Цели: Образовательная: Создать условия для усвоения учащимися понятия «основания», их состава и классификации, рассмотреть названия оснований. Развивающая: Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности. Воспитательная: Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность. Тип урока: комбинированный. Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, мультимедийный проектор, презентация, учебник, образцы веществ ( гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид кальция), оборудование для опытов ( штативы, пробирки, химические стаканы, стеклянные палочки, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, индикаторы). Ход урока 1. Организационный момент. Учитель: Добрый день, ребята! Садитесь! Я рада нашей встрече, и пусть за окном не солнечный день, но в нашем классе тепло и уютно и это нам поможет работать плодотворно и эффективно. 2. Химическая зарядка. Любой день положено начинать с зарядки. Вот и наш урок мы тоже начнем с химической зарядки. Слайд №…………… Разгадайте слова-анаграммы, переставив буквы в правильном порядке. «СКЕПО» - кислотный оксид, нерастворимый в воде. (Песок) «СИВЗЕТЬ» - вещество, которое «гасят» водой и используют в строительстве.(Известь) «КУГЫЛИСЕЛЙ» - газ, поглощаемый из атмосферы растениями для фотосинтеза.(Углекислый) «ЗЯЖЕКЛЕН» - бывает красный, бурый и магнитный. (Железняк) 3. Проверка домашнего задания. Учитель: Ребята! Песок, негашеная известь, углекислый газ, железная руда – все это оксиды. Давайте напишем на доске их формулы, распределим на две группы и дадим химические названия, но сделаем это в процессе состязания. А) Игра «Умницы и умники». Передо мной сидят красивые и умные молодые люди. А кто умнее, мальчики или девочки? Сейчас проверим. Вызываются самая умная девочка и самый умный мальчик в классе. ( индивидуальная работа 2-х учеников на доске). Мальчик: Оксиды металлов: СаО – оксид кальция, Fe2O3 – оксид железа (Ш). Девочка: Оксиды неметаллов: SiO2 – оксид кремния (IV), СО2 – оксид углерода (IV). Б) Фронтальный опрос. Учитель: А пока умники состязаются, я задам несколько вопросов классу. - Что такое оксиды? - В каких агрегатных состояниях при н.у. встречаются оксиды? Приведите примеры. -На какие группы делятся оксиды? -Какие оксиды называются кислотными? Какие вещества им соответствуют? -Какие оксиды называются основными? Какие вещества им соответствуют? Вывод по игре «Умницы и умники»: Давайте посмотрим, кто же победил в состязании «Умницы и умники» (исправление ошибок, коррекция знаний). в) Учитель: Я вижу, что вы знаете, что такое оксиды и как записывать их формулы. Теперь проверим, как вы знаете химические свойства веществ класса оксиды. Карточка №1. Задание: Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты: Вариант 1. Вариант 2. СаО + Н2О= Са(ОН)2 SO2 + H2O= Н2 SO3 CuO + 2HCl= CuCl2 + H2O CO2 + 2KOH= K2CO3 + H2O Взаимопроверка: Слайд № . Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок? Кто допустил ошибки? Вопрос: -С какими веществами могу реагировать основные оксиды? ( с кислотами, водой –только 1А и 2А групп) - С какими веществами могут реагировать кислотные оксиды? ( с основными оксидами активных металлов, с щелочами и водой) Учитель: Ну, вот мы и закончили проверку ваших знаний. 4. Изучение нового материала. А) Актуализация знаний. Учитель: Сегодня мы будем говорить об очень важном классе химических соединений, который состоит не из 2-х химических элементов, а из 3-х. Что же это за вещества? Попробуйте отгадать загадку. Дом без них ты не построишь, И одежду не отмоешь, Нет на даче их – Ой! Ай! Погибает урожай! Не заводится машина, Чаю даже не попьешь! Что ж за вещества такие? Может, ты их назовешь? Предположительный ответ учащихся: Основания. Вы правильно определили тему нашего разговора. Я хочу её немного конкретизировать. Посмотрите на слайд и запишите в тетрадь тему урока: «Основания. Состав, классификация, номенклатура». Д/З: пар. 31, с. 99 №1-3, подготовить презентацию о применении оснований. Б) Определение оснований. Учитель: Перед вами формулы нескольких оснований: KOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3. В столбик запишите их в тетрадь. -Что общего между этими веществами? Найдите три сходства. ( есть группа –ОН, все они состоят из 3-х элементов, содержат металлы). -Дадим определение данному классу веществ: Возьмите свои учебники, откройте на стр. 93 пар. 31 и найдите точное определение оснований. Выпишите его в тетрадь (словарная работа). Прочитайте определение еще раз. ОСНОВАНИЯ – это сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими гидроксогруппами. В) Номенклатура оснований. Учитель: Чтобы составить химические формулы оснований, необходимо руководствоваться свойством валентности. ( демонстрация карточек)Гидроскогруппа имеет валентность -1. А металлы имеют разную валентность. Например: КОН – калий – 1 валентен, -ОН – 1 валентна. Са(ОН)2 – кальций двухвалентен, следовательно, гидроксогрупу следует взять в скобки и написать дважды. Fe(OH)3 – железо трехвалентно, значит, гидроксогрупп к нему присоединится три. Учитель: А как правильно называть основания? Слайд №…… Первым в названии пишется слово «гидроксид» + название металла ( в род. Падеже). Если металл имеет переменную валентность, то ее указывают в скобках после формулы; Задание: Дать названия написанным ранее основаниям.( работа у доски) КОН – гидроксид калия; Са(ОН)2 – гидроксид кальция; Fe(OH)3 – гидроксид железа (III); Г) Классификация оснований. Слайд № . Учитель: По растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые и малорастворимые, или щёлочи и нерастворимые. Учитель: Запомнить, какие основания являются растворимыми, а какие нет, вам поможет таблица растворимости в конце учебника. (Учитель знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости). Задание: определить растворимость написанных ранее оснований (работа у доски). КОН – гидроксид калия – растворимое (щелочь); Cа(ОН)2 – гидроксид кальция – растворимое (щелочь); Fe(OH)3 – гидроксид железа (III) – нерастворимое основание. Д) Физические свойства оснований. Учитель демонстрирует образцы оснований: NaOH , КОН, Ca (OH)2 – твердые белые кристаллические вещества, очень гигроскопичные. Учитель: - Если некоторые основания называют растворимыми, значит, они должны растворяться в воде. Демонстрационный химический эксперимент «Растворение оснований в воде». Вывод: Гидроскиды натрия и калия – растворимы в воде. Учитель: Растворимые основания – опасные вещества. Давайте познакомимся с правилами техники безопасности при работе с щелочами. В к л ю ч и т ь к о м п ь ю т е р!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Правила техники безопасности при работе с щелочами: Щелочи – едкие вещества, разъедают кожу, дерево, бумагу. Гидроксид натрия NaOH - называют «едкий натр», а гидроксид калия КОН – «едкое кали». 2. Если раствор щелочи попал на кожу, может образоваться язва. Чтобы этого не случилось, немедленно смойте ее большим количеством проточной воды и протрите поврежденный участок слабым раствором борной кислоты. Е) Физические свойства нерастворимых оснований. Учитель: А как выглядят нерастворимые основания? Хотите увидеть? Но для этого необходимо сначала их получить. Для учащихся: Химический эксперимент №1 «Получение нерастворимых оснований». Инструктивная карта №1. В Ы К л ю ч и т ь к о м п ь ю т е р!!!!!!!! Возьмите пробирку и налейте в нее 1-2 мл раствора сульфата меди (II). Добавьте в нее несколько капель раствора гидроксида натрия. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. Закончите уравнение химической реакции: CuSO4+…NaOH=Cu (….) 2 + …..OH. Вывод: В результате реакции выпадает нерастворимый осадок гидроксида меди (II) голубого цвета. Ж) Распознавание оснований с помощью индикаторов. Учитель: Ребята! А вдруг лаборант перепутал вещества, и приготовил растворы других веществ? Как можно отличить гидроксиды от других веществ? Для этого существуют специальные вещества – индикаторы, которые изменяют свой цвет под действием растворов щелочей и кислот. К ним относятся лакмус, фенолфталеин и метилоранж. Индикатор в переводе с латинского значит «указатель». Вот пусть они нам и укажут, щелочи перед нами, или нет. Для учителя: Химический эксперимент №2 «Изменение окраски индикаторов в щелочах». В к л ю ч и т ь п р о е к т о р !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Сейчас мы сверимся с таблицей на слайде. (Обсуждение таблицы на слайде). Вывод: В растворах щелочей лакмус – синеет, фенолфталеин становится малиновым, а метилоранж – желтым. Ш. Физкультминутка. Учитель: Ребята! Наверное, вы уже утомились, пора размяться. Проведем физкультминутку. Повторяйте упражнения за мной. Очень химию мы любим! Шеей вправо-влево крутим. К знаниям найдем дорожку, И попрыгаем немножко. Есть в оксидах кислород – Делай вправо поворот. А в кислотах – водород! Делай влево поворот. Лакмус в щелочи синеет, Шагом марш! Быстрей! Бодрее! Есть гидроксогруппа в ней, Сжали кулачки сильней! Много разных есть солей, Приседаем. Веселей! Вы учиться не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь! Стоп, закончена зарядка, Вдох и выдох для порядка. И готовы вы опять На вопросы отвечать. Спасибо! 1У. Закрепление изученного материала. А) Игра «Найди потерявшихся родственников». Б) Командная игра «Третий лишний». Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке. Парта | Формулы веществ | 1 парта | Fе(ОН)2, Na2O, СаО, SO2. | 2 парта | Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2. | 3 парта | КOH, NaOH, Ва(ОН)2 , Fe(OH)2. |
Обсуждение результатов игры. Слайд №…………. V. Рефлексия. Учитель: Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы все вместе узнали что-то новое, и всё же каждый для себя совершил какое- то открытие. Поделитесь этим открытием, закончите предложение: Сегодня на уроке мне удалось узнать, что... По этой теме я хочу еще узнать…….. Запишите продолжение этого предложения в тетрадях. Итак, озвучьте свои записи. Позвольте и мне продолжить эту фразу. - Сегодня на уроке мне удалось пообщаться с замечательными молодыми людьми, которые станут украшением нашего общества. Так как, урок у нас сегодня необычный, я разрешаю вам поставить каждому из вас себе оценку. Возьмите в руки карточки с цифрами и оцените себя. Обсуждение ответов. VI. Д/З: пар. 31, с. 99 №1-3, подготовить презентацию о применении оснований. VII. Минутка занимательной химии. Отгадай загадку. |