Разработка урока по истории"Русь и Золотая Орда" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс)

Федотова Екатерина Анатольевна

Работа с источниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя истории и обществознания Федотовой Е.А.

Урок по теме: Русь и Золотая Орда

6 класс

Главная дидактическая цель: Сформировать у учащихся представление о сущности монголо-татарского ига и его последствиях.

Задачи урока:

  1. Ознакомить учащихся с организацией монголо-татарской власти на Руси и показать принципы управления и сущность ига.
  2. Развивать умения работать с исторической картой, продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы.
  3. Способствовать формированию у учащихся отрицательного отношения к любого вида насилию, воспитанию толерантного и гуманного отношения к людям, чувства патриотизма.

Основные понятия: иго, Золотая Орда, вассальная зависимость, ярлык, «ордынский выход», баскаки, улус.

Оборудование:

Атлас: карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке».

Мультимедийный проектор. Презентация
Раздаточный и дидактический материал
Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVII века (6 класс).

Ход урока

Проверка домашнего задания

Учащиеся получают карточки с заданием:

Карточка

  • Отметить на контурной карте границы Руси
  • Показать на контурной карте завоевание татаро-монголами Северо-восточной Руси (подписать завоеванные княжества)
  • Показать на контурной карте завоевание татаро-монголами Южной Руси (подписать завоеванные княжества)
  • Отметить место Невской битвы, подписать, указав дату
  • Отметить место Ледового побоища, подписать, указав дату

Взаимопроверка по парам (открывают атласы и проверяют друг друга), отмечают в листе учета (приложение 1)

Вывод:

  • Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
  • В чем значение побед русского оружия над немецкими и шведскими рыцарями?

Ответы учащихся

Изложение нового материала

Тема урока: Русь и Золотая Орда

Если тема нашего урока называется «Русь и Золотая Орда», то о чем мы с вами будем говорить? Ведь после разорения Древнерусских княжеств монголо-татары возвращались в степи. Может и в 1243 г. они поступили также? Татаро-монголы  установили иго.

Цель урока:

Ребята, давайте посмотрим, какие отношения сложились между  завоеванными русскими княжествами и монголо-татарскими ханами, в чем сущность иго. На этот вопрос мы с вами и постараемся ответить на нашем уроке.

План изучения нового материала:

  1. Образование Золотой Орды
  2. Ордынское владычество
  3. Последствия монголо-татарского ига

1. Образование Золотой Орды.

 Учебная задача: работа с картой. Определить границы государства Золотая Орда. Работа будет осуществляться парно. Задание вы получаете на карточках. На контурной карте, не используя атлас, выполнить следующие задания:  

Карточка

  • Отметить на контурной карте границы Золотой Орды, подписать.
  • Нанеси на карту город Сарай, ставшей столицей Золотой Орды.
  • Отметить реку, на которой  он располагался

Учитель: найдите и покажите на карте земли волжских болгар, половецкую степь, Крым, Западную Сибирь, часть Средней Азии;

(1 ученик вызывается к карте)

Учитель: эти территории объединяет государство Золотая Орда.

 Найди в атласе границы Золотой Орды, столицу Сарай, реку, на которой     располагалась

Задание: Взаимопроверка по парам (открывают атласы и проверяют друг друга), отмечают в листе учета

Учитель:  определите по карте, входила ли Русь в состав Золотой Орды, докажите (разные границы).

Вывод: После завоевательных походов монгольских полчищ образовалась огромная империя от Тихого океана до Дуная. В низовьях Волги Батый повелел поставить город Сарай  и сделал его своей столицей. Возникло новое государство, названными русскими Золотой Ордой.

Древнерусское государство не вошло в состав Золотой Орды, но это не значит, что оно осталось свободным. Монголо-татары установили над Древнерусским государством власть, сделав его своим улусом (записать на доске и в тетрадях учеников с объяснением). Улус – это зависимая территория, владение.

Запись в тетрадях: 1243г. Образовалась государство Золотая Орда. Столица – Сарай (дворец). Монголо-татары установили над Древнерусским государством власть, сделав его своим улусом. Улус – это зависимая территория, владение.

2. Ордынское владычество

Учебная задача: проанализировать текст учебника и выяснить в чем проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды. Основные положения записать в таблицу. Время выполнения задания 6 мин.

Работа по вариантам

  1. В чем проявилась политическая зависимость от Орды?  Учебник          с.  115-116
  2. В чем проявилась экономическая зависимость от Орды? Учебник         с. 116-117

Учитель: политическая зависимость- это подчиненность государства и их правителей завоевателям.

Экономическая зависимость - это влияние на экономику, хозяйство страны

Опрос учащихся, запись в тетрадь таблицы

Проверка, запись в лист учета

Политическая зависимость

Экономическая зависимость

Ярлык - ханская грамота, которая выдавалась русским князьям и подтверждала их право на княжение

Главный ярлык - Владимирский.

Выход- регулярная дань Золотой Орде. Собирали баскаки, которых русские люди должны были кормить и содержать.

Поставлять воинов в монголо-татарские войска.

Вывод: Русские земли попали в вассальную зависимость от Орды. Русские князья подчинялись ханской власти, население должно было сохранять покорность и нести повинности.

3. Последствия монголо-татарского ига

Итак, переходим к выявлению последствий. Чтобы их  выявить, обратимся к источникам - к летописям

Учебная задача: выяснить, какие были экономические, политические, социальные, культурные последствия ордынского владычества. Чтобы их  выявить, обратимся к источникам - к летописям. Отрывки из летописей у вас лежат на партах. Выводы об экономических последствиях заносятся в  таблицу. (экономические последствия делаются совместно с классом в качестве примера, политические и социальные по вариантам самостоятельно)

(Смотри таблицу приложение 2)

Задание коллективное: на основе данных летописи, определить экономические последствия

Лаврентьевская летопись: « В лето 1239 года. Того лета татары взяли Переславль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли и, захватив много людей и имущества ушли.… Того же лета взяли татары Чернигов …  и город сожгли, и людей перебили и монастыри пограбили.… Того же лета зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром сожгли и по Клязьме воевали, и город Гороховец сожгли и вернулись в станы свои…»

Археологи свидетельствуют: « было выявлено, что из 74 изученных городов, относящихся к периоду монгольского нашествия, 49 были разорены Батыем, 14 из них так и не поднялись из пепла».

Учитель: Подумайте, на что еще могло повлиять разорение городов?

Выводы об экономических последствиях заносятся в  таблицу

Вопрос: Что вы подразумеваете под политическими последствиями?

Документ: Убиение князя Михаила Черниговского и боярина его Федора в Орде

В лето 1246 был убит царь Михаил Всеволодович Черниговский окаянным царем Батыем в Орде, а с ним и боярина его Федора. Сей блаженный князь Михаил Всеволодович княжил в Киеве в то время когда безбожный царь Батый пришел на землю русскую и на все православие. Князь Михаил поехал в Татары и велел Батый поклониться огню и их идолам; князь же Михаил не повиновался их повелению… и был без милости заколот нечестивыми…

Вопрос: Что вы под этим понимаете под социальными последствиями?

Работа с Лаврентьевской летописью.

Археологи свидетельствуют: « На берегу Оки, в котловане, вырытом в мерзлом грунте, археологами найдены общие захоронения жертв монгольского нашествия. В них обнаружены останки 143 человек, похороненных уже после ухода татар в последние дни 1237 года. Люди лежали тесными рядами, а местами 2-3 яруса. Завоеватели не пощадили никого вместе с мужскими найдено много женских и детских останков. Одна из женщин держала на груди маленького ребенка. На скелетах – признаки насильственной смерти: следы сабельных ударов, отрубленные кисти рук, застрявшие в костях наконечники стрел».

Выводы в таблицу.

И последний вопрос «культурные последствия» дается в качестве домашнего задания

Закрепление и выводы по уроку: Для того чтобы закончить нашу работу, давайте подведем итоги наших исследований, для этого ответим на несколько вопросов:

  • Как вы считаете, монголо-татарское иго задержало развитие Руси, или остановило его совсем?
  • Русь смогла воспрянуть и освободиться от завоевателей?

 Вывод: Ордынское владычество имело тяжелые последствия для Руси и оказало большое влияние на все стороны жизни. Оно способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы, привело к изменению характера власти, но национально-государственная, культурная, духовная, религиозная самобытность русского народа, несмотря на сокрушительные бедствия, охватившие страну, были сохранены. Это стало основой для будущего возрождения.

На следующем уроке мы узнаем, как русский народ начнет борьбу против завоевателей, так как

Рефлексия:

  • заполнение листа учета.
  • По 5-балльной шкале оценить работу на уроке и зафиксировать на паззле (паззл у каждого на парте) (Приложение 3)

Домашнее задание: (на выбор)

1. § 14 читать, записать в таблицу вывод о культурных  последствиях монгольского нашествия (всему классу)

2. § 14 составить рассказ о борьбе русского народа против ордынского владычества

         3. Придумать вопросы, загадки, ребусы, кроссворд по изученной теме     для обобщающего  урока                

Список использованной литературы

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. – М., Просвещение, 2004.
2. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк. IX – середина XVIII в. – М., Мысль, 1992.

Приложение 1

Лист учета

Фамилия

Имя

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Самооценка за урок

Отметка

учителя

«+» - материал усвоил, выполнил хорошо

«+ -» - материал вызвал затруднения, сделал несколько ошибок

«-» - материал не усвоил, не выполнил задания

Приложение 2

Экономические

Политические

Социальные

Культурные

1.Разорение городов и сел

2. Упадок ремесла

3. Упадок сельского хозяйства

1. Изменение роли и значения князя в государстве, потея влияния.

2. Усугубление раздробленности

1. Резкое сокращение численности населения

2. Обезлюдение городов.

1. Упадок ремесла (утеряны секреты ремесленного производства, стеклянная посуда, многоцветная керамика)

2. погибло множество произведений искусства, письменных источников              

 Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

На данном уроке учащиеся выделяют новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией. Стараются обобщить полученную информацию в форме модели, а также выделить основно...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....