Мастер-класс "Формирование когнетивных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания"
план-конспект занятия по истории (7 класс) на тему
В 2014-2015 учебном году мною в районе был дан мастер-класс для моих коллег - учителей истории по теме, которой я занимаюсь уже три года. Она возникла в ходе обобщения опыта по теме "Формирование разнообразного жизненного опыта учащихся на уроках обществоведческого курса и во внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс по применению технологий критического мышления и когнетивного обучения | 46.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема и план проведения мастер-класса учителя истории и обществознания МКОУ «Киреевская СОШ № 7» Л. А. Башкиной
на 2014-2015 учебный год
Тема: «Формирование когнетивных (мыслительных) компетенций обучающихся средствами исторического и обществоведческого образования как условие развития личности, ориентированной на социальную успешность»
Главная идея: показать практику применения разнообразных когнетивных технологий на уроках истории и обществознания для формирования когнетивных (мыслительных) компетенций обучающихся, которые являются частью становления опыта мыслительной деятельности личности, необходимого для успешной самореализации в жизни.
План занятий:
1 Занятие: «Место когнетивных компетенций в мыслительном опыте личности и роль в их развитии когнетивных технологий» - теоретическая часть, а также элементы практической работы с технологиями в работе с педагогами, участниками мастер-класса - 15. 12. 14 (дата могут уточняться при планировании работы на год)
2. Занятие: «Применение когнетивных технологий на уроке истории и обществознания» - практическое занятие с обучающимися (тема и класс, в котором будет проводиться урок, будут уточнены дополнительно), а затем рефлексия педагогов, участников мастер-класса - 23. 03. 15 (дата могут уточняться при планировании работы на год)
Мастер-класс учителя истории и обществознания
МКОУ «Киреевская СОШ № 7» Л. А. Башкиной
на 2014-2015 учебный год
Тема: «Формирование когнетивных (мыслительных) компетенций обучающихся средствами исторического и обществоведческого образования как условие развития личности, ориентированной на социальную успешность»
Главная идея: показать практику применения разнообразных когнетивных технологий на уроках истории и обществознания для формирования когнетивных (мыслительных) компетенций обучающихся, которые являются частью становления опыта мыслительной деятельности личности, необходимого для успешной самореализации в жизни.
1 Занятие: «Место когнетивных компетенций в мыслительном опыте личности и роль в их развитии когнетивных технологий» - теоретическая часть, а также элементы практической работы с технологиями в работе с педагогами, участниками мастер-класса - 15. 12. 14 (дата могут уточняться при планировании работы на год)
План проведения занятия
1. Вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
2. Основная демонстрационная часть:
а) комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер;
б) обсуждение занятия самими участниками мастер-класса
3. Подведение итогов руководителем мастер-класса.
Задание аудитории - Стратегия «Инсерт» “ применяется с использованием одноименной таблицы, следует по ходу изложения материала отмечать в соответствующие колонки свое отношение к прослушенной информации и технологиям работы:
Этап мастер-класса | значок | Ключевая фраза |
Вступительная часть | ||
Комментирующая часть |
Условные значки
«✓» – уже знал
«+» – новое
«–» – думал иначе
«?» – есть вопросы
1. Идея моего мастер-класса родилась во время реализации работы по теме моего обобщенного опыта «Создание условий для формирования разнообразного жизненного опыта обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности». Говоря о формировании разнообразного жизненного опыта, я сделала вывод о необходимости формирования мыслительного опыта, прежде всего, и развития в связи с этим когнетивных компетенций.
В современных исследованиях интеллекта вместо понятий «внимание», «память», «мышление», которые характеризуют познавательную деятельность человека, используется термин «когнитивный». М. Е. Бершадский утверждает, что термин «когнитивный» описывает познавательную деятельность с точки зрения процессов информационного обмена человека с окружающей средой.
Когнитивная психология породила новое направление в педагогике – когнитивные технологии обучения. Под когнитивными педагогическими технологиями мы понимаем учебный процесс интеллектуального развития обучаемых, основанный на модульном представлении учебной информации. В рамках когнитивного подхода учащийся считается активным и сознательным участником процесса учения, а не объектом обучающей деятельности педагога, то есть реализуются субьект-субъектные отношения между учащимися и учителем, а процесс учения имеет личностно и социально обусловленный характер.
Одно из центральных понятий когнитивной технологии – понятие когнитивные схемы. Человек воспринимает информацию с помощью доступных ему когнитивных схем. Развитие нового учебного материала всегда сопровождается применением некоторых приемов, методов познания или логических операций, которые представляют собой способ преобразования информации. Для встраивания новой информации в уже имеющуюся у обучаемого систему знаний необходимо, чтобы в его сознании существовали когнитивные схемы, способствующие каждой применяемой процедуре. Поэтому главным результатом является то, что человек способен переносить знания, либо стратегии мыслительной деятельности из одной области в другую. Исследование предшествующего знания с точки зрения переосмысления обеспечивает изучение содержания переноса, его применение в формировании новых учебных стратегий способствует оживлению интереса к содержанию предметного и метапредметного обучения. Ещё одним критерием когнитивного развития в процессе обучения является понимание субъектом своей способности выполнить определенную задачу (уровень развития рефлексии) и эффективность стратегии, которой руководствуется субъект в познавательной деятельности для достижения цели.
Конечно, применение когнетивных технологий и сопряженных с ними, я использую не во всех классах и не на всех уроках подряд, но есть определенные результаты. Главное – растет интерес к предмету.
Наряду, с когнетивными технологиями, лежащими внутри следующих методов (конструирования понятий, символического видения, эмпатии (вживания) и др.), я применяю близкие к ним технологии развития критического мышления.
2. Мы переходим ко второй части нашего занятия, на которой мне бы хотелось продемонстрировать вам некоторые элементы когнетивных технологий и сопряженных с ними технологий критического мышления с вашим непосредственным участием.
а) Задание, которое я использую для работы в 8 классе на уроках обществознания, когда мы изучаем темы, связанные с духовной сферой (Долг и совесть. Совесть – внутренний самоконтроль, моральный выбор.), 9 класс, когда говорим о правонарушении, юридической отвественности, 10 класс – смысл и цель жизни человека, объединяет сразу два когнетивных метода: метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта и метод символического видения. Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе её смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности.
Обсуждение притчи «Гвоздь воспитания».
Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.
Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
- Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.
- Гвоздей нет, а дырки остались…
Что означает смысл названия «Гвоздь воспитания»? Что означает выражение «прибить к позорному столбу»? Представьте себя на месте этого подростка, какие чувства испытали бы вы? Почувствовали бы вы тоже самое? Почему подросток плакал? В чем смысл притчи? Какую аллегорию представляет этот столб? Изобразите столб с гвоздями, а потом без гвоздей. Подберите другие аналогичные образы.
б) Работа с различными схемами
Синквейн
1 строка: Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка: Описание темы (два прилагательных)
3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
Прием «Фишбоун»
(«Рыбная кость»)
Голова – проблема (название изучаемого явления)
Верхние кости – причины (явления)
Нижние кости – факты (последствия явлений)
Хвост - вывод
Подобные мы составляли по причинам объединения русских земель, по темам «Реформация», «Война за независимость в североамериканских колониях Англии» и др.
Работа с когнетивными картами
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. В карте каждое понятие темы проводится через эти познавательные операции и ребенок сам отмечает, на каком он уровне находится, куда он должен двигаться и к чему он должен прийти. Эта технология помогает решать задачу метапредметности, повышения мотивации, построение субъект-субъектных отношений.
Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе. Тема «Великие географические открытия
и их последствия»
Значки | Ключевые слова |
✓ | Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию |
+ | Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость |
– | Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов |
? | Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары |
Условные значки «✓» – уже знал; «+» – новое ; «–» – думал иначе; «?» – есть вопросы
Раздаточный материал
Стратегия «Инсерт»
Следует по ходу изложения материала отмечать в соответствующие колонки свое отношение к прослушенной информации и технологиям работы:
Этап мастер-класса | значок | Ключевая фраза |
Вступительная часть | ||
Комментирующая часть |
Условные значки «✓» – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы
Стратегия «Инсерт»
Следует по ходу изложения материала отмечать в соответствующие колонки свое отношение к прослушенной информации и технологиям работы:
Этап мастер-класса | значок | Ключевая фраза |
Вступительная часть | ||
Комментирующая часть |
Условные значки «✓» – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы
Стратегия «Инсерт»
Следует по ходу изложения материала отмечать в соответствующие колонки свое отношение к прослушенной информации и технологиям работы:
Этап мастер-класса | значок | Ключевая фраза |
Вступительная часть | ||
Комментирующая часть |
Условные значки «✓» – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы
Обсуждение притчи «Гвоздь воспитания».
Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.
Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
- Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.
- Гвоздей нет, а дырки остались…
Что означает смысл названия «Гвоздь воспитания»? Что означает выражение «прибить к позорному столбу»? Представьте себя на месте этого подростка, какие чувства испытали бы вы? Почувствовали бы вы тоже самое? Почему подросток плакал? В чем смысл притчи? Какую аллегорию представляет этот столб? Изобразите столб с гвоздями, а потом без гвоздей. Подберите другие аналогичные образы.
Обсуждение притчи «Гвоздь воспитания».
Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.
Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
- Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.
- Гвоздей нет, а дырки остались…
Что означает смысл названия «Гвоздь воспитания»? Что означает выражение «прибить к позорному столбу»? Представьте себя на месте этого подростка, какие чувства испытали бы вы? Почувствовали бы вы тоже самое? Почему подросток плакал? В чем смысл притчи? Какую аллегорию представляет этот столб? Изобразите столб с гвоздями, а потом без гвоздей. Подберите другие аналогичные образы.
Обсуждение притчи «Гвоздь воспитания».
Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.
Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
- Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.
- Гвоздей нет, а дырки остались…
Что означает смысл названия «Гвоздь воспитания»? Что означает выражение «прибить к позорному столбу»? Представьте себя на месте этого подростка, какие чувства испытали бы вы? Почувствовали бы вы тоже самое? Почему подросток плакал? В чем смысл притчи? Какую аллегорию представляет этот столб? Изобразите столб с гвоздями, а потом без гвоздей. Подберите другие аналогичные образы.
Синквейн
1 строка: Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка: Описание темы (два прилагательных)
3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
Прием «Фишбоун»
(«Рыбная кость»)
Голова – проблема (название изучаемого явления)
Верхние кости – причины (явления)
Нижние кости – факты (последствия явлений)
Хвост - вывод
Работа с когнетивными картами
Тема урока: «В рыцарском замке» Количество часов: 1 Класс 6
Основные понятия урока | Цели урока | ||
знание | понимание | применение | |
1.Рыцарь. | Характеризую рыцаря как представителя особого социального слоя Средневекового общества. Раскрываю современное понимание слова рыцарь. | Привожу примеры рыцарских обязанностей по отношению к своему сеньору. Называю, чем они вознаграждались за несение службы на сеньора. | Составляю рассказ о жизни средневекового рыцаря. |
2. Рыцарский замок. | Характеризую замок как жилище феодала. Перечисляю основные части рыцарского замка. | На исторической иллюстрации нахожу основные части рыцарского замка. Объясняю их назначение. | |
3. Снаряжение рыцаря. | Перечисляю основные элементы снаряжения средневекового рыцаря. | На исторической иллюстрации нахожу основные элементы снаряжения средневекового рыцаря. Объясняю их назначение. | |
4. Рыцарский турнир. | Даю определение турниру как средневековому состязанию. Перечисляю этапы рыцарского турнира | Привожу примеры описания рыцарских турниров в исторической литературе | |
5.Кодекс рыцарской чести. | Характеризую кодекс рыцарской чески как свод законов. Называю основные из них. | Выделяю качества, особенно высоко ценившиеся среди феодалов. Соотношу их с реальным обликом и поведением господ? | Составляю текст Кодекса рыцарской чести. |
Тема урока: «Понятие, экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре, свободное и зависимое население» Количество часов: - 2 часа Класс - 6
Предметные понятия | Уровень знания | Уровень понимания | Уровень применения |
Феодальная раздробленность Натуральное хозяйство Удел, удельное княжество Вотчина, поместье Удельный князь Боярин Зависимые крестьяне | Даю определение, называю основные признаки феодально- раздробленного государства Даю определение, определяю основные свойства данного вида хозяйственной деятельности Знает понятие, определяет место этого понятия в системе феодально-раздробленного государства Даю определение с указанием главных черт, которые отражает данное понятие Даю определение, объясняет происхождение понятия Даю определение, называет формы зависимого населения | Выделяю причины перехода Древнерусского государства к состоянию ф.р., показываю на карте крупные княжества Противопоставляю и узнаю признаки понятия в ряду понятий по хозяйственной жизни (например товарное) Называю на какие уделы распались крупные княжества, объясняю как это связано с ростом княжеской семьи, показываю на карте Объясняю место удельных князей в системе княжеской власти, роль бояр в борьбе за власть. Определяю место данной социальной категории в системе феодальных отношений Объясняю причины зависимого положения крестьян и определяет различие в категориях | Определяю место ф.р. в процессе развития государства, её последствия для дальнейшей истории Применяю для описания особенностей жизни в период феодализма Описывает систему уделов при рассказе о процессе углублении раздробленности Описываю при рассказе о процессе дробления русских земель Применяю при описании властных отношений в раздробленном государстве Описываю положение различных категорий зависимого населения в русском обществе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.
Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...
Дидактическая сказка и детский рисунок как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания
В современном Российском обществе наблюдается тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Познание истории и обществознания облекается в новые формы, основанные на самостоятельном поиске инфо...
Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»
Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Выступление на школьном методическом объединении...
Статья " Образовательные технологии в формировании компетенций студентов на уроках истории и обществознания"
В статье рассмотрены некоторые образовательные технологии, которые существенно влияют на формирование компетенций у студентов на уроках истории и обществознания....