мыслью в голове: «Как сделать так чтобы, всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да ещё и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что нужно ему для жизни!? …. А если нет жизненной необходимости – значит, нет интереса и тогда …….. в голове ученика – ветер, ….
Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер -
Он взлетает в облака.
Удержи его, пожалуй...
Вечно нужен глаз да глаз:
В небесах гарцует малый -
Возврати такого в класс!
С ним забот - ну просто бездна!
Весь его летучий вид
Говорит: "Сейчас исчезну!.."
Тут он! Там! Сидит! Летит!
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!
- А для меня такой скрепкой стала метапредметность.
- Данный мастер класс я проведу в контексте урока по истории Древнего мира в 5 классе. Метапредметная тема: Модель и способ.
Планирование любого урока мы начинаем со структурных элементов. В содержании данного урока мы сможем проследить следующие элементы:
1.Мобилизующий этап. На нём учащиеся активно включаются в интеллектуальную деятельность урока. И я вам предлагаю включиться и посмотреть на экран.
- История невозможна без карты, но её надо уметь читать и я вам предлагаю прочитать историю этой карты и историю этого занятия.
- Проанализируйте её.
- А теперь придумайте название этой истории и этого занятия, посовещайтесь в группе и запишите карандашиком на ватмане.
- Озвучьте тему, которую вы написали.
2.И на этих колесницах мы с вами отправляемся дальше на второй этап – мотивационный через создание ситуации сбоя для совместного определения темы зантия. (видеоролик)
- Внесите изменения в тему нашего занятия.
- Я предлагаю вам записать общую тему для исследования на ватмане.
- При работе в группах, учитель всегда должен обращать внимание на правила работы в группах. На начальном этапе учитель сам может предложить правила, а в дальнейшем ребята вносить изменения и предлагать свои. Можно положить их на рабочие столы или вывести на экран, но обязательно нужно их проговорить.
- Вы, знаете, что на любой Олимпиаде придерживаются правил, мы работая в группе тоже будем придерживаться правил. Давайте их проговорим. Я предлагаю правило одного – т.е. говорит кто - то один. А каких ещё правил, мы будем придерживаться? Пожалуйста, предлагайте.
- Правила приняты, можем продолжать дальше.
3.На следующем этапе происходит целеполагание занятия, которое формулируют дети, через организацию активной деятельности учащихся по поиску, усвоению, переработке новой информации из разных типов и видов источников.
- Вы сегодня юные исследователи. А с чего начинается любое исследование? (выбираем, что будем исследовать)
-У вас на столе лежит конверт, в нём информация, которая вам поможет определить объект исследования.
- Я предлагаю вам их открыть, посовещаться и определить ваш объект исследования.
-Время работы в группе 3 минуты.
-Пока группа определяет объект исследования мне хотелось бы сказать о таком факторе как распределение ролей в группе, что предусматривает групповая работа. Чтобы не тратить время на уроке ребята распределяются на переменах. На столах лежат листы на которых прописаны.
- Готовы озвучить объект исследования?
Группа:
Виды олимпийских состязаний.
- Что нам поможет, чтобы изучить его?
- Любое исследование предполагает алгоритм деятельности. Назовите основные этапы исследования.
АЛГОРИТМ.
- Изучение различных источников информации
- Анализ полученной информации
- Логическое осмысление
- Создание продукта
- Презентация продукта, а представление продукта исследования может быть в виде:….
4.Для реализации метапредметного подхода были использованы моделирование, как метод познания модели и способ, как система действий направленных на создание продукта. Итак, следующий этап – это моделирование и презентация продукта учебной деятельности.
- Для проведения исследования и создания продукта всё необходимое лежит на столах.
- А презентация вашего исследования будет представлена на рабочих листах и ватманах. Время работы 5 минут.
- На самом деле на уроке групп было 4 и у каждой группы был свой объект исследования, свои источники информации, рабочие листы. И соответственно у каждой группы получился свой продукт.
Давайте пока группа работает мы с вами попробуем определить а что исследовали эти группы.
(Презентация продукта)
- Таким образом на одном уроке мы смогли себе представить полноценную картину о том как проходили Олимпийские игры в древности.
- На этом уроке есть прекрасная возможность провести линию с современностью.
- Древние греки, говорили: «Что история – наставница жизни! Учите историю и тогда перед вами откроется не только прошлое, но станет понятым настоящее и даже будущее!»
- А, давайте и мы с вами сейчас заглянем в будущее.
Слайд
- Что нас ждёт в ближайшем будущем?
Слайд
- А, чем она для нас знаменательна?
-Значит Олимпийское движение живо и сегодня?
- А, в чем отличие Олимпийских игр от современных, а сходство?
5.Последний этап – рефлексия. Рефлексивный этап урока был ориентирован на формирование самооценки учащегося, исходя из личностного вклада в совместную учебную деятельность.
- Измерение успеха на любой Олимпиаде – это пьедестал почёта, на который стремится каждый. Сегодня мы с Вами построим свой пьедестал успеха.
И в заключении я вам предлагаю оценить свой личный вклад в работу группы и усвоенные знания и занять на пьедестале соответствующее место прикрепив лавровый листочек на венок победителя.
- Благодарю вас за работу вы достойно себя оценили. Таких же высот и побед пожелаем нашим олимпийцам в Сочи!!!
- Благодарю вас за работу и благодарю за объективность. Я думаю, что следующие свои результаты вы оцените выше, нам есть куда стремится. А, нашим будущим олимпийцам мы пожелаем, чтоб все ступени пьедестала были наши!
- Сегодня со всеми педагогами происходит этап осмысления всего нового, что происходит в педагогической практике. И здесь мне близки мысли Караковского: «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня».
- Я благодарю вас за работу, и предлагаю вам использовать в своей дальнейшей практике продукт нашей сегодняшней деятельности в виде буклетов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Группа №3
Письменные источники
Наступает второй день Олимпиады и первый день игр. Он открывается состязаниями в беге. Еще до зари зрители занимают свои места, теснясь на склонах холмов. При восходе солнца раздается звук трубы. На арене появляется глашатай. «Состязающиеся в беге — выходите!» — кричит он.
Один из судей вызывает соревнующихся по очереди, а глашатай громко объявляет имя и место рождения каждого.
Опять раздается звук трубы, и первая группа из четырех человек пускается в бег. Победителя этого бега отводят к тому месту, где заседают судьи. Все пять групп бегут одна за другой. Затем начинается главный бег — соревнуются между собой победители бега каждой из групп. Тот, кто побеждал в этом беге, получал титул главного олимпионика, и его именем называлась вся олимпиада.
После бега во второй половине дня начинается борьба. Существовало несколько видов борьбы: самый простой из них заключался в том, что противники выходили друг против друга с голыми руками. Победителем считается тот, кто трижды повалит своего соперника на землю.
Кончается первый день состязаний, опускается теплая южная ночь, довольные зрители расходятся.
Наступает третий день Олимпиады и второй состязаний. Этот день посвящён - пятиборью. В него входят, кроме бега и борьбы, метание диска и копья, прыжки в длину
Состязающиеся в прыжках всходят на особую насыпь, в руках у них грушевидные гири. Вот они вытягивают руки с гирями вперед — прыжок! — руки быстро отбрасываются назад, и тело в прыжке устремляется вперед. Снова глашатаи провозглашают имя победителя. Потом начинается метание диска. Дискоболы выстраиваются один за другим. Они берут в руку тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращают его рукой в воздухе, причем для сохранения равновесия слегка наклоняют верхнюю часть туловища вперед и опираются левой рукой о правое колено, а затем в момент броска упруго распрямляют тело, и диск, пущенный умелой рукой, со свистом рассекает воздух.
Пятиборье заканчивается метанием копья, которое не просто бросают как можно дальше вперед, но должны при броске попасть в определенную цель. Это уже было чисто военное упражнение.
Наступает четвёртый день Олимпиады и третий день состязаний. Последний день игр посвящается состязаниям на колесниц.
Предварительный просмотр:
Группа №3.
Объект исследования: «Виды Олимпийских состязаний».
Рабочий лист.
!Олимпионик – победитель олимпиады, в каком - либо виде состязаний.
Задание:
Используя различные источники информации, заполните рабочий лист и создайте на ватмане презентацию: «Виды Олимпийских состязаний».
Соревнования начинались со второго дня Олимпийских игр:
В первый день состязания начинаются с ____________, а во второй половине дня проходила ______________.
Второй день был посвящён ______________________________.
В него входили: бег, борьба, ______________ ____________ и _______________, ___________________ в длину.
Последний день посвящался состязанию на _____________________________.
Предварительный просмотр:
Группа №3.
Напишите фамилию и имя напротив занимаемой должности в группе:
1. Руководитель группы (координирует работу группы)_______________________________________
2. Докладчик (представляет результат работы в группе)________________________________________
3. Секретарь (записывает информацию на Рабочий лист)__________________________________________
4. Архивариусы (работают с информационными источниками)
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.____________________________________________
5.Оформитель (оформляет продукт) ____________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода
Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результата...
Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода (опыт работы)
В пункте 5 ФГОС говорится о том, что “в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;- проектирование...
«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»
«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»...
Структура урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении
В этом материале можно ознакомиться со структурой урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении...
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода, предлагаются модули урока, приемы и техники,которые можно использовать для достижения поставленных целей....
Мастер-класс для учителей: Урок в рамках системно - деятельностного подхода по теме «Культура речи учителя»
Цель мастер-класса - демонстрация урока, соответствующего требованиям ФГОС; информирование педагогов о нормах грамотной речи учителя....