Внеурочная деятельность
методическая разработка по истории (9, 10 класс)

Программы внеуроной деятельности по истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    В школьной программе по истории не уделяется достаточного внимания изучению таких вспомогательных исторических дисциплин, как палеография, нумизматика, сфрагистика, хронология, геральдика, метрология, ономастика и других. Недавно  выделились  в  качестве  особых дисциплин филиграноведение, кодикология, берестология, бонистика, фалеристика, векселлология, эмблематика, филократия и др. Многие школьники даже не знают о существовании подобных исторических дисциплин, а об их роли в разгадывании исторических тайн имеют весьма поверхностные знания.

     В настоящее время учителя и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения истории устарели. Чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к истории. На мой взгляд, именно вспомогательные исторические дисциплины могут в этом помочь. Эти науки не просто служат подспорьем для историка, они позволяют по-новому увидеть мир вполне обыденных явлений культуры, сделать историю ближе и понятней, заинтересовать и увлечь ею. Кроме того, именно вспомогательные исторические науки делают историю точной наукой, а не пространством для идеологических баталий и политизированных интерпретаций тех или иных событий российской и зарубежной истории.

     Последние годы ознаменовались активными поисками методик и технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения истории. Сейчас немалая роль в этом отводится факультативным занятиям, элективным курсам.  Но, на мой взгляд, все-таки кружковая работа позволяет добиться максимального эффекта, т.к. в рамках кружка можно применять разные технологии: исследовательскую и проектную деятельность, ИКТ, использовать индивидуальные и групповые формы работы, разные методы и приемы, а также формы занятий.

    Таким образом, вспомогательные исторические дисциплины могут стать действенным фактором приобщения учащихся к истории и культуре, воспитания уважительного отношения к прошлому, к тому великому культурному наследию, которое вошло в нашу повседневную жизнь.

    Данная программа рассчитана не пассивное усвоение школьниками готовых знаний, а на сотрудничество и сотворчество учителя и ученика. Познавая историческую действительность, изучая уже известные исторические события, но с привлечением вспомогательных исторических дисциплин, учащиеся начинают понимать, что изучение прошлого – это важная и очень интересная часть их школьной жизни. И, казалось бы, уже знакомые из школьного курса истории события приобретают совершенно другую окраску, а многие непонятные моменты становятся простыми и понятными.

    В данном курсе учащиеся познакомятся с палеографией, нумизматикой, сфрагистикой, геральдикой, исторической метрологией, хронологией, ономастикой, генеалогией и другими дисциплинами. Каждая из этих дисциплин своеобразна и имеет свой объект и предмет изучения, цели и задачи каждой из этих наук разные. Но все вместе они помогают воссоздать историческую картину становления славянской письменности, эволюции денежного обращения, развития государственной символики (печати и гербы), изменения системы мер и весов, трансформации систем измерения времени, модифицирования состава русского именника, происхождения различных родов и семей. Из курса вспомогательных исторических дисциплин учащиеся узнают о графике букв, украшениях, орнаменте в русских летописях и письменных источниках, об истории утверждения в нашей стране десятичной денежной системы, об истории происхождения таких символов, как двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змея, познакомятся с системой древних мер длины (пядь, локоть, сажень, аршин), веса (пуд, золотник, фунт), жидких и сыпучих тел (кадь, четверть, ведро, корчага). Все дисциплины, кроме хронологии, изучаются, в основном, на российском материале. Хронология – единственная дисциплина, в которой рассматриваются самые известные мировые системы исчисления времени. В разделе «Ономастика» учащиеся познакомятся с происхождением российских географических названий, имен, фамилий и псевдонимов, рассмотрят названия своей местности. Генеалогия и системы социального этикета покажут, как в разные времена структурировалось общество, попробуют свои силы в составлении генеалогического древа своей семьи.

Цель программы

- пробудить интерес к истории как науке через знакомство с вспомогательными историческими дисциплинами.

Задачи программы

- познакомить учащихся с разными вспомогательными историческими дисциплинами;

- развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, ресурсами Интернета;

- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, развивать умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения;

- воспитывать чувство сопричастности к прошлому как основе становления исторического сознания.

Общими принципами отбора содержания материала являются:

- доступность для учащихся средней школы;

- реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы (она может быть изучена в отведенное количество часов);

- инвариантность содержания  (программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков);

- содержание программы обеспечивает более полное знакомство с основными вспомогательными историческими дисциплинами, т.к. в школьном курсе базовой программой этому отводится недостаточно времени.

Возможные виды деятельности

- анализ исторической литературы и исторических источников;

- эвристическая беседа;

- лекция;

- рассказ;

- дискуссия (дебаты);

- сюжетно-ролевые игры;

- подготовка и обсуждение докладов учащихся;

- подготовка мультимедийных презентаций;

- изучение генеалогических таблиц, составление генеалогического древа семей учащихся;

- написание реферата;

- составление словаря топонимов своей местности;

- анализ гербов, составление герба своей семьи;

- изучение денежных знаков;

- участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;

- экскурсии в музеи, библиотеки и др.;

Сроки реализации программы

  Данная программа рассчитана на 2012-2013 учебный год.  Рассчитана программа на 34 часов  (1 час в неделю)

Особенности программы

    Особенностью программы является то, что содержание программы может расши-ряться за счет изучения новых вспомогательных исторических дисциплин (ведь их более 30), а также использования разных исторических источников, в том числе привлечение малоизучаемых в школьном курсе истории. Также данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс  не только  расширяет знания учащихся  об истории как науке, но и помогает овладеть начальными навыками проектной и исследовательской работы с использованием информационных технологий.

  Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем ак-тивизации познавательных способностей  и реализации их устойчивого интереса к исторической науке.

Объект деятельности

   Данная программа рассчитана на учащихся 9-10 классов, которые действительно интересуются российской и всемирной историей, не ограничиваясь рамками школьного курса.

   Численность учащихся в группе: 10 человек (для первого года обучения).

   Состав детей постоянный, на основе добровольности и желания детей.

   Режим занятий кружка: раз в неделю, продолжительность занятий по 1 часу.

Применяемые технологии

Таблица 1. Образовательные технологии

 

Группа образовательных технологий

Образовательная технология

Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения)

Объяснительно-иллюстративное обучение

Технология разноуровнего обучения

Технологии развивающего обучения

 

 

Технология проблемного обучения

Технология проектного обучения

Технология учебной дискуссии

Технология учебной деловой игры

Таблица 2. Педагогические технологии

 

Группа педагогических технологий

Педагогическая технология

Традиционные технологии

Объяснительно-иллюстративные технологии обучения

Технологии на основе акти-визации и интенсификации деятельности учащихся

Игровые технологии

Проблемное обучение

 Технологии на основе эф-фективности управления и организации учебного про-цесса

 

 

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

Технология индивидуализации обучения

Групповые технологии

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Формы организации занятий

   Сущность данной программы  предусматривает организацию учебного процесса во взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

- теоретические занятия, где учитель объясняет новый материал, а затем вместе с учащимися закрепляет его на конкретных примерах;

- практические занятия, где учащиеся самостоятельно изучают  источники по нужной тематике, анализируют и оценивают их содержание, выясняют значение новых понятий и терминов, готовят проекты, мультимедийные презентации и т.п.

   Применяются как индивидуальные, так и групповые методы работы.

Содержание программного материала (34 ч.) – 10 класс

Тема 1. Метрология (6 ч.).

   Предмет, задачи метрологии.  Значение метрологии для анализа исторических  источников. Методы. Основные  метрологические термины. Источники метроло-гии. История русской метрологии. Меры веса, длины, жидкостей, сыпучих тел, площади,

   Практическая часть: решение метрологических задач.

Основные понятия темы: метроном, берковец, четверть, кадь, золотник, аршин, сажень, штоф, верста, фунт и др., метрическая система мер.

Тема 2. Вексиллография (6 ч.).

  Вексиллография – вспомогательная историческая дисциплина. Знамя, его состав-ные части.  Хоругвь. Штандарт.  Флаг. История флага.  Современный флаг России.

   Практическая часть: проект флага села (района, области).

Основные понятия темы: хоругвь, штандарт, знамя, флаг, стяг.

  Тема 3. Генеалогия (6 ч.).

Предмет, задачи генеалогии. Методика генеалогического исследования. Составление генеалогических таблиц. Источники генеалогии. Русская генеалогия. Системы социального этикета (звания, чин, титул, награды и.т.п.).

  Практическая часть: проект семейного генеалогического древа.

  Основные понятия темы: роспись, системы социального этикета.

Тема 4. Хронология (6 ч.).

   Предмет, задачи хронологии. Основные понятия хронологии. Единицы счета времени. Древнейшие календари. Русская система счета времени. Славянский календарь.

  Практическая часть: определение даты исторического события; составление презентаций «Древнейшие календари»,  «Календари Древнего Рима», «Русская система счета времени».

 Основные понятия темы: календарь, год, сутки, неделя, григорианский и юлианский календарь, поясное время.

Тема 5. Историческая ономастика (10 ч.).

   Предмет и задачи исторической ономастики. Разделы ономастики. Форманты. Субстрата.  Топонимика и микротопонимика. Этнонимика. Историческая антро-понимика. Система личных имен. Псевдоним. Способы построения псевдонимов.

Практическая часть: составление презентаций «Происхождение русских имен», «Происхождение русских фамилий», «Из истории псевдонимов»; составление словаря личных имен (фамилий).

Основные понятия темы: онома, топоним, именник, внутрисемейные имена, прозвище, фамилия, псевдоним, аллоним, криптоним, контаминация, койноним, калька, анаграмма.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате освоения теоретической и практической частей курса учащиеся должны

знать:
- названия и содержание основных вспомогательных исторических дисциплин;

- приемы и методы научно-исследовательской и проектной работы;

- основные исторические понятия и термины

уметь:

- самостоятельно ориентироваться в различного рода исторической информации, исторических источниках, их содержании;

- читать схемы, работать с иллюстрациями, документами;

- освоить методы научно-исследовательской работы;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название темы.

Количество часов

1.

Метрология.

6

2.

Вексиллография.

6

3.

Генеалогия.

6

4.

Хронология.

6

5.

Историческая ономастика.

10

Итого 34 часа

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Дата

1

Предмет, задачи и методы метрологии.

1

2

Метрология Древнерусского государства.

1

3

Русская метрология 12-17 вв.

1

4

Русская метрология 18-20 вв.

1

5

Практическая работа №3.

1

6

Практическая работа «Решение метрологических задач».

1

7

Вексиллография и ее элементы.

1

8

История флага.

2

9

Флаги иностранных государств.

1

10

Государственный флаг России

1

11

Практическая работа «Проект флага села (района, области)».

1

12

Предмет и задачи генеалогии.

1

13

Европейская генеалогия.

1

14

Русская генеалогия.

2

15

Генеалогия и система социального этикета.

1

16

Практическая работа «Проект семейного генеалогического древа».

1

17

Основные единицы измерения времени.                                 

1

18

Типы календарных системы.

1

19

Понятие «эра» и виды эр.  Древнейшие календари.  

1

20

Русская календарная система.    

1

21

Практическая работа «Изготовление макета календаря восточных славян»

1

22

 Практическая работа «Определение даты события».                                    

1

23

Историческая ономастика

как вспомогательная историческая дисциплина.

1

24

Этнонимика как составная часть ономастики.                    

1

25

Топонимика как раздел ономастики.

1

26

Микротопонимика.

1

27

Историческая антропонимика.

1

28

Происхождение русских некален-дарных и календарных имен.

1

29

Происхождение русских фамилий.

1

30

Причины появления псевдонимов. Основные способы их построения.

1

31

Практическая работа «Составление словаря личных имен (фамилий)».

1

32

Итоговое занятие.

1

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

Тема «Метрология»

  1. Иванов А.Б. Числом и мерою. Исторические заметки об исконных русских мерах и денежном счете. М., 2001.
  2. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. М., 1954.
  3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.

Тема «Хронология»

  1. Каменцева Е.И. Хронология. М., 2003.
  2. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990.
  3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.
  4. Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. М., 2000.
  5. Никонов Н., Харалампиев В. Звездочеты древности. М., 1991.

Тема «Генеалогия»

  1. Дворянская семья. Из истории дворянских фамилий России. СПб., 2000.
  2. История родов русского дворянства: В 2 кн. М., 1991.
  3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.
  4. Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды. СПб., 2002.
  5. Порай-Кошиц И. История русского дворянства от IX до кон. XVIII в. М., 2003.
  6. Пчелов Е.В.Генеалогия древнерусских князей IX – начала XI вв. М., 2001.
  7. Пчелов Е.В. Генеалогия Романовых. 1613-2001. М., 2001.

Тема «Историческая ономастика»

  1. Ведина Т.Ф., Лебедева Н.В. Тайны псевдонимов: Словарь для любознательных. М., 2003.
  2. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974.
  3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь фамилий. Нижний Новгород, 1997.
  4. Дмитриев В.Г. Придуманные имена. М., 1986.
  5. Краснящих А., Беляев К. 1000 псевдонимов. Харьков, 2003.
  6. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.
  7. Никонов В.А. Имя и общество. М., 1974.
  8. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. М., 1975.
  9. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. М., 1981.
  10.  Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., 1978.
  11.  Суперанская А.В. Имя – через века и страны. М., 1990.
  12.  Унбегаум Б.О. Русские фамилии. М., 1989.

Список литературы для учащихся:

  1. Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки.
  2. Барабин А. Как появился двуглавый орёл в гербе России. // Наука и жизнь, 2001. №3.
  3. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. - М., 1990.
  4. Города России. Энциклопедия. /Гл. редактор Г.М. Лаппо. - М., 1994.
  5. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие./Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. - М., 2003.
  6. Каменцева Е.И., Устинов И.В. Русская сфрагистика и геральдика. - М, 1974.
  7. Кузнецов А. Энциклопедия русских наград. - М., 2002.
  8. Малышев А.И. Бумажные денежные знаки России и СССР. - М., 1991.
  9. Составление родословных схем и родословных древ. Методическое пособие по основам генеалогии./ Составители: Добрынин М. Н., Новосибирское историко-родословное общество, Бородин С. В., Центр патриотического воспитания граждан. Новосибирск, 2011.
  10.  Мурашов Г.А. Титулы, чины, награды. - СПб., 2003.
  11.  Семар Г.М. Среди монет, мер и весов. - М., 1992.
  12.  Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. - М., 1985.
  13.  Соболева Н.А. Русские печати. - М, 1992.



Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Вспомогательные исторические дисциплины»

9 класс

Пояснительная записка.

    В школьной программе по истории не уделяется достаточного внимания изучению таких вспомогательных исторических дисциплин, как палеография, нумизматика, сфрагистика, хронология, геральдика, метрология, ономастика и других. Недавно  выделились  в  качестве  особых дисциплин филигранове-дение, кодикология, берестология, бонистика, фалеристика, векселлология, эмблематика, филократия и др. Многие школьники даже не знают о существовании подобных исторических дисциплин, а об их роли в разгадывании исторических тайн имеют весьма поверхностные знания.

В настоящее время учителя и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения истории устарели. Чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к истории. На мой взгляд, именно вспомогательные исторические дисциплины могут в этом помочь. Эти науки не просто служат подспорьем для историка, они позволяют по-новому увидеть мир вполне обыденных явлений культуры, сделать историю ближе и понятней, заинтересовать и увлечь ею. Кроме того, именно вспомогательные исторические науки делают историю точной наукой, а не пространством для идеологических баталий и политизированных интерпретаций тех или иных событий российской и зарубежной истории.

     Последние годы ознаменовались активными поисками методик и технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения истории. Сейчас немалая роль в этом отводится факультативным занятиям, элективным курсам.  Но, на мой взгляд, все-таки кружковая работа позволяет добиться максимального эффекта, т.к. в рамках кружка можно применять разные технологии: исследовательскую и проектную деятельность, ИКТ, использовать индивидуальные и групповые формы работы, разные методы и приемы, а также формы занятий.

    Таким образом, вспомогательные исторические дисциплины могут стать действенным фактором приобщения учащихся к истории и культуре, воспитания уважительного отношения к прошлому, к тому великому культурному наследию, которое вошло в нашу повседневную жизнь.

    Данная программа рассчитана не пассивное усвоение школьниками готовых знаний, а на сотрудничество и сотворчество учителя и ученика. Познавая историческую действительность, изучая уже известные исторические события, но с привлечением вспомогательных исторических дисциплин, учащиеся начинают понимать, что изучение прошлого – это важная и очень интересная часть их школьной жизни. И, казалось бы, уже знакомые из школьного курса истории события приобретают совершенно другую окраску, а многие непонятные моменты становятся простыми и понятными.

    В данном курсе учащиеся познакомятся с палеографией, нумизматикой, сфрагистикой, геральдикой, исторической метрологией, хронологией, ономастикой, генеалогией и другими дисциплинами. Каждая из этих дисциплин своеобразна и имеет свой объект и предмет изучения, цели и задачи каждой из этих наук разные. Но все вместе они помогают воссоздать историческую картину становления славянской письменности, эволюции денежного обращения, развития государственной символики (печати и гербы), изменения системы мер и весов, трансформации систем измерения времени, модифицирования состава русского именника, происхождения различных родов и семей. Из курса вспомогательных исторических дисциплин учащиеся узнают о графике букв, украшениях, орнаменте в русских летописях и письменных источниках, об истории утверждения в нашей стране десятичной денежной системы, об истории происхождения таких символов, как двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змея, познакомятся с системой древних мер длины (пядь, локоть, сажень, аршин), веса (пуд, золотник, фунт), жидких и сыпучих тел (кадь, четверть, ведро, корчага). Все дисциплины, кроме хронологии, изучаются, в основном, на российском материале. Хронология – единственная дисциплина, в которой рассматриваются самые известные мировые системы исчисления времени. В разделе «Ономастика» учащиеся познакомятся с происхождением российских географических названий, имен, фамилий и псевдонимов, рассмотрят названия своей местности. Генеалогия и системы социального этикета покажут, как в разные времена структурировалось общество, попробуют свои силы в составлении генеалогического древа своей семьи.

Цель программы

- пробудить интерес к истории как науке через знакомство с вспомогательными историческими дисциплинами.

Задачи программы

- познакомить учащихся с разными вспомогательными историческими дисциплинами;

- развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, ресурсами Интернета;

- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, развивать умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения;

- воспитывать чувство сопричастности к прошлому как основе становления исторического сознания.

Общими принципами отбора содержания материала являются:

- доступность для учащихся средней школы;

- реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы (она может быть изучена в отведенное количество часов);

- инвариантность содержания  (программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков);

- содержание программы обеспечивает более полное знакомство с основными вспомогательными историческими дисциплинами, т.к. в школьном курсе базовой программой этому отводится недостаточно времени.

Возможные виды деятельности

- анализ исторической литературы и исторических источников;

- эвристическая беседа;

- лекция;

- рассказ;

- дискуссия (дебаты);

- сюжетно-ролевые игры;

- подготовка и обсуждение докладов учащихся;

- подготовка мультимедийных презентаций;

- изучение генеалогических таблиц, составление генеалогического древа семей учащихся;

- написание реферата;

- составление словаря топонимов своей местности;

- анализ гербов, составление герба своей семьи;

- изучение денежных знаков;

- участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;

- экскурсии в музеи, библиотеки и др.;

Сроки реализации программы

  Данная программа рассчитана на 2016-2017 учебный год.  Рассчитана программа на 34 часов  (1 час в неделю)

Особенности программы

Особенностью программы является то, что содержание программы может расширяться за счет изучения новых вспомогательных исторических дисциплин (ведь их более 30), а также использования разных исторических источников, в том числе привлечение малоизучаемых в школьном курсе истории. Также данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс  не только  расширяет знания учащихся  об истории как науке, но и помогает овладеть начальными навыками проектной и исследовательской работы с использованием информационных технологий.

  Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем ак-тивизации познавательных способностей  и реализации их устойчивого интереса к исторической науке.

Объект деятельности

   Данная программа рассчитана на учащихся 9-10 классов, которые действительно интересуются российской и всемирной историей, не ограничиваясь рамками школьного курса.

Численность учащихся в группе: 10 человек (для первого года обучения).

   Состав детей постоянный, на основе добровольности и желания детей.

Режим занятий кружка: раз в неделю, продолжительность занятий по 1 часу.

Применяемые технологии

Таблица 1. Образовательные технологии

 

Группа образовательных технологий

Образовательная технология

Технологии поддержи-вающего обучения (тради-ционного обучения)

Объяснительно-иллюстративное обучение

Технология разноуровнего обучения

Технологии развивающего обучения

 

 

Технология проблемного обучения

Технология проектного обучения

Технология учебной дискуссии

Технология учебной деловой игры

Таблица 2. Педагогические технологии

 

Группа педагогических технологий

Педагогическая технология

Традиционные технологии

Объяснительно-иллюстративные технологии обучения

Технологии на основе акти-визации и интенсификации деятельности учащихся

Игровые технологии

Проблемное обучение

 Технологии на основе эф-фективности управления и организации учебного про-цесса

 

 

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

Технология индивидуализации обучения

Групповые технологии

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Формы организации занятий

Сущность данной программы  предусматривает организацию учебного про-цесса во взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

- теоретические занятия, где учитель объясняет новый материал, а затем вместе с учащимися закрепляет его на конкретных примерах;

- практические занятия, где учащиеся самостоятельно изучают  источники по нуж-ной тематике, анализируют и оценивают их содержание, выясняют значение новых понятий и терминов, готовят проекты, мультимедийные презентации и т.п.

   Применяются как индивидуальные, так и групповые методы работы.

Содержание программного материала (34 ч.)

Введение (2 ч.). Вспомогательные исторические дисциплины: палеография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика. История развития вспомогательных исторических дисциплин России.  Практическое использование вспомогательных исторических дисциплин.

Тема 1. Проектная и исследовательская деятельность (2 ч.)

Исследовательский  проект. Формы и методы исследовательской работы.  Типы проектных работ. Требования к оформлению работ. Критерии защиты работы. Тематика индивидуальных проектных и исследовательских работ. Знакомство с  правилами выступления и защиты своих работ.

Тема 2. Палеография (6 ч.).

  Предмет палеография и её важнейшие задачи. Палеографические методы исследования. Внешние признаки рукописных источников. Этапы возникновения письменности у восточных славян. Кириллица и глаголица. Рукописные источники Древней Руси и Российского государства.  Материал письма.  Графика. Украшение рукописей.

  Практическая часть: проект «Страница рукописи».

Основные понятия темы: палеография, графика, титло, миниатюра, вязь, устав, полуустав, скоропись, пергамен, заставка, инициал, колофон, водяные знаки – вержер и пантюзо, штемпель.

Тема 3. Нумизматика (6 ч.).

   Предмет и методы нумизматики. Основные задачи нумизматики. Понятие и функции денег.  Виды денег и появление монет. Связь нумизматики с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Естественно-научные методы исследования монет.

  Практическая часть: составление презентаций «Денежная система России», «Денежные системы стран мира», «Из истории денег».

Основные понятия темы: нумизматика, бонистика, «безмонетный период», монета, купюра, ассигнация, гривна, копейка, рубль, куна, веверица, грош, алтын.

Тема 4. Сфрагистика (6 ч.).

   Предмет, методы, задачи сфрагистики. Этапы развития сфрагистики как науки. Классификация печатей. Княжеские печати. Церковные печати. Печати современной России.  

   Практическая часть: проект семейной печати.

Основные понятия темы: сигиллография,печать, штамп,  булла, тамга, вислые печати, прикладные печати, гемма.

Тема 5. Фалеристика (6 ч.).

Предмет, задачи, методы фалеристики. Происхождениенаград. История наград. Награды Древнерусского государства и царской России. Советские награды. Особенности орденов и медалей современной России.

   Практическая часть: проект медали (ордена); составление презентаций «Ордена и медали Российской империи», «Советские ордена и медали», «Ордена и медали Российской Федерации».

Основные понятия темы: фалеристика, орден, медаль, статус, аверс и реверс.

Тема 6. Геральдика (6 ч.).

    Предмет, задачи, методы геральдики.  Происхождениегербов. Теоретическая и практическая  геральдика. Виды щитов. Эмблемы.  Цветовая гамма герба. Деление щита. Геральдические фигуры.  Девиз.

 Практическая часть: проект составления семейного герба (герба школы, герба села).

Основные понятия темы: геральдика, герб, гербовник, девиз, эмблема, герольдмейстер.

Основные понятия темы: онома, топоним, именник, внутрисемейные имена, прозвище, фамилия, псевдоним, аллоним, криптоним, контаминация, койноним, калька, анаграмма.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате освоения теоретической и практической частей курсаучащиеся должны

знать:
- названия и содержание основных вспомогательных исторических дисциплин;

- приемы и методы научно-исследовательской и проектной работы;

- основные исторические понятия и термины

уметь:

- самостоятельно ориентироваться в различного рода исторической информации, исторических источниках, их содержании;

- читать схемы, работать с иллюстрациями, документами;

- освоить методы научно-исследовательской работы;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название темы.

Количество часов

1.

Введение.

2

2.

Проектная и исследовательская деятельность.

2

3.

Палеография.

6

4.

Нумизматика.

6

5.

Сфрагистика.

6

6.

Фалеристика.

6

7.

Геральдика.

6

Всего

34

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Дата

1

Введение. Понятие «вспомогательные исторические дисциплины» и их виды.

2

2

Исследовательский проект: струк-тура, основные требования к содер-жанию и оформлению.

1

3

Способы демонстрации и представ-ления исследовательского проекта.

1

4

Что такое палеография?

1

5

Палеографический метод.

1

6

Возникновение письменности у восточных славян. Славянские алфавиты.

1

7

Графика письма и украшение рукописей.

1

8

Практическая работа №1.

1

9

Практическая работа «Создание страницы рукописи».

1

10

Предмет, методы, задачи нумизма-тики.

1

11

Основные понятия нумизматики.

1

12

История возникновения и развития денежных систем.

1

13

О чем рассказывают монеты.

1

14

Русские монеты. 

1

15

Экскурсия в музей «Коллекция монет нашей школы».

1

16

Предмет, методы и задачи сфрагистики. Печать как исторический источник.

1

17

Печати Древнерусского государства и Российской империи.

1

18

Церковные печати.

1

19

Печати современной России.

1

20

Практическая работа №2.

1

21

Практическая работа «Разработка семейной печати».

1

22

Предмет, задачи, методы и основные понятия фалеристики.

1

23

Происхождениенаград.

1

24

История наград.

1

25

Особенности орденов и медалей современной России

1

26

Практическая работа «Проект медали «За успехи в учебе» и т.п.

1

27

Предмет, задачи, методы геральдики.

1

28

Происхождение гербов.

1

29

Теоретическая геральдика. Основные геральдические термины и понятия.

1

30

Русская геральдика.

1

31

Практическая работа «Составление семейного герба»

1

32

Практическая работа «Составление семейного герба»

1

33

Практическая работа «Составление древа родословной»

1

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

Тема «Палеография»

  1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.
  2. Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. М., 2000.
  3. Муравьев А.В. Русская палеография. М., 1977.
  4. Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956.
  5. Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1999.
  6. Янин В.Л. Я послал тебе бересту… М., 1975.

Тема «Нумизматика»

  1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.
  2. Мельникова А.С. Русские от Ивана Грозного до Петра I. История русской денежной системы с 1533 по 1682 гг. М., 1989.
  3. Сотникова М.П., Спасский И.Г. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X–XI вв. Л., 1983.
  4. Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1976.
  5. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого. М., 1979.
  6. Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата. М., 1982.
  7. Щелоков А.А. Свидетели истории. М., 1987.

Тема «Сфрагистика»

  1. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.
  2. Кучкин В.А. Великокняжеская печать с двуглавым орлом грамоты 1497 г. // Вопросы истории. 1999. № 4–5. С. 24–36.
  3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.
  4. Соболева Н.А. Происхождение печати 1497 г.: новые подходы к исследованию // Отечественная история. 2000. № 4. С. 25–39.
  5. Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 1. М., 1970.

Тема «Геральдика»

  1. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.
  2. Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990.
  3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.
  4. Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. М., 2000.
  5. Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М., 2002.
  6. Соболева Н.А. Гербы городов России. М., 1998.
  7. Соболева Н.А. Герб Москвы: К вопросу о происхождении // Отечественная история. 1997. № 3. С. 3–22.

Список литературы для учащихся:

  1. Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки.
  2. Барабин А. Как появился двуглавый орёл в гербе России. // Наука и жизнь, 2001. №3.
  3. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. - М., 1990.
  4. Города России. Энциклопедия. /Гл. редактор Г.М. Лаппо. - М., 1994.
  5. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие./Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. - М., 2003.
  6. Каменцева Е.И., Устинов И.В. Русская сфрагистика и геральдика. - М, 1974.
  7. Кузнецов А. Энциклопедия русских наград. - М., 2002.
  8. Малышев А.И. Бумажные денежные знаки России и СССР. - М., 1991.
  9. Составление родословных схем и родословных древ. Методическое пособие по основам генеалогии./ Составители: Добрынин М. Н., Новосибирское историко-родословное общество, Бородин С. В., Центр патриотического воспитания граждан. Новосибирск, 2011.
  10.  Мурашов Г.А. Титулы, чины, награды. - СПб., 2003.
  11. Семар Г.М. Среди монет, мер и весов. - М., 1992.
  12. Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. - М., 1985.
  13. Соболева Н.А. Русские печати. - М, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...